Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Познание мира осуществляется человеком при помощи чувств и при помощи разума. Эти ступени познания взаимосвязаны, взаимообусловлены, не существуют в отрыве друг от друга, но каждый из них имеет свою специфику.
Чувственное познание играет важнейшую роль в познании: оно непосредственно связывает человека с миром, раскрывает внешние стороны предметов и процессов. Благодаря работе органов чувств человек получает информацию о внешнем мире и о состоянии своего организма. Чувственное познание осуществляется в форме ощущения, восприятия, представления.
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Основными ощущениями являются зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Благодаря согласованной работе органов чувств складывается восприятие – целостный чувственный образ предмета, воздействующего на органы чувств человека, включающий в себя всю совокупность его свойств, отражаемых в ощущениях. Впечатление от воспринимаемого предмета сохраняется в памяти, таким образом формируется представление – чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
Представление включает в себя воображение, так как человек может представить и те предметы, которые не воспринимал в действительности, но о которых слышал, читал, что очень важно для формирования творческих способностей. Представление содержит элементы обобщения, так как сохраняются важнейшие свойства предмета, а детали утрачиваются, стираются.
Несмотря на важную роль чувственного познания, его возможности ограничены. С его помощью человек не может раскрыть сущность явлений, процессов, закономерности их развития. Эти задачи человек решает, используя свою способность мыслить. Основные мыслительные операции – сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование. В результате этих операций формируется понятие.
Понятие – форма мысли, в которой предметы или явления отражаются в их общих существенных признаках. Сопоставляя отдельные предметы, человек обнаруживает их сходство и различие и выделяет те свойства, которые позволяют объединить их в общий класс предметов, абстрагируясь от всех свойств, которые в данном случае являются второстепенными. Внешней материальной формой выражения понятия является слово или словосочетание («дом», «вещество», «человек», «элементарная частица» и т.п.).
Каждое понятие в нашем сознании находится в определенной связи с другими понятиями. Так возникает суждение – форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. В отличие от понятий, в которых отображается совокупность существенных свойств предметов, суждения отражают связи и отношения между вещами и внутри самих вещей, между вещами и их свойствами. Суждения выражаются в предложениях, например: «Платон – великий древнегреческий философ», «материализм не отрицает познаваемости мира» и т.д.
Из одного или нескольких суждений по определенным логическим правилам можно вывести новое знание – умозаключение. Например: «Студенты, окончившие технический университет, могут работать инженерами. Смирнов окончил ВоГТУ. Следовательно, Смирнов может работать инженером».
Как соотносятся чувственное и рациональное познание? В истории философии имели место различные подходы к решению этого вопроса. С точки зрения сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Беркли, А. Фейербах) решающая роль принадлежит чувственному опыту, и рациональное познание не прибавляет ничего существенного к нашим знаниям. С точки зрения философов- рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Ф. Гегель) человек получает истинное знание благодаря разуму. С точки зрения современной науки и философии чувственное и рациональное познание неразрывно связаны, взаимообусловлены, нельзя ни преувеличивать, ни недооценивать их роль.
Чувственное познание возникает раньше в процессе антропогенеза и является решающим на начальных этапах жизни отдельного человека. Но в ходе усложнения практических задач, решаемых человеком и обществом, возникает необходимость в переходе от усвоения внешних связей к познанию внутренних, причинных, что дает рациональное познание. Рациональное познание невозможно без чувственного, посредством которого человек получает информацию.
Таким образом, чувственное познание выступает исходным моментом развития абстрактного мышления. В то же время абстрактное мышление накладывает отпечаток на чувственное познание, участвуя в создании чувственного образа. Человек, воспринимая предметы, соотносит их образы с теми знаниями, которые были получены рационально на предшествующих этапах познания.
Необходимо отметить, что само традиционное «ступенчатое» деление познания на чувственное и абстрактное является достаточно грубой и приблизительной абстракцией. В реальном познании имеет место не столько ступенчатость и поэтапность, сколько взаимодополнительность, органическое слияние непосредственных и опосредованных, знаковых и образных, логических и интуитивных компонентов в различных равноценных формах познания.
Наряду с рассмотрением чувственных и рациональных моментов познания, философия анализирует иррациональные формы познания, среди которых важное место занимает интуиция. Интуиции уделяли большое внимание философы прошлого (Р. Декарт, А Бергсон, Э. Гуссерль, М. Шелер и др.), о наличии способности человека к интуиции говорят многие выдающиеся мыслители нашего времени (Л. де Бройль, А. Эйнштейн и др.). Интуиция понимается как форма непосредственного получения знания без его логического выведения и доказательств, путем целостного схватывания ситуации.
Современная философия объясняет интуицию в рамках теории бессознательного, рассматривая ее как направляемую осознаваемой познавательной задачей активность бессознательного. Интуиция является связующим звеном между бессознательным и сознанием, сама не осознается, но приводит к переходу бессознательного психического в сознание. Наиболее ярко интуиция проявляется тогда, когда возникает актуальная познавательная задача, решение которой требует большого опыта, глубоких знаний, огромного напряжения физических и духовных сил.
В истории философии имело место условное разделение интуиции на чувственную и рациональную. Чувственная интуиция представляет собой определенное эмоциональное состояние без ярко выраженного предметного его содержания, выступает в форме предчувствия. Рациональная интуиция является продолжением чувственной, характеризуется появлением четкого предметного содержания, проявляется как предвидение.
Интуиция свойственна каждому человеку, но проявляется по-разному, в зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей и задач, условий, в которых находится человек. У одних людей интуиция проявляется при решении повседневных бытовых вопросов, у других – в открытиях, изобретениях, – это творческая интуиция. В научном и художественном творчестве известно множество примеров интуитивного озарения, мгновенного схватывания сути открытия или идеи произведения (периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, скрипичная соната «Дьявольские трели» Д. Тартини и др.). Чем тоньше психофизиологическая организация личности, чем устойчивее интересы, опыт и знания, чем актуальней задачи, которые необходимо решить, тем адекватней интуиция данной личности.
Нельзя недооценивать роль бессознательных, интуитивных моментов в познании человеком мира. В то же время, необходимо отметить, что интуиция не противоположна интеллекту, они являются взаимосвязанными сторонами единого целостного познавательного процесса.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2125 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!