Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

речь детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста. 3 страница



Лит.: Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960.

сравнение и сопоставление в обучении русскому языку – прием обучения и мыслительная операция. С. высоко ценил К. Д. Ушинский: он считал, что вся познавательная деятельность учащегося опирается на сравнение уже известного с неизвестным, на выделение неизвестных элементов и их усвоение. В обучении русскому языку, помимо указанного, С. широко используется в проверке правописания слов путем их сопоставления с родственными словами, с аналогичными формами; прием противопоставления используется для выяснения смысловых различий

197 Средства обучения русскому языку

между словами и оборотами речи, в изучении грамматических форм, в лексике. С используется также в обучении сочинениям – сравнительное описание является одним из важных видов сочинения. Операция С. отрабатывается у учащихся начиная с I класса.

Лит.: Блинов Г. И. Сопоставление при обучении пунктуации. – М., 1959; Сергиевский А. П. Сопоставление при повторении орфографии. – М., 1966.

сравнительное описание – один из видов сочинения-описания, устного и письменного; упражнение в связной речи; опирается на мыслительную операцию сопоставления, выделения сходств и различий предметов, например: «Бабочки», «Букет полевых цветов», «В деревне» (поездка из города в деревню), «Кошка и собака", «В лесу» (зимние воспоминания о лете в лесу). С. о. удобно для обучения школьников основам композиции, построению плана сочинения-описания. С. о. дает возможность для введения в текст синонимов и антонимов, для построения антитез. С. о. вводится в простейших вариантах с I класса, широко используется в различных вариантах до VII класса.

средства обучения русскому языку складываются из трех компонентов: а) учебного, дидактического материала, составляющего содержание обучения: языковые понятия и термины, входящие в школьную программу, их определения, правила, примеры языковых единиц, употребляемые в процессе обучения для иллюстрации определений и правил, для упражнения, примеры употребления языковых единиц в речи, т. е. тексты; б) методов и приемов обучения – как при усвоении языковой теории, так и формировании речевых умений и навыков говорения, чтения, письма, аудирования; в) организации учебно-воспитательной работы по русскому языку, таких ее форм, как уроки и их системы, лабораторные занятия, экскурсии, внешкольные и внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия или занятия в группе продленного дня и пр. Особо выделяются материальные С. о. р. я.: а) учебные комплексы (комплекты): учебники, учебные пособия, сборники упражнений, словари, карточки, таблицы, картины, звукозаписи, кино- и телефильмы и др.; б) аппаратура ТСО для воспроизведения звучащей и письменной речи; в) контрольно-обучающие устройства, принадлежности письма и пр., лингафонные кабинеты, кабинеты русского языка и пр. Некоторые авторы относят к числу С. о. также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство обучающего труда учителей.

Лит.: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982;

Статистика в методике русского языка 198

Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

статистика в методике русского языка – один из точных методов исследования. Например, на протяжении длительного времени фиксируются сведения о типичных орфографических и пунктуационных ошибках в письменных работах учащихся. Сопоставление статистических материалов по годам позволяет получить наглядное представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности учащихся как в целом, так и по отдельным типам орфограмм (пунктограмм). С. применяется также в изучении навыка чтения – определяется скорость чтения, количество слов (или знаков) в минуту; то же о скорости письма, об аудировании – восприятии речи, о темпе говорения, т. е. собственной речи учащихся. С. широко применяется в исследованиях речи учащихся. Статистическими методами определяются размеры употребляемых предложений, соотношения частей речи и их форм, соотношение простых и сложных предложений, а также их видов и мн. др. На статистической основе составляются частотные словари для учащихся, что особенно важно при обучении русскому языку как неродному. Применение С. в м. р. я. служит основой для диагностики и прогнозирования. Так, на основе статистического изучения ошибок учащихся могут быть предугаданы трудности в усвоении тех или иных тем.

Лит.: Головин Б. Н. Язык и статистика. – М., 1971; Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978. – Вып. 1; М., 1979. – Вып. 2; Особенности детской речи и пути ее развития. – М., 1983.

статья – вид сочинения, газетный жанр. Отличается широтой обобщения, содержит разработку вопросов значительных, например нравственного поведения, трудовых успехов и пр. Используется преимущественно во внеклассной работе учащихся, в школьной стенгазете. Включается в список видов сочинения, которым обучает школа обычно в VI классе, но пишется и ранее.

Лит.: Богданов И. Г. Газетная заметка. – Л., 1961; Гуревич С. М. Репортаж в газете, – М., 1963; Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах (4 – 8 классы). – М., 1977.

