Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Езотерично лечение – том 1 15 страница



Другой вопрос, какие проблемы предпочтительно решать с помощью клинических ролевых игр или психодрамы?

Здесь следует рассудить мудро и тонко, ибо ответ отнюдь не прост. Современный взгляд на психотерапию предполагает, что ее эффективность связана с наличием широкого выбора методов лечения, среди которых имеются более и менее удачные для каждого рода проблем. Существует мнение, основанное на клиническом опыте и научных исследованиях, что ни один вид лечения, включая клинические ролевые игры, не может быть признан однозначно лучшим. Тем не менее нет ничего предосудительного в том, чтобы придерживаться одного терапевтического подхода, если в нем соблюдены все требования.

Есть предварительные данные, позволяющие оценивать эффективность ролевых игр в отношении специальных проблем. Детальный обзор этих данных можно найти, например, в работе Киппера (1978). Проиллюстрируем вышесказанное отдельными примерами.

Эффективность клинических ролевых игр и особенно техники дублирования была продемонстрирована в развитии эмпатии как у обычных подростков, так и у умственно отсталых. Ролевые игры также усиливают ощущения доминирования, уверенности в себе, самоуважения, увеличивают межличностную согласованность.

Интересные результаты дают процедуры по снижению чувствительности в рамках клинических ролевых игр при лечении страхов и фобий. В исследовании Киппера и Гилади (1978) отмечено, что психодрама дала те же положительные результаты, что и систематическая десенситизация в снижении тревожного состояния у студентов колледжа. Для выведения обоснованных заключений требуются дополнительные сравнительные исследования более серьезных фобий. Тем не менее имеющиеся данные свидетельствуют о потенциальной пользе клинических ролевых игр.

Большой интерес представляют данные, полученные путем клинического наблюдения. Из них видно, что ролевые игры и психодрама оказываются полезными в лечении наркоманов и алкоголиков, некоторые отчеты свидетельствуют об успешном обучении коммуникации и навыкам общения умственно отсталых людей, страдающих афазией, и глухих. Предлагается применять клинические ролевые игры и психодраму в лечении госпитализированных пациентов-психотиков. Все указывает на широкое применение клинических ролевых игр в качестве терапевтического инструмента для решения широкого комплекса клинических проблем.

Клинические ролевые игры — вспогательная

или основная терапия?

Мы переходим к рассмотрению еще одной, заключительной темы — какое положение занимают клинические ролевые игры в общей системе терапевтического воздействия? Воспринимаются ли они как основное психотерапевтическое средство или им отведена лишь вспомогательная роль? Категоричность ответа на этот вопрос приводит к нежелательным последствиям. Происходит либо безосновательное занижение достоинств этого метода, либо чрезмерное завышение его возможностей. Я считаю, что применение клинических ролевых игр в качестве основного терапевтического средства или в качестве компонента других видов терапевтического вмешательства зависит от обстоятельств.

Но как решить, какой из вариантов следует выбрать? Как показывает практика, решение зависит: а) от подготовки терапевта и его опыта; б) от способа применения клинических ролевых игр; в) от эмпирических данных. Первые два пункта определены отношением терапевта, третий — фактическими данными.

Терапевты, обучавшиеся и практиковавшиеся главным образом в применении подходов, отличных от клинических ролевых игр, конечно, будут использовать свои первоначальные терапевтические подходы. Если они захотят расширить репертуар техник, они могут обратиться к клиническим ролевым играм в качестве вспомогательного инструмента. Их позиция отражает личное предпочтение, склонность к определенному теоретическому подходу и никоим образом не свидетельствует о беспристрастной оценке терапевтических достоинств ролевых игр. Терапевты, обучавшиеся и практиковавшиеся в области ролевых игр, в их пользу и сделают свой выбор. Но это не раз и навсегда установленное правило. Некоторые терапевты оставляют вопрос о месте клинических ролевых игр в общей системе терапевтического воздействия открытым и решают его каждый раз по-новому, в зависимости от условий конкретного случая.

