Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
4. ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОАНАЛИЗА
ДНЯ ПОНИМАНИЯ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО
В КОНФЛИКТАХ
Краеугольным понятием психоанализа выступает понятие <вы-
теснение>. Несомненно, что жесткий авторитет властных структур,
свойственный прежней системе общественных отношений, был
связан с вытеснением в сферу подсознательного, иррационального
всей проблематики власти. Все, что касалось содержания властных
полномочий, механизмов действия властных структур, мотивации,
присущей властным отношениям, не подлежало осмыслению и
анализу. Действовали закрытые инструкции, запрещавшие публи-
ковать какие-либо данные, касающиеся методов работы партийно-
го аппарата. Тем самым аппарат был выведен за пределы критики,
а его деятельность - за пределы теоретического анализа.
Практически это означало не только формирование антиде-
мократических норм, связанных с нарушением гласности. Эффект
был более существенным. Сложившаяся практика формировала
принципиально раздвоенное сознание. Был наложен запрет не толь-
ко на обсуждение, но и на обдумывание тех вопросов, которые
имели самое непосредственное отношение к эффективности при-
нимаемых решений. Главным успехом успешного функционирова-
ния в рамках партийного аппарата и продвижения по служебной
иерархии, в котором соблюдалась почти железная последователь-
ность ступеней, было безусловное признание формального автори-
тета вышестоящего начальства. Более того, между руководителем и
подчиненным складывались отношения феодальной зависимости,
при которой все вопросы подчиненного, включая его сугубо лич-
ные отношения, так или иначе становились предметом заботы
начальства. Нормой поведения был конфликт на уровне равных
статусных позиций и в то же время умение подчиняться или со-
здавать видимость полного подчинения.
Стиль отношений в рамках аппарата был источником психо-
логической фрустрации у многих работников партийного аппара-
та и государственных служащих. Именно этим можно объяснить
столь яростный разрыв с прежней системой власти и идеологичес-
кие метаморфозы, наблюдавшиеся среди тех, кто так или иначе
был вовлечен в высшие эшелоны власти. Многие публикации
1987-1991 гг. - яркое свидетельство того, что этот разрыв про-
исходил не на уровне рациональной критики прошлого, а прежде
всего был связан со всплеском освободившихся от постоянного
контроля и самоконтроля эмоций. Личностный конфликт, осно-
ванный на механизмах замещения и вытеснения, часто разре-
т
шалея благодаря его переносу в сферу политической и идеологи-
ческой деятельности. В определенных случаях можно было на-
блюдать такую зависимость: чем глубже были заверения в вер-
ности официальной идеологической доктрине и чем успешнее
была карьера в рамках прежней системы, основанная на такого
рода заверениях, тем более основательным был разрыв с про-
шлым. Этот конфликт сопровождался невротическими срывами.
Необъяснимые и неожиданные поступки стали на протяжении
этого периода не исключением из правил, а скорее нормой поли-
тического поведения. В конечном счете неотрефлексированность
этого процесса привела к ряду кризисов властных структур и в
последующий период, что проявилось наиболее отчетливо в со-
бытиях 21 сентября - 4 октября 1993 г.
Процедура психоанализа предполагает осознание глубины за-
легания вытесненного в слоях подсознания. Механизм освобож-
дения и рационализации деятельности связан с осмыслением и
называнием вины за совершенное преступление или деяние, осуж-
даемое общественной моралью. В этом пункте концепция психо-
анализа имеет прямую связь с проблематикой оценки прошлого
исторического опыта, с преступлениями, совершенными сталин-
ским режимом, и с темой покаяния, широко обсуждаемой в сред-
ствах массовой информации и в кругах гуманитарной интелли-
генции. Покаяние,- с точки зрения некоторых бывших идеоло-
гов, а ныне строгих носителей нравственного императива, - пред-
полагает радикальное изменение личностных установок, оно долж-
но быть продекларировано публично, как это было сделано авто-
рами целого ря-да социологических и философских публикаций.
Смысл его в том, чтобы признать собственную вину и ответст-
венность за поддержание тоталитарного режима и таким путем
добиться очищения.
Здесь мы сталкиваемся с проблемой исключительной сложности,
которую невозможно обойти молчанием. Абсолютно неправильно
утверждать или делать вид, что такой проблемы не существует и
что каждый решает ее в соответствии с собственным мироощуще-
нием и чувством нравственной ответственности.
