Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос и задания. 1. Охарактеризуйте звучание известных вам музыкальных инструментов



1. Охарактеризуйте звучание известных вам музыкальных инструментов.

2. Какие музыкальные способности развиваются в игре на детских музы­кальных инструментах?

3. Охарактеризуйте различные способы обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

4. Назовите методы и приемы обучения детей игре на музыкальных ин­струментах в разных возрастных группах.

5. Раскройте методику обучения детей игре в оркестре.

Глава IX ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

§ 1. ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанали­зировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установ­лено, что необходимое условие возникновения детского творче­ства - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое ус­ловие - это накопление опыта исполнительства. В процессе му­зыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные спо­собности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, зна­ния, для того чтобы иметь возможность выразить свои собствен­ные музыкальные впечатления.

Были определены этапы развития детского творчества: от за­даний, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освое­нию способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н. А. Ветлугина, А.И. Ходькова и др.).

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуют­ся воображение, фантазия, свободная ориентировка в непри­вычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых ус­ловиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от проч­ности певческих навыков, умения выражать в пении определен­ные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь не­многие дети обнаруживают все эти качества в младшей и сред­ней группах детского сада. Большинство овладевают ими к стар­шему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухо­вого опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это

подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) пер­вым творческим проявлениям детей':

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопро­вождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти то­нику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и груст­ный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): вос­питатель поет первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для раз­вития песенного творчества:

1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2) импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3) сочинение попевок контрастного характера на предлагае­мый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

Детям 2-3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звуко­подражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т. д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л. А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой малень­кий»-очень нежно, тоненьким голоском.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих зада­ниях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4-5 лет выполняют задания на пропевание имен, им­провизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошколь­ников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие за­дания с применением подстраивания к звукам, транспонирова­ния мотивов.

Дети 5-6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь по-певки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6-7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного на­строения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные за­дания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

Важно обращать внимание детей на выразительность их импро­визаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить,- задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний по­лезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук у. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует.) А теперь пусть он покачает своих вол­чат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица — хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.

Творчество рождается из интуитивных и сознательных дей­ствий, их сочетание постепенно становится более прочным.

Музыкальные вопросы и ответы могут сначала исполняться по образцам («Что ты хочешь, кошечка?» - «Молока немножечко»), а затем в более свободной форме. Дети поют ответы на вопросы, заданные (пропетые) педагогом, например: «Как тебя зовут?» - «Танюша».- «Какое платье у тебя?» - «Красное в цветочках» и т. д.

Если работа проводится методически правильно, самое глав­ное без принуждения, через заинтересованность к творчеству, то в ролевых играх дети нередко сами сочиняют такие диало­ги. Танюша приходит в гости к Кате и поет: «Доброе утро». Ка­тя ей отвечает также пением. Диалог продолжается: «Как твоя дочка?» - «Спасибо, заснула» и т. д.

Когда дается задание придумать мелодию на определенный текст, то лучше начать с самого простого. Например, на слова баю-бай спеть колыбельную, на слоги тру-ту-ту - марш, ля-ля-ля- вальс и т. д.

Песни на небольшой текст сочиняют тогда, когда дети хо­рошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, за­гадки, пословицы.

Задания на песенные импровизации можно подбирать по прин­ципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два раз­ных по характеру марша, два разных по настроению звукопод­ражания и т. д.). Такие сопоставления заостряют внимание

детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходи­мости передать определенное настроение.

Постепенно детей подготавливают к сочинению целого опер­ного спектакля. Для этого можно взять сказочный сюжет («Ко­лобок», «Красная Шапочка» и др.). Предварительно ребят зна­комят с жанром оперы, слушают с ними фрагменты из опер в грам­записи.

Так, музыкальный руководитель Н.Н.Харчева (Москва) перед постановкой оперы «Колобок» показывала детям фраг­менты из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, акцен­тировала их внимание на том, как меняется настроение в пении Снегурочки: то веселое, радостное, то спокойное, мечтательное, грустное, то нежное, когда она поет о Леле. После таких «взрос­лых» разговоров о музыке дети распределили роли и создали свою оперу «Колобок». Каждый персонаж сказки сочинял свою песенку очень выразительно, увлеченно. «Зрители» проявили ог­ромный интерес к творчеству своих товарищей, даже пробовали отдельные роли в этой сказке.

