Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ади-Парва 12 страница



- Шиширу, Прану и Раману. Джьоти, а также Шрама, Шанта и Муни - сы-

новья Ахи. Сын Агни - прекрасноликий Кумара, обитающий в тростнико-

вых зарослях. Другие сыновья Агни - Шакха, Вишакха и Найгамеша, са-

мый младший. Поскольку Кумара был выращен Криттикой, его также на-

зывают Картикейя.

Женой ветра была Шива, которая родила от него двоих сыновей -

Пуроджаву и Авиджнату-гати. Как говорят люди осведомленные, Прать-

юша стал отцом святого сына по имени Девала, а Девала в свой черед

стал отцом двоих многотерпеливых, проницательных и мудрых сыновей.

Сестра Брихаспати была замечательной женщиной, которая достигла

совершенства в мистической йоге, а затем, соблюдая обет безбрачия,

бродила по всему миру в качестве брахмачарини. В конце концов она

стала женой Прабхасы, восьмого васу, и родила от него возвышенного

духом Вишвакарму, прародителя всех художников и ремесленников, соз-

дателя тысяч искусств и ремесел, зодчего богов. Как искуснейший из

мастеров, он создавал всевозможные украшения и орнаменты и даже

строил воздушные корабли для богов. Люди до сих пор живут искус-

ствами и ремеслами, изобретенными этим великим мужем. Мудрые масте-

ра всегда чтут бессмертного Вишвакарму. Из правой груди Брахмы, в

человеческом облике, призванном радовать мир, появился бог правед-

ности - Дхарма. Его трое славных сыновей - Шама (Мир), Кама (Жела-

ние) и Харша (Радость) дороги сердцам всех людей, своим могуществом

они поддерживают весь мир. Супругой Камы была Рати, супругой Шамы -

Прапти, а супругой Харши - Нанди; от этих супружеских пар зависят

все сущие. Маричи - сын Кашьяпы, а Кашьяпа породил и суров и асу-

ров. Поэтому, о тигр среди царей, он считается источником, откуда

берут свое начало все существа мира. Супруга Савиты - возвышенная

духом Тваштри, которая в обличии кобылицы родила в небе близнецов

Ашвинов.

О царь, Адити имела двенадцать сыновей, главным из которых был

Господь Индра. Меньшим был Господь Вишну, на котором зиждутся все

миры.

Я рассказал о тридцати трех главных полубогах, а теперь я пове-

даю тебе об их родословной, их друзьях и сородичах, о разных общи-

нах, к которым они принадлежат, и об их семьях.

Знай, что рудры, садхьи, маруты и васу - разные общины богов,

так же, как и потомки Бхригу и Вишведевы. Могучий Гаруда, сын Вина-

ты, его брат Аруна и великий Брихаспати причисляются к адитьям. Все

травы и четвероногие животные, вместе с близнецами Ашвинами, при-

числяются к гухьякам. О царь, общины, на которые разделяются полу-

боги, следует перечислять последовательно, такое перечисление из-

бавляет от всех грехов.

Благословенный мудрец Бхригу вышел из сердца Брахмы. Сын мудреца

Бхригу - многоученый Шукра, который стал главным божеством планеты.

Непосредственно подчиняясь Господу Брахме, он странствует по все-

ленной, бдительно следит за дождем и засухой, за опасностью и безо-

пасностью и за поддержанием жизни всех земных существ. Всемудрый

наставник, приверженец йоги, твердо соблюдающий обет безбрачия и

наделенный необыкновенным умом, он одновременно является гуру и де-

монов и богов. После того, как создатель поручил сыну Бхригу под-

держание мира, Бхригу породил другого безупречного сына по имени

Чьявана, великого в подвижничестве, глубоко религиозного и мудрого.

Именно этот сын, о Бхарата, в гневе выкатился из чрева, дабы спасти

свою мать.

Аруши, дочь Ману, стала женой мудрого Чьяваны. Из ее бедра ро-

дился Аурва. Он был исключительно могущественным отшельником, еще в

детстве одаренным редкими достоинствами.

