Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интегрированное обучение слабослышащих учащихся



В России насчитывается более 13 миллионов человек с социально значимыми нарушениями слуха, в том числе более миллиона детей и подростков. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка в массовых образовательных учреждениях.

Идеи интегрированного обучения, развиваемые в нашей стране, всегда основывались на необходимости достижения ребенком с нарушенным слухом равного со слышащими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детских образовательных учреждениях. Но при определении ребенка в эти учреждения нужно учитывать уровень физического развития и состояния здоровья, познавательного развития. Большое значение имеют и личностные свойства ребенка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и взрослыми. Определить ребенка в массовые учреждения можно только при наличии у него речи, понятной окружающим. В обычной школе таким детям учиться трудно. Учителю на "особенного" ребенка нужно тратить больше времени, уделять ему особое внимание, естественно за счет других учащихся. А почему они должны страдать? Дети жестоки – не справился, не доказал, что ты полноценный член коллектива, - выставляют "белой вороной". Интегрирование оказывается невозможным для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В 2002 году по просьбе родителей и согласию администрации в 1"Л" класс СОШ № 39 была зачислена Григорьева Полина, которая по прогнозам большинства медиков должна была обучаться в специальной школе для глухих. Надо отдать должное родителям девочки: с самого первого момента обнаружения проблемы нарушения слуха, ей было 2,5 года, приняли все возможные меры для того, чтобы их дочь стала полноценным членом общества. В основу воспитания и обучения была взята методика Эмилии Ивановны Леонгард "Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха". Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы осуществлялась при самом активном участии родителей в соответствии с методическими рекомендациями этой методики. И девочка была прекрасно подготовлена к обучению: откорректирована звуко-произносительная сторона речи, сформировано устойчивое внимание, самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, любознательность, прекрасно читала, имела богатый словарный запас.

Конечно, мне необходимо было учитывать присутствие "особенного" ребенка в классе. Познакомилась с системой воспитания и обучения Э.И.Леонгард. Девочка все годы сидела за первой партой, старалась, чтобы Полина всегда видела лицо говорящего, при объяснении материала или заданий я говорила громко, четко. Что самое интересное, в течение четырех лет мне очень редко приходилось повторять ей свое объяснение, она все "схватывала" с первого раза (если что-то было непонятно, то это сразу "читалось" в ее взгляде). Оценка знаний осуществлялась строго и справедливо, наравне с достижениями других учеников. За годы учебы в школе Полина показывает блестящие успехи в учебе, активно участвует в интеллектуальных конкурсах, пишет стихи, рассказы, сказки, ее заметки публиковались в газете "Советская Чувашия", посещает кружки в ДДТЮ Московского района.

Но больше всего меня и родителей волновал вопрос взаимоотношений со сверстниками. Вначале никто из детей и их родителей не знал о проблемах Полины. Наблюдая за общением ребят и девочки, я заметила, что возникают проблемы в отношениях: порой девочка не все хорошо слышала, и ребята, не зная причины, меньше стали с ней общаться. Посоветовавшись с родителями Полины, в ее отсутствие я рассказала ребятам о проблемах одноклассницы, сообщила и родителям своих учеников. Как и ожидала, не все отнеслись к этому однозначно. Но общими усилиями учителя, семьи Григорьевых проблемы общения были решены. Мама девочки Евгения Геннадьевна сразу после поступления дочери в первый класс стала помогать ей в адаптации к школьной жизни. Был организован кружок английского языка для всех желающих, дети неоднократно вживую общались с американцами, поддерживают и по настоящее время переписку с зарубежными сверстниками. Евгения Геннадьевна проводила внеклассные мероприятия (Хэллуин, День Благодарения и др.). Семья хорошо знала каждого ученика класса. Одноклассники не раз были в гостях у девочки. Она принимала активное участие в праздниках класса: читала стихи, танцевала, исполняла роли в детских спектаклях. Ребята играли с Полиной во время прогулок, обсуждали книги, фильмы, обменивались новостями, впечатлениями, т.е. осуществлялась ежедневное полноценное общение ребенка со слышащими детьми, появлялось чувство причастности к классной и школьной жизни. Благодаря тесному сотрудничеству школы и семьи, нам удалось помочь Полине влиться в коллектив, подружиться с одноклассниками. Но и сама девочка помогала воспитывать в детях такие черты характера, как доброта, отзывчивость, сопереживание чужому горю, терпение, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей.