Преодоление личностного конфликта в этой области зависит
во многом от выработки общественного консенсуса по поводу про-
шлого страны:
- называются ли деяния, связанные с организацией ГУЛАГа,
массового террора, режима личной диктатуры Сталина, системы
всеобщего доносительства, преступлениями или же все это неиз-
бежные следствия революции, гражданской войны, модернизации
и индустриализации и т.д.?
- если это были преступления, то против кого и кто был их
субъектом?
- можно ли рассматривать исторические события, повернув-
шие ход российской истории и оказавшие значительное и в ряде
случаев благотворное влияние на ход мировой истории (это пред-
ставляется неоспоримым при оценке итогов Второй мировой вой-
ны), результатом деяний кучки <заговорщиков и бандитов>?
- что такое большевизм как общественно-политическое явле-
ние и как психологическая характеристика?
- что такое тоталитарная система применительно к Советско-
му Союзу и России? Какова эвристическая ценность этой полито-
логической категории?
Определенная часть этих проблем рассматривалась в ходе засе-
даний Конституционного суда, который решал вопросы о консти-
туционности августовских указов 1991 года Президента России
по поводу КПСС. Эта попытка откликнуться на реальную нрав-
ственную и социально-психологическую проблему заслуживает де-
тального и беспристрастного анализа и изучения.
В ходе такого исследования мы неизбежно столкнемся с тем
обстоятельством, что проблемы аналогичного плана вставали и
перед другими народами в современной истории. Так, для форми-
рования самосознания немецкой нации в послевоенный период
огромное значение имел Нюрнбергский процесс. В результате это-
го процесса были выработаны определенные методологические
установки, направленные на решение проблемы личной вины и
ответственности за причастность к нацистской и фашистской идео-
логии. Две позиции были особенно важны с точки зрения фор-
мирования массового сознания немецкой нации. Во-первых, про-
изошло отделение нацистской идеологии и политики от нации,
от немецкого народа в целом. Это было связано с выявлением
институционального источника преступлений фашизма, т.е. с
ролью национал-социалистической партии и ее расистской идео-
логии, сформулированной Гитлером в <Меш КатрГ>. Во-вторых,
на первый план была выдвинута концепция индивидуальной от-
ветственности в противоположность точке зрения, настаивающей
на коллективной ответственности: каждый член нацистского дви-
жения и нацистской партии должен отвечать за те деяния, кото-
рые совершил именно он. Однако при таком подходе снимается
проблема коллективной солидарности, вопрос о поддержке по-
литических лидеров, об оправдании принятого ими политическо-
го курса в массовом сознании и о других явлениях, которые очень
трудно оценить с юридически-правовой точки зрения, но кото-
рые вместе с тем сыграли огромную роль в формировании соот-
ветствующих общественно-политических настроений. Отказ от
продолжения анализа социально-психологического фундамента
фашизма, начатого Т. Адорно и его сотрудниками, привел к глу-
бокому психологическому кризису, который пришлось пережить
новому поколению немцев. Те, кто родились в сороковые годы и
позже, не могли нести персональной ответственности за совер-
шенные деяния, в том числе и за организацию фабрик массового
уничтожения людей, отбираемых по расовому признаку. Это юри-
дическое освобождение от ответственности. Но в то же время
вставал вопрос о национальной идентификации, ибо процессы,
происходившие в Германии в годы нацистской диктатуры, затра-
гивали всю нацию, все семьи и касались прямым или косвенным
образом судеб ближайшего родительского поколения. Предста-
вители послевоенного поколения либо должны были исключить
из своего сознания вопрос об оценке своих родителей с помощью
механизмов вытеснения, либо они должны были признать ка-
кую-то степень преемственности между своим и прежним поко-
лением, но для этого необходимо было произвести критическую
оценку свершенного. Анализ этой проблемы на ином историчес-
ком материале был дан двумя немецкими авторами - супругами
Митчерлих (2). Авторы этой книги показали, что здоровая психи-
ка нации не может быть основана на исключении прошлой исто-
рии из сферы собственного опыта новых поколений. Стремление
отбросить прошлое жестоко мстит за себя, порождая невротизм и
психологическую неустойчивость. Прошлое должно быть <пере-
жито>, переработано сознанием, а система идентификаций, скреп-
ляющая личностное самосознание, должна быть не сломана, а
переосмыслена. Освобождение от чувства неполноценности, ос-
нованного на комплексе вины, должно произойти не за счет заб-
вения прошлого, а путем его критической переработки, сохра-
няющей нормальную способность к переживанию трагических
моментов истории. При такой переработке опыта сохраняется
способность к печали как нормальное явление человеческой пси-
хики и культуры, содействующее балансу эмоционального и ра-
ционального компонентов самосознания.
