Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до XV века). 2 страница



Итак, черты сильной государственности и подавление не­санкционированной инициативы и предприимчивости людей характеризовали начальный этап развития Древнерусского го­сударства, хотя без определенных проявлений этой инициативы (во внешней торговле, ремесле и торговле в городах) Киевская Русь не смогла бы существовать.

Основной экономический процесс, объединяющий Древ­нюю Русь - это не производство продукции и даже не торговля, а сбор и перевозка налогов. Сбор дани (полюдье) длился с но­ября по апрель. Князь ехал за полюдьем с "400 мужами", про­должительность пути сборщиков налогов по периметру была 1200 - 1500 километров. И эту массу людей должно было при­нять становище. В это становище свозили дань из глубины тер­ритории, ее размер был определен. Местные князья заботились о равномерности взимания дани и ее умеренности. Княгиня Ольга после убийства на полюдье мужа - князя Игоря, неуме­ренно собиравшего налог, ввела "урок" - определенный размер дани. При Ольге также из "людей", живущих по "весям" (деревням) выделились "смерды", обслуживающие погосты, по­могающие распределять дань (будущие чиновники). Но этим, конечно, не ограничивались. Дань взималась и во время полюдья ("на постой"), была отработка в виде изготовления ладей, пару­сов для внешней торговли, отработочной ренты. Платили смерды и "уставы" - судебные пошлины и поборы. В "Пространной Правде" (XII век) описан весь механизм сбора вир (дани). Здесь вирник мог брать от сбора 20 процентов. Но лишние поборы могли стоить ему жизни. Определенность дани дает возможность произвести что-то для себя, для своей семьи и обмена, но неза­щищенность "людей" делала их легкой добычей любого проез­жего вооруженного человека, учитывая нравы.

5-6 миллионов жителей Древней Руси сами обеспечивали себя хлебом, но производительность труда была низка, и в годы неурожая случался голод. Указание о зерне как предмете вывоза из Руси в иностранных письменных источниках - случай редчайший. Судя по всему, производительность труда в земле­делии была очень низка, и чтобы заплатить дань, нужны были промысловые источники дохода. Именно благодаря промыслу добыче шкурок зверей - и зарождались первые обменные и то­варные отношения. Но о внутренней стороне экономической жизни Древней Руси и о возможностях предпринимательства мы скажем несколько позже. А сейчас - о продолжении судьбы собранной дани и роли ее в хозяйстве Руси. В этом новом качестве - как товар на вывоз - полюдье становилось предметом предприимчивости многих людей: князей, бояр, дружинников, купцов. Учитывая промысловый характер дани: меха, шкуры, воск, мед, и то, что ее добыча не улучшала состояния ни про­изводительных сил, ни хозяйственных отношений в обществе, предприимчивость такого рода имела поверхностный характер и не закручивала хозяйственный механизм или запускала его очень медленно.

Внешняя торговля Киевской Руси, являвшаяся продолжени­ем сбора полюдья, по своей масштабности, по необычайной организационной сложности, по неизбежной мощной поддерж­ке военными силами молодого государства IX - середины X века выражала в себе сильное государственное начало. Глав­ным направлением внешней торговли в это время было южное, где основным партнером была Византия. Во внешней торговле был заинтересован сам великий князь. Олег в 912 году, Игорь в 945 году (с ним были 25 купцов), Святослав в 972 году в дого­ворах с греческими императорами вносили положения и о ку­печестве. Поскольку никаких территориальных претензий не предъявляли, то можно предположить, что именно торговля и признание Руси Византией и были главной целью походов на Царьград. Татищев В. Н. пишет, что "Владимир в 990 году многих ремесленников в Россию из Грек и Болгар призвал и многие рукоделия завел". Договоры и соглашения 860, 907, 922, 944, 971, 988 годов, упоминаемые в летописях, несмотря на различную выгодность для Руси, в целом свидетельствуют о том, что усилия русских князей достигали цели, что подтвер­ждает высокий уровень организации торговых отношений с Византией. Торговые договоры заключались Византией от лица цесаря, а с русской стороны от имени великого князя киев­ского или от имени его вассалов, что указывало на выраженный государственный характер.

