Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Раскройте значение семейного воспитания как важнейшего средства музыкального развития детей.
2. Каковы особенности музыкального воспитания в семье?
3. Охарактеризуйте индивидуальный подход как основной способ музыкального воспитания в семье.
Глава XV
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
§ 1. ФУНКЦИИ ЗАВЕДУЮЩЕГО ДЕТСКИМ САДОМ И СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
Музыкальное воспитание детей непосредственно осуществляется музыкальным руководителем с помощью воспитателей. Успех работы в большей степени зависит и от деятельности руководителей дошкольного учреждения — заведующего и старшего воспитателя. В их обязанности входят административно-хозяйственные и организационно-методические функции управления дошкольным учреждением — планирование, организация, контроль и координация учебно-воспитательного процесса.
Функции заведующего и старшего воспитателя исследовались Л.В.Поздняк. Создана модель деятельности старшего воспитателя, его профессиограмма - выделены качества личности, знания и умения, которые обеспечивают успех его работы при планировании, организации, контроле и координации педагогического процесса в целом'.
Руководство музыкальным воспитанием детей - одно из направлений деятельности заведующего и старшего воспитателя. Личностные качества, знания и умения, необходимые для этого руководителю, специфичны. Прежде всего он должен обладать высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Характер деятельности руководителя во многом определяется его собственным отношением к музыкальному искусству, пониманием роли музыки в воспитании детей.
Для планирования учебно-воспитательного процесса в целом, включая раздел «Музыкальное воспитание», руководитель должен знать задачи музыкального воспитания, основные этапы музыкального развития дошкольников, диагностику музыкальных способностей, ориентироваться в разнообразных формах организации музыкальной деятельности детей, видах музыкальных занятий, методах музыкального воспитания, уметь оценивать художественные достоинства музыкального репертуара, используемого в работе с детьми, выделять вопросы, требующие наибольшего внимания педагогов, и отражать их в перспективном плане (составляется заведующим совместно с музыкальным руководителем и воспитателями), контролировать их постепенную реализацию в календарных планах (составляются музыкальным руководителем совместно с воспитателями).
В годовом перспективном плане задачи по музыкальному воспитанию можно включать в общие воспитательно-образовательные задачи, а затем конкретизировать. На итоговых педсоветах коллектив отчитывается в выполнении работы за полугодие, год.
Руководитель помогает музыкальному руководителю и воспитателям применять наглядно-доказательные средства музыкального развития детей: на основе наблюдений, диагностики развития музыкальных способностей детей, могут быть составлены диаграммы, карты выполнения программных требований. Под контролем руководителя проводятся анализ и самооценка деятельности музыкального руководителя и воспитателей.
Перспективное планирование осуществляется на основе анализа работы в предыдущем году, определения слабых сторон в музыкальном воспитании детей. Задачи годового планирования определяются на педсовете, при этом учитываются новые формы, методы работы с детьми, новые рекомендации и программы.
Руководитель дошкольного учреждения помогает музыкальному руководителю планировать работу с воспитателями - определить содержание индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, практикумов, кружковой работы.
В годовом плане предусматривается работа музыкального руководителя и воспитателей с родителями (индивидуальные и групповые консультации, тематические родительские собрания, беседы).
В нем отражается также оснащение педагогического процесса необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, пополнение и систематизация литературы в методкабинете.
Чтобы правильно организовать (функция организации) учебно-воспитательный процесс, руководитель должен знать современный уровень развития теории и методики музыкального воспитания детей, уметь направлять работу всего педагогического коллектива на выполнение поставленных задач, поиск творческих форм и методов воспитания, внедрять передовые достижения науки и практики, создавать необходимые условия для работы по музыкальному воспитанию детей, обеспечивать современное оснащение занятий.
Руководитель заботится о том, чтобы педагоги имели в зале и группах достаточное количество пианино (обязательно хорошо настроенных), различных детских музыкальных инструментов, детских музыкальных игрушек, игр, музыкально-дидактических пособий, атрибутов, костюмов, а также оборудование для кукольного театра.
В зале для проведения музыкальных занятий отводится место для хранения ТСО, музыкальных инструментов, пособий, атрибутов. В музыкальном кабинете должно быть место для подготовки музыкального руководителя к занятиям. Здесь же находятся шкафы для хранения нотной и методической литературы, музыкальных инструментов, игрушек, музыкально-дидактических игр и пособий, костюмов, декораций, образцов праздничного оформления зала, ТСО, грампластинок, магнитофонных записей, озвученных диапозитивов и фильмов и т. д.
