Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тоталитарная модель регулируемого капитализма



Политические события, происходившие в Европе, потеснили экономические проблемы, но эти политические события имели экономический аспект и повлияли на формирование тоталитарной модели регулируемого капитализма. Первой страной, в которой сформировалась такая модель, была Италия. Бенито Муссолини пришел к власти легальным путем в 1922 г. Фашизм прославлял использование силы, провозглашал войну самой благородной деятельностью человека, отвергал либерализм, демократию, социализм и индивидуализм, с презрением относился к материальному благосостоянию и рассматривал неравенство людей как не только неизбежное, но и желательное. Кроме того, он обожествлял государство как высшее воплощение человеческого духа. В стремлении к полной перестройке общества фашизм нуждался в новых формах экономической организации. Муссолини проводил линию на создание корпоративного государства, которое было противоположностью и капитализму, и социализму. Для достижения этого все отрасли страны были организованы в 12 «корпораций», в них были представлены рабочие, собственники и государство, ключевые позиции в них занимали партийные функционеры. Все прежде существовавшие профсоюзы были распущены. Функции корпораций включали регулирование цен, заработной платы, условий труда и обеспечение социального страхования. В своей практической деятельности они выступали как капиталистические ассоциации, цель которых состояла в повышении доходов предпринимателей и партийных администраторов за счет рабочих и потребителей. Несмотря на проведение широкомасштабных общественных работ и осуществление программы вооружений, Италия пострадала во время депрессии.

Первой крупной промышленной страной, которая достигла полного преодоления последствий депрессии, стала Германия. При безработице в 6 млн. человек в 1933 г. (около 1/4 всей рабочей силы), к 1939 г. в немецкой экономике число рабочих мест превышало число людей, которые могли их занять.

В период Веймарской республики (1919–1924) в стране царил хозяйственный хаос, вызванный потерей ряда промышленных районов, изношенным и устаревшим оборудованием, утратой внешних рынков, необходимостью осуществлять репарационные платежи. Послевоенный кризис поразил сельское хозяйство. Существенно снизились обороты внешней торговли. Не имея внутренних накоплений, правительство пустило в ход печатный станок. От экономических потрясений в первую очередь страдали наемные работники. В конце 1923 г. 25% немецких рабочих не имели работы. Заработная плата в 1920–1922 гг. покрывала стоимость жизни лишь на 50–60%. Тяжелое социальное положение рабочего класса вело к обострению политической ситуации в стране. В 1919 г. на территории Баварии возникла Советская республика. Весной 1923 г. были созданы рабочие правительства в Саксонии и Тюрингии. Подобное положение обеспокоило страны-победительницы, решившие пойти на уступки. Как уже отмечалось, в соответствии с планом Дауэса были снижены размеры ежегодных репараций, прекращена оккупация Францией Рурского угольного бассейна, предоставлены Германии кредиты. К концу 20-х годов объем промышленного производства на 13% превысил довоенный уровень. Но рост производства сдерживался узостью внутреннего рынка. Его следствием явилась недозагрузка производственных мощностей и безработица. В это время насчитывалось 4 млн. безработных [3, с.286]. Оживление экономики прервал мировой экономический кризис. Экономическое развитие Германии в тот период во многом основывалось на иностранных займах и внешней торговле. С прекращением новых кредитов и наступлением срока платежей по старым германская финансовая система оказалась в кризисном состоянии.