Успехи Григорьевой Полины вряд ли можно считать случайностью или отнести к разряду исключительных. Скорее наоборот. Дети, которым родители уделили достаточно внимания, подготовили их к взаимоотношениям со здоровыми людьми, не делающими никаких скидок, имеют шанс хорошо учиться в школе, не отставать в развитии от сверстников.

Известный психолог Л.С. Выготский сказал: " С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой – именно поэтому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперед". Кто знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой силой, если бы вечная тишина не оставила его один на один с музыкой: ведь пять симфоний из девяти сочинил он будучи глухим. Создал бы испанский художник Гойя столько мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой? Как повлияла тяжелая тугоухость Циолковского на его разработки космических проблем? Он писал: "Глухота заставляла непрерывно страдать мое самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь".

От себя хочу добавить: главное – верить в этих детей, любить их такими, какие они есть, быть терпеливыми при общении с ними, помогать им преодолевать трудности и достигать новых жизненных успехов и побед.

Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С.Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем, компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями. Л. С. Выготский считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению.

Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых пытался обосновать идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея материализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.

Дети с нарушением слуха представляют разнородную группу. Среди них лишь небольшое число полностью лишены слуха. Как правило, все дети, которые относятся к числу абсолютно неслышащих (глухих), способны воспринимать очень громкие звуки природы, например гром, звуковые сигналы на улице. Есть основания думать, что они воспринимают звуки благодаря вибрационной чувствительности. Ведь недаром учитель может привлечь внимание неслышащих ударом руки по столу, каблуком по полу. Среди неслышащих есть дети, которые слышат громкий крик. Но восприятия неречевых звуков недостаточно для восприятия фонем (звуков речи).

Учителю класса интегрированного обучения важно не только знать группы детей с нарушением слуха, но и причины нарушения слухового анализатора. Нарушения могут быть врожденными, они обусловлены генетическим фактором или болезнетворными воздействиями на плод во время беременности (интоксикация плода). Приобретенные недостатки часто бывают следствием воспалений среднего или внутреннего уха или поражений слухового нерва. Нарушения слуха могут вызвать острые инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, а также отдельные формы гриппа. Вредные воздействия на слух ребенка могут оказать лекарственные вещества, такие как стрептомицин, хинин и др.

Рассмотрим возможности включения ребенка с нарушением слуха в совместное обучение, особенности адекватной образовательной среды и требуемую коррекционную помощь.

В общеобразовательной массовой школе могут учиться дети, имеющие небольшое снижение слуха. Они внешне не отличаются от других учеников. Родители могут из-за невежественных представлений скрывать имеющиеся нарушения, чтобы ребенка не перевели в специализированное учебное заведение. Ученик может быть старательным, но испытывать затруднения в усвоении программного материала. Учитель должен быть внимательным, чтобы не упустить сензитивный период для эффективных мероприятий. У ребенка, испытывающего затруднения в обучении, необходимо проверить слух, понаблюдав, как он воспринимает речь окружающих: старается смотреть на лицо или слушает. Но даже если тугоухость для окружающих не заметна и жалоб не поступает, проверка слуха нужна. Незначительная степень понижения слуха может служить причиной слабой успеваемости прежде всего по чтению и письму. У такого ученика могут предположить умственную отсталость, хотя причиной является снижение слуха.

Дети с нарушениями слуха требуют различных адаптивных образовательных условий в зависимости от выраженности нарушения и возможности социального взаимодействия с обычными детьми. Прежде всего, полная интеграция, когда школьники обучаются в одном классе со слышащими, возможна по отношению к слабослышащим с развитой речью, т. е. первого отделения школы для слабослышащих. Но и в этом случае интеграция может быть успешной только при условии, если она хорошо подготовлена. Путь к истинной интеграции у каждого ребенка свой, и подготовка к ней занимает разное по продолжительности время.