Оставляя в стороне личные пристрастия, выясним, существуют ли фактические данные, проливающие свет на проблему. Ответ короток: нет. Есть масса доказательств в пользу того и другого вариантов решения. И тут возникают новые сложности. Сами эмпирические данные часто таят противоречия. Эксперименты ставятся таким образом, что позиция терапевта сразу становится очевидной, когда он относит клинические ролевые игры то к основным, то к вспомогательным инструментам. Либо вопрос этот является косвенным, и ответ на него тоже нельзя считать показательным. Необходимо изучать случаи использования клинических ролевых игр в отдельности и сравнивать их со случаями использования клинических ролевых игр вместе с другими терапевтическими средствами. Таких сравнений отмечено немного.

Если клинические ролевые игры выступают в качестве вспомогательной терапии, они оказывают несущественное воздействие на общий процесс лечения. Если они являются компонентом основного лечения, то становятся его органичной частью. Поведенческая терапия являет собой интересный пример системы, включающей ролевые игры в качестве подлинного компонента первого порядка. Это зафиксировано во многих клинических отчетах и исследованиях. Ролевые игры используются в сочетании с одной или более из следующих процедур: моделирование, прямое научение (тренировка) переструктурирование и др.

Объединение разных подходов может принимать разные формы. Как ролевые игры могут быть введены в поведенческую терапию в качестве основного лечения для специальных проблем, так и поведенческая терапия или другие техники могут быть включены в сеансы клинических ролевых игр. Принципы, определяющие положение клинических ролевых игр в психотерапии, гласят, что вмешательство, спланированное за рамками поведенческой стимуляции, может осуществляться следующими двумя путями:

1) изменение смысла вмешательства в рамках имитационного мо делирования. Например, техники моделирования и прямого назна чения, обычно связываемые с поведенческой терапией, вполне со гласуются с концепцией имитационного моделирования. Если их вво дят в эпизоды ролевых игр, они становятся bona fide техниками клинических ролевых игр. Это же относится к условиям, когда тех ники, используемые в других, неповеденческих, терапевтических под ходах, должны быть введены в клинические ролевые игры;

2) привлечение техник для особых случаев. Клинические ролевые игры берут "взаймы" техники, основанные на других принципах. Хотя их нельзя перевести в номенклатуру имитационного поведения, они не противоречат применению ролевых игр. В известном смысле происходит "гибридизация" техник. Примером служит использование оперантного обусловливания, формирования поведения посредством подкрепления. Под эту категорию также подпадает когнитивное ре конструирование и другие вербальные взаимодействия.

Вернемся к вопросу о месте ролевых игр в общем терапевтическом процессе. Как показывает практика, часто для достижения наибольшего терапевтического эффекта требуется объединить две и более техник, а относительная значимость каждого из компонентов изменяется от случая к случаю. Поэтому переформулируем изначальный вопрос так: при каких обстоятельствах следует вводить в ролевые игры другие техники, а когда ролевые игры должны применяться более или менее самостоятельно? К сожалению, на данном этапе на этот вопрос ответа дать нельзя. На ответ большое влияние оказывают частные мнения респондентов. Сторонники клинических ролевых игр и сторонники других терапевтических подходов принимают различные решения.

Замечания на будущее

Рассмотрев принципы, парадигмы, процедуры и техники метода клинических ролевых игр, сделаем три общих замечания. Во-первых, это прямая связь логики и предположений. Все, что требуется, это допустить, что объект психотерапии — поведение, открытое или скрытое, что такое поведение можно более или менее точно сымитировать и что конкретизация человеческого опыта имеет терапевтическую ценность. Во-вторых, в противоположность простым основополагающим допущениям, практические аспекты метода весьма сложны. Профессиональное применение клинических ролевых игр предполагает помимо необходимых клинических познаний умение использовать многие разновидности метода. Со стороны терапевта также требуется изобретательность, сообразительность и творческий подход. В-третьих, рассматриваемый метод хорошо продуман и предлагает массу моделей. Более ранние исследования клинических ролевых игр могли создать впечатление, будто они состоят всего из нескольких процедур в сочетании с несколькими интересными техниками, которые сами по себе никак не взаимосвязаны. Надеюсь, наша работа рассеяла такое впечатление.

