Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философское понимание познания. Субъект и объект познания



Познаниетворческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Объектом познания, то есть тем, на что направлено познание, выступаетвесь окружающий нас мир, сам человек, его жизнь, его внутренний мир. Субъект познания – это познающий человек, в широком смысле – все человечество.

Формы познавательной деятельности человека разнообразны. В зависимости от функционального предназначения, характера знания, применяемых средств и методов различают обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное познание.

Проблемы познания изучаются философскими (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки) и специальнонаучными дисциплинами (когнитивная психология, науковедение и др.). Важным разделом философии является гносеологиятеория познания, которая изучает такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, соотношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, критерии истинности знания, формы и уровни познания.

Исходным понятием гносеологии является познание, сущность которогопо-разному трактовалась на разных этапах развития философии. Для классической философии характерна трактовка процесса познания как созерцания. Само познание при этом интерпретировалось по-разному. С точки зрения материализма познание – это процесс отражения действительности в сознании человека. Идеализм видел суть познания в особой способности человеческого разума постигать идеальную основу действительности. И в том, и в другом случае получение истинного знания связывалось с надындивидуальными, внеличностными моментами, а субъективность процесса познания рассматривалась как его помеха, недостаток, ущербность. Акцент в понимании познания делался на свойствах внешнего мира, объекта. Таким образом, для классической философии характерно преобладание онтологической трактовки познания.

Истоки неклассического понимания познания восходят к философии И. Канта, совершившего «коперниканский поворот» в гносеологии, состоящий в признании фундаментальной роли субъекта в процессе познания. С точки зрения Канта, познание – это деятельность, протекающая по своим собственным законам, определяемым структурой субъекта, а не внешнего мира. Основа познания – не созерцание, а конструирование сообразно врожденным формам чувственности и рассудка.

Дальнейшее развитие неклассической гносеологии было связано с переосмыслением оценки роли человека в познании, характерной для традиционной гносеологии, с признанием антропологической природы познания, с включением в процесс познания человека в единстве всех его духовных и телесных сил.

Современная философия, подчеркивая творческий характер познания, стремится к синтезу наиболее ценных идей и принципов в его понимании, разработанных в рамках не только классической философии, но и экзистенциализма, марксизма, персонализма, герменевтики и других философских направлений, не абсолютизируя и не упрощая их. Для современной гносеологии характерен отказ от жесткого разграничения, противопоставления объекта и субъекта, рассмотрение познания как единства, взаимосвязи, взаимообусловленности объективной и субъективной сторон.

В процессе познания активны и объект, и субъект, так как, с одной стороны, содержание наших знаний определяется свойствами самих предметов и явлений окружающего мира, но, с другой стороны, объектом познания они становятся, лишь будучи вовлеченными в сферу человеческой деятельности. При этом глубина и уровень знаний зависят от субъекта.

Важнейшим для гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Большинство философов положительно решают его, ссылаясь на то, что все неизвестное нам сейчас становится познанным в дальнейшем. Такая позиция, подтверждаемая опытом человеческого познания, получила название гносеологического оптимизма. Наряду с ним существуют также философский скептицизм и агностицизм. Для скептицизма, представителем которого был известный английский философ XVII в. Д.Юм, характерно сомнение в возможности познать причины и сущность вещей. Для агностицизма, которого придерживался, например, знаменитый немецкий философ XVIII в. И. Кант – утверждение невозможности постичь сущность вещей. Несмотря на то, что гносеологический оптимизм постоянно подтверждается нашей практической деятельностью, использованием полученных знаний, всегда есть такие явления, которые человек еще не познал, поэтому и агностицизм, с его критической оценкой возможностей человеческого познания, имеет положительный смысл, предостерегая человека от излишней самоуверенности.

Познавая мир, человек применяет свои знания для его изменения. Способ включения человека в окружающую его природу и социальный мир путем активного его преобразования называется практикой. Роль практики в процессе познания многогранна. Она является целью и основой познания. Человек познает окружающий его природный и социальный мир, практически воздействуя на него, изменяя в своих интересах. Практика выступает также критерием истинности наших знаний.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2949 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...