Сыном Аурвы был Ричика, а сыном Ричики - Джамадагни. Великий ду-

хом Джамадагни имел четверых сыновей. Младший из них, Парашурама,

превосходил Своими достоинствами всех других, Он мастерски владел

всеми видами оружия, включая метательные диски и копья, великолепно

умел сдерживать Свои чувства и нес неотвратимую гибель всем земным

воителям.

После рождения Джамадагни у Аурвы были сто сыновей. У них, в

свою очередь, были тысячи сыновей, значительно увеличивших род

Бхригу. У Брахмы было еще двое сыновей, продолжающих оказывать ви-

димое влияние на этот мир. Зовут их Дхата и Видхата и их ставят на-

равне с Ману. Сестра этих двоих - прекрасная богиня процветания

Лакшми, обитающая в цветке лотоса. Летающие по воздуху кони счита-

ются ее мысленно рожденными сыновьями.

Дочь Шукры, богиня Джьештха, стала женой Варуны; знай, что в

этом супружестве у нее родился сын Бала и крепкий напиток, восхища-

ющий суров.

Когда земные существа, терзаемые голодом, стали пожирать друг

друга, на свет появился Адхарма (Безбожие), гибельный для всех су-

щих. Адхарма женился на Ниррити (Бедствие), поэтому пожирающие лю-

дей демоны-ракшасы называются также найрритами. У Ниррити родилось

трое омерзительных сыновей: Бхая (Страх), Махабхая (Великий Страх)

и Мритью (Смерть), уничтожающий всех живущих.

Богиня Тамра родила пять детей известных в мире под именами Ка-

ки, Шьени, Бхаси, Дхритараштри и Шуки. От Каки ведут свой род совы,

от Шьени - ястребы, орлы и другие хищные птицы. От Бхаси ведут свой

род стервятники и другие питающиеся падалью птицы, о царь, а от

прелестной Дхритараштри - лебеди, гуси и чакраваки.

О знаток справедливости, рассудительная Шуки, одаренная всеми

высшими достоинствами и благоприятными знаками, произвела на свет

пестрых попугаев. Она же, без мужниной помощи, родила девять серди-

тых дочерей: Мриги, Мригаманду, Хари, Бхадраману, Матанги, Шардули,

Швету, Сурабхи и знаменитую Сурасу, обладающую всеми благими качес-

твами. О сын величайшего царя, все олени ведут свой род от Мриги, а

от Мригаманди - медведи, болотные олени и яки.

Бхадрамана родила могучего слона Айравату, который стал слоном

богов, от Хари произошли различные виды проворных обезьян, а от

Шардули, о Бхарата, львы и тигры, а также пантеры, леопарды и дру-

гие пятнистые кошки.

О царь, потомством Матанги были слоны, а Швета родила быстроно-

гого, могучего слона Швету, охраняющего одну из сторон света. По-

добным же образом Сурабхи родила двух дочерей, Рохини и всеми цени-

мую Гандхарви. Коровы родились от самой Рохини, а кони стали сы-

новьями Гандхарви. Сураса родила змеев, а Кадру произвела на свет

змей, тогда как от Аналы произошло семь видов деревьев с круглыми

плодами. Шуки была дочерью Аналы, а Сураса - дочерью Кадру.

Жена Аруны, Шьени, родила двух могущественных бесстрашных сыно-

вей - Сампати и Джатайю. У Винаты родилось двое знаменитых сыновей:

Гаруда и Аруна.

О повелитель людей, я подробно объяснил тебе происхождение раз-

личных родов существ.

О лучший из всех мудрых, тот, кто внимательно выслушает этот

рассказ, очистится от грехов, достигнет полноты знания и обретет

высочайшую цель в жизни.

НИСХОЖДЕНИЕ ВЫСШИХ СУЩЕСТВ НА ЗЕМЛЮ

Царь Джанамеджайя сказал:

- О господин, я хотел бы выслушать цельный правдивый рассказ о

рождении и деяниях полубогов, данавов, якшей, ракшасов и других ве-

ликих духом существ, что воплотились среди людей на земле.