Родителям сообщается, что они несут ответственность не только за выбор той или иной школы, но и за успешность обучения и воспитания в условиях образовательной интеграции. Родители не всегда осознают, что они должны способствовать социальной интеграции, социальному взаимодействию обычных детей и детей с нарушением слуха, поэтому нуждаются в просвещении.

Подготовка к интеграции включает формирование соответствующей компетенции учителей общеобразовательной школы. Даже самые опытные учителя могут не иметь знаний об особенностях развития детей с нарушением слуха и правилах общения с ними. В связи с этим интеграции предшествует просветительская работа о том, как можно и нужно учитывать языковые трудности учащихся и особенности слухозрительного восприятия ими учебного материала.

Интеграция слабослышащих детей становится возможной только при условии проведения занятий коррекционного компонента. По учебному плану этого типа специальной школы (для слабослышащих детей I отделения) предусматриваются коррекция произношения и развитие слухового восприятия, музыкально-ритмические занятия.

При организации обучения в общеобразовательной школе детей II отделения школы для слабослышащих и неслышащих (глухих) требуется предварительно откорректировать ряд вопросов: по какому пути будет вестись обучение, в какой мере родители смогут оказывать помощь, есть ли сурдопедагог, который сможет проводить коррекционные занятия, обеспечены ли ученики слуховой аппаратурой. Безусловно, в более благоприятных условиях находятся слабослышащие ученики, которые при условии умелого использования аппаратуры могут включаться в коллективную деятельность на уроке.

Предварительная работа предполагает информирование обычных учеников об особенностях слабослышащих. Детям объясняется, что слуховая аппаратура требует бережного отношения, что она может только ограниченно компенсировать понижение слуха. Ученикам с нормальным развитием создаются условия для идентификации себя со слабослышащими. Они закрывают уши и пытаются считывать с лица отдельные слова, предложения, краткий информационный материал. Перед классом ставятся определенные задачи, формулируются правила, требующие неукоснительного исполнения — прежде всего, соблюдение шумового режима, что означает создание условий для вычленения слабослышащими нужной речевой информации, так как превышение разумных границ шума затруднит их общение и участие в учебном процессе. Все ученики в нужных случаях пользуются микрофоном, чтобы включить в обучение и учащихся со сниженным слухом. Со слабослышащими сверстниками говорят четко, выразительно, избегая скороговорки, создавая условия для переспроса, для уточнения непонятого.

Подготовительная работа ведется также со слабослышащими учениками. Они не скрывают имеющегося нарушения и ни в коем случае не стесняются пользоваться слуховым аппаратом. Ученику нет необходимости делать вид, что он хорошо слышит. Не нужно переживать из-за того, что он не такой, как все. Если не провести подготовительной работы, то слабослышащий ребенок будет находиться в напряжении, слуховая депривация осложнит коммуникацию и приведет к психосоциальным отклонениям. Слабослышащий ребенок учится вместе с нормально слышащими только при условии, что он не прячет слуховой аппарат и не скрывает своего состояния. Он не должен переживать своего отличия от других. Успехи слабослышащего во многом зависят от сформированности положительной самооценки, от включения в совместную деятельность. Вместе с тем необходимо принимать во внимание противоположную тенденцию. У слабослышащего ученика может сформироваться завышенная самооценка. Он привык, чтобы к нему относились по-особому, с большим вниманием и большим снисхождением. В результате он проявляет эгоизм, бесцеремонность, требует предпочтительности в работе. Это может возвести барьер между ним и слышащими сверстниками. Учитель играет решающую роль в предупреждении противопоставления детей друг другу, в развитии свободных, естественных, взаимно уважительных отношений, что требует терпимости и предупредительности, признания равенства всех учеников и ценности каждого из них.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1401 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...