Размах внешней торговли красноречиво характеризует и восточный географ, написавший "Книгу путей и государств". "Что же касается до русских купцов, а они - вид славян, то они вывозят бобровый мех и мех черно-бурой лисицы и мечи из самых отдаленных частей страны славян к Черному (Русскому) морю, а с них десятину взимает царь Византии. Славянские купцы ходили караванами даже в Багдад, где переводчиками им служили славянские рабы".

Изготовление флота для сбыта полюдья занимало зимнее время и часть весны - на это тратились усилия тысяч безоплатных плотников и корабелов, усилия тысяч ткачих, делающих ткани для парусов. В IX - X вв. собирали 400 - 500 судов полю­дья. Византия даже пыталась ограничить наплыв русских това­ров на свои рынки. Но со стороны Руси это не были избы­точные товары, не нашедшие применения внутри страны, просто молодому государству и верхушке знати нужны были предметы роскоши для придания блеска и "цивилизованности" их власти. Подробное и красочное описание трудного и опас­ного путешествия русских купцов в Византию дано Н. М. Ка­рамзиным в "Предании веков". "В апреле месяце собирается весь российский флот в городе Вышичеве, откуда идет уже к порогам. Днепровские пороги русские проходили с большим трудом под обстрелом печенегов. Дойдя до четвертого и самого опасного, то есть Неясытя, купцы выгружают товары и ведут скованных невольников около 6 тысяч шагов. Печенеги ожи­дают их также за порогами. Отразив и этих разбойников и доп­лыв до острова св. Григория, руссы приносят жертвы богам. Эта торговля, без сомнения, приносила большую прибыль, если россияне отваживались пройти через столько трудов и опасно­стей. В отличие от русских купцов, цареградские купцы не хо­дили через Днепровские пороги, и в Киеве торговали тогда в основном херсонцы".

В X веке русские купцы имели торговый двор в Константи­нополе, возле церкви св. Мамонта. После принятия на Руси христианства в Константинополе возник русский квартал (емболос). Золотые ворота нередко именовались Русскими, так как через них проходили русские купцы. Аналогичные торговые дворы, судя по сообщениям арабского автора Ибн-аль-Асира, имели русские купцы в городах Крыма. Договор 907 года, на­пример, вводит нас в бытовую обстановку жизни русских "гостей" в Константинополе, когда Киевская Русь диктовала свои пожелания, а Византия в меру возможностей ограждала свои права. Русские послы получали любое содержание, какое хотели. Все это говорило о высоком профессионализме русских купцов и о мощности государства - Киевской Руси. В Констан­тинополе русские "гости" проводили все лето, возвращаясь лишь для сбора нового полюдья. Ежегодно в Киев приходили русские купеческие флоты из Константинополя настолько бога­тые и важные для общей государственной пользы, что князья, ожидая их, присылали войско к Каневу для обороны судов от половцев. Частное предпринимательство не играло во внешней торговле Древней Руси заметную роль, в том числе и по причине сложности и опасности международных торговых кон­тактов. Караванная торговля под контролем и охраной государ­ства была единственно возможной.

В IX - X вв. удачные войны и внешняя торговля россиян служили обогащению страны в течение ста лет и более. Узнав пышность константинопольского двора, великие князья хотели ему подражать. Нередко российские послы именем государя требовали от греков в дар царской одежды и венцов, что импе­раторы делали с неохотой, желая отличаться от "варваров". Друзья Владимира, обедая у князя, ели серебряными ложками. Мед, древнее любимое питье россиян, был еще душою "царских пиров". Но киевляне в Олеговы времена уже имели в своих погребах греческие вина и южные плоды. Богатые люди носили шелковую пурпурную одежду, драгоценные пояса, сафьяновые сапоги и прочее. Архитектурные сооружения, жи­вопись, различные украшения заказывались мастерам и нужны были именно состоятельным людям. Богатство стимулирует развитие искусств и науки, поэтому чем богаче страна и ее жи­тели, тем лучше там развиваются прикладные стороны культу­ры, не связанные с удовлетворением первичных потребностей. Ремесленники-мастера, выполняя заказы, совершенствуют свое ремесло. Но работа в основном по государственным заказам делает самостоятельно нежизнеспособными эти ремесла и ис­кусства, и с появлением проблем у государства они полностью вымирают, что и стало происходить в Киевской Руси при пере­носе торговых путей.

