Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и виды социальной мобильности



Выше мы упоминали о том, что социальная иерархия существует в любой устойчивой социальной группе и что все социальные системы построены иерархически. Постоянство общественной иерархии, однако, не означает, что её элементы – индивиды, социальные группы и слои – всё время неподвижны. Изменение индивидом, социальной группой, социальным слоем своей позиции (статуса) в общественной иерархии (социальной структуре) именуется социальной мобильностью.

Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социальной группы из одной социальной структуры в другую без потери статуса (социальной позиции). Примерами горизонтальной мобильности являются: перевод курсанта из одного высшего учебного заведения МВД России в другое; перемещение сотрудника милиции на равноценную должность из подразделения в подразделение; передача одной или нескольких организаций из одного министерства в другое – передача Главного управления по исполнению наказаний и всей системы подведомственных ему учреждений из ведения МВД России в Минюст России и т.д.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются переход индивида или социальной группы (слоя, класса) с одного уровня общественной иерархии на другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида с нижнего уровня в более высокий уровень иерархии – индивидуальная восходящая мобильность, или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий уровень социальной структуры - групповая восходящая мобильность. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, без разрушения при этом той исходной группы, к которой он ранее принадлежал, – индивидуальная нисходящая мобильность; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства – групповая нисходящая мобильность.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее.

Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в российском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в ракурсе чистой экономической стратификации. Так, до наступления эры "нефти" или "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое развитие этих отраслей изменило ситуацию. Ведущие нефтяники и автомобилестроители стали одними из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую, коллективную форму восходящих и нисходящих течений в социальной иерархии общества.

С количественной точки зрения различают интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество уровней общественной иерархии (экономических, профессиональных или политических), проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции человека с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре населения данной страны, пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Наконец, соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды его развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность была выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности.

Теоретически может существовать стратифицированное общество, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нисхождения, не существует никакого перемещения членов этого общества, каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы, в них нет никаких "отверстий" и нет никаких ступенек, сквозь которые и по которым представители различных слоев могли бы переходить с одного “этажа” на другой. Такой тип общества можно определить как абсолютно закрытый.

Теоретически противоположный тип внутренней структуры стратификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля – тот, в котором вертикальная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер. Здесь перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода с одного “этажа” на другой. Поэтому, хотя социальное здание также стратифицировано, как и социальное здание неподвижного типа, “жильцы” различных слоев постоянно меняются; они не остаются подолгу на одном и том же "социальном этаже", а при помощи огромнейших лестниц они в массовом порядке передвигаются "вверх и вниз". Такой тип общества может быть определенкак открытый. Оба типа общества - закрытый и открытый - являются научными абстракциями, идеальными моделями; в разные исторические эпохи в реально существующих обществах интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности никогда не оставались величиной неизменной. Так кастовый строй в Древней Индии лишь приближался к образцу закрытого общества, а Россия или Франция в период социальных революций – к идеалу общества открытого.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, постольку между уровнями общественной иерархии должны существовать некие "лестницы", "лифты" или "пути", по которым индивиды перемещаются вверх и вниз из одного слоя в другой. В социологии они называются "каналы социальной мобильности".

Каналы социальной мобильности – социальные институты и организации, посредством которых человек изменяет свое положение в общественной иерархии. Продвижение индивидов по каналам социальной мобильности регулируется с помощью социальных барьеров и фильтров – совокупности ролевых требований, соответствующих тому или иному месту в социальной системе.

Важнейшими каналами социальной мобильности, существующими в большинстве обществ, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации, семья и брак.

Армия как канал социальной циркуляции. Данный институт играет особенно важную роль в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. Нет нужды говорить, насколько судьба общества зависит от успеха в войне. Хотим мы того или нет, стратегический талант, мужество солдат независимо от их социального положения особенно высоко ценятся в такие периоды. Кроме того, война подвергает испытаниям и талант простого солдата и способности привилегированных классов. Опасность, грозящая армии и государству, настойчиво принуждает последних ставить солдата в положение, отвечающее его истинным способностям. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя помпезными церемониями, титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству потомкам – одним словом, получить всю полноту статуса «героя».

