Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[574] Кант И. Основание метафизики нравов // Указ. соч. С. 229-230.
[575] Там же. С. 253.
[576] Там же. С. 234.
[577] Кант И. Основание метафизики нравов.
[578] Кант И. Критика практического разума // Указ. соч. С. 346. В другом месте Кант рекомендует различать "душевный подъем", который бывает очень непостоянным, и "подчинение сердца долгу", характеризующееся более продолжительным влиянием (Критика практического разума. С. 398).
[579] Кант И. Критика практического разума. С. 244-245, 247.
[580] Там же. С. 246.
[581] Кант И. Критика практического разума. С. 250.
[582] Там же. С. 256.
[583] См.: Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978. С. 63-68.
[584] Кант И. Основание метафизики нравов // Указ. соч. С. 258.
[585] Там же. С. 258.
[586] Там же. С. 259.
[587] Понятия "homo phaenomenon" и "homo noumenon" Кант использует в "Метафизике нравов", относя первое к человеку, т.е. природному существу, а второе - к личности, т.е. разумному существу (Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (2). С. 149).
[588] Кант И. Метафизика нравов // Соч.: В 6 т. Т. 4 (2). С. 125-126.
[589] Гегель практически не употребляет термины "этика", "этический". Поскольку понятия "мораль" и "нравственность" наполнены у Гегеля особенным содержанием, в данном параграфе термин "этический" используется для обобщенного обозначения того, что в обычной философской лексике выражается понятием "мораль" ("нравственность").
[590] Гегель. Лекции по истории философии [II, I, II, В]. М., 1932. С. 53-54.
[591] Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткий очерк истории этики. М., 1987. С. 473.
[592] Гегель Г.В.Ф. Философия права [§ 4] / Пер. с нем. Б.Г. Столпнера и М.И. Левиной; Ред. ДА. Керимов и B.C. Нерсесянц. М., 1990. С. 67.
[593] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук [§ 503]. М., 1977. Т. 3. С. 334.
[594] В рамках этого систематического рассуждения Гегель затрагивает, разбирает и репроблематизирует множество различных этических проблем, рассмотрение которых выходит за ограниченные рамки данного издания. Большинство современных русских изданий содержат подробные предметные указатели, позволяющие легко ориентироваться в проблемно-тематическом пространстве гегелевских текстов.
[595] В таком виде этот тезис представлен в первой части " Религии в пределах только разума" (Кант И. Трактаты и письма / Отв. ред. и авт. вступит, ст. А.В. Гулыга. М., 1980. С. 102).
[596] Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии [III, II, 3] // Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2. С. 256.
[597] Там же. С. 257-258. Эта мысль будет впоследствии обыграна К. Марксом в "Святом семействе" на примере образа Флер де Мари из романа Э. Сю "Парижские тайны" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е соч. М., 1955. С. 187).
[598] Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии. С. 261.
[599] "Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве" (St. Augustmus. Sermo CLXX, 8 // Patrologia Latina 5, P. 931. Цит. по: Та-tarkiewia W. Paradoxes of Perfection // Dialectics and Humanism (The Polish Philosophical Quarterly), Winter 1980, vol. VII, No. 1. P. 78.).
[600] Там же. С. 265.
[601] Там же. С 273.
[602] Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии. С. 282, 281.
[603] Гегель Г.В.Ф. Дух христианства и его судьба // Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1975. Т. I. C. 110, 112-113.
[604] Гегель. Лекции по философии религии [III, II, 3] // Указ. соч. С. 284. Обратим внимание, что благо ближнего противопоставляется семье и государству, т.е. элементам нравственности, как она обнаруживается в объективном духе.
[605] См.: Фейербах Л. Избр. филос. произв.: В 2 т. / Общ. ред. и вступит, ст. М.М. Григорьяна. М., 1955. Т. I. С. 53-96.
