Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семинар № 3



Борхес и другие: латиноамериканская проза

Аргентинец Х.Л.Борхес (1899-1986) – такая личность, чьи идеи определили развитие литературу XX века. Его раннее творчество, стихи и новеллы, открывают для европейцев страну танго. Но Борхес выходит за пределы этнической темы, экзотика для него является лишь отправной точкой для странствия в область мифа, где сталкиваются реальность и вымысел. "Я думаю, - говорит Борхес, - что люди вообще ошибаются, когда считают, что лишь повседневное представляет реальность, а все остальное ирреально. В широком смысле страсти, идеи, предположения столь же реальны, как факты повседневности, и более того - создают факты повседневности. Я уверен, что все философы мира влияют на повседневную жизнь".

Борхес происходит из старинной креольской семьи, семейные традиции навсегда привязали его к национальной почве – культуре Аргентины, сотканной из множественных влияний: индейских, европейских, негритянских. Юность свою писатель провел в Европе, интеллектуализм которой сформировал его ум. Многолетняя работа в Национальной бибилиотеке превратила поэта-авангардиста в энциклопедию разнообразных знаний. В котле, наполненом столь разнообразными идеями, подогреваемом талантом, кипело поистине волшебное зелье. В результате мировая литература получила еще одного гениального слепца, создатель фантастических миниатюр, рассказов-мистификаций. «Борхес как бы разрушает средостение между реальной и воображаемой жизнью, заставляет читателя испытывать подчас головокружительное ощущение, что все может случиться, что в любой библиотеке, на любой книжной странице его ждут неслыханные новости». [4] Его считают одним из предтеч постмодернизма, применившим художественные принципы игры, деконструкции, прием коллажа еще до эпохи тотальной победы постмодернизма во всем мире. В то же время Борхес стоит у истоков латиноамериканского чуда.

Проза Борхеса так же синтетично соединяет реальность и миф, как и творчество других латиноамериканских писателей. Но разница есть, и связана она с источниками, которыми питается творчество более молодых латиноамериканских писателей. Гарсиа Маркес, Карпентьер, Астуриас и другие опираются на фольклор, Борхес – в большей степени на литературную традицию. «В прозе Борхеса реальное и фантастическое отражаются друг в друге, как в зеркалах, или незаметно перетекают друг в друга, как ходы в лабиринте».[5]

В 1950-70-е годы мир был потрясен магическими историями писателей-латиноамериканцев. Чудовищная экзотика, буйство природы и первобытная сила чувств, странные обычаи и жестокие обряды, кровавая история и непредсказуемая современность, отрицание детерминизма и вера в духов – все это составные части феномена, который условно именуют «магическим реализмом». «Суть «магического реализма» состоит в признании неограниченной свободы, с которой романисты Латинской Америки сращивают сферу заземленного быта и сферу сокровенных глубин сознания, «замыкая» начала и концы исторического, духовного бытия своих народов, высвечивая мифологические первоосновы самых современных проблем». [6]

Вопросы для самоконтроля

  1. Как вы понимаете термин «магический реализм»?
  2. Как в творчестве писатеелй смыкается мифологическое мышление и изображение повседневности?
  3. Какие этапы можно выделить в творческой биографии Х.Л.Борхеса?
  4. Почему Борхеса считают предтечей постмодернизма?
  5. Кто из представителей «магического реализма» близок Х.Л.Борхеса и в чем?

Тексты для обсуждения

Борхес Х.Л. Алеф. Вавилонская библиотека. Книга песка. Сад расходящихся тропок.

Карпентьер А. Царство земное (Век Просвещения).

Кортасар Х. Игра в классики (62. Модель для сборки).

Льоса М.Варгас. Зеленый дом (Город и псы).

Маркес Г.Гарсиа. Сто лет одиночества (Осень патриарха).

Вопросы и задания по тексту

Прочитайте новеллы Х.Л.Борхеса и один из указанных выше романов. Подготовьте сообщение (10 мин) или реферат (5 стр.) на одну из предложенных тем.

Тематика докладов (рефератов)

  1. Образы-идеи Борхеса – истоки «магического реализма».
  2. «Магический реализм»: фантастика или реальность?
  3. Пространство и время в латиноамериканской прозе.
  4. Жертвоприношение: акт любви или насилия?
  5. Диктатор и коллективное сознание.
  6. Любовь и смерть.
  7. Соединение христианства (католичества) и язычества (индейских верований).
  8. Мифология природы.

Литература

Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997.

Огнева Е.В. Проза Латинской Америки: от Борхеса к Варгасу Льосе // Зарубежная литература XX века / Под ред. В.М.Толмачева. – М.,, 2003. С. 536-566.

