Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические и теоретические рекомендации. Данная проблема является одной из основополагающих в курсе философии



Данная проблема является одной из основополагающих в курсе философии. Вы должны понять и увидеть особенности философии бытия как проблемы и понятия, которое позволяет видеть мер в его первоначалах (что такое материальное начало, что такое идеальное (духовное) начало, какова способность человека в своем практическом и теоретическом отношение к миру выявлять и изучать и учитывать это начало.

Есть всегда возможность сравнить, как наука (разные науки) пытаются относиться к поиску начал, как религия обозначает и доказывает роль идеального, божественного начала, как видеть и понимать то, что можно отнести к началам общества, к началам и природе самого человека, есть ли начала у деятельности – в целом, это сложный взгляд (это то, что складывается в многовековой истории человеческой мысли, то, что всегда приходиться пересматривать заново и возвращаться к этой философской проблеме.

Важно иметь в виду, что ответы на эти вопросы всегда воспроизводятся и всегда «растянуты» во времени: сегодня это такой уровень знаний и ответ на него, завтра - другой взгляд и ответ (вспомните, что все состоит из воды, затем из атома, затем из кварков, затем из полевых структур и т.д.

Мировоззренчески и методологически важным является то, как философия устанавливает свои границы видения начал и собственно когда она помогает, а когда мешает и из-за чего, из каких философских обоснований или взглядов вытекают эти затруднения. Например, чем идеи, учения Аристотеля, Декарта, Ньютона, Менделеева, Эйнштейна на природу, или Конта, Маркса, Дюркгейма, Вернадского, Бердяева на общество, или Канта, Фейербаха, Ницше, Фрейда, Сартра на человека и многих других влияют на понимание того, каковы фундаментальные начала мира и человека и что из этого вытекает.

У философии не бывает легких вопросов, она пытается доходить до предельных оснований, чтобы из них выстраивать все «мыслимые» цепочки функционирования и развития таких сложных миров как природа (Космос, Вселенная), степень организованности мира (Бог, разумные начала, социум), человек (его скрытые и открытые основания, чувства, ум, воля, вера, идеал, ценность, смысл). Можно говорить обобщенно в философских категориях, что всегда есть «мир в себе», «бытие в себе» и «бытие для человека».

Для того, чтобы понять многообразный сложный мир для этого нужны не менее сложные философские понятия, категории, которые позволяют удерживать мыслью и сам мир и его сложность и также учитывать динамику этого мира, всех его объектов, явлений, сущностей.

Если строить с миром отношения, также как с конкретной системой, вещью, объектом необходимо признать (или мысленно, чтобы затем увидеть и подкрепить что-то физически) его существование. Признание бытия «чего-либо» открывает путь многим другим открывающим или уточняющим вопросам (почему именно это, или именно таким образом существует – небесное по-своему, живое по-своему, духовное, идеально по-своему и т.д.).

Категория бытия есть предпосылка существования многообразия отношений с миром и его многообразными проявлениями (структурами, системами, объектами и т.п.). Отсюда делайте вывод: каково небо над головой, хорошее ли у человека настроение, справедлива ли власть, почему улыбается человек, почему необходимо знание и многие разные другие вопросы возможны лишь потому, что в мире все это ЕСТЬ.

Бытие как категория в разных философских концепциях, подходах раскрывается по-разному, по разному выделяются те основоположения содержания данной категории, которые позволяют обобщать, говорить и следовательно, все более дифференцированно исследовать явления и объекты. Если в натурфилософии быть-существовать означает присутствие разных физических параметров плюс факт «захвата» всего этого мыслью – то есть аргумент в пользу существования-бытия. Если в естествознание существование – это коренные свойства природных объектов, а затем и язык и мысли для этих объектов – то другая позиция понимания бытия (существования объективных качеств, свойств, сил). Если для феноменолога существовать означает быть фактом сознания и его интенсиональной силы (направленности на что-то) – то именно через это все преломляется в аспекте обладать свойством существовать. Так, например, из известных Вам направлений позитивизма (махизма) – все обладает существованием, постольку поскольку может быть воспринято чувствами, быть «комбинацией ощущений», сознанием. Конечно, есть достаточно сложные «философские конструкции-направления» для высвечивания того, что обладает предикатом (свойством) существования. Позиция в герменевтике очень серьезно ставит вопрос о наделении чего-либо «статусом» существующего, если это обнаруживает себя языковым способом. Все для нас дано тогда, когда все преломляем через язык, знаем и понимаем мир, общество, чувства, деятельность и прочее исключительно живя в языке. Язык есть «дом бытия».

БЫТИЕ

Прежде всего надо обратить внимание на многообразие подходов в толковании категории «бытие». Бытие фактически дает человеку способность, говоря о мире, его существовании говорить о себе, о том как человек видит и понимает все существующее в мире, включая самого человека. Но при этом философская позиция здесь заключена в том, что надо найти и выделить такие его характеристики основания, которые бы указывали на то, что без них мир и отношение к нему человека бессмысленны, пусты или просто наивны (мир есть потому что он есть). В таком случае мы видим в философии разные позиции как описывать, обосновывать бытие как категорию.

Есть материалистическая позиция – мир есть, так как он физичен и все существует в материальном виде и благодаря материальному.

Есть противоположная идеалистическая философская позиция – мир есть, так как он порожден и несет в себе информационные, идеальные, целевые, проектные начала. Но для человека это становится предметом сложных объяснений что такое это бытие.