[606] Фейербах специально оговаривает относительность этого понятия-метки - "атеизм", обращая внимание на то, что в предшествующие два века и Спинозу часто называли атеистом. Фейербах готов согласиться с тем, что он "атеист" в том смысле, что он отрицает принятое в христианстве понимание Бога как "абстрактного, нечувственного существа, отличного от природы и людей и вершащего судьбы мира и человечества по своему собственному благоусмотрению", и утверждает другое понятие Бога как существа, которое "выражает не что иное, как, с одной стороны, существо природы, а с другой - существо человека" (Лекции о сущности религии [III] // Фейербах Л. Избр. филос. произв. Т. II. С. 517-518).
[607] Фейербах Л. Лекции о сущности религии [III] // Фейербах Л. Указ. соч. Т. П. С. 517.
[608] Фейербах Л. О спиритуализме и материализме [III] // Фейербах Л. Указ. соч. Т. I.C. 460-461.
[609] Фейербах Л. О спиритуализме и материализме [IV]. С. 466. Глава IV "О спиритуализме и материализме" содержит компактное и емкое изложение Фейербахом моральной теории.
[610] Фейербах Л. Эвдемонизм [IX] // Фейербах Л. Указ. соч. Т. I. С. 617.
[611] Во многом из-за этого критиковал этику Фейербаха Ф. Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е соч. М., 1961. С. 296).
[612] Фейербах Л. Эвдемонизм [IX] // Указ. соч. С. 616.
[613] Там же. С. 623.
[614] Тем самым Фейербах задает совершенно иную проекцию оценки, чем те, которыми ограничил возможные подходы к "доброму - злому" и "хорошему - плохому" Ф. Ницше,\разведя аристократический и плебейский способы оценки (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла [9]; К генеалогии морали [I, 10] // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 260; 425).
[615] Фейербах Л. Лекции о сущности религии [VII] // Указ. соч. С. 547.
[616] Фейербах Л. О спиритуализме и материализме [IV] // Указ. соч. С. 469.
[617] Фейербах Л. Эвдемонизм [I] // Указ. соч. С. 580.
[618] Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. С. 120-121.
[619] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Полн. собр. соч. М., 1990. Т. 1. С. 394.
[620] Там же. С. 397, 426.
[621] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 169, 116. В дальнейшем ссылки на это издание будут даваться в тексте параграфа указанием тома и страницы.
[622] См. об этом в заключительной части восьмого раздела, посвященного этике в России.
[623] Нищие Ф. По ту сторону добра и зла. § 186 // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. / Пер. К А. Свасьяна. М., 1990. Т. 2. В дальнейшем ссылки на это произведение будут даваться по этому изданию в тексте с указанием параграфа.
[624] Ницше Ф. К генеалогии морали, раздел II, § 22 // Ницше Ф. Соч. Т. 2. С. 468. В дальнейшем ссылки на это произведение будут даны в тексте с указанием раздела (римская цифра) и параграфа (арабская цифра).
[625] Ницше Ф. Злая мудрость // Ницше Ф. Соч. Т. 1. С. 736.
[626] Там же.
[627] Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. Т. 2. С. 68.
[628] Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч. Т. 1. С. 270.
[629] Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства / Пер., предисл., примеч. Б.Г. Капустина. М., 1998. С. 9.
[630] У Хатчесона эта формулировка имеет следующий вид: "То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей" (Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели [II, III, VIII] // Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит. Эстетика. М., 1973. С. 174). Впоследствии многие комментаторы, в том числе Г. Сиджвик, а вслед за ним и Дж. Ролз, необоснованно рассматривали Хатчесона в качестве зачинателя утилитаризма. Идея этого принципа хотя и не в сформулированном, но развернутом виде встречается уже у Цицерона (Цицерон. Об обязанностях [III, VI, 26] // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 129-131).
[631] Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства // Указ. соч. С. 23.
[632] См.: Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. М., 1951. Т. 3. С. 247-249.
[633] См.: Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства // Указ. соч. Гл. XI.
[634] Миллъ Дж.С. Утилитарианизм. О свободе: 3-е изд. СПб., 1900. С. 107.
