Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

АТРИБУТЫ МИРА. Мир дан не только как нечто совокупное, сумма объектов, вещей, но мир есть процесс



Мир дан не только как нечто совокупное, сумма объектов, вещей, но мир есть процесс.

Подумайте над тем, что позволяет нам говорить и видеть сложность этого «состояния» мира как процесса. Если мир процесс, то этот процесс как сам мир не может быть простым

Мир существует, но это существование имеет данность только потому, что его можно к чему-то «привязать» и в чем динамику, процессуальность мира можно конкретизировать, выявить достаточно определенно. В этом аспекте в философии появляются проблемы описания мира в его атрибутах. Мир имеет свои формы существования и только через них нам дан и такими атрибутами выступают пространство и время, которые тесно связаны с движением как важнейшей способностью мира самосоздавать, обновлять себя.

Бытие мира задано в его основаниях: материальном, идеальном, социально-организованном, человеко-индивидуальзированном. Материальность бытия выражает сложность устроенности мира. Изучение материальности в философском плане определяется рядом аспектов и точек зрения, которые представлены как на историческом, так и на концептуальном уровнях. Проблема прежде всего обозначена в понятийном плане: что из себя представляет категория материи, насколько она конструктивна и важна для построения философских и основанных на ней и смежных с ней базовых понятиях из области психологических, экономических, культурологических, исторических и других теорий. Изначально, появляясь в эмпирическом, стихийном, обыденном плане в сознании, она представляет ему мир предметов, которые доступны сенсорному «зондированию»,тем органам чувств, естественно дающим сознанию /человеку/ то или иное предметно-материальное содержание. И здесь в философии уже возникает вопрос: почему недостаточно исключительно антропометрических данных для измерения материальности мира. Почему органы, соединяющие человека с миром ограничены, недостаточно информативны для решения проблемы материальности.

В философии есть несколько концепций, подходов: эволюционный, исторический, структурный, аксиологический и др. В них делается попытка определить возможности человеческой органики в постижении материальности мира. Важно понять отправные моменты, которые лежат в той или иной концепции.

Эволюционная «аргументация», точка зрения основывается на том, что мир - это процесс, это длительный ряд этапов, изменений, которые формировали и создавали нынешнее многообразие вещей и предметов, состояний в их сегодняшнем виде. Эволюция материального сложнее простых человеческих органов чувств, поэтому их недостаточно для постижения материальности мира.

Историческая «интерпретация», или точка зрения, исходит из того, что сами органы чувств «не успевают» в своем развитии придти к такому состоянию, чтобы охватить материю в ее многообразии. Это указывает, в частности, на то, что в них нет такого «исторического суммирования», информационного накапливания возможностей, которых достаточно для того, чтобы открыть всю материальность мира целиком и полностью. Историчность, как нагруженность и самой материи, и человеческих органов чувств, показывает их дистанционность, которая тем самым характеризует невозможность проникновения в длительность развития материального.

Структурный срез материального в мире, его бытии достаточно явно показывает невозможность постичь материальность мира лишь «простым взглядом» на нее. Структурность материи подчеркивает необходимость сложной упорядоченной работы мысли, которая подкрепляется конкретными эмпирическими фактами, открытиями. Но сам факт упорядочения указывает на то, что философия организует работу мысли над содержанием ключевых понятий, входящих в структуру того или иного философского построения, и тем самым и категории материи. Материальность описывается в терминах конкретных наук, которые, обосновывая сложный характер строения мира, затем являются естественнонаучным базисом для построения философской теории. Структурность как в естественных науках, так и в философии исследуется многокачественно в понятиях «элемент», «система», «уровень» и т.д.

Аксиологический подход - один из последовательно развиваемых в философии на природу материальности мира. Здесь важно иметь в виду следующие моменты: какова реальная ценность этого понятия, что дает философский план категории материи. В идеализме материальное /материя/ - это форма проявления духовной субстанциональности в виде разных форм телесности, материальности. Материя «заряжена» духовным началом и потому структурна, развивается, меняется. Материальное - утилитарно и грубо, оно не может быть измерено в терминах цели, смысла направленности и потому локализуется в научных терминах, таких как масса, плотность, заряд, энергия и т.д. Ценностный характер сосредоточен в природе духа, в идеальном начале, который оно реализует посредством материального. Цели и планы - это ценностные нормы, сосредоточенные в духовном начале. Однако важно иметь в виду, что при всей значимости таких аргументов материя имеет свое ценностное содержание: оттеняя духовное в мире, она делает его, т.е. создает возможности проявления его многообразия. Надо также иметь в виду, что философские подходы связаны и отличаются от научного, говоря о конкретных естественных науках, открытия материальности мира.