В группах оборудуются музыкальные уголки, выделяется место для свободного музицирования детей. В музыкальных уголках периодически обновляются музыкальные инструменты (доступные детям определенной возрастной группы), настольные музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки (в том числе с немой клавиатурой), костюмы для инсценировок. Группы оборудуются ТСО (диапроектор с диафильмами и диапозитивами, озвученными музыкой, проигрыватель, магнитофон, грампластинки и магнитофонные кассеты с записями музыкальных сказок из радиопередач, фрагментов народной и классической музыки и т. д.).
Руководитель дошкольного учреждения организует повышение квалификации музыкального руководителя и воспитателей: направляет на курсы, семинары в институт усовершенствования учителей, проводит обмен опытом между педагогами - открытые занятия, выступления на педсоветах, методических объединениях, а также подбирает специальную литературу, систематизирует ее.
Для успешного контроля за музыкальным воспитанием детей и оказания им методической помощи руководитель дошкольного учреждения должен знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, уметь выявлять сильные и слабые стороны работы педагогического коллектива.
Руководитель дошкольного учреждения постоянно контролирует выполнение задач музыкального воспитания детей, отраженных в плане. Контроль может быть фронтальным и тематическим. Осуществляя фронтальный контроль, руководитель наблюдает за работой по музыкальному воспитанию детей, анализирует ее в целом, в различных организационных формах (на занятиях, в быту, на праздниках и развлечениях). Тематический контроль позволяет проверить выполнение наиболее важных задач музыкального воспитания, ранее отстававших разделов работы, внедрение новых форм, методов воспитания и др.
Руководитель должен уметь разрабатывать схему наблюдений, позволяющую объективно оценивать результаты. При фронтальном контроле фиксируется качество выполнения основных задач музыкального воспитания детей. Руководитель посещает несколько занятий в одной возрастной группе, чтобы оценить вариативность их структуры, видов, применяемых методов и приемов, разнообразие репертуара, проследить степень усложнения заданий, динамику работы, полноту использования различных видов музыкальной деятельности.
В схеме наблюдений фиксируется и оценивается деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателя на музыкальном занятии.
При оценке деятельности детей учитывается:
проявление интереса, эмоциональные реакции, предпочтения;
самочувствие, соответствие нагрузок;
степень активности;
желание и умение действовать самостоятельно, творчески;
уровень развития способностей;
качество знаний, умений и навыков.
При оценке деятельности музыкального руководителя учитывается:
качество используемого репертуара;
уровень его исполнения (игра на фортепиано, пение и т. д.);
качество пояснений музыки (их образность, знание методики ведения беседы);
эффективность использования разнообразных методов и приемов;
умение увлечь детей, заинтересовать их;
умение находить индивидуальный подход к детям;
умение использовать творческие задания;
тон речи, доброжелательность общения;
артистизм, изобретательность, находчивость;
умение использовать вариативность структуры занятия, разные его виды;
контакт с воспитателем;
владение оборудованием.
При оценке деятельности воспитателя учитывается:
заинтересованность, активность;
умение находить индивидуальный подход к детям (помогать овладевать музыкально-ритмическими движениями, действиями в игре и т. д.);
уровень исполнительских умений;
контакт с музыкальным руководителем.
При фронтальной (или тематической) проверке использования музыки вне занятий, в быту детского сада оценивается деятельность детей, воспитателя, а также согласованность работы музыкального руководителя и воспитателя, их взаимопомощь.
При оценке деятельности детей могут учитываться те же критерии, что и на музыкальных занятиях (с учетом того, что качество их самостоятельной музыкальной деятельности без непосредственного руководства музыкального руководителя, естественно, снижается).
При оценке деятельности воспитателя учитывается:
умение использовать в работе разнообразный репертуар (отбор с помощью музыкального руководителя фрагментов произведений классической и народной музыки, использование грамзаписи музыкальных сказок, повторное слушание знакомого репертуара, полюбившегося детям);
умение проводить беседу о музыке;
эффективность использования разнообразных методов и приемов;
умение увлечь детей, заинтересовать их;
умение находить индивидуальный подход к детям, учитывать их склонности, интересы, руководить различными видами музицирования;
умение использовать творческие задания в самостоятельной деятельности детей;
тон речи, доброжелательность общения;
артистизм, изобретательность, находчивость;
использование различных видов музыкальной деятельности детей (слушание музыки, игры, инсценировки и т. д.);
оборудование музыкального уголка;
контакт с музыкальным руководителем.