стилистика в школе. С. – раздел языкознания, в котором исследуется функционирование (способы использования) языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения. С. изучает также функционально-стилевую систему литературного языка в его современном состоянии и в историческом развитии. В современной школе изучается: а) функциональная стилистика (в IV – VIII классах знакомство с научным, публицистическим, художественным, официально-деловым

199 Стилистические сшибки учащихся

стилями; стилистическая дифференциация в развитии собственной связной речи учащихся – сочинения, близкие к научному стилю, к публицистическому стилю и пр.; оценка лексики и грамматических форм с точки зрения функциональной стилистики); б) стилистика художественной речи – языковой анализ литературно-художественных произведений, изучение изобразительных средств языка на уроках русского языка и литературы; в старших классах – знакомство с особенностями индивидуальных стилей писателей; в) практическая стилистика – прикладная наука, дающая рекомендации в области использования синонимических средств языка, колеблющихся, не устоявшихся форм, в соответствии с требованиями культуры речи, с коммуникативной целесообразностью. Материал по С. не выделен в виде отдельного раздела, а разбросан в учебниках, введен в различные темы и упражнения, что дает учителю возможность широкого выбора средств. Важным является вопрос о стилистической характеристике устной и письменной речи учащихся старших классов, а также о формировании их индивидуальных стилей. В настоящее время, в связи с введением стилистической дифференциации в развитие связной речи, изучаются результаты этой дифференциации.

Лит.: Голушкова Е. А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1967; Пленкин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975; Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М., 1977; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М., 1979; Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

стилистические ошибки учащихся – речевые ошибки (недочеты), состоящие в употреблении слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике всего текста. Например, неоправданное употребление диалектного слова в литературном тексте; употребление архаичного слова рать в тексте о современной Советской Армии; употребление слова, имеющего отрицательную оценочную характеристику, в положительном контексте и пр. Различают лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и логико-стилистические ошибки. Пример синтаксико-стилистической ошибки: многократное, неоправданное употребление причастных оборотов в художественном тексте; пример морфолого-стилистической ошибки: использование народно-поэтической формы деепричастия на -учи в деловом, научном тексте. В школьной практике нередко любые речевые ошибки называют С. о., что неверно. (См. статью Речевые ошибки учащихся.)

Лит.: Сулименко Н. Е. Стилистические ошибки учащихся и их предупреждение. – М., 1966; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

Стилистические умения учащихся 200

стилистические умения учащихся – один из видов умений по русскому языку. В IV – VIII классах формируются следующие С. у. у.: а) определять стиль готового текста на основе его синтетического

(целостного) восприятия и на основе анализа его признаков; 6} производить стилистический анализ готового текста, т. е. выделять те языковые средства, которые характерны для данного стиля и содействуют решению коммуникативной задачи; в) совершенствовать стиль данного текста; г) строить текст заданного стиля, соответствующего ситуации и коммуникативной задаче. Эти умения формируются на основе усвоения минимума теоретических сведений по стилистике практическим путем, посредством работы над текстами и в упражнениях по развитию речи самих учащихся.

Лит.: Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М., 1977; Капинос В. И. Стилистика // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.

стилистические упражнения: обнаружение и анализ стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснение целесообразности их использования; изучение стилистических помет в толковых, синонимических, фразеологических и иных словарях и приводимых в словарях примеров использования средств языка, обладающих определенной стилистической принадлежностью; подбор слов, имеющих заданные стилистические свойства; сопоставление оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач; анализ текстов, принадлежащих к различным функциональным стилям, указание тех средств, которые создают определенную стилистическую принадлежность текста; использование средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи учащихся – в связном тексте; составление собственного текста в том или ином стилистическом ключе: текст научный, художественный; анализ ученических текстов и обнаружение в них стилистических ошибок, объяснение причин этих ошибок, их исправление, в частности замена слов одного стиля синонимами другого стиля. С. у. комбинируются с лексическими, грамматическими и иными упражнениями.

Лит.: Щербатский Б. М. Занятия по стилистике в старших классах средней школы. – М., 1951; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1967; Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи / Под ред. В. Д. Бондалетова. – М., 1978; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. VII – VIII классы. – М, 1979.

стилистический анализ текста – один из видов языкового анализа. Его цель: установление зависимости между особенностями текста и той ситуацией, той установкой автора, создавшего текст, которая осознается учащимися на основе синтетического, целостного

201 Ступенчатость

восприятия текста, на основе языкового чувства. Полный С. а. т. предполагает: характеристику целевой установки автора (его коммуникативной задачи); указание общих характеристик: непринужденность – официальность, эмоциональность – бесстрастность, образность – ее отсутствие, призывность речи – отсутствие призывности и т. п.; указание языковых средств – слов, грамматических форм, с помощью которых создаются особенности стиля; вывод о принадлежности текста к тому или иному стилю.