К более широкому применению клинических ролевых игр

За последние два десятилетия популярность ролевых игр как формы терапии значительно возросла. Однако произошло это не за счет признания их концептуальных основ, а благодаря положительному впечатлению от удавшихся, зачастую единичных случаев их клинического применения. Дело, возможно, заключается в том, что не полностью изжиты пережитки прошлого. Восприятию ролевых игр как формы терапии мешало то, что они ассоциировались с теорией Морено. Я не собираюсь критиковать эту теорию, напротив, она внесла большой вклад в развитие науки о поведении. Однако по ряду причин, политического и другого свойства, подобные ассоциации шли не на пользу ролевым играм. Несмотря на свою гениальность, Морено приобрел репутацию человека весьма противоречивого. К тому же его теории недоставало масштабности и размаха общей теории личности. Далее, с момента зарождения психодрамы ее сторонники приняли "политическое" решение замкнуться в своей собственной системе. И принятию ролевых игр мешала эта оторванность от остального профессионального сообщества.

В сущности традиционный скептицизм в отношении ролевых игр, или психодрамы по Морено, имеет много корней. В недавней монографии Блатнер (1985) назвал тому несколько причин, вот некоторые из них. В противоположность социометрии, еще одному изобретению Морено, психодраме не удалось произвести впечатление на академический мир. Она лишена вдохновляющего влияния, присущего гуманистической психологии и не вызывала такого восторга, не бросала такого вызова, как современный бихевиоризм. Поэтому именно гуманистическая психология и бихевиоризм стали основными инструментами академической психологии.

Неоднократно противопоставляя себя ведущей школе психоанализа, Морено в интеллектуальной среде зарождающейся психотерапии обрел репутацию отщепенца. Помимо этого, его прямой подход к психотерапии и стремление все выразить в форме конкретных действий не сочетались с преобладающими тоща принципами психологического лечения.

Некоторые методы терапии, провозгласившие себя разновидностями психодрамы, приобрели сомнительную известность. И в этом обвинили психодраму, тем самым отказав ей в доверии.

Из вышесказанного следует, что ассоциация ролевых игр с психодрамой явилась не единственной причиной их низкой популярности. Среди других причин — тот факт, что, когда терапия поведения приняла их, возникли проблемы для тех, кто избрал психодинамический подход. Это также прибавило традиционного скептицизма в отношении ролевых игр.

В наши дни, однако, многие из этих причин утеряли свое значение. Я верю, что этой области терапии — имитационном моделировании поведения — откроются новые перспективы. А вместе с тем дальнейшее развитие получат клинические ролевые игры.

Рассмотрим различия в изучении клинических ролевых игр относительно клинической психологии и психотерапии и относительно социальной психологии.

В обеих областях психологии изучение ролевых игр традиционно, но происходит это по-разному. Для социальных психологов основная проблема — это определение того предела, до которого ролевые игры адекватно имитируют "подлинную" реальность, измеряемую поведением в реальной жизни. Неуверенность в этой сфере может породить сомнения в уместности ролевых игр вообще и уместности их включения в изучение социальной психологии. Потому результаты исследования по этой теме однозначны. Хотя для тех, кто применяет ролевые игры в терапии, соответствие между реальной жизнью и ее имитацией представляет определенный интерес, их основные проблемы лежат в другой сфере. Клиницисты главным образом интересуются терапевтическим эффектом имитаций, а также долгосрочным воздействием клинических ролевых игр на последующее поведение вне больничной палаты или офиса терапевта.