На первом этапе международной торговли Русь имела тран­зитную и обменную связь и с Западом, и с Востоком. Киев и русских купцов - "рузариев" хорошо знали в Центральной и Северной Европе, представляли им значительные льготы, так как они с оружием в руках пробивались через кочевнические заслоны хазар, мадьяр, печенегов, внутренних болгар и снабжа­ли европейцев восточными товарами. Эти товары закупали на Востоке сами русские купцы или доставляли мусульманские купцы из Булгара в Киев. Приазовье и Нижний Днепр были наводнены в ту пору славянами. Наезженный путь вел от Киева на запад к Кракову и далее к Регенсбургу на Дунае.

Письменные источники свидетельствуют о связях Руси с Германией. В Кельне были известны купцы из Киева и Влади­мира. Новгород и Киев торговали с центрами Южной Прибалти­ки - Любеком, Волином, Штеттином. В торговле медом, воском, мехами русские купцы не имели конкурентов. Участвовали в торговле с Русью английские и ирландские купцы, которые имели в Киеве свой храм св. Марии. Торговля с русскими упо­минается и в скандинавских сагах. В торговле со странами Бал­тийского и Северного морей участвовали русские купцы. В свою очередь, интересные сведения о русско-скандинавской торговле содержатся в Новгородской летописи. Ездили наши купцы и в Данию, куда было можно доплыть за месяц. Есть сведения и о торговле с Францией. Сюда из Руси поступали меха, которые упоминаются во многих произведениях француз­ской художественной литературы. Торговля между столь отда­ленными странами была трудней, выражение "идти на Русь" стало синонимом гибельного похода. И все же торговые связи Франции и Руси были, о чем свидетельствуют находки лимож-ских эмалей в городах Руси: Суздале, Новгороде, Ростове, а также небольшое количество французских монет. Русь получала из Западной Европы серебро, но большая часть его переплавля­лась в слитки и шла на изготовление ремесленных изделий (а не монет, что свидетельствует о слабой внутренней торговле). Торговые отношения регулировались городским рынком, кото­рый был в каждом древнерусском центре. Титмар Мерзебург-ский говорит о восьми киевских торжищах, о двух в Подоле, о новгородском торге на торговой стороне1. Можно упомянуть и об еще одном иностранном дворе в Киеве - известном под на­званием "урочище Козаря", что указывает на существование в IX - X вв. торговой слободы хазарских купцов.

В восточном направлении важным и хорошо организованным был путь из Киева в Булгар на Волге. Он был разделен на два­дцать станций, расположенных примерно в семидесяти километ­рах друг от друга. Владимир Креститель в 1006 году заключил с волжскими болгарами, как наиболее сильным тогда купеческим народом, торговый договор, по которому позволял им по всему государству проезжать беспошлинно. В том договоре был инте­ресный (и, как считает В. Н. Татищев, полезный) пункт, по ко­торому булгарам можно было торговать только с русскими куп­цами, а не продавать товары ни крестьянству, ни шляхетству и не покупать у них2 (своеобразный меркантилизм, протекционизм).

Далее на Восток дорога шла от Каспия караванами в Багдад или до Китая, где купцы продавали свой товар по высокой це­не, покупали восточные товары: пряности, вина, оружие, укра­шения, ткани, китайские шелка по низким ценам и вывозили все это на Запад, где русских купцов в восточными товарами ждали с нетерпением. Русские караванщики - воины-купцы являлись далекими предшественниками Афанасия Никитина, так как добирались почти до ворот Индии, находившихся в де­сяти днях пути от Балха, а в Рее пересекали будущий путь твер­ского купца. Русские купцы представляли русское государство и великого князя, так как предметы их продажи принадлежали в основном ему.

Объектом внешней политики являлась на Руси и вся внеш­няя торговля со стороны иностранных государств. Иностранные купцы должны были получить разрешение князя на проезд через его владения. Они также обязаны были первыми предста­вить все свои ввезенные товары князю, из которых он мог вы­бирать лучшие, после чего эти товары (их остатки) могли по­ступать на вольный рынок. Иностранные купцы, объединяясь в сообщества по национальному признаку, добивались от князя заключения соглашения, по которому их нации представлялись лучшие права, чем другим купцам. Поэтому купцы разных стран старались сделать такие особые уступки великому князю и его администрации, которые бы обеспечили особо благопри­ятные права за их нацией1.