Шри Вайшампаяна сказал:

О повелитель людей, обитатели горних миров и в самом деле вопло-

щались среди людей; но сначала я подробно расскажу о нисхождении

данавов.

Властитель данавов Випрачитти воплотился на земле как царь Джа-

расандха, О царь. Сын Дити, Хираньякашипу, родился в человеческом

обществе как царь Шишупала. Самхрада, младший брат Махараджи Прах-

лады, появился на свет как Шалья, славный властитель бахликов. Мо-

гучий Анухрада, младший брат Махараджи Прахлады, родился как вели-

чественный царь Дхриштакету. О царь, Шиби, прославленный потомок

Дити, родился на земле как царь Друма. Славный асур по имени Башка-

ла стал правителем людей Бхагадаттой.

О царь, пятеро могучих асуров - Айахшира, Ашвашира, Айахшанку,

Гаганамурдха и Вегаван - появились на свет как высочайшие духом ца-

ри, все они стали великими правителями кекайев. Еще один хорошо из-

вестный могучий асур Кетуман воплотился на земле как царь Амитауд-

жа. Великий красивый асур, которого чествовали под именем Сварбха-

ну, появился на земле как яростный царь Уграсена. Великий красивый

асур, которого чествовали под именем Ашвы, стал бесстрашным, непо-

бедимым царем Ашокой. Его младший брат Ашвапати, потомок Дити, стал

царем Хардикьей, правителем людей.

Великий красивый асур, которого чествовали под именем Вришапар-

вы, стал земным царем Диргхапраджной. О царь, младший брат Вриша-

парвы, Аджака, появился на земле как царь Малла. Могучий асур Аш-

вагрива стал земным царем Рочаманой. Славный и прежде, многоумный

Сукшма достиг еще большей славы на земле как правитель Бриханта.

Хорошо известный асур по имени Тухунда воплотился на земле как

прославленный царь Сенабинду. Сильнейший из асуров по имени Исрипа

обрел на земле широкую славу как царь Пападжит. Великий асур Эка-

чакра прославился в этом мире как Пративиндхья, и великий асур, за-

мечательный боец по имени Вирупакша, потомок Дити, обрел на земле

славу как царь Читраварма.

Многославный данава по имени Хара, могучий истребитель врагов,

родился как Сувасту, повелитель людей. Могущественный Ахара, спо-

собный уничтожать целые вражеские армии, прославил свое имя как

царь Бахлика. Один из главнейших асуров Ничандра, чье лицо было

прекрасно, как луна, стал богатым царем Мунджакешой. Многоумный Ни-

кумбха, не знавший поражений в битвах, родился на земле как достос-

лавный царь Девадхипа.

Великий асур, сын Дити, Шарабха жил среди рода людского как свя-

той царь Паурава. Асур Салабха Второй стал Прахрадой, царем Бахли-

ки. Чандра, старший из рода Дити, прекрасный, словно луна, стал

славным святым царем по имени Ришика. Знай, что один из главнейших

асуров, широко известный под именем Мритапа стал царем Пашчиманупа-

кой, о лучший из царей. Великий асур, могучий Гавиштха, появился на

земле как царь Друмасена.

Великий и богатый асур Майура обрел славу как земной повелитель

Вишва. Его младший брат Супарна стал Калакирти, повелителем мира.

Славный асур Чандраханта стал святым царем Шунакой, властителем лю-

дей. Великий асур Чандра-винасана стал святым царем Джанаки, влас-

тителем людей.

О сын Куру, данавский повелитель Диргхаджихва стал земным влады-

кой Кашираджей, и Граха, сын Симхи, досаждавший и солнцу и луне,

вновь появился как Кратха, правитель рода человеческого. Могучий

асур Викшара, старший из четырех сыновей Анайю, стал царем Васумит-

рой, а второй после Викшары сын, о царь, стал достославным царем

Памсу.

Знаменитый асур Балавира стал правителем людей под именем Паун-

драматсьяка. О царь, великий асур, известный под именем Вритры,

стал святым царем Маниманом. Его младший брат, асур Кродхаханта,

прославился на земле как царь Данда. Другой достохвальный асур по

имени Кродхавардхана появился в этом мире как царь Дандадхара. Во-

семь из сыновей Калаки родились как земные цари и правили с неус-

трашимостью тигров, о тигр среди людей.