Вследствие общего кризиса сократился объем внешней торговли Германии, она уже не могла вывозить за границу достаточное количество товаров, чтобы оплачивать ввоз нужного ей сырья и продовольствия. Без экспорта промышленность страны не могла загрузить свои предприятия, в результате чего объем производства в период с 1929 по 1933 гг. сократился наполовину. Миллионы людей лишились работы, тысячи мелких предприятий разорились. В мае 1931 г. лопнул «Кредитанштальт» – крупнейший банк Австрии, за ним 13 июля потерпел крах «Дармштадтер унд Национальбанк» – один из основных немецких банков, что вынудило правительство временно закрыть все остальные банки. Даже введенный по инициативе президента Гувера и вступивший в силу 6 июля мораторий на все долги Германии, включая долги по репарациям, не помог остановить депрессию. В 1932 г. промышленное производство по сравнению с 1928 г. сократилось на 40,2%. Особенно сильно пострадала тяжелая промышленность. Возросло число безработных: в 1932 г. их численность превысила 7,5 млн. человек. Кризис имел место и в сельском хозяйстве. Доходность сельского хозяйства снизилась на 30%, а задолженность сельского хозяйства составила в 1931 г. 11,8 млрд. марок. Предоставленные кредиты не могли остановить массового разорения крестьянства. В стране складывалась революционная ситуация. Опасаясь повторения 1923 г., США, Франция, Англия в августе 1929 г. и январе 1930 г. провели репарационные конференции, на которых было принято решение предоставить новые льготы Германии. ПоПлану Юнга, была досрочно прекращена оккупация Рейнской области, сокращена сумма репараций до 113,9 млрд. марок, отменен контроль над германской экономикой. Но к тому времени в счет репараций Германия выплатила 20 млрд. марок, в основном в первые послевоенные годы [3, с.287].

Тем не менее экономическая ситуация в Германии оставалась сложной. Миллионы людей требовали работы. Около 4 миллионов молодых избирателей, получивших впервые после предыдущих выборов право голоса, хотели иметь надежду на достойное существование в будущем. На проходящей в то время предвыборной кампании в рейхстаг, лидер НСДРП Гитлер, в числе других предвыборных обещаний гарантировал сделать Германию сильной, отказаться от уплаты по репарациям, отменить Версальский договор, покончить с коррупцией, экономической нестабильностью. На завершающей стадии борьбы за власть Гитлера финансировал широкий круг предпринимателей, надеявшихся на то что, придя к власти, он будет чувствовать себя обязанным им и отстаивать их интересы. 30 января 1933 г. президент Гинденбург передал власть Гитлеру, как лидеру партии набравшей на выборах большинство голосов, назначив последнего рейхсканцлером. В Германии установился режим фашистской диктатуры.

Основным содержанием экономической политики нового режима стала всеобщая милитаризация. Одной из главных экономических целей нацистов было стремление сделать немецкую экономику самодостаточной на случай войны. Они помнили последствия союзнической блокады в годы Первой мировой войны и хотели избежать таких затруднений в будущем. Немецким ученым было поручено разработать новые эрзац-материалы для изготовления потребительских товаров и военного снаряжения, которые можно было бы производить из сырья, доступного в самой Германии. Для управления экономикой в июне 1933 г. был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, в который вошли представители крупнейших корпораций Германии, в том числе Крупп и Сименс. В том же году был принят закон о принудительном создании картелей. В соответствии с законом «Об органическом построении германского хозяйства» были созданы семь промышленных групп: промышленная, энергетическая, ремесленная, торговая, банковская, страховая, транспортная. В 1935 г. принимается закон об обороне империи, вводится всеобщая воинская повинность. Идея всеобщей милитаризации экономики была не нова для немцев, так еще в XVIII-XIX веках Пруссия направляла 5/7 своих доходов на армию, а экономика рассматривалась, прежде всего, как инструмент обеспечения военной политики [10, с. 296].

Одной из первоочередных задач экономической политики стала борьба с безработицей. Безработным был предоставлен правительственный кредит в виде специальных векселей. Значительно снизились налоги для тех компаний, которые расширяли капитальные вложения и обеспечивали рост занятости. Были разработаны широкомасштабные программы общественных работ, которые постепенно переросли в программу перевооружения. В ходе выполнения этой программы Германия построила первую современную сеть шоссейных дорог (автобанов) и в значительной мере укрепила свою промышленность, которая дала ей преимущество над своими противниками в начале Второй мировой войны.

Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой промышленности и военные отрасли. В них направлялись более 3/4 от общего объема инвестиций. Наиболее значительные прибыли получали предприниматели именно этих отраслей. Прибыль выросла с 2% в считавшемся благополучном 1926 г. до 6,5% в 1938 г. [10, с. 303]. В отличие от тоталитарного режима в СССР, нацисты не стали прибегать к широкомасштабной национализации (хотя конфискованные предприятия евреев зачастую передавались членам партии).

Мелкие предприниматели, первоначально являвшиеся одной из главных опор партии нацистов, вскоре ощутили «поддержку» Гитлера. После принятия законов в октябре 1937 г. все корпорации с капиталом менее 40 тыс. долларов просто распустили, запретив создавать новые с капиталом менее 200 тыс. Это привело к сокращению мелких фирм на 1/5. В 1936 г. был принят четырехлетний план мобилизации ресурсов, направленный на накопление стратегических ресурсов и создание замкнутой экономики, способной вести продолжительную войну.

Вместо добровольных профессиональных союзов, распущенных в 1933 г., нацисты ввели обязательное членство в Германском трудовом фронте. Они отменили заключение коллективных договоров между рабочими и нанимателями, заменив их комитетами «доверенных лиц», имевших абсолютные полномочия определять заработную плату, количество рабочих часов и условия труда. Продолжительность рабочего дня возросла до 10 часов, а реальная заработная плата фактически сократилась. Промышленников заставляли сотрудничать с новым режимом, обещая в случае согласия, решение проблем в трудовой сфере и угрожая конфискацией и арестом в случае отказа. Для достижения своих целей нацисты полагались на принуждение и контроль.

Политика автаркии (самодостаточности) также определила характер немецких международных торговых связей. Еще в 1931 г., до прихода к власти нацистов, Германия ввела меры валютного контроля для предотвращения оттока капиталов. Ялмар Шахт, экономический советник Гитлера, разработал новые инструменты финансового и денежного контроля, цель которых состояла в том, чтобы дать Германии преимущества в ее отношениях с другими странами. Среди них были торговые соглашения с соседями Германии в Восточной Европе и на Балканах, обеспечившие бартерный обмен немецких промышленных товаров на продовольствие и сырье, что помогло избежать затрат золота или дефицитной иностранной валюты. Фактические поставки немецких товаров были незначительными, но такая политика привязала Восточную Европу к немецкой военной экономике. Широко использовался иностранный капитал, германский внешний долг в 1940 г. составлял 14,8 млрд. марок [10,с. 309].

Когда Гитлер пришел к власти, по данным статьи, опубликованной во «Франкфуртер цайтунг», положение фермеров было хуже, чем когда-либо со времен Крестьянской войны 1524–1525 гг. Доходы от сельского хозяйства в 1932/33 финансовом году снизились на 1 миллиард марок по сравнению с послевоенным 1924/25 годом. Общий долг земледельцев достиг 12 миллиардов. Выплаты по этому долгу составляли 14 % всего дохода ферм. К этому добавлялась примерно такая же сумма в виде налогов и поборов на социальные нужды. В течение ряда лет нацистская партия проводила политику поддержки земледельцев. Пункт 17 «не подлежащей изменениям» партийной программы обещалим «земельную реформу... закон о конфискации земли без компенсации, отмену процентов на займы, выдаваемые земледельцам, недопущение любых спекуляций землей». Многие из этих обещаний не были выполнены, за исключением последнего, направленного против спекуляций землей. В 1938 г. после пяти лет нацистского правления, распределение земли в Германии оставалось более неравномерным, чем в любой другой стране Запада. Цифры, опубликованные в официальном статистическом ежегоднике за тот год, показывают, что на долю 2,5 миллиона мельчайших ферм земли приходилось меньше, чем на долю землевладельческой верхушки, составлявшей 0,1 процента всего населения Германии. Нацистская диктатура, не осмеливалась произвести раздел огромных феодальных владений юнкеров, которые простирались к востоку от Эльбы [10, с. 314]. Тем не менее, нацистский режим все же провозгласил новую аграрную программу, суть которой сводилась к тому, что крестьянство – это соль земли и главная опора третьего рейха.