Таким образом, внешняя торговля, приносящая наибольший доход Руси, осуществлялась под контролем великого князя и его двора. Растущая экономическая сила русских купцов заста­вила бы их отстаивать свои права и экономическую независи­мость, но исторического времени на эти постепенные процессы отпущено не было.

К середине X века приходят в упадок и теряют историческое значение Болгария и Хазария. Волжские походы Святослава привели к тому, что Хазария перестала играть роль сдержи­вающего щита, и в степные просторы Восточной Европы хлы­нули орды тюрков-кочевников. Они перерезали торговые пути России на Восток. Немного позже - в XI - XIII вв. - под удара­ми турков-сельджуков пал ряд восточных государств Арабского Халифата, и это характеризовало второй, трудный для Руси этап международной торговли. Резко сократились связи России с этими странами, а также приток восточного монетного сереб­ра. Хотя после определенного упадка торговые связи с народа­ми Средней Азии, Ирана, Кавказа продолжались до монголь­ского нашествия.

С X века стали подвергаться нападениям и южные границы Руси: в ее пределы вторгались печенеги. Руссы стремились жить с ними мирно, покупали у них скот. Но с этого времени еще более усиливается военная, оборонительная (иногда и. на­ступательная) ориентация Руси. Государственные начала, как в каждом государстве, находящемся в состоянии боевой готовно­сти, усилились. Возрастало применение не свободного труда смердов, а холопов, так как при использовании рабов быстрее создавались запасы продовольствия для военных нужд, но это подрывало основы экономики. Города становились "крестьян­скими", свободные городские общины не создавались.

В то же время в XI веке Киев начинает терять свое торговое значение. После крестовых походов были установлены прямые торговые пути между Западом и Востоком, минуя днепровскую магистраль. В 1082 году византийский император Алексей Комнен в благодарность за спасение Византии от турков и печенегов дает очень выгодную грамоту Венеции на торговлю. Итальянские купцы перехватывают традиционные торговые пути в Византию и другие страны Востока. В средиземномор­ском бассейне активизируется торговая деятельность итальян­ских городов Генуи, Венеции. Успешно напрямую торговали с Востоком южно-французские и рейнские города, по Рейну вос­точные товары достигали Центральной Европы. Рейнские горо­да образовали торговый союз, охвативший всю Балтику, на крайнем северо-восточном участке которого оказался Новгород, который компенсировал этим потерю положения на пути из "варяг в греки". Ведущая роль во внешнеторговом обороте пе­реходит к городам Северной и Северо-Восточной Руси: кроме Новгорода, еще к Смоленску, Пскову, Полоцку, которые разви­вают связь с Западом через Балтику. Города Владимирской Руси по Волге ведут торговлю с Камской Болгарией и Закавказьем.

Лишенные основного вида экономической деятельности внешней торговли, города Поднепровья и особенно Киев стачи глохнуть. Предприимчивые люди перемещаются в новые торго­вые районы, внутренняя экономическая жизнь теряет дина­мичность. Смерды и дружинники во главе с князьями не могут поддерживать процветание Киевской Руси, которая постепен­но, вслед за экономическим, теряет и политическое значение: Киев остается к XII веку лишь символом Древнерусского госу­дарства.

Следовательно, причина упадка Киевской Руси не столько в набегах степных кочевников, с которыми русские воины были в состоянии справиться, а в отсутствии корней активной эконо­мической деятельности, в сильной зависимости производящих и торгующих групп населения от государства и немно­гочисленной руководящей верхушки его. Князья же старались использовать поверхностные и, как оказалось, переменчивые выгоды географического положения, не стимулируя эконо­мическую активность внутри страны и даже подавляя ее. По­этому при изменении конъюнктуры, как замок на песке, рухну­ло внешнее благополучие Киевской Руси.

Но описание предпринимательской деятельности в Киев­ской Руси будет неполным, если мы не обозначим внутренние процессы, связанные с экономической активностью или " пас­сивностью" населения. Речь пойдет о собственности на Руси, развитии ремесла, городов, внутренней торговли.