В противном случае происходит <оцепенение чувств>, прошлое
<травматически утопает>, из него автоматически изымается вся-
кое - и желательное, и нежелательное участие в событиях. Оце-
пенение чувств приводит к маниакальному забвению прошлого,
что само по себе порождает искажение образа истории, дереализа-
цию как прошлого, так и настоящего.
Таким образом психоаналитический подход позволяет вырабо-
тать гораздо более сложное отношение немецкой нации к своему
10-690
прошлому, нежели отношение, связанное либо с апологетикой,
либо с полным отрицанием. И это отношение оказывается пси-
хологической предпосылкой существования реального внутрен-
него свободомыслия, равно как и функционирования демократи-
ческих институтов власти.
Что же произошло с российским самосознанием относительно
сталинизма? Открытие преступлений, совершенных в ГУЛАГе (от-
крытие не для исторической науки, а для массового сознания), в
связи с публикацией исследования А. И. Солженицына оказалось
своего рода шоковым ударом. Возникло вполне отчетливое стрем-
ление отмежеваться от прошлой истории и найти конкретное лицо,
ответственное за свершившееся. В 1987-1989 гг. наблюдался фе-
номен десталинизации в прессе и во всей совокупности средств
массовой информации, который стал основанием для утвержде-
ния антикоммунистической, а затем и антисоциалистической идео-
логической установки. Возникла мощная реставрационная вол-
на, которая продолжается и по сегодняшний день. Она соединя-
ется с восстановлением архаических структур сознания - обра-
щением к национальной идее в разных ее вариантах, включая
открытый национализм, к клерикализму и мистике, и даже с обо-
снованием целесообразности монархического правления, кото-
рое демонстрируется видными политическими деятелями новой
волны. При этом отметается не полтора десятилетия, как это было
с немецкой историей, а более семидесяти лет, содержащие в себе
исключительно противоречивые тенденции и события реальной
истории. В этом смысле идеологический кризис, охватывающий
российское общество, оказывается более основательным и глубо-
ким. Общее с немецким кризисом послевоенного времени за-
ключается в том, что его не удастся разрешить ни методом вытес-
нения из сознания прошлого, ни методом проклинающих про-
шлое деклараций. Ведь все нынешнее поколение, все проблемы
демократизации, порядка, реформы, построения рыночной эко-
номики уходят корнями своими именно в те 70 лет Советской
власти, по отношению к которым стремятся навязать проклятие,
используя иррационализацию массового политического сознания
в качестве инструмента в борьбе за власть. Вытеснение из сферы
осознанного и осмысленного отношения к действительности ог-
ромного исторического периода, охватывающего жизнь несколь-
ких предшествующих поколений (преимущественно дедов и пра-
дедов того поколения, которое ныне вступает в жизнь), позволя-
ет создать некоторые упрощенные до примитивности схемы идео-
логического порядка. Но оно не способно привести к нормализа-
ции массовое сознание хотя бы потому, что в личном плане слиш-
ком многое оказывается задетым посредством такого вытесне-
ния. Ценностный конфликт не получает разрешения, а лишь за-
гоняется вновь в область подсознания, в сферу смутных воспо-
минаний, а для некоторых и в область ночных кошмаров, тени
которых падают на реалии современной политической жизни,
искажая ее до неузнаваемости, до невозможности найти в ней
хотя бы некоторые устойчивые точки опоры. Фрустрированное
сознание очень трудно поддается саморефлексии, а это означает,
что путь преодоления кризисов, связанный с нормализацией раз-
решения конфликтов на макро- и микроуровнях, окажется более
сложным, чем этого можно было бы ожидать, оставаясь в рамках
рационалистической точки зрения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Чазов Е. Здоровье и власть. М., 1992. С. 141.