При фронтальной (или тематической) проверке проведения праздников, развлечений также оценивается деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателя, согласованность работы педагогического коллектива.
Важнейшими критериями оценки деятельности детей являются:
интерес, увлеченность, непосредственность исполнения;
самочувствие, настроение, отсутствие перегрузок;
участие всех детей с учетом их индивидуальных склонностей, интересов.
При оценке деятельности музыкального руководителя и воспитателя учитывается:
умение увлечь детей, заинтересовать их;
качество используемого репертуара;
уровень исполнения произведений;
умение вести беседу о музыке (при проведении тематических бесед-концертов и т. д.);
тон речи, доброжелательность общения;
артистизм, изобретательность, находчивость;
оформление;
организационные моменты;
взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.
Проанализировав результаты контроля, руководитель оказывает музыкальному руководителю, воспитателю методическую и организационную помощь.
Координация работы педагогического коллектива по музыкальному воспитанию предполагает знание руководителем передового опыта науки и практики, обязанностей музыкального руководителя, воспитателя, умение направить и согласовать их работу, регулировать выполнение намеченных задач. Руководитель должен уметь координировать общение педагогического коллектива с родителями, помогать совершенствовать работу по музыкальному воспитанию детей - проводить консультации, организовывать изучение и внедрение лучшего опыта дошкольных учреждений.
§ 2. ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ
Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции. Педагог, ученый А. И. Щербаков называет восемь функций: информационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследовательскую, разделяя их на две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, учитель передает ученикам знания, развивает их способности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентации.
Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.
Успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, как подчеркивает А. И Щербаков, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.
Рассмотрим деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию детей, опираясь на восемь общепедагогических функций.
Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.
В деятельности музыкального руководителя содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию педагог передает прежде всего исполняя музыкальные произведения. Слушатель воспринимает музыку, созданную композитором, только через исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведений для детей - основное умение педагога - должно быть профессиональным, ярким. Грамзапись не всегда способна полностью заменить живое звучание инструмента.
Восприятие музыки углубляется при осознании ее эмоционально-образного содержания. Поэтому доступное детям пояснение содержания музыкального произведения также важнейшее умение, необходимое музыкальному руководителю.
Эти творческие умения предполагают высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.
Для накопления дошкольниками полноценных музыкальных впечатлений большое значение имеет качество репертуара, умение педагога отобрать высокохудожественные произведения народной и классической музыки.
Музыкальный руководитель должен также знать методические приемы, эффективные для определенной возрастной группы детей, уметь творчески их применять.
Информационные функции музыкального руководителя и воспитателя, не имеющего специального музыкального образования, неодинаковы, хотя некоторое сходство имеется.
Воспитатель, как правило, не умеет играть на фортепиано, поэтому он использует грампластинки или магнитофонные записи. Своеобразие информационных функций музыкального руководителя и воспитателя во многом объясняется также тем, что формы организации музыкальной деятельности, в которых они общаются с детьми, различны.
Музыкальный руководитель (при участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, праздники, развлечения. Воспитатель общается с детьми в быту - руководит самостоятельной деятельностью, организует игры, слушание музыки, готовит инсценировки и т. д. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию детей он осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии.
Воспитатель может закрепить музыкальные впечатления детей, прослушивая с ними в грамзаписи произведения, звучавшие на занятиях. Такое повторное слушание не требует развернутой беседы о музыке, а предполагает лишь краткое напоминание ярких характеристик отдельных тем, музыкальных образов, различение смены настроений, средств музыкальной выразительности.
Воспитатель обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты праздничных утренников, наиболее понравившиеся им. Он может обращаться и к произведениям, не звучавшим на занятиях. Это музыкальные сказки, диапозитивы и диафильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развернутой беседы о музыке, а лишь привлечения внимания детей к ее характеру, смене настроений.
Воспитатель слушает с детьми и фрагменты классических произведений, народную музыку. Он отбирает эти произведения вместе с музыкальным руководителем и согласует с ним методику проведения беседы.
Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или под руководством музыкального руководителя (кукольный театр, инсценировки).
Для того чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей - обучать их игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться), знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.