Тертерян И. Человек мифотворящий: О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки. – М.,1988.


Литература для обязательного чтения

1) Беккет С. В ожидании Годо.

2) Борхес Х.Л. Алеф. Вавилонская библиотека. Книга песка. Сад расходящихся тропок.

3) Грин Г. Сила и слава (Почетный консул).

4) Камю А. Посторонний.

5) Маркес Г.Гарсиа. Сто лет одиночества (Осень патриарха).

6) Пинчон Т. Энтропия.

7) Сартр П. Тошнота. Мухи.

8) Сэлинджер Дж.Д. Над пропастью во ржи.

9) Толкиен ДЖ.Р.Р. Властелин колец.

10) Эко У. Имя розы.

11) На выбор:

a) Акройд П. Повесть о Платоне.

b) Барнс Дж. Англия, Англия.

c) Мердок А. Черный принц.

d) Свифт Г. Край воды.

12) На выбор: Голдинг У.

a) Повелитель мух.

b) Шпиль.

c) Воришка Мартин.

d) Пирамида.

e) Свободное падение.

13) На выбор:

a) Бёлль Г. Глазами клоуна.

b) Грасс Г. Жестяной барабан.

14) На выбор:

a) Карпентьер А. Царство земное (Век Просвещения).

b) Кортасар Х. Игра в классики (62. Модель для сборки).

c) Варгас Льоса М. Зеленый дом (Город и псы).

15) На выбор:

a) Апдайк Дж. Кентавр.

b) Беллоу С. Херзаг.

c) Буковски Ч. Макулатура.

d) Коупленд Д. Поколение “X”.

e) Рот Ф. Людское клеймо.

16) На выбор:

a) Киньяр П. Все утра мира.

b) Саррот Н. Золотые плоды (Эра подозрений).

c) Турнье М. Элеазар, или Источник и Куст.

d) Уэльбек М. Элементарные частицы.

e) Юрсенар М. Воспоминания Адриана.

17) На выбор:

a) Барт Дж. Конец пути.

b) Зюскинд П. Парфюмер.

c) Кундера М. Вальс на прощание (Бессмертие).

d) Павич М. Хазарский словарь.

e) Фаулз Дж. Коллекционер (Женщина французского лейтенанта).

18) На выбор:

a) Кутзее Дж.М. Бесчестье.

b) Мисима Ю. Золотой храм.

c) Рашди С. Стыд (Дети полуночи).

19) На выбор:

a) Миллер А. Смерть коммивояжера.

b) Уильямс Т. Трамвай “Желание”.

20) На выбор:

a) Ионеско Э. Лысая певица (Носороги).

b) Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы.

21) Стихи Бобровского Й., Закс Н., Ларкина Ф., Лоуэлла Р., Плат С., Целана П., Шимборской В.

Учебники, пособия, хрестоматии

Андреев Л.Г., Карельский А.В. и др. Зарубежная литература XX века /Под ред. Л.Г.Андреева. М., 1996.

Гиленсон Б.И. История литературы США. – М.:, 2003.

Зарубежная литература. XX век / Под общ. ред. Н.П.Михальской. М., 2003.

Зарубежная литература XX века / Под ред. В.М.Толмачева. – М., 2003.

Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.

Английская литература 1945-1980 /Отв. Ред. А.П. саруханян. – М., 1987.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. - М.,1972.

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. - М., 1980.

Дудова, Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. М., 2002.

Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. /Под ред. Н.П.Михальской. М., 1998.

Зверев А. Американский роман 20-30-х годов. - М.,1982.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып.2. – М., 1999.

Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. - Горький, 1977.

Косиков Г.В. От структурализма к постструктурализму. М., 1998.

Кофман А. Латиноамериканский образ мира. – М., 1998.

Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века / Сост. Л.Г.Андреев. – М., 1986.

Неустроев В.П. Литература Скандинавских стран (1870-1970). - М.,1980.

Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. - М.,1982.

Писатели США /Сост. Я.Засурского и др. – М., 1990.

Самосознание культуры и искусства XX века. М., СПб, 2000.

Саруханян А.П. Современная ирландская литература. - М.,1973.

Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре// Зарубежная литература второго тысячелетия /Под ред. Л.Г.Андреева. М., 2001. С. 221-291.

Тертерян И. Человек мифотворящий: О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки. – М.,1988.

Французская литература. 1945-1990 /Под ред. Т.В.Балашовой. – М., 1995.

Английская поэзия в русских переводах. XX век / Сост. Л.М. Аринштейна и др. –М., 1984.

Зарубежная поэзия XX века /Сост. Е.Солонович. – М., 1972.


Приложение





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 689 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...