Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Герменевтика как одна из ведущих когнитивных практик



Аспекты традиционных проблем познания в герменевтике.

Познающий человек предстаёт не как отражающий, но как интерпретирующий и соинтерпретирующий субъект. Оставаясь субъектом познания, он предстаёт теперь как задающий предметные смыслы, непрерывно понимающий, интерпретирующий, расшифровывающий глубинные смыслы, которые стоят за очевидными, поверхностными смыслами, буквальными значениями. Эта деятельность мышления оказывается не менее значимой, чем обычная кумуляция знаний, которую она существенно дополняет, поэтому интерпретация (истолкование) должна быть признана фундаментальным феноменом, исследована как способ бытия, которое, по Хайдеггеру, существует, понимая, а также как способ истолкования текстов, смыслосчитывающая и смыслополагающая операции.

Герменевтика- это в то же время общенаучный метод с определёнными правилами перевода (интерпретации) символов и понятий (культурного текста) на язык содержательного знания. При этом между познающим субъектом (Я) и истиной (познаваемая сущность) осуществляется связь как становление-преобразование «Я». Последнее и есть условие получения доступа к истине, смыслу текста.

В классической теории познания проблемы языка и познания вынесены за рамки познавательного процесса, а субъект представлен предельно абстрактно.

Познание, имеющее дело с текстами и языком, с необходимостью должно опираться на практику герменевтики.

Задача последней-понимание, итерпретация текстов, знаковых систем, символов, для постановки и решения проблемы языка в теории познания.

Согласно Л.А.Микешиной, познание должно обратиться к дологическим, допонятийным формам и компонентам, признать необходимость выявления их роли в познании (пред-знания, пред-мнение пред-рассудков (нерациональное априори) окажутся наиболее значимыми. [См.:Микешина Л.А.Философия познания.-М.;2002.с.59]

Познание в социально-гуманитарной сфере предстаёт как общение, диалог между «Я и Ты», «Я и Другой», что предполагает изучение взаимодействия познания и понимания не только как логико-методологической процедуры, но и как «проникновение» в Другое (сознание, текст, символ).

Традиционная теория познания не вводила время, темпоральность в категориальный аппарат в эксплицитной форме. Гносеология не учитывала историчность, изучая объективно истинное, все общее и необходимое знание.

Исторические типы герменевтики.

Герменевтика понимается сегодня в трёх смыслах:

-искусство понимания, постижение смыслов и значения знаков;

-теория и общие правила интерпретации текстов;

- философское учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации.

Герменевтика возникла и развивалась как толкование сакральных, исторических и художественных текстов. Теологическая герменевтика (экзегетика)-искусство и теория толкования священных текстов (А.Блаженный).

Филологическая герменевтика формировалась как теория интерпретации и критики. (возникает в древнегреческой философии, Платон, Аристотель; расцвет совпадает с эпохой Возрождения в связи с интерпретацией текстов греко-латинской античности). Понимание стало рассматриваться как грамматическая интерпретация слов, а из смысла последних в связи с реальными отношениями-как историческая (И.Эрнести, А.Бек, Ф.Шлейермахер)

В.Гумбольдт представил проблему понимания как основную функцию языка, а язык рассматривая как посредник между «Я и Ты». Весь контекст языка вклчается в предмет герменевтики, а в основание её методов вводится языкознание. Главной проблемой герменевтики становятся проблемы обоснования интерпретации. Выделяется три типа интерпретации: историческая, словесная и техническая. Важное место занимает дополняющая герменевтику критика, задача которой заключается в оценке произведения словесности, по отношению к тому, чем ему следовало быть.

Родоначальник философской герменевтики - представитель немецкой «романтической школы» конца 18- начала 19 века Ф.Шлейермахер попытался создать универсальную философскую герменевтику как науку о понимании. Ф.Шлейермахер вычленил три ступени понимания: в повседневной жизни, в специальных герменевтиках и понимания как искусство, осуществляемое по правилам. Грамматический и психологический уровни герменевтического анализа он рассматривал как реконструкцию «определённого конечного из неопределённого бесконечного» (См. Микешина с.63.). Ф.Шлейермахер разделял метод дивинации как проникновения, вчувствования в психологию Другого. Метод дивинации был дополнен методом компаративного анализа, или сравнительного понимания, учитывающего общезначимые параметры познания и понимания.

В целом герменевтика предстала как искусство понимания не объективных смыслов, но мыслящих индивидуальностей.

Дильтей вводит в герменевтику понятие «жизнь» как внутреннее восприятие нашей души, некоторое впечатление от возникающих в сознании «фактов».

Согласно Дильтею, высшие формы понимания -это транспозиция (перенесение себя на место другого), сопереживание, подражание.

Понимание не сводимо к процедуре мысли, в чём есть иррациональное. Оно есть истолкование, интерпретация жизненных явлений (языка, культуры прошлого). Герменевтика и есть искусство такого истолкования.

Э.Гуссерль в «Логических исследованиях» обосновывает антипсихологические замыслы построить «беспредпосылочное» учение о сущности познания, мышления, истины. Задача феноменологической редукции - отойти от «естественной установки», акцентировать внимание на «чистую структуру» сознания.

М.Хайдеггер существенно обогатил идеи герменевтики, определяя понимание как основополагающий способ человеческого бытия (онтологический поворот). Интерпретация текстов представлена им как способ «опрашивания» бытия.

Хайдеггер выделяет два вида понимания: первичное-открытость, дорефлексивное пред-понимание; вторичное- понимание, близкое к рефлексии, не способ бытия, а вид познания.

Более развитая философская герменевтика дана в работах Гадамера. Наиболее значимые идеи связаны с интерпретацией исторических фактов и признанием конструктивной роли «временной дистанции между созданием и истолкованием текстов».

У П.Рикера на место эпистимологии интерпретации ставится онтология понимания. Герменевтика перестаёт рассматриваться как метод и ставит вопрос о бытии, которое существует, понимая.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...