Для философии жизни – мир существует как проявление силы воли, слепой мировой стихии воли (Шопенгауэр) или субъективной воли к власти (Ницше) как главного механизма развития.

Для феноменологов (Гуссерль и др) - бытие мира, его объектов - это феномены, феноменология моего сознания, сознания индивида: я смотрю и вижу мир как мир моих феноменов (в чистом или конкретном виде). Феноменологичность моего сознания позволяет мне признать бытие мира.

Для Декарта это было в варианте –мыслю, следовательно, существую и могу говорить о себе и мире.

Для герменевтики (Гадамер,Ясперс, Хайдеггер, Рикер и др.) мир дан только если он выражен в языке, язык обозначает и несет в себе возможность понимать мир. Без понимания не может быть мира, а оно дается через язык и работу в языке. Мир пуст если что в нем не оживлено языком, не живет в языке.

Позиции определения бытия заданы всеми философскими направлениями: структурализм говорит о бытии мира, человека только если за этим даны целостные структуры со способностью со стороны их имплицировать (возбуждать и поддерживать(функционирование и развитие всего в мире. Постмодернизм находит свои «аргументы», поворачиваясь в сторону синергетичности мира. Бытие задано синергетическими «посылами» и потому в нем все плюралистично, неопределенно, наполнено знаками «отсутствия» при обращении к чему-то реально присутствующему (говорить, констатировать справедливость, законность, защиту человека при отсутствии таковых в действительности). Бытие – это игра в то чего реально нет, при видимости, что это наличиствует; бытие в его человеческой активности порождает мир симулякров (пустышек), симуляций – имитации и игры в порывы, в заботы, в настоящее, хотя в реальности все безразлично. Мир, как природы, так и общества становятся фантомами бытия (из них изымается, изгоняется скрыто, без рефлексивной оценки этого или осознанно при наличии определенных целей то, что гарантирует жизнеспособность человеку, обществу, природе - здоровая мораль, ответственность, чувство экологичности, чувство непресыщенности вещизмом, деньгами и многое другое, без чего человечество обречено на вырождение).

Понимание и знание понятийного ряда, философских позиций и значений рядо- и родоположенных терминов в аспекте проблемы бытия в философии и определенности данного термина требует определенных уточнений и движения в рамках этого прояснения.

Что стоит за ним как фундаментальной предпосылкой философствования, философского отношения к миру? Что есть бытие и что есть небытие? В чем его неоднозначность?.

Бытие как общая философская категория развертывает себя как нечто: как реальное и идеальное (свой анализ его дают разные философы от Парменида, Гераклита и до Хайдеггера, в том числе Н.Гартмана и др.). Бытие как категория конкретизируется в своих определенных основаниях (началах - как материальных и идеальных, так объективных и субъективных, таких как материя, идея, дух, природа, экзистенция, свобода, воля, разум, бессознательное, язык и др.).

Бытие есть сущее, которое выражает существование чего-либо каким-либо образом: предметно, чувственно, мысленно, в чем-либо в вещах, процессах, явлениях, свойствах и т.д. «Вот природа», «вот конкретный человек», «вот процесс образования», «вот жизнь в городе», «вот мысль», «вот конкретный поступок» и многое другое. Все требует понимания того, что стоит за всем этим, делающее все это возможным.

В бытии свернуты и открыты свойства, особенности того, что имеет место быть. Но при этом за бытием есть глубинные основания, то, что выступает основонесущим и устойчивым. Это то, что обеспечивает заданность смысла, смысловое начало в отношениях «человек - мир». Бытие несет в себе опору: либо материальное начало, либо идеальное (духовное) начало. Бытие - то через что укоренен человек, через что он вопрошает о мире (Хайдеггер), то что обладает «силой присутствия», заставляющего об этом мыслить, к этому относиться, это познавать. Бытие есть то, что задано и артикулировано в языке, в мышлении, оно требует поиска тайны мира, т.е. тайны самого бытия, так само выступает тайной в разных выстраиваемых к нему отношений и задаваемых (всплывающих в мышлении человека, общества) вопросах. Бытие как способ проявления наличности чего-либо каждый раз дает разные корневые доминантовые сущности, которые трактуются как главное и основное в его основаниях (сравните позиции Гераклита-Парменида, Гегеля-Фейербаха, Декарта-Шопенгауэра,

Бытие дано в существующем., которое раскрывает и его единство и его многообразие через это единство., а также высвечивает что реально, действительно и что мнимо по своим свойствам (реальность чувств, политических проектов, социальных гарантий и т.д. или мнимость, ложность всего этого.

Бытие важно взять с точки зрения единства (позиция в науке, в технике, в стандартах и т.д.).

Бытие - это особая категория и надо уметь подчеркнуть, что обеспечивает бытие как нечто существующее. Бытие - это то, что есть. Есть (настоящее) - это пересечение того, что несет в себе прошлое и будущее.

Итак, Вам важно найти и понять как в разных философских учениях и не только в философских выражается фундаментальная зависимость: «быть значит…..», ранее мы говорили о том, что быть – это значит мыслить, действовать, воспринимать, быть материальным, духовным и т.д. Показать слайд-схему с разными направлениями.

Попробуйте найти эту связь в структурализме, в психологии, в литературе, в квантовой физике, в постмодернизме, в иррационализме и др.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 316 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...