Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос и задания. 1. Каковы этапы развития песенного творчества детей?



1. Каковы этапы развития песенного творчества детей?

2. Раскройте методы и приемы формирования музыкально-игрового и тан­цевального творчества детей.

3. Назовите задания в порядке возрастания сложности для развития твор­чества в игре на музыкальных инструментах.

Глава Х

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В детском саду дошкольники не только обучаются практи­ческим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необхо­димые знания о музыке, способах музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания детей (развитие музыкаль­ных способностей, 4'ормирование основ музыкальной культуры) можно решить с помощью различных видов музыкальной деятель­ности. Какое же место занимает музыкально-образовательная деятельность?

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окрас­ки музыки - характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что содержанием му­зыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т. д.) создают определенное настроение - нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т. д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важ­ны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музы­кальные звуки имеют различную протяженность - бывают долги­ми и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узна­ваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отли­чить вальс от польки, полонеза и т. д.).

Решение второй задачи музыкального воспитания - развитие основ музыкальной культуры - предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, устано­вок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности.

Увлекательные рассказы педагога о музыке различных сти­лей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, сопровождающиеся музыкой, показом иллюст­раций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают ус­тановку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональ­ные реакции на музыку.

Формирование мотивированной оценки музыкальных произве­дений помимо накопления слухового опыта предполагает опреде­ленные знания о музыке, ее видах (народной, классической; во­кальной, инструментальной), композиторах, музыкальных инстру­ментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характери­стики настроений, выраженных в произведении, отдельных час­тях), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.). Музыкально-эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, образовательной деятельности. Музыкально-образо­вательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.

Каждый вид музыкальной деятельности (как и развитие музы­кальных способностей) требует определенных знаний. Для разви­тия музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т. д.). Дети слушают разную по характеру музыку (веселую, грустную, нежную, спокойную и т. д.). Педагог объясняет, с по­мощью каких средств передается каждое настроение музыки, каково значение лада, мелодии, темпа, ритма, динамики и т. д. Дети начинают понимать, по каким признакам можно сопостав­лять, сравнивать музыкальные произведения, какими терминами нужно пользоваться при этом.

Для развития исполнительства, творчества нужны специаль­ные знания о способах, приемах исполнительства, средствах вы­разительности, сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности, музыкальных жанрах.

Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (на­певно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко и т. д.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваи­вают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают назва­ния танцевальных шагов (поскоки, шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.), усваивают названия танцев, хороводов.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также по­лучают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Например, на металлофоне это приемы стаккато, глиссандо; на бубне — удары руки, пальцев в зависи­мости от характера музыки. Ребята узнают, как правильно дер­жать молоточек для металлофона, медиатор для цитры или арфы и т. д.

§ 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О МУЗЫКЕ

Все педагогические методы (наглядный, словесный, практиче­ский) применимы и в музыкально-образовательной деятельности.

Наглядно-слуховой метод (звучание произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ пе­дагога о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, на­пример контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т. д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересо­вывает детей, придает обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный метод в музыкально-образовательной де­ятельности также применяется широко: показ репродукций кар­тин, игрушек, изображений инструментов, портретов композито­ров; использование цветных карточек (прием цвет — настрое­ние) для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зри­тельную наглядность значительно облегчает усвоение музыкаль­ных знаний.

Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содержание, разъяс­няет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т. д.

Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т. д.), педагог рассказы­вает детям о способах действий, необходимых им в исполнитель­ской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвое­ние музыкальных знаний, помогает закрепить их на собствен­ном опыте. Практические приемы - оркестровка, передача харак­тера музыки в движениях - позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: ак­центов, динамики, пауз, штрихов, темпа, регистра и т. д.

В музыкально-образовательной деятельности ярко проявляет­ся взаимосвязь методов обучения.

Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закрепле­нию знаний.

Игровая форма заданий, занимательность помогают без осо­бых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкаль­ные понятия и представления (высота, длительность звуков и т. д.).

