Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос и задания. 1. Назовите виды индивидуальных занятий и занятий по подгруппам



1. Назовите виды индивидуальных занятий и занятий по подгруппам.

2. Разработайте варианты структуры типового занятия.

3. В чем заключается содержание различных видов фронтальных занятий?

4. Обоснуйте целесообразность применения занятия каждого вида.

5. Составьте конспекты занятий каждого вида и обсудите их содержание.

Глава XIII

МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

§ 1. РОЛЬ И МЕСТО МУЗЫКИ В БЫТУ ДЕТСКОГО САДА

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскур­сиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, органи­зацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в по­вседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам органи­зации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внешкольная работа), представляется более правомерным обо­значить три формы: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни (быту) детского сада и музыка в семье.

При таком подходе музыка в повседневной жизни (быту) дет­ского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятель­ности, которые реализуются вне занятий (игры, развлечения, праздники, утренняя гимнастика и т. д.).

Если музыкальные занятия, как и занятия вообще, являются основной формой учебной деятельности в детском саду и воспи­тательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руковод­ство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музы­кальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на сов­местной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициа­тиву, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повсе­дневной жизни детского сада предусматривает два вида руко­водства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обу­чающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей.

О различных формах организации музыкального воспитания в быту детского сада под прямым руководством педагога речь пойдет ниже. Здесь же мы рассмотрим использование музыки в повседневной жизни детей по их собственной инициативе и да­дим характеристику педагогических условий, стимулирующих эти самостоятельные проявления, которые (при их развернутом харак­тере) называют самостоятельной музыкальной деятельностью (Н.А.Ветлугина).

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умения­ми и навыками, способностью переносить разнообразные музы­кальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные му­зыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятель­ной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстети­ческого воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной', можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успеш­но развивается при правильной постановке музыкального воспи­тания и в детском саду, и в семье. В его организации рекоменду­ется придерживаться следующих положений:

- обучение - средство музыкального воспитания, нацелен­ное на развитие личности ребенка, в частности его музыкаль­ности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особен­ности;

- музыкальные занятия - основная форма организации обу­чения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;

- содержание обучения должно соответствовать целям му­зыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных уме­ний и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

- руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Первые два положения были рассмотрены в главах, посвя­щенных целям и задачам музыкального воспитания дошкольни­ков и музыкальным занятиям в детском саду. Остановимся на последующих двух положениях, отражающих возникновение и развитие самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду.

Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, является умение педагога исполь­зовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка. Известно, что само­стоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах: сюжетно-ролевой игре и упражнениях авто­дидактического типа. Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

Ребенок должен прежде всего иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с по­мощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мело­дии на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический ри­сунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню М. Красева на слова М. Ивенсен:

Падают, падают листья - В нашем саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.

Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музы­ке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: чисто интонируют, пластич­но, выразительно двигаются под музыку, умеют подбирать про­стейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. И конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов: ему могут понадобиться инстру­менты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь-ру­ководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музы­кального инструмента, или нет желающих его послушать (т.е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).

Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музы­кальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в даль­нейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на триоле и т. д. Одновременно нужно побуждать детей к само­обучению, предлагая им (с учетом интересов и возможностей) специальные задания типа: «Научись легко прыгать с ноги на но­гу», «Научись отбивать ритм песенки на барабане», «Выучи колы­бельную для куклы» и т. д.

Помимо обучения во всех его видах к важным средствам раз­вития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слу­шания радиопередач и просмотра телепередач, детских мульт-и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по сти­лям, жанрам музыкальные произведения. Так, чтение сказки Ш.Перро «Золушка» и слушание музыки одноименного балета С.С.Прокофьева, музыкально-литературная композиция по сюи­те К. Сен-Санса «Карнавал животных» с чарующей пьесой «Ле­бедь», отрывки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебе­диное озеро», «Спящая красавица» помогут заложить в детях основы музыкальной культуры, «интонационного словаря разных эпох». Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные на­певы и мелодии, «музыка устной традиции» (Б.В.Асафьев). Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор, проводить разнообразные игры под его сопровожде­ние (настольные, подвижные, считалки и т. д.), а также хороводы и инсценировки.

Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потреб­ности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музы­кальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятель­ной деятельности.

Руководство педагога, взрослого (старший дошкольный воз­раст) должно носить косвенный характер, чтобы поддержать инициативу детей, подсказать, как лучше выполнить задуман­ное, но не с помощью инструкций или прямого бесцеремонного вмешательства в их действия. Педагог заботится о развитии са­мостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возраст­ных и индивидуальных особенностей детей.

§ 2. МУЗЫКА И ФИЗКУЛЬТУРА

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание де­тей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологи­ческие процессы детского организма, она увеличивает амплиту­ду дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает вы­полнение движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребенка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на му­зыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Физические упражнения под музыку проводятся в детском саду на утренней гимнастике, физкультминутке, физкультурных занятиях. Если первые две формы относятся к повседневной жиз­ни детского сада, то физкультурные занятия — основная форма обучения физическим упражнениям - не входят в нее. Но неза­висимо от этого требования к музыкальному сопровождению едины,

В отличие от занятий по ритмике, где ведущими являются задачи музыкального развития ребенка, в данном случае на пер­вый план выступают задачи физического воспитания: охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, фор­мирование двигательных навыков и т. д. Вместе с тем эффек­тивность физических упражнений под музыку, их значение для полноценного развития детей во многом определяются органи­ческой связью музыки и движений (на основе общей временной природы). Яркие, динамичные художественные музыкальные про­изведения, соответствующие характеру и содержанию физических упражнений, способствуют физическому совершенствованию ре­бенка, выработке красивой осанки, правильной координации дви­жений.

Из всех физических упражнений, выполняемых под музыкаль­ное сопровождение, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие и строевые упражне­ния, а также подвижные игры типа «Воробышки и кот», «Лошад­ки», «Ловишки» и т.д. Также и разучивание упражнения с мячом (отбивание и ведение) более успешно проходит под задорную, энергичную польку.

Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений. Например, ходьба в различ­ных построениях и перестроениях обычно проводится под мар­шевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного харак­тера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с медленной ходьбой, для музыкального сопровождения которой бе­рут не только спокойного характера марш, но также вальс и га­вот. Кстати, эти произведения могут быть использованы и при разучивании ходьбы широким шагом или с выпадами. Аналогич­но подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий, «стелющийся» требует музыки такого же характера, например вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасы­ванием ног - стремительного, задорного галопа или польки.

Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, за­медленными. В первом случае подходит динамичная, легкая му­зыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во вто­ром - плавная.

Общеразвивающие упражнения разделяют обычно на две ос­новные группы: без предметов и с предметами. Существует классификация по анатомическому признаку: для верхних конечностей и плечевого пояса, нижних конечностей, брюшного пресса и т. д. По характеру их также можно разбить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровож­дения.

Первая группа объединяет упражнения с движениями плавными, с большой амплитудой, круговыми, маховыми, «мель­ница». К этой группе можно отнести упражнения с обручами, шарфами, лентами и др. Их основное музыкальное сопровожде­ние - вальс умеренного темпа (или медленный) и спокойного характера.

Вторую группу составляют упражнения четкого, дина­мичного характера - это наклоны вперед и в сторону, взмахи руками и ногами, выпады, передвижение шагами, поскоками, а также упражнения с палкой. Музыкальным сопровождением может служить умеренного темпа бодрый марш или жизнерадост­ный гавот.

Третья группа включает упражнения с четкими, энер­гичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и раз­гибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружи­нящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Обычно к этой группе относятся упражнения со скакалкой (вращения вперед и назад), построенные из разнообразных прыжков. Музы­кальное сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамичностью, преимущественно звучит полька.

Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от эта­па разучивания физических упражнений. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. Разучива­ние сложных элементов упражнения проводится без музыки, так как она не способствует сознательному управлению двигатель­ным навыком. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением, чтобы придать ему большую вы­разительность. Те физические упражнения, которые требуют инди­видуального темпа выполнения, силового напряжения (прыжки в длину, в высоту, лазанье и т. д.), не следует проводить под музыку.