Армия всегда играла роль "социальной лестницы", благодаря которой простолюдины становились генералами, графами, принцами, монархами, диктаторами, властелинами мира сего. В то же время многие "урожденные" аристократы, принцы, короли, графы, правители утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальное положение и даже лишались жизни. Подобные факты настолько многочисленны, ими настолько изобилуют анналы истории, что достаточно, видимо, привести лишь несколько характерных примеров.

Во-первых, большая часть вождей воинственных племен стали лидерами и правителями благодаря войнам и армии.

Во-вторых, как известно, из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого общественного положения, начав с низших социальных слоев, продвигаясь по социальной лестнице именно благодаря службе в армии.

С другой стороны, тысячи невезучих военных командиров, потерпев поражение, ста­новились рабами, понижались в должности, подвергались остракизму, исключались, изгонялись, короче говоря, резко шли вниз. Все они дают иллюстрацию нисходящего движения посредством того же самого военного канала. В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в этот период его значение гораздо ниже, чем в период военных действий.

Церковь длительное время была одним из основных каналов вертикальной циркуляции, но выполняла она эту функцию только тогда, когда возрастала ее социальная значимость. В периоды упадка или в начале существования той или иной конфессии ее роль как канала социальной стратификации была малозначима и несущественна. История христианской церкви является тому подтверждением.

После легализации христианства церковь начала выполнять функцию той лестницы, по которой стали подниматься рабы и крепостные, причем иногда до самых высших и влиятельных позиций. Последователями христианского учения на начальных этапах были в основном выходцы из низших социальных слоев. После легализации христианства двери церкви и проходы к ее высшим рангам были еще открыты для простых людей. Рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, которые становились служителями культа, получали благодаря церкви свободу и достигали высоких позиций в обществе. Те, кто становились папами, кардиналами, нунциями, патриархами или другими высшими церковными авторитетами, одновременно достигали высшей или одной из высших социальных позиций в средневековом обществе.

Будучи каналом для восходящего движения, церковь была одновременно и средством для движения нисходящего. Достаточно указать на тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, отданных под суд, замученных, униженных, разоренных и уничтоженных. Хорошо известно, что среди этих "разжалованных" было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов – словом, всех, кто занимал высокое социальное положение.

В течение последних нескольких веков, при постепенном сокращении социальной значимости церкви начала сокращаться ее роль как средства социальной циркуляции. Движение вниз и вверх внутри церковных рангов, естественно, продолжается, но оно уже не имеет былого значения. Вертикальные течения внутри церковной стратификации не затрагивают другие социальные течения, как это было раньше.

Все, что было сказано о христианской церкви, можно отнести и на счет других религиозных организаций. Буддизм, мусульманство, даосизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-кастовый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответствующих обществах. В периоды роста и наивысшего влияния они возвеличивали своих адептов не только внутри своих организаций, но и внутри общественных рангов.

"Школа", точнее институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой "социальный лифт", движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только “жильцов” верхних “этажей”. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот “школьный лифт” и благодаря ему возвыситься. В качестве примера обществ, в которых школьная система представляет собой лифт, движущийся вверх и вниз с самых низов социального конуса до его верха, можно назвать китайское общество и современные европейские страны.

В Китае приток людей в высшие социальные и политические слои происходил в основном посредством школьного "механизма". Этот факт, может быть, известен немногим, но именно он дает основание определять китайский политический режим как "систему образователь­ных выборов" или "систему образовательной селекции". Школы были открыты для всех классов. Лучшие ученики вне зависимости от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты; из университетов они попадали на высокие правительственные должности, а самые талантливые – в высшие социальные ранги. Таким образом, китайская школа постоянно повышала людей простого происхождения до высших рангов и препятствовала продвижению (или даже скорее понижала ранг) людей, происходящих из высших слоев, которые не отвечали требованиям школьной селекции.