Одно из основных музыкальных пособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры и упраж­нения,- «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Каждая му­зыкальная пьеса и попевка в букваре иллюстрирована, что всегда привлекает малышей.

Три раздела «Музыкального букваря» посвящены соответст­венно трем темам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?».

Первый раздел состоит из контрастных по характеру пьес, слушая которые дети узнают, что музыка может выражать различ­ные чувства, настроения и их оттенки.

Во втором разделе собраны программно-изобразительные пье­сы, показывающие, как музыка изображает конкретные жизнен­ные явления (природу, животных), сказочные персонажи и что при этом она всегда эмоционально окрашена (пьесы «Утро», «День», «Ночь», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Три мед­ведя» и др.).

Третий раздел знакомит со средствами музыкальной вырази­тельности, с языком музыки. Дети получают представление о вы­соте звуков (попевки «Птенчики», «Качели», «Эхо» и др.), дли­тельностях звуков (попевки «На рассвете», «Снегири», «Буду летчиком» и др.).

«Музыкальный букварь» используется не только для слушания, но и при обучении детей пению, игре на музыкальных инструмен­тах для развития певческих навыков, слуха, чувства ритма.

Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепен­но начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вна­чале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем неко­торые термины входят в активный словарь детей.

Приведем примерный словарь музыкальных терминов, реко­мендуемый для работы с детьми'.

1. Словарь, характеризующий эмоционально-образное со­держание музыки:

веселая радостная игривая задорная звонкая озорная шутливая бойкая смешная забавная резвая прыгучая скачущая колыбельная мягкая плавная гладкая напевная протяжная хороводная торжественная праздничная бодрая важная маршевая четкая отчетливая гордая могучая победная мужественная бесстрашная боевая смелая солнечная сверкающая танцевальная плясовая улыбающаяся грустная печальная жалобная тоскливая скорбная хмурая обиженная плачущая отважная решительная сильная богатырская грозная военная солдатская суровая строгая уверенная храбрая твердая взволнованная встревоженная стремительная вьюжная метельная ненастная тревожная беспокойная торопливая просящая нежная ласковая задумчивая мечтательная легкая светлая прозрачная спокойная добрая приветливая неторопливая убаюкивающая серьезная сдержанная таинственная сказочная волшебная колючая пугливая опасливая осторожная настороженная загадочная отрывистая острая подкрадывающаяся страшная злая грубая тяжелая сердитая недовольная темная  

2. Музыкальные жанры, виды музыки:

песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);

танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, го­пак, хоровод и др.);

марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный);

онера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;

вокальная и инструментальная музыка;

народная музыка;

программная и непрограммная музыка.

3. Средства музыкальной выразительности:

мелодия (пяавная, отрывистая, скачкообразная и др.);

ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.);

пауза (долгая, короткая);

акцент (легкий, сильный);

гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.);

интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, роб­кая, ласковая, грозная, тревожная и др.);

лад (мажорный, минорный);

темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлен­ный и др.);

динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

регистр (высокий, средний, низкий);

тембр (различная окраска звука — светлая, темная, звонкая и др.).

4. Музыкальная форма:

одночастная, двухчастная, трехчастная;

куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение);

вариации.

5. Музыкальные инструменты:

инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот), духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник, та­релки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолон­чель, контрабас, альт);

инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян, аккордеон, гитара, трещотка, деревянные ложки и т. д.);

инструменты клавишные (клавесин фортепиано: рояль, пианино);

орган.

6. Музыкальные профессии, специальности, коллективы:

композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант;

оркестр, ансамбль, хор.

7. Характер исполнения, приемы:

стаккато, легато, глиссандо;

отрывисто, плавно, отчетливо, мягко, протяжно, легко, свет­ло, прозрачно, звонко и т. д.

8. Общие музыкальные термины:

нота, звук (высота и длительность), бас, аккорд, тема, акком­панемент, мотив, часть, кульминация, фраза, нотный стан и т. д.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1741 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...