[635] Милль Дж.С. Утилитарианизм. О свободе. Там же. С. 148.
[636] Милль Дж.С. Утилитарианизм. О свободе. С. 101.
[637] Там же. С. 173.
[638] См.: Brandt Я The Theory of the Good and the Right. Oxford, 1979.
[639] Smart J.J. An Outline of a System of Utilitarian Ethics // Smart J.J., Williams B.O. Utilitarianism: For and Against. Cambridge, 1973. P. 12-27.
[640] Brandt И The Theory of the Good and the Right. Oxford, 1979.
[641] Hare R..M. Moral Thinking. Its Levels, Method, and Point. Oxford, 1981. P. 39-43.
[642] Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. СПб., 1991. С. 93.
[643] [Спенсер Г.] Соч: Герберта Спенсера. Основания этики [§ 246]. Т. II. СПб., 1899. С. 5.
[644] Там же [§ 16]. Т. I. С. 30.
[645] [Спенсер Г.] Соч. Герберта Спенсера. Основания этики [§ 81]. Т. I. С. 146.
[646] Кропоткин П.А. Этика. Т. 1. Происхождение и развитие нравственности // Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. С. 32.
[647] О У. Гамильтоне см. www.unifr.ch/biol/ecology/hamilton/hamilton.html.
[648] Hamilton W.D. The Genetical Evolution of Social Behavior // The Journal of Theoretical Biology. 1964, No. 7. P. 1-16.
[649] Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М., 1998. С. 446-449.
[650] О Р. Доукинсе см. www.world-of-dawkins.com/default.asp.
[651] Доукинс Р. Эгоистический ген. М., 1993.
[652] О Р. Триверсе см. anthro.rutgers.edu/faculty/trivers.shtml; www.unifr.ch/biol/ ecology/hamilton/hamilton/ trivers.html.
[653] Trivers R.L. The Evolution of Reciprocal Altruism // The Sociobiological Debate: Readings on the Ethical & Scientific Issues Concerning Sociobiology / Ed. by A. Caplan. New York, 1978. P. 213-226.
[654] О Э. Уилсоне см. dni'.metrokc.gov/swd/naturalconnections/ed\vaid_wilson_bio.htm.
[655] Рьюз М., Угслсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. № 1. С. 100, 104.
[656] О (CharlesJ.Lumsden) см. www.ct.heise.de/tp/english/special/krea/2330/sl.html.
[657] Рьюз М., Уилсон Э. Указ. соч. С. 99, 100.
[658] См.: Джеймс У. Прагматизм / Пер. П.С. Юшкевича // Джеймс У. Воля к вере / Общ. ред. П.С. Гуревича. 1997. С. 225.
[659] См. статьи У. Джеймса в сб. "Воля к вере" - "Великие люди и среда" и "Значение индивидов" (Указ. соч. С. 138-167).
[660] Джеймс У. Этическая философия и моральная жизнь / Пер. СИ. Церетели // Джеймс У. Указ. соч. С. 125. Ср. упоминавшуюся в связи с Гегелем установку немецкого идеализма XIX в. на то, что позитивная деятельность всегда совершается в предположении о существовании морального миропорядка.
[661] Там же. С. 126.
[662] Джеймс У. Этическая философия и моральная жизнь. С. 131.
[663] Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Пер. с англ. М. Занадворова, М. Шикова.М., 2001.С. 130-131.
[664] Дьюи Дж. Реконструкция в философии. С. 132.
[665] См.: Holmes Я Basic Moral Philosophy. Beimont, 1992. P. 219-237; Morris Ch. The Pragmatic Movement in American Philosophy. New York, 1970.
[666] О Дж. Тафтсе см. www.pragmatism.org/genealogy/tufts.htm.