Старший из этих восьми был великим асуром, воплотившимся богатым

правителем Магадхи, царем Джайатсеной. Второй сын, равный Господу

Индре, стал богатым царем Апараджитой. О царь, третий сын был вели-

ким, с могучими руками асуром, родившимся на земле как властитель

нишадов, наделенный ужасающей доблестью. Четвертый сын из этого ро-

да - Шрениман - занял достойное место среди святых царей. Пятым был

великий и славный асур, который обрел еще большую славу как Махауд-

жа, воитель, карающий врагов в поединках. Шестым был великий ученый

асур, который возвысился как Абхиру, заняв достойное место среди

святых царей. Седьмым из этого рода был царь Самудрасена, просла-

вившийся по всей опоясанной океаном земле своим знанием этики и

практической сметкой в делах. Восьмым же, о царь, был праведный

Брихат, который являл неистовый пыл в сражениях и заботу о всеобщем

благополучии.

Я уже описал тебе род Кродхавашей, они также родились на земле

как великие отвагой цари. Их имена, о властитель Куру, - Нандика,

Карнавешта, Сиддхартха, Китака, Сувира, Субаху, Махавира, Бахлика,

Кродха, Вичитья, Сураса, богатый царь Нила, царь Вирадхама и царь

Бхумипала.

Были еще и другие: Дантавактра, Дурджайя и Рукми, тигр среди ца-

рей, и еще один царь по имени Джанамеджайя; Ашадха, Вайувега и Бху-

ритеджа; Экалавья, Сумитра, Ватадхана и Гомукха; цари Карушаки:

Кшемадхурти, Шрутайю, Уддхава и Брихатсена; Кшема, Угратиртха, Ку-

хара, царь Калинги Матиман и, о властитель людей, знаменитый Ишва-

ра. Вот так, махараджа, из рода Кродхавашей родилось на земле мно-

жество прославленных и могучих венценосцев.

Тот, кто родился в этом мире как царь Девака, равный своим вели-

колепием владыке богов, в прежней своей жизни был главным властите-

лем гандхарвов. О Бхарата, знай, что от части Брихаспати, этого

прославленного мудреца и жреца богов, минуя женскую утробу, как сын

Бхарадваджи родился Дрона. О тигр среди царей, Дрона был лучшим из

лучников и величайшим учителем науки владения всеми видами оружия.

Велика была его слава, необыкновенно могущество. Этот возвышенный

духом муж также родился среди людей; знатоки Вед признают его пре-

восходное знание Дханурведы, военной науки, равно как и превосход-

ное знание Вед. Его подвиги не уступали подвигам Индры, он сильно

способствовал процветанию своего рода.

Затем, о Бхарата, из частей Господа Шивы, бога смерти, Камы и

Кродхи, соединенных в одно целое, в этом мире родился лотосоокий

сын Дроны. Ашваттхама, как его звали, был истинным героем, губите-

лем врагов.

Во исполнение проклятия Васиштхи, а также повеления Индры восемь

васу родились в утробе Ганги, как сыновья царя Шантану. Младшим

среди них был мудрый и велеречивый Бхишма, надежный охранитель Дома

Куру. Знаток Веды, он обладал способностью уничтожать целые армии

врагов и их союзников. Так велико было могущество Бхишмы, этого

лучшего из всех просвещенных людей, что он сражался даже с Господом

Парашурамой, воплощением Верховной Личности Бога, который явился в

этот мир как потомок Бхригу.

О царь, знай, что из всех рудр в этом мире родился мудрец Крипа,

одаренный сверхчеловеческой силой. И еще знай, что все пороки Два-

пара-юги воплотились в царе Шакуни, который явился в этот мир как

маха-ратха, воитель высочайшего умения и доблести, сокрушающий в

сражениях врагов. Верный своему слову Сатьяки, который содействовал

возвышению вришни, произошел от сонма богов ветра - марутов, от то-

го же божественного сонма, о царь, произошел святой царь Друпада,

блистательно владевший оружием. Знай, о царь, что несравненный царь

Критаварма, один из славнейших среди воителей, также произошел от

богов ветра. И еще один яростный воитель произошел от того же сонма

марутов - святой царь Вирата, который сверкал, как пламя, во вра-

жеском стане.