В нашей книге неоднократно подчеркивалось, что вмешательства посредством клинических ролевых игр (техник) служат терапевтическим инструментом. Поэтому в целом их эффективность зависит от совпадения особых целей, для которых они созданы, и результатов. Хотя этот подход, очевидно, уникален, специальное изучение его не проводится.

Исследователей, по всей видимости, больше привлекают глобальные проблемы, такие, как изучение процедур клинических ролевых игр, содержащих множество техник сразу. Мы не собираемся развенчивать такой подход. Напротив, традиции прошлого должны быть сохранены и в будущем. Знать всеобъемлющую терапевтическую ценность клинических ролевых игр важно при условии, что в таком виде они осуществляются в ежедневной практике. Такое исследование также даст ответы на многие вопросы, поднятые в этой книге. Например, существуют ли индивидуумы, положительно реагирующие на эту форму терапии? И наоборот, если ли люди, которые не выигрывают от такой формы терапии? Какие клинические проблемы лучше всего решать посредством ролевых игр? Следует провести объемное исследование по определению общей эффективности терапии посредством клинических ролевых игр в сравнении с другими формами лечения. Однако здесь стоит ответить на вопрос не о том, как клинические ролевые игры сочетаются с другими терапиями, а какова их сравнительная полезность с учетом особых клинических проблем.

Будущее исследование должно сосредоточиться на особых качествах индивидуальных техник или нескольких техник, относящихся к одной категории или одному прототипу. Психотерапевтическая помощь — это главным образом обучающее действие (некоторые предпочитают пользоваться медицинской терминологией, и тогда это лечебное воздействие). Она основана на активизации психологических процессов, которые способны устранить неотрегулированное поведение и заменить его функциональным поведением. Нам следует знать связь между техникой (или подгруппой техник) и возникновением специфического процесса при условии, что большое количество таких процессов известно психологии.

Углубляя исследование, можно подойти к известной дискуссии о роли катарсиса как фактора лечения. Я считаю, что характеризовать терапевтический процесс в терминах катарсиса или обучения (или их обоих) означает сужение проблемы. Катарсис — это особое явление, и противопоставлять его тренировке, включающей набор обучающих процессов, неправомерно. Кроме того, едва ли катарсис и тренировка охватывают все процессы, влияющие на поведение человека. В самом начале терапия поведения сводилась лишь к лечению на основе разных видов мер по улучшению состояния здоровья. Сегодня к этой форме лечения относятся другие психологические процессы. Не следует забывать, что некоторые из них (самоконтроль, внутренний диалог и другие познавательные процессы) полностью отрицались основателями современного бихевиоризма. Но с течением времени терапевты разных направлений все чаще обращались к ним. Прогресс, таким образом, связан с определением все большего числа специфических психологических процессов, которые можно использовать в курсе терапии.

Наконец, будущее исследование должно изучить преимущества новой технологии, внедренной в традиционную практику клинических ролевых игр. Сюда относится телевидение и другие средства, способные фиксировать важные психологические явления. И стремление некоторых терапевтов-традиционалистов уйти от использования современной технологии выглядит анахронизмом.

В нашей работе была описана техника волшебного магазина. Этот замечательный воображаемый магазин позволяет нам испытать наслаждение от возможности приобретения всего, что ни пожелаем. Предположим, нас пригласили посетить волшебный магазин. Какими хотели бы мы видеть в идеале клинические ролевые игры?

Давайте представим, что магазин расположен в воображаемом пространстве действия, в середине стоят два стула, один — для воображаемого продавца, второй — для нас. Мы входим, продавец приветствует нас словами: "Чем сегодня могу быть Вам полезен?" Растерявшись от представившейся возможности, мы колеблемся. Затем справляемся с собой и говорим:

"У нас есть представление о том, как будет выглядеть в будущем терапия, осуществляемая посредством клинических ролевых игр. Это форма психотерапии, основанная на общей модели, направляющей все остальные формы имитации. Она обладает хорошо организованной структурой и наборами многих техник, которые можно использовать разными способами. В целом, однако, существует два вида прототипов. Первый из них состоит из примерно полудюжины взаимосвязанных сцен. Он придает большое значение процессу перехода от одной сцены к другой как средству понимания сложности проблем протагониста, создания необходимых условий для устранения дисфункциональных форм поведения и мышления и формированию новых воззрений и отношений, практике новых способов справляться с ситуацией. Второй вид прототипов боле узок и представляет собой укороченную версию первого. В нем основное терапевтическое усилие направлено на выработку альтернатив старым, узнаваемым образцам поведения, тогда как другие аспекты лечения реализуются посредством других процедур.