[667] Dewey J., Tufts J.H. Ethics // DeweyJ. The Middle Works of John Dewey, 1899-1924. Vol. 5. Carbondale and Edwardsviile, 1978. P. 160. Под первой понимаются те идеи и правила, которые возникают в процессе решения моральных проблем в конкретных ситуациях; под второй - те общие моральные цели и принципы, которые формируются на основе повторяющихся ситуаций и могут рассматриваться в качестве "операционального a priori", каждый раз проверяемого и подтверждаемого в новых возникающих ситуациях принятия моральных решений.
[668] Dewey J. The Ethics of Democracy // DeweyJ. The Early,Works of John Dewey, 1882-1898. Vol. 1. Carbondale and Edwardsviile, 1972. P. 227-249; а также Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Пер с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Косиловой. М., 2002. С. 56-80, 105-134.
[669] См.: Дъюи Дж. Демократия и образование / Пер с англ. Э. Гусинского и Ю. Турчаниновой. М., 2000.
[670] См.: Rorty Я Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982; Юлинп Н.С. Джон Дьюи и прагматическое наследие в современной философии США // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст / Отв. ред. А.В. Рубцов. М., 1997. С. 156-188.
[671] Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст // Указ. соч. С. 37.
[672] Там же.
[673] См.: Поппер К.Р. Предположения и опровержения // Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 243.
[674] Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного// Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995. С. 77.
[675] Там же.
[676] Шелер М. Феноменология и теория познания / Пер. А.В. Денежкина // Шелер М. Избр. произв. / Под. ред. А.В. Денежкина. М., 1994. С. 198.
[677] Помимо этих, у Шелера были и другие работы, интересные для историка этики, например, "Стыд и чувство стыда" (1916), "Сущность и формы симпатии" (1923), "Человек в эпоху уравнивания" (1927).
[678] Об этой работе см.: Земляной СП. "Рессентимент в строении морален" // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А. Гусейнова. М., 2001. С. 411- 413. О ресентименте у Шелера см.: Малинки" А.Н. Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии // www.nir.ru/Socio/ scipubl/sj/ 4malink.htm; Пак Чер-унг. Ресентимент, оценка, знание и социальное действие в учении Макса Шелера: опыт исследования социологии чувств // www.nir.iu/Socio/scipubl/ sj / 4cherun. htm.
[679] Ср. § 3, гл. I, разд. седьмой настоящего издания.
[680] См.: Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / Пер. А.В. Денежкина // Шелер М. Избр. произв. С. 266. (В русском издании этой работы опущена часть I).
[681] Ученик Гуссерля и Шелера Гильдебранд указывал, что нравственность появляется как результат отклика человека на ordo amoris (Гилъдебранд Д. фон. Этика / Пер. с нем. А.И. Смирнова. СПб., 2001. С 164).
[682] Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей. С. 316-317.
[683] Шелер М. Рессентимент в структуре моралей / Пер. с нем. А.Н. Малинкина. СПб., 1999. С. 66, 68.
[684] Гартман Н. Этика / Пер. с нем. А.Б. Глаголева, под ред. Ю.С. Медведева и Д.В. Скляднева. СПб., 2002. Русское издание "Этики" предваряет обширная статья: Ю.В. Перова и В.Ю. Перова "Философия ценностей и ценностная этика", представляющая этику Гартмана в контексте его философии и в более широких рамках философии ценностей вообще. Об "Этике" Гартмана см. также: Шохин В.К. "Этика" [Н. Гартмана] // Этика: Энциклопедический словарь. С. 583-584. Ср. оценку этики Гартмана НА. Бердяевым: Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 30, 32, 46.
[685] Гартман Н. Этика // Указ. соч. С. 94, 101.
[686] Там же. С. 111.
[687] Гартман Н. Этика // Указ. соч. С. 189.
[688] Гартман Н. Этика // Указ. соч. С. 221.
[689] См.: там же. С. 368.
[690] Гартмaн Н. Этика // Указ. соч. С. 625.
[691] Под руководством Гуссерля Гильдебранд защитил в 1913 г. в Геттингенском университете докторскую диссертацию, посвященную идее нравственного поступка.
[692] См.: The Case for the Latin Mass // www.unavoce.org/dietrich.htm.