Важнейшая черта феодального хозяйства - это пожалование вассалу земли за определенные личные заслуги, на Руси чаще всего за заслуги военные. Вотчина в период феодальной раз­дробленности Руси была основным звеном хозяйства, главной формой условной земельной собственности. С XII - XIII вв. появляется еще более зависимая поместная система, так назы­ваемые "милостники", которые не имели права распоряжаться пожалованной землей и передавать ее по наследству. Формы ренты - отработочная, натуральная и денежная - существовали в древнерусской вотчине одновременно, только денежная стала появляться несколько позже. В "Русской правде" описано фео­дальное хозяйство с преобладанием отработочной ренты - "барщины", что и соответствовало отношениям в Киевской Руси. Но землевладение было не главным в деятельности фео­дала, поэтому он не занимался хозяйством активно. Гораздо больше выгод давали участие в управлении вместе с князем и внешняя торговля. Только наполнив челядью, добытой в воен­ных походах, свои вотчины, феодалы стали сажать непродан­ных рабов на землю, применяя не феодальные, а рабовла­дельческие приемы в земледелии. Объективной возможности для предпринимательской деятельности не было ни у времен­ного владельца земли, ни у его раба. Практически не участвовали они даже в торгоапе - не было ни продавцов, ни покупателей. Только некоторая часть импортного товара в виде предметов роскоши, оружия и тканей поступала в вотчину, и то в виде пожалования.

Рядом с феодалом существовали и свободные общинники смерды. Но независимыми они были чрезвычайно редко и не потому, что не было свободной земли и соответствующего за­кона, а потому, что князь все равно хозяйство разорит. Эта особенность древнерусского хозяйства замечена в знаменитом "Молении Даниила Заточника" - памятнике древнерусской литературы XIII в. Поэтому люди бросали обрабатывать землю и подряжались к князю. Иногда князю противостоит община, но весь прибавочный продукт она также отдает феодалу, а на потребление остается лишь прожиточный минимум. Хотя боя­рин должен был умерить свою жадность, переходя к эконо­мическому принуждению - "купе", то есть ссуде обедневшему смерду, еще крепче привязывавшей крестьянина-"закупа", но предпринимательство было невозможно для низших классов, так как в целом принуждение было внеэкономическим. Нату­ральная замкнутость и однородность производства этих зависи­мых мелких собственников исключали - сколько-нибудь замет­ных покупателей и продавцов не было. В целом их жизнь была очень традиционна, что является очень важным препятствием развития предпринимательства. Даже более того, слово "работа" (производительный труд) противопоставлялось в XII веке слову "свобода" (безделье). "Работа" и "рабство" одного корня, "работа" - это страдание, "страда". "Свободный" человек не мыслился без раба, а не имеющий стремился его заиметь1. Кроме того, к XII - XIII вв. и прежде низкая цена раба упала, так как Всеволод пленил много половцев. Становились рабами и взятые в плен соседи. Летописец фиксирует это явление в XII и XIII веках. Например, князь Изяслав Мстиславович полонил 7000 человек в 1149 году, Изяслав Давыдович взял в плен на Смоленщине в 1160 году более 10 тысяч человек2. Препятство­вала даже началам предпринимательства высокая дифферен­циация общества на "верхи" и "низы", практическое отсутст­вие среднего класса, что отмечают письменные памятники -летописи, "Русская правда".

Более высокая концентрация частной собственности в Киев­ской Руси наблюдалась в городах, где сосредотачивается капитал, орудия производства, более независимое население в противовес изолированности и разобщенности в деревне. Традиционным является представление, что город и деревню разделила частная собственность, и их сближение произойдет только после ее уничтожения. Но если предположить, что предпринимательство является главной движущей силой экономики, то ситуация меня­ется. Капитал, отделенный от земельной собственности, полно­ценно существовать не может. При введении частной собствен­ности на землю капиталы обретают основательность, так как базируются не только на труде и обмене (ремесло и торговля), но и на более прочном основании земельной собственности.