В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запрещено законом) достичь какого-либо заметного положения в государственных структурах и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его социального происхождения и положения его семьи. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома. Труд выпускников высших учебных заведений оплачивается выше. Социальное продвижение многих именитых людей в современных демократиях осуществлялось благодаря «школьному механизму». Роль канала вертикальной мобильности, которую исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами. Образование все больше становится структурообразующим фактором общественной жизни, соответственно этому возрастает значение качества образования, которое начинает оказывать прямое влияние на ход общественного развития.

Правительственные группы, политические организации и политические партии также играют роль "лифта" в вертикальной циркуляции. Человек, единожды поступивший на должность, пусть даже и самого нижнего ранга, или ставший служащим у влиятельного правителя, поднимается при помощи этого "лифта", поскольку во многих странах существует автоматическое продвижение лиц по службе с течением времени. Кроме того, чиновник или клерк всегда имеют шанс быстрого продвижения, если их служба оказывается более ценной. Исторически большое количество людей, рожденных в слоях прислуги, крестьянства или ремесленников, поднялись до заметных общественных позиций. Было это в прошлом, происходит это и сейчас. В Риме, особенно после правления императора Августа, продвижение рабов, слуг и свободных по этой "лестнице" проходило широким фронтом. Слуги разных правителей, будучи вовлеченными в государственную сферу, нередко сами становились правителями. Яркий пример тому – карьера Меньшикова при Петре I.

Несколько по-иному это положение дел вошло в наше столетие. Карьера многих выдающихся государственных деятелей началась или с поста личного секретаря влиятельного политика, или вообще с чиновника низшего ранга. Используя любую возможность, они продвигались до более высоких постов, а иногда даже до самых высоких общественных позиций. Их дети, родившиеся уже в более высоком социальном слое, продолжали это восходящее движение. В результате через два-три поколения все семейство заметно продвигалось по иерар­хической социальной лестнице.

В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в утверждении правителей, политические организации продолжают выполнять функцию канала вертикальной циркуляции, хотя несколько в иной форме. Чтобы быть избранным, человек должен каким-либо образом проявить себя как личность, продемонстрировать свои устремления и способности, успешно выполнить функции лидера, будь то сенатора, мэра, министра. Самый легкий способ достичь этого – политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации. В этом и состоит та особая роль, которую политические организации играют как канал социальной циркуляции. Многие функции, которые раньше принадлежали церкви, правительству и другим социальным организациям, сегодня берут на себя политические партии. Если бы не этот канал, то многие выдающиеся политики и государственные деятели вряд ли смогли бы достичь высокого положения в обществе.

То, что касается крупных политических партий, правомерно отнести и к мелким местным организациям, как бы они ни назывались. Если город или населенный пункт имеют такие организации, то они могут сыграть роль канала социального продвижения по ступеням местной социальной иерархии.

Профессиональные организации также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы профсоюзы, научные, литературные, творческие институты и организации. Вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности не зависимо от их социального статуса, и продвижение внутри этих институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря именно этому каналу.

Средства массовой информации (печать, телевидение и др.), как специ­фический вид профессиональных институтов, являются каналом вертикальной циркуляции для людей занятых этим видом деятельности. В современном обществе популярный тележурналист или главный редактор массового печатного издания по своему социальному статусу часто соизмеримы с крупными политическими или государственными деятелями. Но СМИ являются не только каналом, но и мощным средством вертикальной социальной мобильности. Они могут обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности, либо помешать социальному восхождению человека достойного. СМИ обеспечивают «известность» – это то, без чего сегодня быстрое социальное продвижение чрезвычайно затруднено. Поэтому те социальные группы, которые контролируют средства массовой информации, играют большую роль в социальной циркуляции.

Коммерческие организации как каналы социальной циркуляции. Какими бы ни были конкретные формы "обогащающихся" организаций – землевладение или коммерция, производство автомобилей или добыча нефти, горное дело или рыболовство, спекуляция или ба­ндитизм, военный грабеж, – соответствующие им группы, институты и банды всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной социальной плоскости.