[693] Гильдебранду принадлежит немало произведений, посвященных этике и морали, напр., "Нравственность и эстетические ценности" (1922), "Нравственные позиции" (1933), "Христианская этика" (англ. 1953, нем. 1959).
[694] Гильдебранд Д. фон. Этика. С. 131.
[695] Там же. С. 175.
[696] Там же. С. 217.
[697] Гильдебранд Д. фон. Этика. С. 219.
[698] Гилъдебрпнд Д. фон. Метафизика любви / Пер. с нем. А.И.Смирнова. СПб., 1999. С. 35.
[699] Гилъдебрпнд Д. фон. Этика. С. 301.
[700] Гильдебранд Д. фон. Метафизика коммуникации / Пер. с нем. А.И. Смирнова. СПб., 2000. С. 286.
[701] Beauvoire S. de. Pour une morale de l'ambiguite. Paris, 1947.
[702] Sartre J. P. Cahiers pour une morale. Paris, 1983.
[703] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989. 24
[704] Goodin R.E. Utility and the Good // A Companion to Ethics / ed. by P. Singer. Cambridge, 1993. P. 245.
[705] См.: Brandt Я The Theory of the Good and the Right. Oxford, 1979.
[706] Smart J.J. An Outline of a System of Utilitarian Ethics // Smart J.J., Williams B.O. Utilitarianism: For and Against. Cambridge, 1973. P. 27-28.
[707] См.: Brandt R. The Theory of the Good and the Right. P. 201; Hare R.M. Rights and justice // Moral Thinking. Its Levels, Method, and Point. Oxford, 1981. P. 164.
[708] Smart I.I. An Outline of a System of Utilitarian Ethics. P. 48.
[709] Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 37. Оригинальное издание: Rawls). ATheory ofjustice. Oxford, 1971.
[710] Ролз Дж. Теория справедливости. С. 41.
[711] Donagan A. The Theory of Morality. Chicago, 1977. P. 66
[712] Gewirt A. Reasons and Morality. Chicago, 1978. Ch. 2-3.
[713] Ролз Дж. Теория справедливости. С. 30.
[714] Ролз Дж. Теория справедливости. С. 127.
[715] Ролз Дж. Теория справедливости. С. 29.
[716] Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.; Екатеринбург, 2000. С. 273. Оригинальное издание: Madntyre A. After Virtue: A Study of Moral Theory. Notre Dame, 1984.
[717] Madntyre A. Whose justice? Which rationality? L., 1988. P. 140-141.
[718] Taylor Ch. Justice After Virtue // After Madntyre: Critical Perspectives on the Work of Alasdair Madntyre / ed. byj. Horton and S. Mendus. Cambridge, 1994. P. 21-22.
[719] Наиболее ценным в этом отношении является "Очерк истории русской философии" Э.Л. Радлова, один из разделов которого посвящен краткой истории этики. См.: Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 183-190; не менее ценной с точки зрения истории этики является также "История русской философии" В.В. Зеньковского, в которой дается анализ этических взглядов целого ряда русских философов.
[720] См.: Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII веков. М., 1990; Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. 5-е изд., перераб. Пг., 1918. Ч. 1-8; Милюков П.Н. Очерки по истории руссской культуры. СПб., 1903-1909. Ч. 1-3; Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. М., 1914-1917. Т. 1-3.
[721] См.: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 1-2; Очерки по истории русской святости. Сост. иеромонах Иоанн (Кологривов). Брюссель, 1961; Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1902; Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983; Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928.
[722] См.: Очерки истории русской этической мысли. М., 1976; Очерки этической мысли в России конца XIX - начала XX века. М., 1985; На рубеже эпох. Из истории русской этической мысли конца XIX-XX вв. Тамбов, 1996; Харчев А.Г., Яковлев Б.Д. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. Л., 1972.
[723] Франк С.Л. Сущность русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 152.
[724] Там же. С. 153.
[725] Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Соч. М., 1989. С. 28.
[726] Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 413.