Исполнение музыкальных произведений всегда должно быть художественным, главное - не допускать искажения замысла композитора. Так, нельзя менять темп произведения, произволь­но акцентировать сильные доли такта, повторять музыкальные фразы, вводить паузы и т. д. Все эти «вольности» нарушают це­лостность произведения, его характер и содержание, снижают художественные качества. Грамзапись можно применять, если пе­дагог умело пользуется техникой и придерживается нормального хода работы с детьми без лишних пауз и суеты.

§ 3. МУЗЫКА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Развлечения - одна из форм организации детей в повсе­дневной жизни детского сада, которая преследует несколько це­лей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить твор­ческую активность. В практике дошкольных учреждений встре­чаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитате­ли, родители и др.). Роли в них распределяются по-разному: одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в дру­гих - дети дошкольного возраста одной или нескольких возраст­ных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей.

Особенно ценными для музыкального развития являются раз­влечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечат­ления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, раз­вивают основы музыкальной культуры. Это. прежде всего беседы-концерты по слушанию классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Так, если на занятиях до­школьники слушают отдельные пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, то беседа-концерт «Детский альбом П.И. Чай­ковского» поможет закрепить впечатления и познакомить с новы­ми пьесами или всем циклом.

Если на занятиях дети слушают небольшие фрагменты из произведений А. Вивальди, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бет­ховена, М.И. Глинки и других композиторов, то при проведении беседы-концерта можно взять более крупные отрывки. Беседа-концерт, посвященная творчеству одного из композиторов, рас­ширяет, обогащает, углубляет впечатления детей.

Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представле­ниях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоцио­нального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.

Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, долж­ны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизо­дически малыши могут включаться в действие, это активизирует их восприятие, внимание, воображение. Ребенок начинает чувство­вать себя участником происходящего и увлеченно, с удовольст­вием сопереживает артистам, персонажам сказок, спектаклей.

Так, интересно в этом отношении развлечение, посвященное творчеству композитора В.Я. Шаинского, в котором участвуют взрослый-ведущий и школьники (автор сценария Э. Фомина).

Дети с радостью встречают своих любимых героев из песен компо­зитора - Чебурашку, крокодила Гену, Антошку - и с удовольст­вием вместе с ними напевают знакомые забавные мелодии. Особен­но веселят их танец-импровизация в исполнении Чебурашки и кро­кодила Гены и инсценировка песни «Антошка». Прекрасно вписы­ваются в программу развлечения песни «Игра», «Дважды два - четыре» и «Улыбка», звучащие в грамзаписи. Оформление зала игрушками-персонажами из песен В.Я. Шаинского и рисунками самих детей на эту же тему делает развлечение особенно увле­кательным и оригинальным.

Когда в развлечениях совместно участвуют взрослые и дети, роли распределяются в зависимости от сложности. Популярны среди такого рода развлечений дни рождения детей. Например, в одном из них - «День рождения Маши» (музыка Е. Тиличеевой, автор сценария Н. Колмаковская) - сложную роль ведущего берет на себя воспитатель, а дети поздравляют Машеньку: поют ей песни, выразительно рассказывают стихотворения, водят хоро­воды, задорно танцуют «Польку» и «Приглашение».

(Замысел развлечения может возникнуть и у детей. Источни­ком его обычно бывают экскурсии, услышанные сказки, радио­передачи, увиденные диафильмы и т. д. Взрослые должны под­держать этот замысел, помочь его воплотить, придать ему инте­ресную форму. Так, яркая по образам белорусская народная песня «Всем, Надюша, расскажи» привлекает внимание детей, и они с увлечением ее инсценируют: «бабуси», «дедуси», «подруж­ки», «ребята» и «козлята» соревнуются друг с другом, выбирая наиболее выразительные движения для передачи образов. Здесь роль воспитателя состоит в том, что он разучивает с детьми песни, подбирает характерные элементы костюмов, уточняет движения пляски и, наконец, организует показ этого «концертного» номера зрителям (младшим дошкольникам, родителям).

