Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие природы. Образы природы в истории философской мысли



Понятие «природа» - одно из наиболее широких по своему объему понятий. Поэтому следует уточнить, в каком смысле мы будем говорить о природе. Как писал И.Кант: «Природа в самом общем смысле слова есть существование вещей, подчиненных законам». При таком понимании природа рассматривается как весь окружающий нас мир, во всем бесконечном многообразии его проявлений. В этом смысле понятие природы близко понятию материи. В узком же смысле слова под природой понимают весь материальный мир за исключением общества - как совокупность естественных условий существования человека и человечества. Именно в таком “узком” смысле мы и будем использовать понятие “природа”, характеризуя природные основы общественной жизни.

Несмотря на то, что общество возникло из природы в результате длительной ее эволюции - оно представляет собой самостоятельное внеприродное образование. Возникнув, общество живет по своим собственным законам, неизвестным природному миру. Однако для создания и развития институциональных форм организации своей жизни общество “использует” человека - живое существо, которое принадлежит не только обществу, но и природе. Именно человек своей практической деятельностью соединяет, интегрирует силы природного мира и общественного мира. Поэтому историю возникновения и развития общества нельзя отделить от истории становления человека как существа, представляющего самим фактом своего существования, своей жизнедеятельностью одновременно и природное (биологическое), и общественное (социальное) начала объективного мира.

Человек живет на Земле в определенных природно-климатических и географических условиях. Для характеристики природной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека и общества, в научной литературе используются различные понятия - естественная и искусственная среда обитания (вслед за К.Марксом, их называют также “первая природа” и “вторая природа”), географическая среда, биосфера и др.

Естественная среда обитания охватывает неживую и живую часть природы, т.е. материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но, в перспективе, могут стать объектами его деятельности. Для характеристики живой природы используется понятие “биосфера”, которое было введено в научный оборот в 19 веке австрийским ученым Э.Зюссом. Современное учение о биосфере разработал акад. В.И.Вернадский, который определил биосферу как целостную оболочку Земли, заселенную жизнью и качественно преобразованную ею.

Искусственная среда - это то, что создано самим человеком: разнообразные неодушевленные предметы, не существующие в природе, животные и растения, выведенные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Искусственная среда обитания человека не сводится только к вещественным условиям, поскольку человек не может жить вне общественных связей и отношений, и которые, как мы уже знаем, опредмечиваются, институциализируются. В ходе исторического развития общества роль и значение искусственной среды обитания человека непрерывно возрастает. Сегодня уже трудно представить жизнь общества без его технических достижений в производственной и бытовой деятельности, без средств передачи и переработки информации, без всего того, что создано всеми поколениями живших на Земле людей для удовлетворения своих потребностей, что создается сегодня и будет сохранено и передано нашим потомкам. Но расширяя и совершенствуя среду своего обитания, занимаясь материальным производством, человек берет необходимые для этого материальные, сырьевые и энергетические ресурсы у природы. Тем самым искусственная среда, созданная человеком, постепенно и неотвратимо наступает на естественную, изменяя ее. Как отмечал В.И.Вернадский: “Лик планеты – биосфера химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды”.

Понятие “географическая среда” очень близко по своему содержанию понятию “естественная среда обитания”. Оно появилось в науке во второй половине 19 века, благодаря работам французского географа и социолога Элизе Реклю. Под географической средой общества понимают ту часть природы, с которой общество непосредственно взаимодействует на данном историческом этапе. Конкретные условия географической среды: ландшафт, климат, наличие сырьевых и энергетических ресурсов, лесов и рек, состояние почвенного покрова и т.п. являются в своей совокупности естественными условиями и факторами, влияющими на жизнь того или иного народа, на жизнь данной страны. Воздействие это может быть как положительным, так и отрицательным. В социальной философии сложилось целое течение - “географический детерминизм”, сторонники которого полагают, что развитие человеческого общества определяется прежде всего влиянием на него различных природно-климатических и географических факторов.