Вопрос о городах в нашей литературе самый не разработанный, слишком мало осталось письменных источников и археоло­гических данных. Города были деревянные и часто горели, очень многие были уничтожены в период татаро-монгольского ига. В X веке было до сотни русских городов, в X веке - 120 новых городов, а всего в домонгольский период 250 городов1. Перво­начально города возникали как центры ремесла и торговли, сре­доточие богатств и запасов; хотя для получения продуктов горо­жане занимались и земледелием, и животноводством. Вблизи укрепленного центра фактории - "детинца" или "кремля" обра­зовывались предградия - слободы, во много раз превосходившие по размерам сам центр. Очень важным моментом для города в Древней Руси было расположение на водной магистрали - Дне­пре, Волхове, Волге, Десне. Древнейшие города в X - XI вв. - это Ладога, Гнездово, Тиллерево, Сарское, Михайловское городища, Шестовицы и другие. Они не сохранились и известны только по археологическим раскопкам2. Эти города были вызваны к жизни необычайно бурным развитием в IX - X вв. трансъевропейских торговых связей. Уровень торговли, а иногда и ремесла был в них даже выше, чем в феодальных городах более позднего времени.

Почти повсеместно из старых городищ новые города были перенесены на новое место - в десяти и более километрах от ста­рого. Из Сарского городка - в Ростов, из Гнездова - в Смоленск, из Теллеревского городища - в Ярославль и т. д. Причину пре­сечения традиции торгово-ремесленных городов следует искать в изменившихся условиях социально-экономического, а также по­литического развития европейских стран, в том числе и Киев­ской Руси. В это время происходит становление феодальных гра­ниц, что нарушает прежние связи, основанные на свободном обмене продукцией. Наступление германских феодалов на сла­вянское побережье Балтики, ограничение торговой деятельности скандинавских стран, упадок Хазарского Каганата и возвышение Киевской Руси сделали невозможным функционирование этой межрегиональной экономической структуры, основанной пре­имущественно на частном предпринимательстве. Это нарушает прежние отношения и создает новые экономические районы. Торговля, которую вели прежние городские центры, была ориен­тирована на внешний рынок. А новые города возникали больше как административные, политические центры, они ориентиро­вались на внутреннюю экономику3. Для Киевской Руси было характерным появление именно административных городских центров, учитывая сильную государственную власть в ней и княжеское правление. Но тем не менее города, и старые, и но­вые, правда, в разной степени, создавались и процветали благо­даря предприимчивой, насколько это возможно, деятельности производящего класса - ремесленников и обменивающего эту продукцию - купцов.

Сельское хозяйство, промыслы не занимали полностью всю массу древнерусского труда. Появляется ремесло, товарное про­изводство, торговля, а потом и деньги. Это момент зарождения предпринимательского труда. Усилило эти возможности разделе­ние ремесленного труда. После выхода в свет капитального ис­следования Б. А. Рыбакова "Ремесло Древней Руси" стало очевидно, что эта отрасль экономики занимала значительное ме­сто в жизни древнерусского общества и находилась на высоком уровне развития. Во многих областях Руси ремесленники не ус­тупали своим европейским коллегам1. Большинство ремесленни­ков Киевской Руси работало в своих мастерских, которые были совмещены с домом, часть работала по найму. Археологические раскопки свидетельствуют о значительных масштабах и ассорти­менте промышленно-ремесленных производств. В крупных горо­дах существовало около 60 массовых ремесленных специально­стей, а всего до 100 наименований. Сначала мастера работали на заказ, а потом и на рынок, причем не только внутренний, но и внешний. Можно даже привести пример товарного производства для всей страны. Это известный овручский камнерезный промы­сел. Разработка уникального месторождения розового шифера в районе города Овруч на нынешней Украине в первой половине X века связано со строительством в Древней Руси каменных со­оружений. На рынок здесь производились пряслица из розового шифера, которые археологи тысячами находят не только на тер­ритории Руси, но и за ее пределами. Имели хождение в мире и предметы роскоши, изготовленные на Руси. Древнерусские мас­тера обрабатывали благородные и цветные металлы, делали фи­гурное литье, перегородчатую эмаль, зернь, скань, ювелирную обработку драгоценных и полудрагоценных камней: хрусталя, аметиста, яхонта, сапфира, сердолика, яшмы; вырезали из кости. Особую известность приобрели ювелирные изделия с эмалью. Известный трактат монаха Теофила, автора XII - XIII вв., ставит Русь по совершенству ее изделий наравне с Византией, Аравией, Италией, Францией и Германией. Достигали совершенства изделия из серебра и золота. У менее обеспеченных слоев населе­ния был большой спрос на серебряные и особенно медные укра­шения. Найдены формы, в которых отлиты эти украшения. В Киеве в X веке найдены остатки стеклянного производства, брас­леты из стекла.