По нашему мнению, метод клинических ролевых игр основан на прочной научной базе, что обеспечивает его эффективность. Создается также критерий для дифференцированного использования техник — это набор указаний для выбора подходящего вмешательства, призванного помочь протагонисту активизировать процесс, необходимый для достижения терапевтических целей. В нашем соображении клинические ролевые игры систематически используют различные обучающие и другие терапевтические принципы, современную технологию. Сеанс лечения дополняется компьютерными данными, основанными на видеозаписях, важными физиологическими показателями. Эта информация собирается автоматически и доступна в любой момент.

Ну-с, дорогой продавец, осуществится ли наша мечта? Пусть даже не настолько точно, как бы нам хотелось, — нас устроит и хорошее приближение".


ЛИТЕРАТУРА[10]

BergerM.M. (ed.). (1978). Videotape techniques in psychiatric training and treatment (Rev. ed.). New York: Brunner/Mazel.

Berne E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy. New York: Grove Press.

Biddle B.J. & Thomas E.J. (1966). Role theory: Concepts and research. New York: Wiley & Sons.

Blatner H.A. (1973). Acting-In: Practical applications of psychodramatic methods. New York: Springer.

Blatner H.A. (1985). Foundations of psychodrama: History, theory, practice and resources. A monograph published by the author, San Marcos, Texas: San Marcos Treatment Center.

Bratter T. (1967). Dynamics of role reversal. Group Psychotherapy, 20, 88-94.

Carkhuff R.R. (1969a). Helping human relations: Voll: Selection and training. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Carkhuff R.R. (1969b). Helping human relations: Vol.II: Practice and research. New York: Holt, Rinehart & Winston.

Glasser W. (1965). Reality therapy. New York: Harper Colophon Books.

Goldberg C. (1970). Encounter: Group sensitivity training experience. New York: Science House.

Goldstein J.A. (1971). Investigation of doubling as a technique for involving withdrawn patients in group psychotherapy. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 37, 155-162.

Goldstein A.P. & Goedhart A. (1973). The use of structural learning for empathy in paraprofessional psychotherapist training. Journal of Community Psychology, 1, 168-173.

Hollander C.E. (1978). A process for psychodrama training: The Hollander Psychodrama Curve. Denver: Colorado Psychodrama Center.

Hollander C.E. (1983). Comparative family systems of Moreno and Bowen. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 36, 1-12.

Janov A. (1970). The primal scream. New York: Dell.

Kelly G.A. (1955). The psychology of personal constructs. New York: Norton.

Kipper D.A. (1975). The Candle technique in psychodrama. Group Psychoterapy and Psychodrama, 28, 50-54.

Kipper D.A. (1977). Towards a psychodramatic intake: Two techniques of self-introduction. Group Psychoterapy, Psychodrama and Sociometry, 30, 146-154.

Kipper D.A. (1978). Trends in the research on the effectiveness of psychodrama: Retrospect and prospect. Group Psychoterapy, Psychodrama and Sociometry, 31, 5-18.

Kipper D.A. (1981). Behavior simulation interventions in group psychotherapy. In G.M. Gazda (ed.), Innovations to group psychotherapy (2nd ed.). Springfield, IL: Charles С Thomas.

Kipper D.A. (1982). Behavior simulation: A model for the study of the simulation aspect of psychodrama. Journal of Group Psychoterapy, Psychodrama and Sociometry, 35, 1-17.

