Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Этнические или национально-этнические отношения составляют очень важный срез социальной структуры общества.
Национально-этническая структура общества является самой многообразной и многоцветной из всех видов социальной структуры. Достаточно сказать, что на 3 тыс. различных этносов, существующих на нашей планете, приходится около 180 государств, из которых лишь 20 являются однородными в этническом отношении (этнические меньшинства составляют в них менее 5% населения)[lviii]. В национально-этнических отношениях сходятся и перекрещиваются практически все разновидности общественных отношений: социально-экономические и государственно-политические, религиозные и расовые, социально-демографические и культурно-психологические, территориальные и языковые. Это означает, что любые изменения в экономических, политических и других отношениях так или иначе приобретают национально-этническую окраску, и напротив, всякие перемены в национально-этнических отношениях находят свое продолжение во всех важнейших сферах общественной жизни.
Для российского общества национально-этнические отношения имеют особое значение. С конца 1986 г. (события в Алма-Ате) территорию бывшего Союза ССР захлестнула волна межнациональных конфликтов, которая не ослабевает до сих пор. Эта волна достигла своего апогея во время первой войны в Чечне и продолжает существовать до сегодняшнего дня в виде неугасающей тенденции к сепаратизму.
Национально-этнические отношения не обходят стороной и правоохранительные органы, которые, в большинстве случаев, так или иначе, оказываются втянутыми в урегулирование межнациональных конфликтов. К этому следует добавить, что многие преступные группировки формируются сегодня по этническому принципу, так что органы внутренних дел вынуждены учитывать в своей деятельности, как состояние межнациональных отношений в целом по России, так и в конкретном подведомственном им регионе.
"Этнос" в переводе с греческого означает "племя", "народ". Понятие это очень многозначно и многогранно. Исследователи по-разному определяют понятие этноса. Одни, например, Уингер, считают главным отличительным признаком этноса расовые различия, то есть, особое сочетание таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и телосложение. Другие исследователи, такие как Н. Смелзер, рассматривают этнос как социальную общность, третьи, например, Л.Н. Гумилев – как поведенческую.
Существуют и другие подходы к определению этноса. Заметим, что несмотря на разнообразие существующих точек зрения, все исследователи ведут речь примерно об одном и том же наборе признаков. Суммируя эти признаки можно определить этнос следующим образом.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории и состоящая из многих поколений общность людей, обладающих общими чертами и устойчивыми особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, представлениями об общности происхождения, единой исторической судьбе и т.п.
Приведенное определение этноса носит описательный характер. В нем собраны разнопорядковые признаки и свойства, с которыми следует разобраться более внимательно. Прежде всего, необходимо развести “отличительные признаки этноса”, с одной стороны, и “факторы или условия его формирования” – с другой. К первым, относятся особенности культуры – язык, народное искусство, обычаи, обряды, нормы поведения, привычки, – которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют некоторый устойчивый стиль жизнедеятельности – так называемую этническую культуру. Ко вторым принадлежат некоторые общие условия жизнедеятельности – общая территория, общность экономической жизни, общие политические порядки или формы самоуправления и т.п.
Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают это единство. Что же остается? Остается общность этнической культуры – нравы, обычаи, нормы поведения и т.д. Вместе с тем, следует иметь в виду, что большинство компонентов этнической культуры не может служить надежным признаком для выделения какого-либо этноса. Это относится и к такому, на первый взгляд, устойчивому этническому признаку как язык. Например, евреи говорят не на одном общем, а на двух различных языках: иврите и идише.
Какой же признак является самым устойчивым и надежным критерием выделения этноса? Таким признаком является этническое самосознание. В его основе лежит антитеза “мы – они”, то есть осознание своего отличия от других аналогичных общностей, своего особого общего происхождения, общих исторических предков. Антитеза “мы – они” является системообразующим фактором любого этноса, который к тому же нередко действует вопреки всем остальным факторам – социально-экономическому строю, культурным, языковым и расовым различиям. Примером такого воздействия является массовая иммиграция евреев в Израиль в 70-е годы: в страну прибывали люди разного цвета кожи, говорящие на разных языках, имеющие различные социально-политические взгляды и тем не менее ощущавшие себя представителями единого этноса.
Как соотносятся между собой этнос, раса и религия? Этнические общности, как правило, совпадают с расовыми и религиозными. Негры Африки и США, несмотря на все существующие между ними различия, осознают себя как единый негроидный этнос. То же самое относится к евреям, армянам и другим народам, находящимся в состоянии диаспоры. Пример совпадения этнических, расовых и религиозных различий дает значительная часть арабов-мусульман, исповедующих ислам фундаменталистского толка. Встречаются, однако, и другие ситуации, когда прежде единый этнос оказывается разделенным по религиозным и другим мотивам. Примерами такого разделения в новейшей истории могут служить католики и протестанты в Северной Ирландии, “красные” и “белые” в советской России, противостояние Индии и Пакистана, Северной и Южной Кореи и т.п.
Говоря о соотношении этнических и расовых общностей, следует также иметь в виду, что различия между ними достаточно условны. Привычное разделение населения планеты на черную, белую и желтую расы сложилось в Х1Х в. и отражает уровень знаний того времени.
Сегодня классификации подобного рода ставятся под сомнение и отвергаются многими исследователями. Как отмечает Н. Смелзер, ни одно сочетание физических черт не может служить основой для определения расовой принадлежности. Так, например, к белой расе относятся бледнокожие скандинавы, итальянцы и испанцы с оливковым цветом кожи и совсем темнокожие жители Южной Индии. В то же время некоторые темнокожие африканцы имеют прямые волосы, узкий нос и тонкие губы, а у светлокожих европейцев бывают густые курчавые волосы, широкий нос и толстые губы. Объяснить все это можно, видимо, тем, что расы представляют собой продукт длительного исторического развития и в течение веков в результате смешения физические черты, характерные для определенных рас, постепенно стирались. Об этом в достаточной мере свидетельствует смешанное происхождение миллионов американцев, а также расовая разнородность населения Израиля – евреи, переселившиеся на историческую родину, по цвету кожи напоминают жителей тех стран, из которых они приехали [lix].
Исторически, формирование каждого этноса всегда было связано с определенной территорией, однако, в современном мире очень небольшое количество этносов проживает компактно – многие из них разбросаны по странам и континентам. Часть этноса, ядро которого находится в другой социальной системе, – государстве, регионе и т.п., – называется в социологии этнической группой. Сами этнические группы могут находиться в компактном и распыленном (дисперсном) состоянии. К этническим группам принадлежат, так называемое русскоязычное население в странах СНГ, русские общины в США и Канаде, татары, проживающие вне Татарстана в различных регионах Российской Федерации, а также многочисленные китайские, еврейские, армянские, мексиканские общины, компактно проживающие во многих странах мира.
Происхождение, сущность, функции, закономерности формирования и развития этносов изучает специальная социологическая теория – этносоциология [lx]. Последняя возникла на стыке общей социологии и этнографии и уделяет главное внимание изучению взаимосвязи и взаимообусловленности социальных и этнических процессов: особенностям культуры, быта, ценностным ориентациям, структуре профессиональной занятости, миграционной и трудовой мобильности различных этносов, а также тому влиянию, которое оказывают эти особенности на функционирование и развитие общественной системы в целом.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 4640 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!