Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поэтика постмодернизма



Постмодернизм – одно из основных направлений в философии, искусстве, литературе, массовой культуре второй половины XX века. Термин ввел в философский обиход Ж.-Ф. Лиотар в книге «Постмодернистский удел», хотя многие из текстов, возникших задолго до этого претендуют на право именоваться постмодернистскими («Поминки по Финнегану» Дж.Джойса, новеллы Х.-Л.Борхеса, книги Ф.Кафки, М.Пруста, Г.Стайн).

Как указывает Д.Затонский, данный термин указывает не на какой-либо признак (в отличие от модернизма, произошедшего от «modern», т.е. «новейший»), а на время появления (после модернизма). Если модернисты демонстративно боролись с традицией, пытались утвердить новые принципы изображения и выражения, то постмодернисты игнорируют проблему отношения к традиции.

Они, пренебрегая аристотелевским принципом отражения, разрывают освященную веками связь между текстом и реальностью. Картина мира бесконечно дробится, множится, а в зеркале, разбитом на множество кусков, уже не увидеть рытвины на дороге. Поэтому действительность может быть какой угодно, все зависит от читательских усилий. Так И.Кальвино роман «Если однажды зимней ночью путник» (1979) имеет несколько вариантов начала и ни одного финала. Х.Л.Борхес сочинил автора «Дон-Кихота» Пьера Менара и вслед за ним писатели-постмодернисты с увлечением создают мистификации. М.Павич переплетает миф и исторический документ. История превратилась в такой же вымысел, как и гадательное будущее. Для передачи этого нового отношения к реальности понадобились особого рода образы, название коорым придумал Жиль Делёз – симулякры, «образы, лишенные подобия», «изображение, лишенное сходства».

В основе подобной картины мира лежит глубокое неверие в осмысленность и телеологичность бытия, тотальный скепсис и ирония. Философия игры Й.Хёйзинги была воспринята как ключ к ориентации в хаотичном, дезорганизованном пространстве текста.

Конструирование становится основным эстетическим принципом с сопутствующими ему эклектизмом, цитацией, размыванием границ между литературой, искусством, наукой, поп- и масскультурой. Дискурс становится самодовлеющим. Границы текста безмерно расширяются: «Текст становится еще одним синонимом в ряду таких концептов, как Вселенная, Космос или Бог».[1]

Отношение писателя к своему творению тоже коренным образом меняется. Р.Барт провозгласил смерть автора и лишил его голос исключительности. Теория интертекстуальности довершила начатое: «В постмодернизме свое слово всегда переживается как чужое: текст для постмодерниста существует только в отношении к другим текстам. Все они насквозь вторичны, так как сплошь состоят из подлинных или мнимых цитат, аллюзий, реминисценций».

Постмодернизм отразил общий кризис европейского гуманизма в конце XX века. Но символизирует ли он самоуничтожение искусства, подобно змее, кусающей свой хвост? По мнению Н.Б.Маньковской, «глубинное значение постмодернизма заключается в его переходном характере, создающем возможности прорыва к новым художественным горизонтам на основе нетрадиционного осмысления традиционных эстетических ценностей».[2]

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «постмодернизм»? Кто автор термина?

2. Каково отношение постмодернизма к предшествующей культурной традиции? В том числе к модернизму и авангардизму?

3. Каковы отличительные признаки постмодернистской литературы?

4. Что такое «гипертекст», «метатекст»?

5. Что такое «симулякр»?

Тексты для обсуждения

Барт Дж. Конец пути.

Зюскинд П. Парфюмер.

Кундера М. Вальс на прощание.

Павич М. Хазарский словарь.

Фаулз Дж. Коллекционер.

Эко У. Имя розы.

Вопросы и задания по тексту

  1. Прочитайте один из указанных выше романов.
  2. Кризис ценностей, этическая релевантность в романах Дж.Барта «Конец пути», «Вальс на прощание» М.Кундеры. Отношение к идее Бога, цели бытия.
  3. Непознаваемость и хаотичность мира. Фрагментарность. Отказ от принципа отражения и вопрос о маске, имитации, симулякре.
  4. Роль художника в хаотичном мире. Творчество как конструирование из готовых элементов в «Парфюмере» П.Зюскинда.
  5. Использование бродячих сюжетов, заимствование образов и мотивов. Классические модели в постмодернистском тексте: «Коллекционер» Дж. Фаулза и «Буря» У. Шекспира.
  6. Отношения между автором и читателем. Анонимный коллективный творец. «Хазарский словарь» М.Павича.
  7. Есть ли границы у текста? Отношение литературы и истории, литературы и науки в романе У.Эко «Имя розы».
  8. Соединение элитарного искусства и массовой культуры.
  9. Прочитайте фрагмент полемической статьи М.И.Шапира (см.: Приложение). Согласны ли вы с автором статьи? Разбейтесь на две группы и и приведите 10 доказательств в пользу автора и 10 контраргументов.

Литература

Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопросы литературы. – М., 1996, № 3.

Ильин И.П. Постмодернизм как концепция «духа времени» конца XX века // Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996. С.198-235.

Сурова О.Ю. Постмодернизм и творчество У. Эко // Зарубежная литература / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003. С. 567-590.

Шапир М. И. Эстетический опыт ХХ века: Авангард и постмодернизм // Philologica 2, 1995, т. 2, № 3/4, С. 136–143 (См.: Приложение).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2406 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...