Лит.: Капинос В. И. Стилистика // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980; Виды разбора на уроках русского языка / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М., 1985.

стиль речи учащихся. По данным А. Н. Гвоздева, ребенок, поступающий в школу, владеет основными средствами языка в пределах разговорно-бытового стиля. Другими стилями он не владеет. Следовательно, к ним учащегося приобщает школа, что сопровождается постепенным разрушением того специфического «стиля» детской речи, который привлекал внимание таких исследователей, как К. И. Чуковский, Н. А. Рыбников, Е. И. Тихеева. Особенности детской речи полностью исчезают к VI – VII классам; примерно в это же время начинают достаточно отчетливо обнаруживаться индивидуальные различия в речевом развитии, что позволяет говорить о начале формирования индивидуальных стилей. В то же время наблюдается сдвиг в речи учащихся от разговорных стилей к научным под влиянием учебных книг, языка газет и журналов, радио и телевидения. Устная речь учащихся, звучащая на уроках и во внеклассной работе, в сущности, представляет собой озвученную письменную речь (доклады учащихся, ответы на уроках и пр.). Стиль письменных сочинений по количественным характеристикам (размер предложений, употребление частей речи и их форм) приближается к публицистическому стилю. Имеются убедительные свидетельства того, что стиль образцов научного и публицистического, а отчасти – и официально-делового характера оказывает на речь учащихся старших классов значительно большее влияние, чем стиль образцов художественных.

Лит.: Головин Б. Н. Язык и статистика. – М., 1971; Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1979. – Вып. 2.

ступенчатость – способ построения учебных программ по русскому языку; характеризуется совмещением линейного и концентрического принципов; использован в современной программе, особенно в начальных и IV – V классах. Ступенчатое расположение материала предполагает постепенное «наращивание» материала по теме; так, материал об имени существительном (см.) имеется

Существительное в курсе русского языка

в I, во II, в III, IV и V классах. С., по мнению современных методистов, обеспечивает преемственность и повышает качество усвоения материала.

существительное в курсе русского языка – одна из важнейших тем. В I классе происходит знакомство со словами, обозначающими предметы; во II классе – рассматривается общее понятие о С., род, изменение по числам; в III классе – склонение С.; правописание падежных окончаний; в IV классе – одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, три склонения имен С.; множественное число имен С.; в V классе изучают разносклоняемые и несклоняемые имена С., С. общего рода, словообразование имен С., правописание суффиксов имен С.; в VI классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения С. построена ступенчато. Трудности усвоения темы в школе: разносклоняемые С., С. общего рода; правописание безударных падежных окончаний; правописание некоторых суффиксов: -ик-, -ек-, -ск-; -о- после шипящих в суффиксах; не с именами С.; глагольное управление предложное и беспредложное. В речевом развитии ребенка имена С. появляются рано, в речи школьников занимают неизменно основное место: 40% всего числа словоупотреблений в I классе; 36% – в III классе; 30 – 32% – в VI – X классах. Основные тенденции использования имей С. в речи учащихся: быстрый рост употребления С. с абстрактным значением; рост использования имен С. в формах косвенных падежей; уменьшение числа и почти полное исчезновение к старшим классам имен С. с суффиксами оценки.

Лит.: Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс. – М., 1979; 6 класс. – М., 1981.

схемы по русскому языку – средство обобщения, моделирования и наглядного изображения материала по грамматике и другим разделам курса. От таблиц отличаются большей степенью отвлечения от конкретного. Широко применяются при изучении разных тем, на разных этапах учения – и как наглядное пособие, и как самостоятельное моделирование (в основном при обобщении и повторении). Так, С. удобны для моделирования состава слова, синтаксических конструкций. Примеры С.:

а) С. состава слова:

прист. корень суфф. оконч.
основа  

б) С. сложного предложения – с однородным соподчинением

Очень важно, чтобы С. составлялись самими учащимися в коллективной работе класса и индивидуально: это повышает познавательную активность учащихся в процессе обучения. По данным С. синтезируются слова, предложения, С. издаются в виде наглядных пособий, помещаются в учебниках русского языка, в частности С. разбора, что дает возможность самоконтроля, самостоятельной работы по учебнику. (См. статьи Модели..., Таблицы...)

Лит.: Московкина Р. А. Изучение сложного предложения в школе. – М., 1981; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М, 1984.