Уже во многих первобытных пле­менах лидерами становились в первую очередь те, кто был богат, и наоборот, те, кто оказывался у руля власти, стремились к накоплению богатства, чтобы упрочить свое положение. Такова была ситуация среди большинства дописьменных племен.

С самых ранних времен и на протяжении всей истории наблюдается тесная кор­реляция между богатством и знатностью, которая нарушается только в периоды исключительные. Проявление противоречий между знатностью и богатством (то есть когда знатные бедны, а богатые лишены привилегий), обычно носит недолговременный характер. И тогда обедневшая знать насилием и мошенничеством присваивает себе чужие богатства или богатые покупают себе титулы и добиваются привилегий. История в этом отношении развивалась по-разному, но общая тенденция сохранялась всегда: накопление богатств шло параллельно с ростом социального веса. Патриции, всадники, аристократы и сенаторский класс в Риме, высшие классы в Древней Греции после Солона и других реформаторов, древние высшие сословия среди русских, немцев, французов и кельтов были самыми богатыми классами. Даже в обществе, где знатность определяется происхождением, знать часто происходит от неблагородных, но процветавших предков; только в последующих поколениях она становится "знатью по происхождению". Даже в таком обществе продвижение преуспевающего накопителя всегда благоприятно вне зависимости от его происхождения. Вспомним общественное влияние еврейских ростовщиков в средневековой Европе и Турции: на фоне относительно низкого статуса бедных евреев их богатейшие представители всегда были среди высших слоев общества. Одновременно с возрастанием роли денег в средневековой Европе люди простого происхождения, которые "делали деньги", также начали подниматься по социальной лестнице. Социальная роль класса предпринимателей увеличивалась с ростом его привилегий и социального статуса в целом.

Нет необходимости говорить, что в современном капиталистическом обществе накопление богатств – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Преуспевающий предприниматель – крупнейший аристократ современного демократического общества. Если человек богат, то он находится на вершине социальной пирамиды, вне зависимости от своего происхождения и источника доходов. Правительства и университеты, князья и церковнослужители, общества и ассоциации, поэты и писатели, союзы и организации щедро осыпают его почестями и титулами, учеными и другими степенями и т.п. Перед ним открыты все двери, начиная с положения короля великой империи и до чрезвычайно радикального революционера.

Семья и брак (особенно с представителем другого социального статуса) обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. Таким образом, некоторые люди сделали себе карьеру, другие же – разрушили ее. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к "социальному падению" одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соответственно, к понижению социального ранга его отпрысков.

По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла свой status liberatis. Ребенок, рожденный рабыней, пусть даже и от свободного гражданина, тоже становился рабом. Подобная деградация ожидала и мужчину, и женщину высшего сословия, вступивших в брак с женщиной или мужчиной низшего сословия.

В настоящее время в западных странах наблюдается взаимное "притяжение" богатых невест и бедных, хотя и титулованных, женихов. Оба партнера достигают при этом своих целей: с одной стороны, получение финансовой поддержки своему титулованному положению, с другой - продвижение по социальной лестнице, благодаря приобретенному титулу.

Помимо этих каналов, без сомнения, существует множество других, но они менее значимы, и, как правило, носят временный характер. Значение упомянутых выше каналов вертикальной мобильности менялась в разные периоды истории и у разных народов. Армия играла большую роль во время войн и социальных потрясений, но ее значение резко снижалось в мирные периоды. Церковь в средние века имела гораздо большее значение, чем сегодня. Накопление богатств и политическая деятельность являются сегодня главными средствами социального восхождения, хотя несколько столетий тому назад их значение было менее ощутимым.

Изменяя свою конкретную форму и масштабы, каналы вертикальной циркуляции существуют в любом стратифицированном обществе, и они столь же необходимы ему, как кровеносные сосуды человеческому организму.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3029 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...