§ 2. МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЕ И ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импрови­зировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двига­тельными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцеваль­ными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то ин­сценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоциональ­но отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог вы­полнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лен­той, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и тан­цевальных композиций и т. д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, как показали специальные исследования и опыт работы детских садов, наилучшим образом способствует творческому развитию детей'.

На первом этапе детям предлагают создать музыкаль­но-игровые образы в однотипных движениях отдельных персона­жей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е. Тиличеевой и т. д.). На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых об­разов в действиях отдельных персонажей («Ворон», русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. А. Полонского; «Сапожник», чешская народ­ная песня, обр. ан. Александрова и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка ан. Александро­ва; «У медведя во бору», русская народная мелодия и т. д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, бе­лорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музы­кальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко; «Жили у бабуси», русская народная песня; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в рит­мике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произ­ведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необ­ходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению дви­жений, соответствующих характеру, образам песни, инструмен­тальной пьесы.

Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в рит­мике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоя­тельных действий детей. Программная музыка (песня, инстру­ментальная пьеса, имеющие название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образ­ное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и соз­дать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или це­лостную композицию танца. Начинать желательно с инсцениро­вок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий — народные («Где ты был, Иванушка?», обр. М. Иорданского; «Две тетери», русская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народ­ная мелодия и т. д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: «Гопак», украинская народная мелодия; «Ходила младешенька по борочку», русская народная мелодия; «Петушок», латышская народная мелодия; «Выйду ль я на реченьку», русская народ­ная мелодия и т. д.

Вместе с тем ребятам предлагают и классическую, и совре­менную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать воз­растные и индивидуальные особенности детей, а также их склон­ности и интересы. Но полного успеха можно- добиться только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, ко­торые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способ­ностей средствами музыкально-ритмических движений.

§ 3. ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляет­ся в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инстру­менте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и му­зыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечат­лений - непременное условие творческих проявлений детей.

Слушание инструментальных и вокальных произведений (в грамзаписи и «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей - все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Педагог должен развивать основные музыкальные способности детей - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, а также другие способности, не специально музыкальные - воображение, образное мышление.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструменталь­ное творчество,- владение элементарными навыками игры на му­зыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, ин­дивидуальных) педагог не только разучивает с детьми определен­ный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инстру­ментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и по­буждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных обра­зов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импро­визировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

На занятиях музыкальный руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподра­жаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

При этом эффективны парные задания на импровизацию му­зыкальных образов, контрастных между собой. В младшем до­школьном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум при­ближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняют. Широко при­меняются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пре­делах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).

Такие парные задания заостряют внимание детей на необхо­димости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить твор­ческие способности.

Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтиче­скими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от буднич­ности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллектив­но - шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттен­ками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежин­ки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треу­гольников, металлофонов, а цокот копыт - с помощью деревян­ных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, созда­вая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, харак­тер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определен­ные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Импровизации на музыкальных инструментах в самостоятель­ной деятельности, в семье можно чередовать с разучиванием оркестровой партии, подбором мелодий по слуху.

В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии. Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш). Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий, помогать им сделать музыкальные импро­визации, даже самые элементарные, выразительными, окрашен­ными настроением.

Характер руководства педагога инструментальным творчест­вом зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно. Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необ­ходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировоч­ными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; со­здание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т. д.). В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создает условия для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные мелодические интонации, просит сыграть их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Помогая ребенку запомнить наиболее удачную мелодию, сочинен­ную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком, просит сочинить слова («чтобы получилась песенка»).

Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творче­ские проявления детей,— аранжировка наиболее удачных сочи­нений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиа­но с сопровождением. Для этого педагог должен уметь быстро подбирать и гармонизировать мелодии.

Звучание придуманной ребенком мелодии с аккомпанементом, сочиненным взрослым, придает «произведению» законченный вид, что радует малышей, стимулирует творчество.

Интересно также инструментовать мелодии для детского ор­кестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки.

Мелодию может играть сам «автор» вместе с другими детьми. Гармоническую основу создает фортепианное сопровождение, со­чиненное взрослым, ритм и характер подчеркивают ударные ин­струменты.

Исполнение оркестром сочиненных детьми мелодий побуждает к коллективному творчеству, прививает интерес к музицированию.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...