В «Зимней сказке» (музыка Е.Туманян, автор сценария А.Шибицкая) дети могут действовать абсолютно самостоятель­но, выполняя все роли: ведущего, зайцев, лисы, волков, медведя и детей3. Во время подготовки воспитатель и музыкальный ру­ководитель помогают ребятам разучить музыкальный и литератур­ный материал, чтобы они свободно имитировали движения зве­рей, катание на коньках, лыжах, легко и задорно танцевали польку. Разучивать инсценировку можно и на музыкальных за­нятиях, и в повседневной жизни. Сказку показывают зрителям сначала в развлечении, а затем - и на новогоднем празднике.

К организации развлечений предъявляются следующие тре­бования:

- разнообразие содержания для накапливания дошкольни­ками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечат­лениями;

- художественные достоинства материала и качество его ис­полнения как взрослыми, так и детьми;

- занимательность содержания, новизна его элементов;

- доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

- направленность на развитие активности, воображения и инициативы детей;

- соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-5 и до 30-40 минут).

К развлечениям нужно предварительно готовиться. Вначале выбрать тему, затем наполнить ее соответствующим содержа­нием и расположить материал в определенной последовательности с точным указанием всех участников. Следует продумать и оформ­ление развлечения: декорации, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных спектаклях и представлениях.

Зрелищные развлечения, например постановка сказок, спек­таклей, требуют длительного времени на их подготовку. Педагог должен создать спокойную творческую обстановку, без гонки, без муштры, не приспосабливая выступление «к дате», В программу концертов, исполнителями которых являются дети, следует вклю­чать их любимые и хорошо разученные номера, тогда каждый ребенок испытает радость от участия в развлечении.

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать неслож­ные спортивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость и развивают их физические качества (ловкость, быстроту, выносливость), а также находчивость, смелость, воле­вые качества.

Для накопления музыкальных впечатлений можно использо­вать в развлечениях радио- и телепередачи, близкие и понятные детям, познавательные и увлекательные для них. Ребенок внима­тельно и с интересом слушает сказку по радио, но без зрительного подкрепления порой трудно вникнуть в ее содержание, глубоко прочувствовать ее образы; поэтому взрослый, педагог должны создать определенный настрой.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что дошкольни­ки не могут критически оценить эти передачи, точно так же как и театрализованные спектакли, представления; поэтому ответ­ственность за эстетическое, нравственное воспитание детей ло­жится на взрослых, которые должны помочь им правильно понять увиденное и услышанное, позаботиться о формировании эстетического вкуса.

Итак, развлечения - особая форма организации воспитатель­ного воздействия на дошкольника. Они обогащают детей положи­тельными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами музыки, художест­венного слова, танца и изобразительного искусства. Развлечения дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формируют его творческую активность.

§ 4. МУЗЫКА И ПРАЗДНИК В ДЕТСКОМ САДУ

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста зани­мает праздник, одна из основных целей которого - формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим услови­ем развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драмати­зацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, раз­вивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соот­ветствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожида­ние сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.

Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющими в подборе музыки. Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые зимние игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой («Здравствуй, зимушка-зима!»);

теплые, погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну»); купание в реке, прогулки в лесу напоминают о лете («Здравствуй, лето!»); наконец, яркие, разноцветные листья деревьев-об осени («Осень золотая»). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.

Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подби­рает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюр­призным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной груп­пы, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем. Это трудная задача для педагога, но ему нужно стремиться всем детям подбирать выступления по их силам, возможностям и наклонностям. Застенчивым ребятам лучше предлагать особенно интересные номера (песню, шутливую инсценировку, стихотворе­ние и т. д.), чтобы они смогли преодолеть свою робость. Музыкаль­но менее способным следует подобрать легкие роли в групповом танце, оркестре. Такой подход к организации праздника педаго­гически оправдан и, как правило, дает хорошие результаты: эмо­циональный подъем активизирует детей, вселяет в них уверен­ность.