Сын Аришты, прославленный Хамса, родившийся под именем Гандхар-

вапати, приумножил династию Куру. О царь, могучий, длиннорукий

Дхритараштра родился как сын ученого мудреца Кришны-двайпаяны, по

вине своей матери он был слеп от рождения, хотя и обладал оком муд-

рости. Его младший брат - широко известный Панду, чистосердечный,

правдивый царь, обладавший великой силой и энергией. Высочайший ду-

хом сын мудреца Атри, лучший из сыновей, родился в этом мире как

святой Видура, мудрейший из людей.

Из части грозной богини Кали родился злодушный и злокозненный

Дурьодхана, которому суждено было обесчестить Дом Куру. Завидовав-

ший всему и всем, этот подлейший из людей, как бы являвшийся вопло-

щением раздора, воспламенив адский пожар войны, который погубил

бессчетное число людей, был виновником опустошения всего мира.

Все братья Дурьодханы были сыновьями Пуластьи, но родились на

земле в человеческом обличии. Их было сто, во главе с Духшасаной.

Все они, Дурмукха и Духсаха, и другие, которых я не буду упоминать,

о лучший из рода Бхараты, были склонны к жестоким поступкам. Как

сыновья Пуластьи, они были постоянными сотоварищами Дурьодханы.

С другой стороны, о царь, знай, что царь Юдхиштхира родился в

этом мире как часть бога справедливости - Дхармы, Бхимасена - как

часть бога ветра, и Арджуна - как часть царя богов - Индры. Части

близнецов Ашвинов появились как Накула и Сахадева, чья несравненная

красота пленяет весь мир.

Суварча, доблестный сын Луны, стал наиболее прославленным сыном

Арджуны - Абхиманью. И знай, что маха-ратха Дхриштадьюмна был

частью бога огня и что Шикханди, превратившаяся, о царь, из женщины

в мужчину, произошла от ракшасов. О лучший из Бхаратов, тебе также

надобно знать, что пятеро сыновей Драупади были на небе вишвадева-

ми. Возможно, ты уже знаешь, что маха-ратха Карна, родившийся в

панцире, являлся частью бога солнца, творца дня.

Но и Тот, кто является Богом всех богов, бессмертный Господь На-

раяна, также низошел на землю как могущественный царевич ВГсудева.

Божественный Шеша появился как всемогущий Баладева. Знай также, о

царь, что Санат-кумара появился как могучий Прадьюмна. Многие дру-

гие небожители, перевоплотившись, родились в роду Васудевы и тем

самым содействовали процветанию этого святого рода.

Я уже описывал общину небесных дев-апсар. По велению Индры, са-

мые из них благочестивые родились на земле, и шестнадцать тысяч

чистых духом богинь стали женами Господа Нараяны. Ради любовного

служения часть богини процветания родилась на жертвенном алтаре и

появилась на земле как безупречная девственница в семье царя Друпа-

ды. Она была идеального, ни слишком высокого, ни слишком низкого

роста, ее тело источало тончайшее благоухание голубого лотоса. У

нее были большие и нежные, как лепестки лотоса, глаза, длинные тем-

ные волосы, а бедра отличались [безукоризненной] красотой формы.

Вся ее кожа была украшена чарующими благоприятными знаками, прек-

расными, точно драгоценный камень Вайдурья. Неудивительно, что она

тайно пленила сердца пятерых лучших в мире мужчин, сыновей Панду.

Две богини, воплощения успеха и решительности, родились как ма-

тери этих пятерых, они звались Кунти и Мадри. Еще одна богиня, воп-

лощенная мудрость, родилась как Гандхари, дочь царя Субалы. О царь,

я поведал тебе о нисхождении в этот мир перевоплощенных частей бо-

гов, демонов, гандхарвов и апсар, а также частей ракшасов, которые

родились в этом мире, как одержимые безумной воинственностью цари.

