Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Программирование – это теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ. Иногда программирование определяют более узко, представляя дело так, что одни люди ставят задачи, другие разрабатывают алгоритмы их решения, а третьи записывают эти алгоритмы на языках программирования. В действительности такое деление довольно-таки условно. Просто эрудированные и опытные специалисты в области создания ПО, вместе со специалистами в конкретной предметной области, определяют круг задач будущего приложения, решают вопросы организации данных, теоретически обосновывают методы решения задач, разрабатывают алгоритмы, а к созданию интерфейса приложения и процедур привлекают менее квалифицированных программистов. Но надо обязательно подчеркнуть, что программирование – это не кодирование, а весь комплекс работ по созданию приложения: от постановки задач до отладки программного продукта и создания документации. Поэтому программист (в широком смысле слова) должен иметь хорошую математическую подготовку и некоторые знания в той предметной области для которой он создает программный продукт.
Этот раздел не претендует на то, чтобы сделать из читателя программиста. Каждый, кто любит строгую логику, и имеет склонность к формализованному мышлению, может сам стать программистом, но для этого требуется желание и продолжительная практика. В этом отношении обучение программированию очень похоже на обучение шахматам: кроме знания теории и типовых приемов, необходимо накопить опыт и натренировать мозг, сформировав в нем множество “хранимых процедур”. В шахматах это процедуры принятия решений во многих сходных позициях, реализации множества уже встречавшихся комбинаций и т.п. В программировании это процедуры организации циклов, работы с данными различных типов и многие другие. Поэтому цель этого раздела – помочь читателю вступить в мир программирования, научить его делать первые шаги, познакомив с современными инструментальными средствами и методами создания программ. Эти знания, во-первых, должны облегчить понимание логики готовых приложений, а, во-вторых, должны дать возможность разрабатывать собственные, пусть небольшие, но необходимые в практической деятельности программы.
В качестве инструмента для создания приложений в данной работе выбран VBA –Visual Basic for Applications (Visual Basic для приложений). Этот выбор объясняется следующими причинами:
- VBA – это интегрированная среда визуального программирования, позволяющая создавать современные событийно-объектно-ориентированные приложения с унифицированным графическим интерфейсом;
- языковые средства VBA по гибкости и полноте не уступают языковым средствам других современных систем программирования и, следовательно, позволяют освоить типовые методы и приемы разработки программных процедур;
- VBA является общей языковой платформой для всех приложений MS Office и позволяет в создаваемых программах работать с объектами Word, Excel, Access, PowerPoint, Outlook, Binder; мы будем рассматривать VBA во взаимосвязи с Excel, размещая на листах Excel исходные данные и результаты решения задач.
Последняя из перечисленных причин чрезвычайно важна. Дело в том, что среда программирования VBA, в отличие от VB (Visual Basic), работает только совместно с другим, основным приложением, например, Excel. Создаваемое приложение в этом случае встраивается в книгу Excel. Эта особенность в значительной мере определяет область применения VBA. Если надо создать автономное многофункциональное приложение, то лучше использовать VB, Delphi или С++. Если же мы хотим расширить возможности основного приложения, например, Excel или преследуем учебные цели, то лучше VBA трудно что-нибудь придумать. Ведь VBA, как мы увидим, дает возможность моментально создать интерфейс пользователя, Excel предоставляет средства для оперирования табличными данными, и, следовательно, все внимание можно сосредоточить на реализации событийных и общих процедур, т.е. на алгоритмизации и, собственно, программировании. Немаловажно также то, что среда разработки VBA встроена в MS Office, и поэтому на компьютерах в учебных классах не требуется установка и поддержка дополнительных средств программирования.
Основные идеи современного визуального программирования тесно связаны с особенностями современных программ. Приложение строится из крупных блоков – компонентов. Важнейшим компонентом является форма. Это как бы площадка для размещения объектов, видимых в окне. Главному окну программы соответствует главная форма, диалоговым окнам – диалоговые формы и т.п. Компоненты, из которых можно строить программу, представлены отдельной палитрой. Программист выбирает в палитре компонентов требуемый ему объект, например, кнопку и “затаскивает” его мышью на форму. После этого в специальном окне он устанавливает свойства данного объекта, если его не устраивают те значения свойств, которые предусмотрены по умолчанию. Каждый объект имеет свои свойства и методы, в том числе процедуры реагирования на события. Например, свойствами кнопки являются ее цвет, шрифт надписи, сама надпись (Caption – заголовок) и др. Если в режиме конструирования приложения по командной кнопке щелкнуть мышью, то откроется окно текстового редактора с заготовкой событийной процедуры. В этой заготовке присутствует только заглавная и конечная часть процедуры, а само тело процедуры программист должен написать на языке программирования, применяемом в данной среде. В Delphi используется Pascal, а в Visual Basic – Basic.