С VII века отмечено металлическое производство. После X века повсеместно появляются замки определенного типа, круг­лые, которые в Европе назывались "русскими" и найдены там при раскопках. Наличие замков указывает на то, что частная соб­ственность подтачивала общинные устои, и у населения появи­лось имущество, которое нужно было скрывать от нечестных лю­дей. Известны в Европе и Византии стальные клинки и кольчуги русских мастеров, которые совершенствовали свой товар, так как он пользовался постоянным спросом и на Руси. С XI века начинается ускорение процесса ремесленного производства и его механизация (штамповка на матрицах, литье в каменных литей­ных формах). Далее шла более точная обработка каждой вещи. Расцвет городского ремесла наступает около середины XII в., продолжается вплоть до татаро-монгольского нашествия и пора­жает блеском мастерства и изобретательской мысли.

Отдавая должное развитию ремесленного производства в Древней Руси и подчеркивая, что уровень его был не хуже евро­пейского, мы меньше внимания уделяем социальному строю ре­месла, его месту и роли в системе социального и экономического развития общества. В Киевской Руси ремесло проходило в ос­новном вотчинную фазу развития. Главной фигурой ремеслен­ного производства был не свободный посадский мастер, а зави­симый, работавший на усадьбе своего господина. Являясь включенным в хозяйственную структуру феодального поместья, ремесленник не обладал правом собственности на орудия труда и его результаты. Совершенствовалось главным образом придвор­ное, вотчинное ремесло. Осталось в истории даже имя одного такого княжеского мастера. В Киеве в Верхнем городе, согласно исследованию Т. И. Макаровой, работал придворный мастер вто­рой половины XII века Лазарь Богша, автор знаменитого креста Ефросиньи Полоцкой (1161 г.), княжеских диадем и барм1.

Но, наряду с вотчинным, уже существует и свободное посад­ское ремесло. Оно требует проявления активности и предпри­имчивости не только в смысле обучения своему делу, но и с точки зрения улучшения качества и ассортимента товара, так как в случае неудачи мастер мог рассчитывать только на себя. В эту группу входят мелкие собственники, населяющие городские по­сады и предградья, у которых уже выражены черты покупателей и продавцов. Они сбывают свои изделия, покупают сырье, ору­дия производства, предметы личного потребления. Одновремен­но происходит дифференциация ремесла, выделяются более обеспеченные мастера, которые, возможно, владеют своим ме­стом на торгу. Есть косвенные данные о том, что ремесленники объединялись в корпорации, аналогичные западноевропейским. Проявление корпоративности возможно только на высшей ста­дии развития ремесленного производства. В городах средневеко­вой Европы, например, первые цехи появляются в конце XI века, активное их образование относится к XII веку. В России специа­лизация ремесла шла по чисто средневековому принципу - не по материалу, а по готовому изделию, которое мастер должен был делать от начала до конца. В Клеве известны урочища "Гончары", "Кожемяки". Трудности у русских ремесленников были такими же, как у всех товаропроизводителей на перво­начальной стадии производства: это высокий ростовщический процент кредитов (от 50 % и выше) и отсутствие свободы пред­принимательства. Некоторые исследователи указывают, что пере­ход городских ремесленников к работе для рынка совпал с город­скими восстаниями в Древней Руси. Причиной восстаний была не непосредственно борьба бедных и богатых, которая исто­рически бессмысленна, хотя и справедливый социальный протест имел место, а борьба против положений, мешающих нормально­му развитию предпринимательства и торговли: против власти сеньоров, за городские вольности, а также против высокого рос­товщического процента, хотя величина его зависит от развитости товарного производства. Чем оно менее развито, тем выше про­цент и дороже деньги. Поэтому вряд ли можно было отрегулиро­вать этот процесс насильственными методами. Эти выступления очень напоминали события "коммунальных" революций в За­падной Европе, в результате которых горожане отстояли свои права и свободы. Подобные восстания низов в Киеве в 1068 году и 1113 году закончились результативно - вследствие их был издан "Устав о резах" Владимира Мономаха, ограничивающий размер взимаемого ростовщиками процента. Но надвигающаяся со стороны Степи военная опасность вновь подчинила интересы граж­дан интересам государства, а монгольское иго полностью уничто­жило городские вольности, иногда вместе с городами.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...