В противовес им, в благородной династии Ядавов родились и вели-

кие духом мужи.

Этот рассказ о частичных перевоплощениях следует выслушивать без

какой бы то ни было зависти, ибо внимательный слушатель [непремен-

но] обретет богатство, славу, добрых детей и победу. Всякий, кто

выслушает этот рассказ о частичных перевоплощениях богов, гандхар-

вов и ракшасов и таким образом полностью поймет, как появляются и

исчезают живые существа в этом мире, наверняка обладает истинной

мудростью и никогда не падет духом под бременем мирских горестей.

ИСТОРИЯ О ДУХШАНТЕ И ШАКУНТАЛЕ

Царь Джанамеджайя сказал:

- О брахман, я услышал от тебя полное описание того, как боги,

демоны и ракшасы, а также гандхарвы и апсары низошли на эту землю.

А теперь, о многоученый муж, в присутствии всех этих святых мудре-

цов я хочу, чтобы ты рассказал о династии Куру, с самого ее начала.

Шри Вайшампаяна сказал:

Основателем старой династии Пауравов был герой по имени Духшан-

та, его владения, о благородный Бхарата, простирались до всех четы-

рех концов земли. Утвердив свое владычество над четырьмя четвертями

земли, этот повелитель людей одержал неоспоримую победу над всеми

опоясанными океаном странами. Губитель врагов, Духшанта подчинил

себе народы, жившие рядом с дикими млеччхами, лесными племенами или

более цивилизованными племенами, которые признавали разделение на

варны и ашрамы. Ему принадлежала вся территория меж морями, изоби-

лующими драгоценными каменьями.

Столь богата и плодородна была земля во времена правления Дух-

шанты, что, казалось, не было никакой надобности пахать землю, да и

копать шахты не было надобности, [так щедра она была на дары.] Ни

одного грешника не было во владениях Духшанты, когда он царствовал;

детей рождали лишь ради благородных целей, не для удовлетворения

похоти. В его царствование, о тигр среди людей, люди находили удо-

вольствие в услужении другим, им доставляло наслаждение быть добро-

детельными, что способствовало их благости и преуспеянию. Мой сын,

когда он царствовал, никто не опасался воровства, не питал ни ма-

лейшего страха перед голодом или уродующими тело недугами. Учителя,

правители, торговцы, пахари и ремесленники - все с радостью выпол-

няли свои обязанности, понимая, что их труд является жертвоприноше-

нием Богу. Они не жаждали имения своего ближнего. Все подданные

чувствовали себя под надежной защитой царя и жили, ничего не опаса-

ясь. Дожди шли в должное время, зерно хорошо вызревало, драгоценные

камни были в большом изобилии. В изобилии были и все естественные

запасы.

Духшанта был необыкновенно могущественным воином; его молодое

тело, казалось, было создано из молний. При желании он мог бы под-

нять обеими руками гору Мандару с ее лесами и рощами. Он одинаково

хорошо владел луком, палицей и мечом, одинаково хорошо сражался,

сидя на слоне или коне. Своей силой он мог бы сравниться с Вишну,

сияющим великолепием - с Солнцем, владением собой - со спокойным

Океаном, а терпеливостью - с Землей. Люди были очень довольны его

царствованием, ибо городам и весям он приносил мир и счастье. Таким

образом он жил в ученом обществе, члены которого считали своим пер-

вейшим долгом поддержание духовных принципов и добродетели.

Шри Вайшампаяна продолжил:

Однажды мощнорукий царь, сопровождаемый многочисленным войском,

где было много колесниц, сотни коней и слонов, отправился в лес.

Царя всегда охраняли сотни воинов, вооруженных мечами и копьями,

палицами и булавами. Эти воины обладали могучими, как у львов, го-

лосами; их крики смешивались с трубными звуками раковин, рокотом

барабанов, как бы предостерегающим скрипом колес, ревом боевых сло-

нов, гордым ржанием коней, возбужденными разговорами людей и похло-

пыванием их могучих рук друг о друга, в один невообразимый радос-

тный шум.