сценарий – вид изложения прочитанного, упражнение, текстовой эквивалент кинофильма, телепередачи, иного театрализованного действия. Учащиеся составляют С. прочитанного рассказа по воображению, получив задание: «Как бы вы поставили кинофильм по этому рассказу?» Удобнее всего взять рассказ, богатый диалогами, например «Бежин луг» И. С, Тургенева. Учитель следит, чтобы учащиеся бережно обращались с авторским текстом. С. не всегда используется для инсценирования, он используется в устной или письменной форме как самостоятельное упражнение по развитию связной речи учащихся,

сюжет – система событий, составляющая содержание действия литературного произведения, а также ученического сочинения. В основе С. последнего обычно лежит действительное событие, С. прочитанного произведения, С., подсказанный картиной или серией картин. Анализируя и пересказывая прочитанные произведения, школьники учатся сжато передавать С., перестраивать его. Это первые шаги к умению строить собственный С., затем учащиеся разрабатывают С. на основе творческого воображения. Сюжетные сочинения пользуются любовью учащихся.

Т

таблицы учебные по русскому языку – традиционный, весьма распространенный вид печатных пособий, реализующий зрительную наглядность. Т. у. подразделяются на демонстрационные (на-

Тавтология (повтор)

стенные или помещаемые в учебнике) и составляемые самими учащимися. Первые обычно имеют шрифтовые и цветовые выделения, подчас содержат рисунки, иллюстрации; используются при изучении нового материала, служат ориентировочной основой действий по правилу. Как правило, Т. у. посвящена одной теме, содержит материал для анализа, так построенный и сопровождаемый такими вопросами, что подводит учащихся к правильному выводу; нередко дается формулировка вывода, правила, определения.

Пример Т. у.: «Правописание приставок на з-»:

из- ис-
воз- вос-
вз- б, в, г, д, ж, з, вс- п, ф, к, т, ш,
без- л, м, н, р бес- с,х, ц, ч, щ
раз- рас-
низ – нис-

Пример обобщающей Т. у., составляемой самими учащимися, на тему «Употребление ь в разных частях речи»:

Части речи ь пишется ь не пишется
Существительное Прилагательное Глагол Наречие    

Свободные разделы заполняются учащимися, которые не только воспроизводят изученный материал, но и обобщают его.

Лит.: Лепешев И. Я. Изготовление и использование таблиц по русскому языку. – Минск, 1966; Баев П. М. Грамматика в таблицах и вопросах. – Л., 1968; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

тавтология (повтор) – вид речевых ошибок, состоит в непреднамеренном повторении одних и тех же или однокоренных слов, сходно звучащих слов. Причины: психологическая – индуцированность употребленного слова, тенденция к его повторному использованию; языковая – бедность словаря, неумение пользоваться синонимами. Т. – очень частая и устойчивая ошибка не только в начальных, но и в старших классах. В процессе редактирования текста устраняется сравнительно легко. Т. используется также преднамеренно, как стилистическая фигура, например: Дорого вовремя время. (С. Маршак.)

205 Творческий пересказ, творческое изложение

творческая деятельность учащихся по русскому языку – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность; упражнения, в которых учащиеся создают новый текст, составляют устные и письменные рассказы, очерки, зарисовки, юморески, статьи, отчеты, сообщения о результатах наблюдений, исследований. В творческих работах учащихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция. Творческие работы – сильное воспитательное средство. К числу творческих работ относят не только сочинения, но и те виды изложений и пересказов, в которых есть элемент творчества: изложения с изменением лица рассказчика, с изменениями сюжета, с дополнениями; различные виды драматизации (от чтения по ролям до постановок на сцене); импровизации учащихся, иллюстрирование сочинений, использование музыкальных моментов, лучшие образцы выразительного чтения. Творчество учащихся – это создание образов, оригинальное использование тропов, иносказаний, антитез и пр. Безусловно, высшей формой творчества учащихся являются их первые литературные попытки – стихи, проза, выпускаемые газеты и журналы, а также личные дневники, переписка и пр. Творческой является также исследовательская деятельность учащихся: изучение местных топонимов, фразеологии, фамилий, местного диалекта и пр.

Лит.: О творческих работах в средней школе. – М., 1962; Тамбовки-на Т. И. Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка. – Калининград, 1974; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1976; Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? – М., 1978; Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3 т. – М., 1979. – Т. 3.

творческий диктант – вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся; используется также для активизации лексики и для усвоения орфографии. Под названием «Т. д.» подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Т. д. имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.