Структура праздника может быть различной. Например, внача­ле выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать неболь­шой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям.

К составлению программы (это касается и содержания, и струк­туры) следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия детского сада, опыт работы педагогического коллектива.

Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника.

Красочность, торжественность, разнообразие празднику прида­ет оформление - специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей, использование пластинок, магнитофонных за­писей для сопровождения танцев, хороводов, театральных инсце­нировок. Желательно, чтобы дети (особенно это касается старших дошкольников) тоже участвовали в подготовке оформления празд­ников.

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведется систематическая работа» в частности по музыкальному воспитанию. Четкое перспективное планирование (при распределении музыкального репертуара в нем учитывают и пред­стоящие праздничные утренники) позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

В подготовке праздника принимает участие весь педагоги­ческий коллектив детского сада, но особая роль отводится музы­кальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те про­изведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая также стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотно­шение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Основная нагрузка в подготовке, конечно, ложится на взрос­лых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведения праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, особое внимание уделяя выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последовательность программы, а также уметь сво­бодно общаться с детьми и гостями. Подготовка ведущего к празд­нику включает и психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. На ее основе праздник должен стать источником богатых впечатлений для детей и содействовать их эстетическому развитию. Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом. Если взрослые четко определяют учас­тие каждого педагога в празднике, многократно повторяют свои роли, то дети этого делать не должны. Важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить ре­петициями.

Утренник можно проводить в двух близких по возрасту груп­пах. Программа концерта не должна быть знакома ребятам цели­ком, хотя некоторые песни (игры) обе группы могут исполнить вместе. В сценарий включают и индивидуальные выступления детей.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми — необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зре­лищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных мо­ментов. Что касается взрослых, то музыкальный руководитель, ведущий и его помощники должны свободно владеть всей програм­мой праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полно­ценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполне­ние. Нельзя искажать темп, нюансировку, и т. д. Как уже отмеча­лось, роль ведущего центральная на празднике, но его успех во многом зависит от помощников, которые при необходимости неза­метно включаются в ход представления, чтобы сохранить его стройность и непринужденность.

Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, роди­тели, школьники, то каждое их выступление должно быть своевре­менным, чтобы не разрушить целостности сценария. В ходе празд­ника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказал­ся спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуа­циях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

Хорошей традицией в детском саду стали так называемые про­воды праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понра­вились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкального воспитания в быту детского сада.

2. Каковы функции музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкально-педагогической среды для полноценного музыкального развития детей дошкольного возраста?

3. В чем состоит значение музыкального сопровождения физических упражне­ний в развитии ребенка?

4. Пронаблюдайте утреннюю гимнастику в одной из возрастных групп детско­го сада и объясните, какие физические упражнения целесообразно проводить под музыку и на каких этапах обучения.

5. Охарактеризуйте виды развлечений в детском саду и их место в повседнев­ной жизни детского сада.

6. Раскройте значение праздников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Проанализируйте праздник в одной из возрастных групп детского сада.

7. Составьте программу развлечения или праздника для одной из возрастных групп.

Глава XIY МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗ­ВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают до­школьные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответст­венную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвы­чайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музы­ке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкаль

должительность, темп выступлений, чередование номеров, соотно­шение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Основная нагрузка в подготовке, конечно, ложится на взрос­лых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведения праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, особое внимание уделяя выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последовательность программы, а также уметь сво­бодно общаться с детьми и гостями. Подготовка ведущего к празд­нику включает и психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. На ее основе праздник должен стать источником богатых впечатлений для детей и содействовать их эстетическому развитию. Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом. Если взрослые четко определяют учас­тие каждого педагога в празднике, многократно повторяют свои роли, то дети этого делать не должны. Важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить ре­петициями.

Утренник можно проводить в двух близких по возрасту груп­пах. Программа концерта не должна быть знакома ребятам цели­ком, хотя некоторые песни (игры) обе группы могут исполнить вместе. В сценарий включают и индивидуальные выступления детей.

Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми - необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зре­лищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных мо­ментов. Что касается взрослых, то музыкальный руководитель, ведущий и его помощники должны свободно владеть всей програм­мой праздника. Музыкальный руководитель обеспечивает полно­ценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение. Он должен внимательно отнестись к вступлению к песне и танцу, чтобы настроить детей на выразительное исполне­ние. Нельзя искажать темп, нюансировку, и т. д. Как уже отмеча­лось, роль ведущего центральная на празднике, но его успех во многом зависит от помощников, которые при необходимости неза­метно включаются в ход представления, чтобы сохранить его стройность и непринужденность.

Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, роди­тели, школьники, то каждое их выступление должно быть своевре­менным, чтобы не разрушить целостности сценария. В ходе празд­ника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказал­ся спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуа­циях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

Хорошей традицией в детском саду стали так называемые про­воды праздника, когда в музыкальном зале оставляют оформление, костюмы и атрибуты для игр, инсценировок. Дети по желанию могут повторить песни, хороводы, аттракционы, которые им понра­вились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления.

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкального воспитания в быту детского сада.

2. Каковы функции музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкально-педагогической среды для полноценного музыкального развития детей дошкольного возраста?

3. В чем состоит значение музыкального сопровождения физических упражне­ний в развитии ребенка?

4. Пронаблюдайте утреннюю гимнастику в одной из возрастных групп детско­го сада и объясните, какие физические упражнения целесообразно проводить под музыку и на каких этапах обучения.

5. Охарактеризуйте виды развлечений в детском саду и их место в повседнев­ной жизни детского сада.

6. Раскройте значение праздников в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Проанализируйте праздник в одной из возрастных групп детского сада.

7. Составьте программу развлечения или праздника для одной из возрастных групп.

Глава XIY МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИИ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗ­ВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают до­школьные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответст­венную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвы­чайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музы­ке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального вос­питания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденны­ми музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традиция­ми, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и класси­ческой музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспита­нием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьез­ной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для примене­ния различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная дея­тельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспи­танием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, форми­руется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музы­ку по своему желанию в профессиональном исполнении и качест­венном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музы­кальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструмен­тах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным твор­чеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музы­ку во время игр — напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музы­кальных инструментах.

Музыкально-образовательной деятельностью в семье занима­ются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкаль­ные знания стихийно, без какой-либо системы.

Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспиты­ваются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

§ 2. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспита­ния детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреж­дении, а именно:

- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатле­ниями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего наро­да, сформировать основы музыкальной культуры;

- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испол­нительство, творчество, музыкально-образовательная деятель­ность);

- способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном воз­расте необходимо заложить основы для будущего профессиональ­ного обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стре­мятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способ­ностей детей, формирования основ музыкальной культуры необхо­димо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с ран­него детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться восприни­мать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых вы­ражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестров­кой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайков­ского) и более скромная по выразительным средствам, но вызыва­ющая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

§ 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕМЬЕ

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, пра­ктический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и ис­пользование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми исполь­зуются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюст­рации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется воз­можность показать детям книги с репродукциями картин, расска­зывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традици­ях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседу о музы­ке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее вос­приятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инстру­ментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непремен­но наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часа­ми играть упражнения. Если же малыш не справляется с задания­ми, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занима­ясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требо­вательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во вре­мя учебы, которые порождают затем негативное отношение к му­зыке.

Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинте­ресованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомились, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отно­шение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый прояв­ляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важ­на культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит инди­видуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, люби­мым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окру­жении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного уч­реждения необходимо рассказывать об опыте музыкального вос­питания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению до­ступных и эффективных методов и приемов музыкального воспита­ния детей в семье.

§ 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, само­стоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с му­зыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфиль­мам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку- перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слуша­ние музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, по­лезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений до­школьников, накопления слухового опыта. Рекомендуется исполь­зовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важ­но для разностороннего развития детей. И родители должны стре­миться наиболее полно использовать его возможности.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2489 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.035 с)...