Можно ли природную среду, при всей ее важности и значимости для жизни человека и общества, рассматривать как некий неизменный фактор, действующий на общество одинаково на разных этапах его исторического развития? Безусловно, нет. Кроме того, сами природные условия, в которых осуществляется жизнь общества, изменяются под влиянием человеческой деятельности. Сегодня уже трудно не заметить, что человек своей деятельностью значительно изменил лик природы на нашей планете. Выделившись из нее, человек создал собственный мир, называемый социосферой, в которую входят как техносфера (техника, промышленное и сельско - хозяйственное производство, жилые, производственные и культурные стройки, средства транспорта, связи и т.д.), так и общественные отношения, и духовные ценности.

Природа для человека выступает не только необходимым условием его существования и полем практической деятельности, но и объектом познания и ценностного отношения. В процессе своего исторического развития люди по-разному воспринимали и оценивали природу. О том, в каких образах представала природа древним людям, можно судить по дошедшим до наших дней мифологическим и религиозным представлениям. С зарождением философии природа стала выступать также и объектом философского осмысления.

В античной философии природа рассматривается как космос, как некий живой, совершенный и упорядоченный организм, подчиненный ритму, логосу, закону. Человек является частицей космоса и должен жить в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия предлагает совершенно другое понимание природы. Природа – это нечто сотворенное Богом и более низкое, чем человек, который в процессе творения наделен божественным началом – душой. Природа здесь мыслится как источник зла для человека, который нужно преодолеть или подчинить. Человек должен стремиться не к слиянию с природой, а к возвышению над ней, как чем-то низменным. Земная жизнь человека рассматривается здесь как борьба его души с плотью - с греховным природным началом.

Философия Возрождения дает новое толкование античного образа природы. Человек в эту эпоху открывает для себя красоту окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости и наслаждения. Выступая против средневекового противопоставления Бога и природы, философы Возрождения приходят к позиции пантеизма - доказывают, что Бог и природа слиты.

Философия Нового времени начинает рассматривать природу как объект научного анализа, как некую инертную силу, которую человек с помощью науки и техники может покорить и установить над ней свое господство. «Знание – сила», провозгласил Ф.Бэкон. Человек, вооруженный знаниями, не долен ждать милостей от природы. Его историческая миссия – взять от природы все, что в ней имеется. Природа начинает восприниматься в эту историческую эпоху уже не как храм, а как мастерская и человек в ней работник. В соответствии с такой позицией, которая сохраняется вплоть до середины ХХ века, природа рассматривается чисто потребительски - как неисчерпаемый источник ресурсов, необходимых человеку. Такая позиция не могла не привести к формированию хищнического отношения человека к природе.

Во второй половине ХХ века, когда воздействие общества на природу достигло невиданных ранее масштабов и люди столкнулись с экологическими проблемами глобального характера, возникает понимание растущей зависимости природы от человеческой деятельности. Общество начинает осознавать свою ответственность за сохранение живой жизни на Земле, осознавать тот факт, что стремление возвыситься над природой, разрушает условия существования самого человечества.

12.2. Преобразование природы – способ человеческого существования в мире. Основные этапы в истории взаимодействия общества и природы

В истории человечества менялись не только формы восприятия природы, ее образы, претерпевали изменения и способы взаимодействия общества с природой. Поэтому представляется интересным проследить динамику исторических изменений во взаимодействии общества с природой, выделив с этой целью качественно отличающиеся друг от друга ступени или этапы общественно-исторического процесса. Но что может служить основанием для выделения этих этапов? Поскольку общество взаимодействует с природой прежде всего через материальное производство, постольку возможно выделение особых исторических этапов во взаимоотношениях человечества с природой в зависимости от характера и уровня развития его производительных сил.

Первый этап взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. Это период, когда человек был почти слит с природой и полностью зависел от нее. Средства к существованию человек добывает здесь с помощью примитивных орудий труда, беря их готовыми из природы. Он живет охотой, рыболовством и собирательством. В качестве жилища использует природные укрытия. Воздействие человека на природу очень слабое, хотя и тогда люди не были “ангелами” по отношению к природе. Пользуясь имеющимися биологическими ресурсами планеты, наши далекие предки могли наносить определенный урон природной среде, истощая растительный и животный мир на определенной территории. В научной литературе этот исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом “присваивающей экономики”.