Два основных закона, принятые в 1933 г., были направлены на реорганизацию структуры производства и сбыта сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения роста цен на нее в интересах земледельцев. Закон о наследовании земли от 29 сентября 1933 г. защищал крестьян от злоупотреблений. Все фермы с земельными угодьями размером до 308 акров (125 гектаров), были объявлены наследственными владениями, подпадающими под юрисдикцию древних законов о наследовании земли без их отчуждения. Их нельзя было продать, разделить, заложить передать в уплату за долги. Владеть такими угодьями мог лишь немецкий гражданин арийского происхождения, доказавший чистоту своей крови вплоть 800 г. Таким образом, в соответствии с этим законом, немецкий земледелец был избавлен от угрозы потерять свой надел, например, в результате просрочивания уплаты по закладной, или от постепенного его сокращения. Но в тоже время он был привязан к земле как крепостной в феодальную эпоху. Любая сторона его жизни и работы теперь строго регламентировалась продовольственным управлением рейха. Это была организация, распоряжавшаяся любым видом сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта продукции. Она преследовала две главные цели: установить для земледельцев твердые и выгодные цены и превратить Германию в страну, которая полностью обеспечивала бы себя продовольствием.

В первые два года нацистского правления оптовые цены на сельхозпродукцию выросли на 20 %. Но эта выгода была частично нейтрализована ростом цен на предметы, которые земледелец вынужден, был покупать, прежде всего, на машины и удобрения. Достичь второй цели – самообеспечения продовольствием, полностью не удалось из-за количества и качества сельхозугодий по сравнению с населением: страна смогла обеспечить себя продовольствием на 83 %. Лишь счет захвата чужих земель немцы стали получать столько продовольствия, что смогли продержаться всю Вторую мировую войну [10, с.317].

В результате проведения соответствующей экономической политики к 1939 г. тяжелая промышленность на 50% превысила уровень 1934 г. Военное производство с 1932 по 1938 годы увеличилось в 10 раз. Военные расходы составляли 58% государственного бюджета. Уровень безработицы с февраля 1933 г. до весны 1937 г. сократился с 6 до 1 миллиона человек. Хотя появились миллионы новых рабочих мест, доля немецких рабочих в национальном доходе сократилась с 56,9% в 1932 г. до 53,6 в 1938 г. Одновременно возросла доля прибыли в национальном доходе с 17,4% до 26,6%. Значительно возрос государственный сектор экономики за счет конфискованного имущества лиц неарийского происхождения, захвата предприятий на оккупированных территориях. Девиз нацистов «Общие интересы выше личных» получил широкое распространение, несмотря на то, что обогащались в основном крупные предприниматели, народ поверил в «национальный социализм», который ставит общественное благосостояние выше личной выгоды [10, с. 269].

Испания, не участвуя в Первой мировой войне, избежала проблем, с которыми столкнулись другие европейские страны. В период диктаторского правления Мигеля Примо де Ривера с 1923 г. по 1930 г. экономика в целом развивалась успешно, однако последующая депрессия стала причиной свержения монархии и установления Второй республики в 1931 г. Международная обстановка этих лет была неблагоприятной для реформ, которые пытались провести республиканцы. В 1936 г. генерал Франсиско Франко начал гражданскую войну, которая закончилась свержением республики в 1939 г. и установлением режима, похожего на режим в фашистской Италии и нацистской Германии, но при более низком, чем в Германии, уровне технологического развития [5,с.452].

Следствием развития мировой экономики в период между двумя мировыми войнами стал рост роли государства в экономике, изменение отношения к экономической политике (так называемая кейнсианская революция). Вызвав снижение уровня жизни и обострение социальных проблем, экономический кризис способствовал усилению экстремистских политических движений, и левых, и правых, особенно в Германии, и таким образом косвенно создавал предпосылки Второй мировой войны.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...