2. МЖсЬегИсп А1ехапаег ипй Маагей. 01е ЦпГаЫекеИ ги Тгаиет. Огипа-
1аееп коПокНуеп Уегпа11еп5. (Неспособность к печали). МипсЬеп, 1967, 1977,
1991.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое российский кризис?
2. Какова взаимная связь конфликтов на макроуровне с конфлик-
тами на микроуровне?
3. В каком плане изменились личностные отношения между близ-
кими людьми за годы проведения реформаторского курса?
4. Как, по вашему мнению, можно было бы охарактеризовать
тенденцию иррационализации действительности?
5. Каковы ваши представления о возможностях применения пси-
хоанализа для понимания происходивших в СССР изменений
политических режимов и массовой психологии?
6. Ваше отношение к идее покаяния?
7. Что значит <переживание> прошлого, сталкивались ли вы с
психологическим феноменом, который называется супругами
Митчерлих <оцепенением чувств>?
8. Какова, по вашему мнению, связь между психологическим со-
стоянием людей и экономическими процессами в обществе?
Раздел II
СФЕРЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ
КОНФЛИКТОВ
Глава 1
ЦЕННОСТНЫЙ КРИЗИС
И ПАРТИКУЛЯРИЗАЦИЯ КОНФЛИКТОВ
В данной главе ситуация в России будет рассмотрена под уг-
лом зрения кризиса духовных ценностей. Для этого необходимо
проследить соединения и разрывы ценностей культуры и ценност-
ных ориентации личности. Связь между этими двумя крайними
компонентами культуры - важнейшее цементирующее и стиму-
лирующее начало всей общественной жизни. И напротив, разрыв
этой связи означает глубокий духовный кризис. В современном
обществе в соединении различных составляющих обществен-
ной жизни и в осознании его целостности огромная роль при-
надлежит интеллигенции. Она выполняет роль духовного и ин-
теллектуального посредника в системе общественных связей. Но
интеллигенция может справиться с этой ролью лишь при усло-
вии, если ее сознание не разорвано, если оно само основывается
на определенных посылках мировоззренческого характера. Одна
из особенностей российского духовного кризиса заключается в
резком повороте от атеистического миропонимания к религиоз-
ному. Потребность в религии определяется поиском смыслообра-
зующих оснований жизни. В связи с этим в главе рассматривают-
ся фундаментальные проблемы социологии религии. В заключи-
тельном параграфе дается характеристика наиболее распростра-
ненных идеологических ориентации, выявляется специфика идео-
логического конфликта как разновидности конфликта ценност-
ного.
1. ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ЦЕННОСТНЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЕДИНЕНИЯ
И РАЗРЫВЫ
Всякое человеческое сообщество скрепляется не только с по-
мощью взаимных интересов, обмена благами и услугами, происте-
кающего из разделения труда, не только общими для всех членов
сообщества угрозами и опасностями, но и определенным, более
или менее одинаковым пониманием всей совокупности жизнен-
ных задач и проблем.
Разумеется, одинаковость понимания нужно принимать сит
гапо 5аИ5, т. е. у каждого - свое мировоззрение, свой жизненный
опыт, свои предпочтения и привязанности. И все же, чтобы эти
индивидуальные предпочтения признавались и уважались други-
ми, необходима общая система координат, в качестве которой
выступает невидимая глазу и неосязаемая реальность: общая сис-
тема ценностей.
Система ценностей - это мир значений, благодаря которому
человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему,
чем его собственное эмпирическое существование, это окульту-
ренная и передающаяся от поколения к поколению с помощью
некоторой совокупности условных знаков (символов) констелля-
ция чувств, эмоций и идей, существенных для данного сообщест-
ва. Система ценностей - важнейший компонент культуры и куль-
турной жизни. Она возвышает человека, приобщает его к миру
духовности. Благодаря ценностям человеческое существование
выходит за рамки потребностей и интересов, за рамки того, что
необходимо для жизни, и того, что выгодно, удобно, эффективно
в данный момент времени. Именно благодаря приобщению к миру
ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл.
Система ценностей выполняет важную функцию как в жизни
сообщества людей, так и в жизни отдельного человека. Главное ее
назначение состоит в том, что здесь как бы накапливаются крите-
рии, позволяющие отделить добро от зла, пользу от вреда, истину
от заблуждения. Это задача безусловных ценностей, составляю-
щих стержень духовной культуры сообщества людей. Их называют
также терминальными ценностями. Другая группа критериев свя-
зана с ценностями инструментального порядка, с теми, которые
позволяют отделить важное от менее важного и совсем неважного,
значимое и существенное от мелкого и преходящего.