Таким образом, для успешного выполнения информационной функции музыкальный руководитель и воспитатель должны обладать определенными качествами личности, знаниями и умениями. Как видно из приведенной таблицы, в деятельности музыкального руководителя и воспитателя они во многом совпадают.
Конечно, знания и умения музыкального руководителя, имеющего специальное музыкальное образование, и воспитателя отличаются по качественному уровню. Воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру - слушать музыку, совершенствовать исполнительские умения, быть в курсе новинок методической литературы. Многие знания и умения воспитатель приобретает с помощью музыкального руководителя.
Развивающая функция. Педагог любого профиля, обучая детей, должен развивать их способности, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.
В деятельности музыкального руководителя эта функция предполагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, развитие их музыкальных способностей, творчества. Для ее выполнения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с учетом возраста детей, индивидуальных качеств личности.
Создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к активному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать варианты), стимулирует их творческую самостоятельную деятельность. Исполняя произведения с различной степенью контрастности, педагог предлагает ребятам сравнить их, высказать свое отношение, «порассуждать» о музыке. Музыкальный руководитель должен владеть творческими умениями в различных видах музыкальной деятельности (показать несколько вариантов танцевальных движений, песенных импровизаций, сочинить попевки на музыкальных инструментах).
Для развития у дошкольников музыкальности важно использовать высокохудожественный репертуар в профессиональном исполнении, уметь ярким образным словом углубить впечатления детей. Педагог должен поощрять и развивать самостоятельные и творческие проявления детей в высказываниях о музыке. Одновременно он расширяет представления ребят о чувствах человека, выраженных в произведении и существующих в реальной жизни, совершенствует образную речь детей, что способствует взаимосвязи их эстетического, нравственного, умственного развития.
Музыкальный руководитель должен уметь применять индивидуально-дифференцированный подход к своим воспитанникам, разные способы педагогического воздействия, учитывая индивидуальные качества детей, их склонности, способности. Ориентировка педагога на некий средний уровень губительно сказывается на одаренных детях, а недостаточное внимание к отстающим может навсегда закрыть перед ними дверь в мир музыки. Музыкальный руководитель должен постоянно диагностировать музыкальное развитие дошкольников и обучать каждого ребенка, исходя из его возможностей. Для этого применяются различные по степени сложности задания на занятиях фронтальных, по подгруппам, а также индивидуальных.
Выполнению развивающей функции мешает любое однообразие, в том числе и постоянная, неизменяемая структура музыкального занятия. Музыкальный руководитель должен творчески относиться к построению музыкальных занятий, заранее продумывая различные варианты, а также перестраивать структуру занятия на ходу в зависимости от самочувствия детей, проявления или угасания интереса, предусматривать смену нагрузок и т. д.
Музыкальное развитие детей будет успешным, если музыкальный руководитель применяет различные виды музыкальных занятий (доминантные, тематические, комплексные). Доминантные занятия позволяют ликвидировать отставание детей в формировании какой-либо способности, исполнительских умений, стимулируют творчество. Тематические занятия сосредоточивают внимание дошкольников на наиболее важных для их музыкального развития темах. Использование необычного сюжета делает такие занятия занимательными, поддерживает интерес ребят к музыке, их творческие проявления. Комплексные занятия расширяют представления детей о видах искусства, средствах их выразительности, они способствуют развитию основ музыкальной культуры. Сравнение выразительных возможностей различных видов искусства активизирует мышление, обогащает эстетические представления, формирует эталоны красоты.
Музыкальный руководитель должен уметь применять все формы организации музыкальной деятельности детей: разнообразные досуги (в том числе тематические концерты, беседы-концерты), развлечения, праздничные утренники.
В деятельности воспитателя эта функция выполняется в тесном контакте с музыкальным руководителем, под его руководством. Воспитатель должен знать методы диагностики, помогать музыкальному руководителю в ее проведении. Воспитатель может фиксировать некоторые показатели развития музыкальных способностей (например, внешние проявления детей во время слушания музыки, продолжительность внимания, высказывания о прослушанных произведениях, желание повторного слушания, соответствие движений ритму и характеру музыки и т. д.). Участие в диагностике позволяет воспитателю узнать сильные и слабые стороны развития каждого ребенка и в соответствии с этим строить свою работу.