Kipper D.A. & Giladi D. (1978). The effectiveness of structured psychodrama and systematic desensitization on reducing test anxiety. Journal of Counseling Psychology, 25, 499-505.

Linton R. (1936). The study of man. New York: Appleton-Century.

Meares A. (ed.). (1961). A system of medical hypnosis. Philadelphia: W.B. Saunders.

Moreno J.L. (1914). Einlandung zu einer begegnung. Vienna: Anzengruber Verlag.

Moreno J.L. (1934). Who shall survive? Washington, D.C.: Nervous and Mental Disease Publications (Rev. ed. Beacon, New York: Beacon House, 1953).

Moreno J.L. (1937). Psychodrama and the psychopathology of interpersonal relations. Sociometry, 1, 45-46.

Moreno J.L. (1939a). Psychodramatic shock therapy. Psychodrama and Group Psychotherapy Monographs (Whole No. 5)'. Beacon, New York: Beacon House.

Moreno J.L. (1939b). Psychodramatic shock therapy: A sociometric approach to the problem of mental disorder. Sociometry, 2, 1-30.

Moreno J.L. (1950). Hypnodrama and psychodrama. Group Psychotherapy, 3, 1-10.

Moreno J.L. (1951). Fragments from the psychodrama of dream. Group Psychotherapy, 3, 344-365.

Moreno J.L. (1959). Theory of spontaneity-creativity. In J.L. Moreno (ed.). Sociometry and the science of man. Beacon, New York: Beacon House.

Moreno J.L. (ed.). (1960). The Sociometry reader. Glencoe, IL: The Free Press.

Moreno J.L. (1964a). Psychodrama. Vol. I. (3rd. ed.). Beacon, New York: Beacon House.

Moreno J.L. (1964b). The third psychiatric revolution and the scope of psychodrama. Group Psychotherapy, 17, 149-171.

Moreno J.L. (1965). Therapeutic vehicles and the concept of surplus reality. Group Psychotherapy, 18, 211-216.

Moreno J.L. (1966). Psychiatry of the twentieth century: Function of the universalia: Time, space, reality and cosmos. Group Psychotherapy, 19, 146-158.

Moreno J.L. (1973). Note on indications and contradictions for acting out in psychodrama. Group Psychotherapy and Psychodrama, 26, 23-24.

Moreno J.L. & Kipper D.A. (1968). Group psychodrama and community-centered counseling. In G.M. Gazda (ed.), Basic approaches to group psychotherapy and group counseling (1st ed.). Springfield, IL: Charles С Thomas.

Moreno J.L. & Moreno Z.T. (1969). Psychodrama Vol. 3, Beacon, New York: Beacon House.

Moreno Z.T. (1965). Psychodramatic rules, techniques and adjunctive methods. Group Psychotherapy, 18, 73-86.

Moreno Z.T. (1975). The significance of doubling and role reversal for cosmic man. Group Psychotherapy and Psychodrama, 28, 55-59.

Nichols M.P. & Efran J.S. (1985). Catharsis in psychotherapy: A new perspective. Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 22, 46-58.

Pfeiffer J.W. & Jones J.E. (eds.). (1973-1979). A handbook of structured experiences for human relations training (Vol. I-VII). San Diego, CA: University Associates.

Rogers C.R. (1975). An unappreciated way of being. Counseling Psychologist, 5, 2-10.

Sacks J.M. (1965). The judgment technique in psychodrama. Group Psychotherapy, 18, 69-72.

Sacks J.M. (1974). The Letter. Group Psychotherapy and Psychodrama, 27, 184-190.

Schutz W.C. (1967). Joy: Expanding human awareness. New York: Grove Press.

Siroka R.W. & Schloss G. (1968). The death scene in psychodrama. Group Psychotherapy, 21, 202-205.

Thayer L. (ed.) (1976). 50 strategies for experiential learning. San Diego, CA: University Associates.

Thayer L. (1977). Variables for developing simulated counseling vignettes. Counselor Education and Supervision, 17, 65-68.