С древних времен вырабатывались представления о классичес-
кой триаде ценностей, составляющих основание культуры и ду-
ховности: добро, истина и красота. Именно здесь сосредоточены
подлинно человеческие устремления, возможности выхода чело-
века в царство свободы и преодоления им мира необходимости и
своекорыстия. На протяжении истории человеческого общества,
равно как и на материалах культурно-антропологических исследо-
ваний неоднократно демонстрировалось, что конкретное содер-
жание этих главных ценностных понятий наполнялось разным, а
порою и прямо противоположным содержанием. Однако все со-
циально значимые побуждения в любых человеческих культурах и
сообществах люди облекали именно в форму этих понятий. В из-
вестном смысле эти понятия являются абсолютными характерис-
тиками культуры. Как бы низко ни падал конкретный человек, как
бы ни кипели страсти под влиянием нужды, зависти, политических
амбиций и притязаний, люди вновь и вновь будут обращаться к
идеалам прекрасного, справедливого, истинного. Такова позиция,
исходящая из уважения к классическим формам развития знания,
искусства и философского мышления. Этой позиции противостоит
модернизм - неопределенное умонастроение в культуре, исход-
ным понятием которого оказывается <здесь и сейчас>.
В XIX и XX вв. мир ценностей существенным образом расши-
рился и обогатился. Значимыми стали ценности личного достоин-
ства и индивидуальной свободы. Идея гражданских прав приобре-
ла ценностное содержание и стала важнейшим критерием, исполь-
зуемым для сравнения между собою различных политических по-
рядков и режимов власти. Вместе с тем обнаружились очень слож-
ные пути достижения названных выше основных ценностей. Пря-
молинейное восхождение по нарастающей линии духовного про-
гресса, воплотившееся в свое время в идеологии Просвещения,
оказалось несбыточной мечтой, фантазией, мифом. В XX в. воз-
никла практика массового уничтожения целых народов, обоснова-
ние которой было дано теориями расового неравенства и неполно-
ценности определенных этнических групп. Сторонники этих кон-
цепций, как и те, кто контролировали лояльность по отношению к
государству или политическому режиму на основании критериев
идеологического порядка, также взывали к абсолютным истинам.
Поэтому современное общество и современная общественная
мысль с большой осторожностью относится ко всякого рода декла-
рациям по поводу абсолютных ценностей. Один из наиболее фун-
даментальных процессов, совершающихся в культуре современных
обществ, - процесс релятивизации ценностных представлений,
стремление ограничить их действие и смысл сиюминутными ситуа-
циями, что приводит подчас к низведению ценностей к интересам
и потребностям материального или физиологического порядка.
Если рассматривать более широкий круг человеческих побуж-
дений, то нельзя не заметить важной духовной потребности чело-
века к поискам и обоснованию смысла своего собственного суще-
ствования в этом мире. Человек хочет понять мир, в котором он
живет. Чтобы ориентироваться в этом мире, он должен знать, что
хорошо и что плохо. Какие из его действий и побуждений получат
поддержку и одобрение со стороны того сообщества людей, к кото-
рому он принадлежит, а какие - будут явно неодобряемы и даже
наказуемы? Понимание критериев самооценки и оценки поступ-
ков других людей дается благодаря усвоению ценностного и нор-
мативного содержания культуры. Наиболее существенная характе-
ристика системы ценностей состоит в том, что именно здесь сосре-
доточены представления людей о смысле их жизни. Система цен-
ностей - это смыслообразующая сфера общественных отношений.
Именно здесь формулируются конечные основания выбора дейст-
вия, связанные с философией данного общества, с его мировоз-
зренческими установками. Благодаря усвоению системы ценнос-
тей человек решает для себя вопрос о том, ради чего он живет.
Оценка каждого конкретного поступка приобретает смысл только в
соотношении со способом решения этой общей мировоззренчес-
кой задачи, которая осмысливается в виде понятий добра, правды,
справедливости, красоты, достоинства, свободы и иных ценност-
ных категорий. Сообразно этим категориям соответствующие по-
ступки называются добрыми или злыми, героическими или низки-
ми, прекрасными или безобразными, справедливыми или эгоисти-
ческими, а люди, их совершающие, становятся носителями соот-
ветствующих нравственных и эстетических качеств.
