Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании



Противостояние классической и постклассической науки объясняется вне малой мере вневременным подходом первой и ориентированной во времени второй.

В традиционной теории познания отвлекались от времени, под влиянием критериев естествознания. В ньютоновской картине мира настоящие, прошлые и будущие моменты времени были неотличимы: от всех историко-временных признаков, черт отвлекались.

И.Кант, стремясь преодолеть сведение пространственных и временных отношений к натуралистическому толкованию, определял время как форму внутреннего чувства, то есть «созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния». «…Время есть лишь субъектное усилие нашего созерцания …и вне субъекта есть ничто» [Кант И. Критика чистого разума. - М.1994. С.57-58]

М.Бахтин о хронотопе.

М.Бахтин считал, что вневременная значимость теоретического мира вмещается в действительную историчность бытия-события. Познание совершается не изнутрии абстрактного мира, это ответственный поступок, приобщающий вне временную значимость единственному бытию-событию и тем включающий его в конкретное время (См.: Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985.- М.1986,с.89).

Единственность пространства-места определяется тесно связанной с ней единственностью времени, осмысленного пространственно. Бахтин соединяет участное поступающее и пространственно-временные отношения в единое-«архитектоническое» целое. Время осмысливается здесь в различных ипостасях: темпоральность жизни; временная дистанция между автором и интерпретатором; параметр исторического разума (биографический метод, традиция и т.д).

Согласно Бахтину, жить означает занимать ценностную позицию. Он отмечает аналогию между самопереживанием и переживанием, между значениями временных и пространственных границ в сознании Другого в самосознании, проводя при этом различение «значения времени в организации самопереживания и переживания мною другого» (Там же. С.103) В данном случае речь идёт об эмоционально-ценностном времени. Другой как объект противостоит во времени и пространстве, но «Я» как полагающее время переживает себя вневременно. Моя жизнь, мысль во времени имеют смысловую организацию.

Бахтин увидел сложнейшую проблему гносеологии: как сохранить в абстрактной картине мира, текста мир становящейся человечности, не впадая в психологизм и релятивизм?

Умение видеть время в пространстве Бахтин отмечал у Гете, О.де Бальзака, Ж.-Ж.Руссо, В.Скотта.

Бахтин большое значение отводил «умению видеть время», идее о зримой форме времени в пространстве, полноте времени как синхронизме, сосуществовании времён в одной точке пространства (например, Рим-«великий хронотоп истории».) Само прошлое должно быть творческим, действенным в настоящем. Гете, согласно Бахтину, «разносил рядом лежащее в пространстве по разным временным ступеням, раскрывал современность одновременно как разновременность-остатки прошлого и зачатки будущего» [Там же с.220,223]

М.Бахтин формулирует проблему бытийно-событийного понимания пространства и времени, связанную с собственно человеческой способностью видения времени в пространственных формах, что предполагает ценностное, гуманитарно-антропологическое их понимание.

Бахтин вводит понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации. Этот термин был взят учёным из естественнонаучных текстов А.Ухтомского, но наполнен гуманитарными, культурно-историческими смыслами. В отличие от И.Канта Бахтин понимает пространство и время не как трансцендентные, а как присущие самой реальности формы. В «художественном хронотопе», согласно Бахтину, происходит сгущение, уплотнение времени, а пространство втягивается в движение времени, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и изменяется во времени [См.:Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. М,1986.С.121-122]

Бахтин обращает внимание на такую особенность ощущения времени как историческая инверсия, при которой будущее может изображаться в прошлом. В философских учениях этому соответствуют представления о вечных субстанциях, ценностях, вневременных формах бытия. Сознание полноправно в имманентном ему времени, но вовсе не оценивается точностью отражения времени и временного опыта. Бахтин разделял осознание времени, которое обязано быть объективным, и время сознания не привязанное к внешнему миру, которое допускает одновременность неодновременного.

Глобализм и локализация современного мира актуализирует и определяют новые требования к пониманию проблем культурной идентичности.

Для любой цивилизации характерны пространственно-временные особенности, отражающие взаимосвязь культуры и места пространства развития. Каждая цивилизация описывается как хранитель времени, который отражает соответствующую данной цивилизации историю как единство прошлого, настоящего и будущего.

Хронотопы («времяпространство») концентрируют различные временные реальности: время человеческой жизни, историческое время, представления о вечности и являющийся структурирующим основанием смыслового пространства, в которое вписываются значения каждого события. Каждый хронотоп включает подмножества более мелких хронотопов конкретных событий. В этой структуре отдельные хронотопы могут включаться друг в друга, сосуществовать, контрастировать, переплетаться, сменяться. Отношения между хронотопами Бахтин определял как диалогические.

Исходя из данного метода, культурно-цивилизационные события понимаются как внутренне неоднородные в пространственном отношении. Взаимодействие цивилизации со своей пространственной средой определяет специфику означивания пространства и протекания культурного времени. Варианты осмысления времени в различных культурах специфичны: разная глубина осознания времени, различия временных изменений, акценты на прошлом, настоящем или будущем, традиционизм или динамизм.

Связь времён хранит цивилизация, создавая надэтническое, надчеловеческое измерение времени.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1915 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...