Towers J.M. (1969). Role-playing for supervisors. London: Pergamon.

Weiner H.B. & Sacks J.M. (1969). Warm-up and sum-up. Group Psychotherapy, 22, 85-102.

Wolpe J. (1958). Psychotherapy by reciprocal inhibition. Stanford, CA: Stanford University Press.

Wolpe J. & Lazarus A.A. (1966). Behavior therapy techniques: A guide to the treatment of neuroses. London: Pergamon.

Yablonsky L. (1954). The future-projection technique. Group Psychotherapy, 7, 303-305.

Yablonsky L. (1955). Preparing parolees for essential social roles. Group Psychotherapy, 8, 38-40.

Yablonsky L. (1974). Future projection technique. In I.A. Greenberg (ed.), Psychodrama theory and practice. New York: Behavioral Publications.

Yablonsky L. (1976). Psychodrama: Resolving emotional problems through role-playing. New York: Basic Books.

Yalom I.D. (1975). The theory and practice of group psychotherapy. (2nd ed.). New York: Basic Books.

Yalom I.D. (1980). Existential psychotherapy. New York: Basic Books.

Zilboorg G. & Henry G.W. (1941). A history of medical psychology. New York: Norton.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА 6

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 12

Глава 1. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ПСИХОДРАМА

В ПСИХОТЕРАПИИ 15

Концепция ролей и ролевых игр 16

Ролевые игры как терапевтическая модальность 18

Характеристика фактора поведения Б 21

Модели фактора Б 24

Глава 2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ 28

Моделирование поведения и клинические

ролевые игры 31

Терапевтические принципы 32

Глава 3. СТРУКТУРА СЕАНСА И ЕГО ЭТАПЫ 41

Что является сеансом клинических ролевых игр? 41

Построение сеанса 42

Стадия разогрева 43

Процесс разогрева 45

Специфические цели разогрева 46

Развитие процесса разогрева 48

Направленный и ненаправленный разогрев 52

Разогрев ведущего 53

Стадия действия 53

Внутренняя структура: сегменты стадии действия 54

Сцены и их постановка 56

Стадия завершения 61

Третий сегмент стадии действия и завершения 65

Глава 4. ПЛАНИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЯ 70

Ключи и их подбор 70

Виды ключей 70

Подбор ключей 73

Течение сценария 75

Постепенное продвижение 75

Определение фокуса сценария 76

Продолжительность стадий и сцен 79

Изменение продолжительности стадий 80

Продолжительность стадии действия в случае сложных проблем 81

Пропуск стадии 81

Продолжительность сцен 82

Команда, участвующая в клинических

ролевых играх 82

Функции ведущего (терапевта) 83

Функции вспомогательных лиц 87

Функции протагониста (пациента) 90

Функции членов группы 90

Глава 5. БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГРУППА 92

Техника ролевых игр: виды и основные

характеристики 92

Девять специфических техник 94

Исполнение роли 98

Диалог 100

Монолог 101

Дублирование 103

Реплики в сторону 108

Обмен ролями 110

Техника пустого стула 114

Техника зеркала 116

Парадигма техник 120

Комбинации специальных техник 126

Глава 6. БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ: ОБЩАЯ ПОДГРУППА 131

Общие техники 131

Техники, связанные с универсалией времени 132

"Шаг в будущее" 132

"Возврат во времени" 137

"Тест на спонтанность" 138

Техники, связанные с универсалией реальности 140

Техника "сновидение" 140

Развитие техники "сновидение" 142

"Психодраматический шок" 144

"Ролевые игры под гипнозом" (в измененном

состоянии сознания) 146

Глава 7. СИТУАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ:

ПРИНЦИПЫ И ПАРАДИГМА 150

Действия и техники 150

Общие замечания 152

Задачи ситуационных техник 155

Связь базовых и ситуационных техник 158

Парадигма ситуационных техник 159

Парадигма 160





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 297 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.033 с)...