Реальное участие воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями. Если воспитатель имеет слух, хороший голос, красиво двигается, может играть на детских музыкальных инструментах или просто интересуется музыкой и любит ее, знает методику музыкального воспитания детей, он способен во многом помочь музыкальному руководителю. Чтобы развивать творческие проявления детей, воспитатель должен сам уметь импровизировать попевки голосом, на музыкальных инструментах, находить варианты выразительных движений, соответствующих характеру музыки. Наблюдая за детьми в быту, организуя игры, драматизации, прослушивание музыки, направляя самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель должен обогащать музыкальные впечатления детей, развивать их способности, учитывая возможности каждого ребенка. Он поддерживает интерес детей к музыкальной деятельности, создает проблемные ситуации, активизирующие их самостоятельность и творческие проявления.
Воспитатель помогает музыкальному руководителю подготовить и провести различные виды занятий. Особенно важна его роль на комплексных занятиях. Только воспитатель может подсказать, на какие знания и умения детей в изобразительной деятельности, художественном слове следует опереться.
Возможности воспитателя не ограничиваются слушанием музыки в быту, организацией самостоятельной деятельности детей. Он может использовать музыку на других занятиях, особенно по изобразительной деятельности и художественному слову.
Качества личности, необходимые для выполнения этой функции,- способность к творчеству, инициативность, музыкальная культура, увлеченность-сходны у воспитателя и музыкального руководителя (см. табл. 4).
Мобилизационная функция педагога предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.
Музыкальный руководитель должен быть сам увлечен музыкой, которую он исполняет, о которой рассказывает. Педагог должен знать разнообразный репертуар, уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, доступные детям по содержанию и продолжительности, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы (или их фрагменты), создавая проблемную ситуацию уже при восприятии музыки. Важно, чтобы музыкальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приемы, творческие задания, разнообразные увлекательные формы организации музыкальной деятельности - варианты построения занятий и разные их виды, досуги, развлечения. Педагог должен уметь гибко переключать внимание детей (смена музыкальной деятельности, применение игрового приема, увлекательные сведения о музыке и т. д.), учитывая их реакции. Важно владеть индивидуально-дифференцированным подходом, учитывать качества личности, уровень развития способностей, интересы детей. Для этого на музыкальных занятиях следует предлагать задания различной степени трудности, проводить индивидуальные занятия и занятия по подгруппам.
Для выполнения мобилизационной функции музыкальному руководителю необходимы такие качества личности, как артистизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству.
В деятельности воспитателя эта функция также предполагает увлеченность самого педагога музыкой, знание музыкального репертуара, интересных сведений о музыке, умение в увлекательной форме организовывать слушание произведений, самостоятельную музыкальную деятельность детей, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Еще одна функция педагогической деятельности - ориентационная. Она предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентации личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки - рациональной иди эмоциональной).
Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя - сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной), заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки.
Музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на высокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи). Получить полноценные музыкальные впечатления дошкольники могут лишь в том случае, если музыкальный руководитель хорошо знает репертуар, умеет отобрать музыкальные произведения (или их фрагменты), доступные детям по эмоционально-образному содержанию, увлекательно преподнести их (ярко исполнить и пояснить, применить приемы контрастных сопоставлений разных видов, проблемные задания и т. д.).
Яркий эмоциональный отклик на музыку рождает у детей положительное отношение к ней, что является непременным условием для формирования ценностных ориентации личности. Большое значение имеет форма преподнесения материала-тон.речи, артистизм музыкального руководителя. Важен индивидуальный подход - внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педагог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впечатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации музыкальной деятельности. Формируя способности к восприятию эмоционально-образного содержания музыки и ее элементарной оценке (эмоциональной и рациональной) на высокохудожественных произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, педагог закладывает в детях основы музыкального вкуса, музыкальной культуры. Эмоции включены в систему ценностей личности. Музыка в силу специфики ее содержания расширяет представления дошкольников о чувствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни.
Воспитатель, чтобы успешно реализовать эту функцию, должен обладать музыкальной культурой, знать разнообразный музыкальный репертуар, интересные детям сведения о музыке, уметь передать свое увлечение ею. Поскольку воспитатель общается с детьми в быту в более свободной форме по сравнению с занятиями, он может использовать различные методические приемы, в том числе и придающие занимательность обучению. Воспитатель, организовывая самостоятельную музыкальную деятельность детей, должен учитывать их желания, склонности, качества личности. Тон речи, стиль общения должны быть доброжелательными. Воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха.