Усвоение ценностных критериев, предлагаемых обществом,
- дело исключительно сложное и неоднозначное и в то же время
необходимое. Если у людей не было бы общих представлений о
добре и зле, то их совместная жизнь была бы просто невозможной.
Наличие системы ценностей, воплощаемое в культуре, - одно из
непременных условий сохранения каждого данного сообщества, а
распад этой системы ценностей и есть не что иное, как свидетель-
ство кризисного состояния общества. Такой распад приводит к
разрушению ценностных ориентиров и критериев различения пра-
вильного от неправильного, доброго от злого, хорошего от плохо-
го, полезного от вредного и т.д. Чтобы уяснить значение ценност-
ных критериев, важно иметь в виду, что каждый отдельный посту-
пок мотивируется сам по себе гораздо более конкретным спектром
побуждений и интересов. Мотивация совершения поступка всегда
ситуативна, соотнесена с данными обстоятельствами и интереса-
ми данного человека - субъекта этого действия. При этом он
может думать о конечных нравственных категориях, а может во-
обще не принимать их во внимание, преследуя самые ближай-
шие задачи, вытекающие из данной ситуации. Более того, мно-
гие поступки, совершаемые конкретными людьми, совершаются
ими не под влиянием расчета, не в результате обдумывания и взве-
шивания ситуации, а на основе интуиции или в результате аффек-
тивной концентрации эмоций, которые требуют разрядки, выхода
из сложившегося положения, ответной реакции на угрозу, дейст-
вительное или кажущееся оскорбление и т.д. Реальные поступки
совершаются далеко не всегда под воздействием прямой ценност-
ной мотивации, в них всегда или почти всегда присутствует ирра-
циональный момент, компонент подсознательной мотивации, ко-
торая не осмысливается самим действующим агентом.
Между конкретной мотивацией, следовательно, и миром цен-
ностей и культуры существует дистанция, которая то увеличивает-
ся, то сокращается. Ценностный кризис заключается прежде всего
в увеличении этого разрыва. Наиболее краткая характеристика та-
кого состояния общественных отношений выражена в формуле
<распалась связь времен> - Иге шпе 1 ои1 оГ.)от1.
<Нормальное> состояние общества, напротив, характеризуется
прежде всего наличием механизмов передачи и изменения насле-
дия, созданного предшествующими поколениями, к поколениям
современным. Благодаря институтам социализации разрыв между
индивидуальным миром и ценностями культуры данного сообще-
ства преодолевается с обеих сторон.
Ценностный мир личности или совокупность ее ценностных
ориентации строится прежде всего на основе переживания собст-
венного опыта. Сам процесс переживания этого опыта, воспоми-
наний о содеянном, самооценка поступка, самоанализ - дело су-
губо интимное. Здесь человек остается наедине с самим собою. В
ходе этой нравственно-психологической работы по осмыслению и
переживанию собственного опыта человек формирует образ само-
го себя или <Я-образ>, в котором содержится не только память о
том, что было важного и существенного в жизни, но и отношение
к себе, основанное на сопоставлении <Я> с <Другими> и на пред-
полагаемом восприятии этого <Я> <Другими>. Разумеется, струк-
тура самосознания не сводится к Я-образу. Как показывает совре-
менный психоанализ, она более сложна и многогранна. Но имен-
но вокруг Я-образа концентрируются ценностные представления
и ценностные ориентации личности, придающие ей определен-
ность. В свою очередь ценностные ориентации организуют мир
эмоций и переживаний, они оказывают наиболее существенное
воздействие на мотивы поступков и действий. Благодаря цен-
ностным ориентациям разрешаются на подсознательном уровне
конфликты желаний, побуждений, устремлений, составляющие
содержание внутреннего психологического процесса.
Третий важнейший компонент внутренней жизни - стремле-
ние освоить мир ценностей, предлагаемых культурой сообщества,
к которому принадлежит человек, хотя это ему далеко не всегда
удается в полной мере. Важно обратить внимание, однако, на сам
способ усвоения ценностей культуры. Это усвоение происходит
при помощи наиболее широких обобщений философского, миро-
воззренческого и религиозного плана/которые входят в опреде-
лена, ае системы рационализации жизненного опыта. Рационали-
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 206 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!