Второй этап в истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. В разных регионах Земли этот процесс, получивший название “неолитическая революция”, протекал по-разному, занимая по времени 3 - 4 тыс. лет. В результате этой революции происходило резкое повышение производительности общественного труда. Понятно, что в таких условиях меняется весь образ жизни человека. Активно преобразуя природу в процессе своей материально-производственной деятельности, человек осваивает новые территории, вырубает под пашни леса, создает ирригационные сооружения, строит поселения для оседлой жизни, развивает ремесла, совершенствует орудия труда и быта.

На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Здесь человек еще органически связан с природой, подчинен ей. Благополучие человека, обеспеченность его необходимыми продуктами питания и другими средствами к жизни почти целиком зависят от природных условий, климата, плодородия почвы, продуктивности животных и других естественных факторов. Главным и решающим условием богатства и власти одних людей над другими становятся права собственности на землю и, соответственно, на то, что на ней живет, произрастает, разводится или пасется.

Воздействие человека на природную среду в этот период заметно усиливается и начинает обретать порой разрушительный характер. Интенсивная вырубка лесов для пашни, разведение в больших количествах домашних животных, появление крупных поселений людей - городов и их развитие приводили к изменению климата на определенных территориях, к разрушению сложившихся на них природных комплексов и даже превращению их в пустыни. Так, уже к началу нашей эры леса, покрывавшие значительную часть территорий центрально-европейского региона (Греция и др.), были вырублены, что вызвало необратимые биосферные изменения. Вместе с тем, для данного периода жизни человечества его воздействие на природу все еще оставалось незначительным по сравнению с имеющимися на Земле природными ресурсами для обеспечения растущих потребностей общества. Человек здесь стремится к покорению сил природы, рассматривая их как нечто чуждое и таящее угрозу своему существованию. Такое противопоставление человека природе было характерно прежде всего для средневекового христианства, формировавшего отношение к природе как к чему-то низменному и греховному в жизни человека. Человек должен был все свои помыслы устремлять не к земному, природному, а к небесному, к Богу.

Данный этап во взаимодействии общества с природой, продолжавшийся несколько тысяч лет, называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.

Третий этап взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Это период, когда происходит переход к массовому использованию машин в промышленном производстве. Источниками энергии для производственной деятельности человека здесь выступают не только сила ветра и воды, но прежде всего сила пара, а позднее - электричество. Использование машин в производстве позволило резко поднять производительность человеческого труда, расширить до невиданных в прошлом масштабов воздействие человека на природу. В хозяйственный оборот в постоянно растущих объемах стали вовлекаться разнообразные минеральные, органические и иные ресурсы. Достигнутые результаты в преобразовании окружающей природной среды, в промышленном использовании ее ресурсов укрепляли убеждение в могуществе человеческого разума, в неограниченных возможностях человека господствовать над природой для ее использования в своих интересах. Но очень скоро человек обнаружил, что мощное техногенное воздействие на природу вызывает целый ряд проблем негативного характера: растущее загрязнение природной среды (почвы, воды, атмосферы) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, появление реальной перспективы исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей. Возникало понимание экологической опасности, грозящей существованию человека на Земле. Однако до второй половины 20 века характер воздействия человека на природу не менялся. Создав мощные производительные силы, человек шаг за шагом расширял искусственную среду своего обитания.

Четвертый этап во взаимодействии общества с природой начинается (точнее сказать - еще только намечаются его контуры) в наши дни – под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов нынешнего столетия. Превращение науки в непосредственную производительную силу, с одной стороны, поднимает на качественно новый уровень производственные возможности человека, а значит, приводит к увеличению объемов потребления природных ресурсов, но, с другой – рождает принципиально новые наукоемкие технологии, позволяющие более рационально использовать природные ресурсы, не допускать загрязнения природный среды всевозможными производственными и бытовыми выбросами, заниматься ее воссозданием и улучшением. Вместе с тем совокупное негативное влияние на биосферу Земли различных антропогенных факторов, обязанных своим происхождением деятельности человека, продолжает усиливаться.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 6631 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...