Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Кризис, наступивший после второй мировой войны, был еще более глубоким, чем в 1918 г. С одной стороны, масштаб катастрофы более уже не удивлял уставшего человека. Но с другой стороны, миллионы людей – немцев, итальянцев, шведов, венгров, японцев – чувствовали себя виноватыми в случившемся. Ведь они не просто воевали, но подпали под обаяние человеконенавистнической идеологии и теперь вынуждены были строить заново не только разрушенные бомбежной дома, но и рухнувшую систему ценностей. По другую сторону было не меньше страданий: некоторые нации (евреи, русские, поляки) потеряли такую существенную часть населения, что последствия войны сказывались на них в течение нескольких десятилетий. Наконец, финальный аккорд войны (показательная бомбежка Хиросимы и Нагасаки) поставил человечество на грань самоуничтожения. Тема атомного апокалипсиса на многие десятилетия вперед определила творческую мысль западного сознания (что особенно заметно в американской литературе).
Научные открытия (освоение космоса, теория информации, развитие кибернетики, развитие средств массовой коммуникации и появление веб-сети) изменило массовое сознание, поставив литературу в совершенно новые условия, когда под вопрос ставится само существование книги как носителя информации. Параллельно с этим серьезнее, чем когда-либо прежде, осознается проблема сохранения исторического, культурного наследия, роль библиотек и музеев (образы гигантской библиотеки у Х.-Л.Борхеса, мультикультурного словаря у М.Павича). Возникло представление о культуре как едином тексте, из которого черпаются сюжеты, образы, идеи для новых произведений.
Всеобщий кризис сознания породил новое направление в культуре, философии, искусстве – постмодернизм. В основе творчества постмодернистов лежат атеизм, нравственный релятивизм, зависимость от масс-культуры. Это своеобразная реакция на модернизм, отвергающий классическую литературу, но в тоже время устанавливающий серьезные отношения с традицией.
Параллельно продолжает существовать мощный поток реалистической литературы, появляются произведения позднего модернизма. В 1960-70-е большое влияние на литературу оказывает философия экзистенциализма, заставляя писателей обращаться к пограничным ситуациям, проблеме жизни и смерти.
Ярким культурным явлением 1950-70-х гг. стал «магический реализм». Латиноамериканские писатели поразили читателей всего мира изображением сильных чувств, странных верований, сливших католицизм и индейскую мифологию, соединением фантастики и точной детали.
Вторая половина XX века стала эпохой грандиозного «переселения народов». По разным причинам (политическим, экономическим, религиозным, этническим, культурным) писатели покидают свои страны и обретают второй язык. Они привносят в литературу, принявшую их в свое лоно, новые темы, новую образность, новую поэтику.
Среди ярких культурных явлений второй половины – латиноамериканская проза, творчество уроженцев стран Африки, Азии, островов Карибского бассейна.
Тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | |
лекции | практ. занятия | ||
Некоторые тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм | |||
«Новый роман» и французская интеллектуальная проза | |||
Творчество С.Беккета и театр абсурда | |||
Трансформация реализма в английском романе | |||
Изгои и изгнанники (социальная тема в американской литературе) | |||
Современная драматургия | |||
Поэзия: новые черты | |||
Проза Латинской Америки и «магический реализм» | |||
Немецкоязычный роман | |||
Поэтика постмодернизма | |||
Творчество У.Голдинга | |||
Борхес и другие: латиноамериканская проза | |||
Всего |
План контрольных мероприятий
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1760 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!