При написании текста процедуры программист может использовать методы объектов, размещенных им на форме. Например, “затащил” на форму Delphi объект Таблица с именем Table1, и можно использовать методы этого объекта: открыть (Table1.Open), встать на первую запись (Table1.First), извлечь из очередной записи поле X (X:=Table1.FieldByName('X').AsFloat), перейти к следующей записи (Table1.Next) и т.д. Кстати, этот пример показывает, что компонент – это не обязательно видимый объект (как кнопка, меню, список и др.), но использование готовых методов объекта резко упрощает программирование. Что же касается видимых объектов, то в них встроены многие процедуры реагирования на события. Например, когда пользователь щелчком мыши выбирает элемент списка, этот элемент изменяет свой цвет – и это не надо программировать. Таким образом, идеи событийного объектно-ориентированного программирования не только изменили интерфейс и облик современных приложений, но и технологию их создания.
Естественно, что программист не в состоянии помнить свойства, методы всех объектов и события, на которые каждый объект реагирует. Но это и не требуется. Разместив объект, например, символическое изображение таблицы в виде значка, на форме, программист может выделить этот объект, щелкнув по нему мышью, и далее нажать клавишу <F1>. В ответ на эти действия он получит исчерпывающую хорошо формализованную справку о свойствах, методах объекта и о событиях, на которые он реагирует.
Важным достоинством сред визуального программирования также является их ориентация на работу с таблицами баз данных, хотя предусмотрены и удобные средства для работы с обычными файлами. Пример некоторых инструкций Delphi для работы с таблицей был приведен выше, хотя, конечно, перед организацией доступа к записям таблицы устанавливаются некоторые ее свойства, определяющие, в частности, в какую базу данных эта таблица входит.
С помощью Delphi и Visual Basic теперь успешно создаются системы программного обеспечения крупнейших организаций. Эти системы обычно опираются на технологию клиент/сервер и на информационно-логическую модель предприятия, в соответствии с которой все данные размещаются в десятках и сотнях взаимоувязанных таблиц, характеризующих финансы, кадры, состояние складов, различные сделки, технологические процессы и т.д. Главный принцип таких систем: каждый элемент данных должен вовремя оказаться на своем месте – в соответствующей таблице. В таких системах, например, нет необходимости бухгалтеру начислять зарплату сотрудникам. Бухгалтерия и отдел кадров должны только позаботиться о том, чтобы вся информация (кадровая, табельная, нормативная и т.п.) была вовремя введена в свои таблицы, а процедура начисления зарплаты, хранимая на сервере, сама включится по таймеру в определенный день и час каждого месяца и сформирует необходимые документы.
Здесь рассмотрим создание интерфейса пользователя, а также переменные, константы, инструкции и другие языковые конструкции Бейсика, с помощью которых строятся событийные и общие процедуры.
В данном пособии содержатся лабораторные работы по Visual Basic for Applications.
Первая лабораторная работа включает в основные понятия и интерфейс VBA, изучение свойств элемента «Форма».
Вторая лабораторная работа включает в себя разработку Элементы управления «Командная кнопка», «Окно с текстом» и «Надпись».
Третья лабораторная работа. В программе реализуются функции поиска и редактирования данных в таблице. Для ввода и вывода используются стандартные элементы интерфейса Windows.
Четвертая лабораторная работа. Реализуетсяпрограммный код, использующий оператор условного перехода разветвляющихся вычислительных процессов. Элементы управления « Список» и «Поле со списком».
Пятая лабораторная работа. Освоить методику визуального проектирования и объектно-ориентированного программирования, приемы разработки алгоритмов различных структур, облегчить освоение основных понятий языка Visual Basic for Application (встроенного в Excel).
Шестая лабораторная работа. Программирование итерационных циклических вычислительных процессов. Элементы управления: Рамка, Флажок, Переключатель
Седьмая лабораторная работа. Освоить методику обработки одномерных массивов.
Восьмая лабораторная работа. Освоить методику обработки двумерных массивов.
Девятая лабораторная работа. Список и его составные элементы: поля и записи. Структура списка. Поддержание данных в актуальном состоянии. Сортировка. Создание и применение фильтров. Подведение итогов. Обработка структурированных данных с помощью сводных таблиц.
Содержание заданий. Разработать алгоритмы решения задач, составить блок-схемы алгоритмов и написать программы на языке Visual Basic for Application. Отладить программы на компьютере.
Отчет по каждому заданию содержит:
1. Условие задачи; постановку задачи.
2. Блок-схему алгоритма решения задачи.
3. Описание интерфейса (элементы управления на листе Excel или на форме).
4. Текст программы.
5. Результаты.
Вариант задания к лабораторной работе выдается студенту преподавателем. Выполненная лабораторная работа демонстрируется студентом преподавателю на компьютере. После приема лабораторной работы преподавателем студент оформляет по ней отчет в печатном виде. Качество выполнения лабораторной работе оценивается за качество разработанного приложения и за качество оформления отчета.
Для успешного выполнения лабораторного практикума рекомендуется приходить на занятия с готовыми: эскизом формы, блок-схемой алгоритма и программными кодами, которые перед выполнением работы на компьютере следует показать преподавателю. Для подготовки к занятиям рекомендуется использовать литературу по языку Visual Basic и конспект лекций по информатике.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1147 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!