Сама материалистическая линия, традиция, в философии содержит разные подходы, где материя рассматривается как: 1/субстрат, 2/как субстанция, З/объективная реальность, 4/проявление атрибутов, 5/через антропометрическое измерение.

Исторически в философии материя рассматривается изначально существующей и вещественно организованным материалом. К вещественному основанию относят разные стихии: воду, огонь, воздух, землю и т.д. Наконец, вещественное становится чем-то единым и общим для всех вещей, некоей праматерией, а затем и мельчайшим, элементарным - «атомом». Сразу появляется вопрос: почему именно по этому пути идет логика мысли при открытии содержания материальности /от стихий к атому/, на это важно дать ответ.

Следующий субстанциональный подход также исторически обусловлен. Если субстратный подход • это эпоха античности, то субстанциональный - это эпоха Нового времени, в нем следует искать объяснения. Однако, важно обратить внимание на содержательную сторону такого подхода. Для того, чтобы определить материальность обращаются к таким понятиям как свойство и качество материи, к ним относят массу, форму, непроницаемость и др. Важно понять почему, во-первых, выделяются качества и свойства, во-вторых, выделяются такие качества и свойства. Материя в этом подходе рассматривается как носитель ряда качеств и свойств.

Родившийся по времени и по сути философский подход в конце XIX - начале XX вв. исходит из следующего. Нельзя понять всей сути материальности, не имея в виду ту «противопозицию», в которой выражено соотношение материального и нематериального или материи и духа, природы и сознания. Через это соотношение материя получает емкое обозначение - объективная реальность и отсюда все возможности для построения соответствующей концепции материальности мира. Объективность - это и независимость существования от сознания, это и загадочность ее открытости для сознания и т.д. Противопоставление здесь является важным инструментом для определения материальности мира, самой категории материи.

Атрибутивный подход - это попытка выйти на материальность мира через формы и способы его существования, такие как движение, пространство и время. Здесь материя приобретает и одновременно раскрывает и унифицированные, и конкретные характеристики. философия здесь работает вместе с современным естествознанием, философия всегда обращалось к пространству, времени, движению, однако, определенность появляется лишь тогда, когда через них, их связи и конкретные характеристики, параметры просматривается вся структура и системность мироздания; когда взаимосвязанность атрибутов выступает именно такой картиной мира, в которой материальное проявляется в многообразии качеств, уровней, форм.

Антропометрический или антропологический подход, который встречается в разные эпохи, разные времена, но который достаточно интенсивно, вероятно в силу нынешней эпохальной, во многом пограничной ситуации, разрабатывается в наше время, включает в себя следующее. Это попытка просчитать развитие материи, ее структур, вплоть до человека, и с человеком, и его развитием вместе. Человек, его роль в мире, его цели - это ключ, для того, чтобы выйти на материю, за пределы самого человека. Это также попытка найти линии развития материального мира, его возможности, его возможные ветви и направления, одной из которых является линия «нашего Космоса» -линия развития человеческого материала. Философия предлагает антропный принцип понимания развития Космоса: когда все в его развитии сосредоточено и направлено на появление и развитие человека. Человек есть вершинная «величина» развития мира. Мир измеряется через человека.

И еще одно, важно увидеть и найти в этой проблеме то, что данная проблема - проблема материальности - это континуум, скопление загадок и все новых открытий. Они представлены в множестве «вечных» вопросов - откуда мир, как он развивался, сколько миров, в каком мире мы живем и т.д. Эти загадки - необходимое средство узнавания себя и мира, постоянное развитие себя, самой философии, всех наук, культуры, религии и т.д. К числу философских загадок относятся такие: что такое человеческое открытие материального мира, возможны ли другие «нечеловеческие» технологии открытия материальности, существует ли предел элементарности, границы материальности пространственные, временные.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...