Для выполнения этой функции тоже необходимы (и музыкальному руководителю, и воспитателю) такие качества личности, как любовь к музыке, артистизм, изобретательность, находчивость.
Итак, музыкальный руководитель и воспитатель информируют детей о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства с помощью образного слова и других методов и приемов, развивают музыкальные способности, мобилизуют внимание, формируют положительное отношение к музыке, ценностные ориентации личности. Эти педагогические функции музыкальный руководитель и воспитатель могут успешно выполнить, если они обладают определенными качествами личности, знаниями и умениями (см. табл. 4).
Рассмотрим общетрудовые функции применительно к деятельности музыкального руководителя и воспитателя - конструктивную, организаторскую, коммуникативную и исследовательскую.
В конструктивной функции педагога выделяются три компонента (Н. В. Кузьмина): конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала), конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей) и конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).
Конструктивно-содержательный компонент предполагает знание разнообразного музыкального репертуара, умение его отбирать и выстраивать с учетом поставленных задач, применяемых методов, приемов, форм организации музыкальной деятельности детей, а также умение планировать содержание музыкальных занятий, досугов, развлечений, праздников — увлекательное, оригинальное - с учетом индивидуального подхода к детям, развивающего эффекта обучения.
Конструктивно-оперативный компонент - это умение привлекать различные способы реализации поставленных задач, применять вариативные методы, приемы, формы организации музыкальной деятельности детей.
Конструктивно-материальный компонент подразумевает умелое использование наглядности, ТСО, оформления, атрибутики при проведении занятий, развлечений, праздников.
Музыкальный руководитель и воспитатель составляют перспективный план (годовой, квартальный), в котором определяют задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности детей (виды занятий, праздников, развлечений), намечают основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.
Календарный (на 2-3 занятия) план составляет музыкальный руководитель в собственной тетради или тетради воспитателя.
В календарном плане отражается конкретно, на каком материале (репертуар) и как (вид занятия, методические приемы, варианты заданий с учетом индивидуальных особенностей детей) предполагается решить основные задачи музыкального воспитания.
Важно не ориентироваться на абстрактного среднего ребенка, а учитывать возможности каждого, уделяя внимание и одаренным, и отстающим детям. Как мы помним, индивидуальный подход требует нескольких вариантов заданий разной степени трудности.
На основании полученных результатов (что достигнуто, что не удалось) планируются индивидуальная работа, занятия по подгруппам, работа с родителями, воспитателями.
Календарный план должен быть кратким, четким: задачи, вид занятия, его структура (предусматриваются возможные варианты в зависимости от самочувствия детей), репертуар, методические приемы, варианты заданий с учетом особенностей детей.
Для выполнения организаторской функции музыкальный руководитель и воспитатель должны знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс, продумывать различные формы включения музыки в деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные проявления, склонности. Музыкальный руководитель проводит индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по отбору репертуара, использованию эффективных методов и приемов работы с детьми, ведет кружковую работу, участвует в педсоветах, организовывает открытые занятия для воспитателей по изучению лучшего опыта работы и т. д., а также работает с родителями - проводит собрания, индивидуальные консультации, беседы.
Для выполнения этой функции музыкальный руководитель и воспитатель должны быть организованными, инициативными, ответственными, способными к творческому поиску.
Коммуникативная функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями. Большое значение имеют личностные качества музыкального руководителя (воспитателя):
любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность, уравновешенность, а также глубокие профессиональные знания, способность творчески применять их в работе. Для осуществления этой функции важно владеть коммуникативными умениями - находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы, уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым; сохранять чувство юмора; уметь переключать внимание детей, когда возникают конфликтные ситуации.
Исследовательская функция предполагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений. Музыкальный руководитель должен следить за специальной литературой, изучать ее, знакомиться с передовым педагогическим опытом, внедряя в практику новейшие методы и приемы обучения, вести собственный творческий поиск новаторских форм и методов работы с детьми. Для повышения своей профессиональной квалификации музыкальный руководитель должен регулярно посещать методические объединения в городе, районе, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, кружки, педагогические чтения и т. д. С помощью заведующего детским садом он занимается повышением квалификации воспитателей в области музыкального воспитания, способствует повышению уровня их музыкальной культуры.
Таким образом, выполнение общетрудовых функций требует от музыкального руководителя и воспитателя знаний, умений, качеств личности, традиционных для педагогической деятельности и в то же время специфичных.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 713 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!