Лит.: Виды работ по развитию речи на уроках русского языка. – М., 1963; Ульченко З. Ф. Диктанты с изменением текста. – М., 1982,

творческий пересказ, творческое изложение – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями

Тезис 206

и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.; перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму (драматизация) или составление киносценария; составление рассказа по аналогии с прочитанным. Т. п. проводится обычно во II – VIII классах.

тезис. 1. Структурный элемент рассуждения (см.): сочинение-рассуждение обычно начинается с части, содержащей мысль, которая будет доказываться (например, в сочинении «Лучшая профессия»: Учительсамая лучшая, самая благородная профессия). Это Т., который развивается и аргументируется, доказывается в сочинении. Не всегда Т. стоит в самом начале сочинения, не всегда он формулируется прямолинейно; но всегда определяет основную линию развития идеи сочинения-рассуждения, придает ему композиционную стройность. В тексте сочинения Т. связан с аргументами (см.) и с выводами (см.).

2 Во множественном числе – тезисы: вид учебной письменной работы, которая используется, применяется на уроках по различным учебным предметам преимущественно в старших классах школы; состоит в формулировании по пунктам и обычно под порядковыми номерами основных идей, положений какого-либо научного труда, статьи, книги, публицистического произведения и т. п. Способствует формированию у учащихся краткой, лаконичной речи, умения схватывать и формулировать главное. Т. – вид краткого (сжатого) изложения (см.). Т. служат также средством подготовки собственного сочинения, доклада, отчета, собственной статьи и пр. В системе обучения сочинению применяется такой вариант, когда учащиеся не пишут текста своего сообщения, доклада, репортажа и пр., а ограничиваются составлением Т. По ним впоследствии может быть сделан устный доклад, устное выступление по радио и пр.

текст – продукт, результат речевой деятельности, произведение речи – устное или письменное. Обычно указывается, что Т. по объему больше одного предложения. Т. – синоним термина высказывание, а также термина связная речь во втором значении. Т., как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структурой – синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционной и логической. В Т. реализуются функциональные возможности языка, закономерности его синтаксиса, лексики, стилистики. Т. всегда характеризуется отнесенностью к тому или иному стилю – научному, публицистическому, раз-

207 Текстовые упражнения

говорно-бытовому и пр. Не следует отождествлять Т. с произведением литературы: можно сказать Текст рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок», но нельзя «Пишем изложение текста «Прыжок» Л. Н. Толстого». Т. – это термин, обозначающий языковую ткань литературного произведения – статьи, повести, ученического сочинения, «снятый момент языкового творческого процесса» (И. Р. Гальперин). Школьники овладевают умениями в области создания текста практически, в работе над пересказами, изложениями, сочинениями и другими текстовыми упражнениями. В современном курсе родного языка даются некоторые теоретические сведения о тексте: само понятие текст, типы текста (повествование, описание, рассуждение), абзац, тема, средства связи предложений в тексте и пр. Отдельные сведения по теории Т. сообщаются на уроках литературы (понятия темы, композиции).

Лит.: Ладыженская Т. А. Связная речь//Методика развития речи. – М., 1980; Лосева Л. М. Как строится текст. – М., 1980; Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы ее понимания. – М., 1982; Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.

текстовые упражнения – вид упражнений по русскому языку. Т. у., в отличие от фонетических, лексических, грамматических упражнений, опираются не на отдельные языковые единицы, а на текст, как на результат речевой деятельности. Лингвистической основой Т. у. служат современная теория текста, теория речевой деятельности, синтаксис текста (сложного синтаксического целого). Т. у. подразделяются на: а) работы учащихся с готовым текстом; б) составление текста самими учащимися. Т. у. обладают тем преимуществом, что в них изучаемая языковая единица выступает в своей функциональной роли, текст помогает полнее понять ее значение и назначение, школьники получают образец для развития собственной речи. Виды упражнений с готовым текстом: различные виды языкового анализа текста, выделение из текста сложных синтаксических целых и работа с ними, обнаружение в тексте изучаемых единиц языка и объяснение их значений и целесообразности употребления, перестройка текста, его пересказ и письменное изложение, составление плана и т. п. Виды упражнений в создании собственного текста: определение темы, замысла сочинения, сбор материала на выбранную тему, его отбор в соответствии с замыслом, составление плана сочинения, отработка микротем, составление сложных синтаксических целых и отработка внутренних связей в них, письмо текста сочинения, совершенствование (редактирование) написанного текста и т. п. Упражнения в сочинении подразделяются по видам текста (описание, повествование, рассуждение), по стилям и жанрам; могут быть устными и письменными, классными и домашними, коллективными и индивидуальными.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...