Обитающие в столице женщины с плоских крыш своих чудесных двор-

цов, где были разбиты сады, любовались героическим царем, просла-

вившимся своими подвигами. Очарованные несравненной красотой и ве-

ликолепием царя, который мог убить любого врага, угрожавшего его

подданным, и который мог останавливать на бегу даже могучих слонов,

знатные госпожи сравнивали его с Громовержцем-Индрой.

- Этот царь - сущий тигр среди людей, - говорили они, - ибо он

проявляет изумительную доблесть в сражениях. Столкнувшись с мощью

его рук, все наши недруги погибнут.

Любовно восхваляя своего царя, женщины осыпали его цветочными

дождями. Ученейшие брахманы со всех сторон радостно восславляли его

добродетельное правление своими поэтическими гимнами. Тем временем

Духшанта продолжал свой путь, направляясь в лес, чтобы поохотиться

на диких зверей. Долгое время за ним следовали горожане и сельчане,

покуда царь, наконец, не попрощался с ними, после чего они верну-

лись к себе домой. Словно Господь Вишну, восседающий на Гаруде,

правитель этой изобильной земли мчался на своей колеснице, которая

своим угрожающим грохотом наполняла небо и землю.

Стоя в своей колеснице, мудрый Духшанта увидел лес, похожий на

небесный лес Нандану, с прекрасными кустами арка и бильва, с де-

ревьями кхадира и такими чудесными плодовыми деревьями, как капит-

тха и дхава. Этот обширный лес местами располагался на высоких гор-

ных плато, простиравшихся на многие йоджаны, с волнистой каменистой

почвой. Хотя кругом не было ни следов пребывания людей, ни воды,

лес изобиловал оленями и многими грозными хищными зверями.

Вместе со своей свитой, пешими и конными воинами, Духшанта, этот

тигр среди людей, произвел настоящее опустошение в этом лесу, убив

множество грозных хищников. Он умертвил много тигров, оказавшихся в

пределах досягаемости его стрел. Этот бык среди людей поражал неко-

торых смертельно опасных хищников издалека, своими стрелами, тех

же, что бросались на него, он зарубал одним ударом меча. Сильнейший

из людей, он пронзил копьем несколько диких самцов-антилоп. Он

знал, как надо действовать палицей в схватке, и, полный безгранич-

ной отваги, бродил по лесу, простыми и метательными копьями, меча-

ми, палицами и булавами убивая диких зверей и хищных птиц. Вместе

со своими воинами, с их неукротимым боевым духом, поразительно мо-

гучий царь нагнал такого страха на больших зверей, что они покинули

этот огромный дикий лес.

Разогнанные стада животных, чьи вожаки были убиты, оглашали воз-

дух отчаянными криками. Томимые мучительной жаждой, они подходили к

высохшим рекам, и вконец изнуренные, падали в бесчувствии. Этих ис-

терзанных голодом и жаждой, в полном изнеможении упавших животных

тотчас же съедали прожорливые воины. Некоторые ели сырое мясо, дру-

гие - поджаренное и разрезанное на куски.

Несколько обезумевших могучих слонов, раненных охотниками, зад-

рав хоботы, в страхе быстро убежали прочь. Испуская мочу и кал, из-

вергая потоки крови, эти дикие благородные слоны затоптали на бегу

много воинов. Под дождем стрел, рассылаемых во все стороны тучей

охотников, лес быстро опустел, в нем остались лиш безвредные буйво-

лы, ибо царь перебил почти всех крупных опасных зверей.

Вайшампаяна продолжил:

Перебив тысячи крупных зверей, царь со своими многочисленными

конными воинами отправился в другой лес, надеясь и там найти круп-

ную дичь. К этому времени он испытывал голод и жажду, но, пройдя

лес насквозь, он увидел перед собой обширную пустыню. Один, без

чьей-либо помощи, необыкновенно выносливый царь пересек эту пустыню

и снова оказался в большом лесу, где было множество превосходных

обитателей отшельников; этот лес был столь дивно хорош, что сердце





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.047 с)...