[727] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991. С. 241.
[728] См.: там же. С. 250.
[729] Хомяков А.С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 49.
[730] Там же. С. 51.
[731] См.: Труды отдела древнерусской литературы. Л; СПб., 1934-1994. Т. 1-45. Т. 5 С. 159-194.
[732] Колесов.В. Афористика Древней Руси // Мудрое слово Древней Руси. М., 1989. С. 18
[733] Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1. С. 43.
[734] Колесов В.В. Указ. соч. С. 12.
[735] Зенъковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1. С. 37.
[736] Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 236.
[737] Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь // Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990. Т. 1.С. 364-365.
[738] Ключевский В. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад, 1892. С. 2.
[739] Там же.
[740] Федотов Г.П. Указ. соч. С. 237.
[741] Федотов Г. П. Указ. соч. С. 49.
[742] Федотов Г.П. Указ. соч. С. 201.
[743] Очерки по истории русской святости / Сост. иеромонах Иоанн (Кологривов). Брюссель, 1961, C. 249.
[744] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т. 1. С. 246-247.
[745] Кaрташев А.В. Очерки но истории русской церкви. С. 247.
[746] См.: Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии. СПб., 1860: Его же. Очерки нравов великоруского народа. Смесь христианства с язычеством // Православный собеседник, 1861. Ч. I; Его же. Очерки великорусских нравов// Христианское чтение, 1880. Ч. II; Преображенский И.В. Нравственное состояние русского общества в XVI в. М., 1881; Дубакин Д.Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период появления "Домостороя" // Христианское чтение, 1880. Ч. I-II.
[747] Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. С. 91.
[748] Шпет Г.Г. Указ. соч. С. 86.
[749] Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII- XVIII вв. М., 1990. С. 79.
[750] Цит. по: Лаппо-Данимвский А.С. Указ. соч. С. 157.
[751] Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1. С 158.
[752] Жуковский В.А. Эстетика и критика. М., 1985. С. 180.
[753] Флоровский Г, прот. Указ соч. С. 287.
[754] Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 2. С. 157.
[755] Лавров П.Л. Современные учения о нравственности и ее история. СПб., 1903- 1904. С. 203.
[756] Михайловский Н.К. Литература и жизнь // Бердяев НА. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском. Приложение. М., 1999. С. 354.
[757] Струве П.Б. Предисловие // Там же. С. 56.
[758] См.: Гессен СИ. Трагедия добра в "Братьях Карамазовых" Достоевского // Гессен СИ. Избр. соч. М., 1999. С. 579.
[759] Интересно сопоставить эту максиму с мыслью Толстого о грехе, приводимую в "Круге чтения": "С грехом ссорься, с грешником мирись. Ненавидь дурное в человеке, а человека люби". Очевидно, что этика "абсолютной любви" Достоевского оказывается в данном случае более "ненасильственной", чем этика "непротивления злу" Толстого.
[760] Так, в Московском университете с 1804 г. был введен курс нравственного богословия, а с 1835 г. была открыта кафедра догматического и нравоучительного богословия.
[761] В качестве возможных причин этого обычно указывают на "эпигонский" характер нравственного богословия (прот. Г. Флоровскиий), слишком сильную зависимость его от догматики (Н.Н. Глубоковский) и т.п.
[762] См.: Бронзов Л.А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1902; Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 388.
[763] Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 433.
[764] Флоровский Г. прот. Указ. соч. С. 390.
[765] Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания. СПб., 1886. С. 13.
[766] Кавелин К.Д. Задачи этики... С. 68.
[767] Там же. С. 73.
[768] Щеглов В.Г. Нравственность и право в их взаимных отношениях. Ярославль, 1889. С. 96.
[769] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 35.
[770] См.: Ященко А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. С. 93.
[771] См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 1. С. 169.
[772] Лопатин Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Лопатин Л.М. Аксиомы философии. Избр. ст. М., 1996. С. 124.
[773] Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 2. Ч. 1. С. 194.
[774] Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922. С. 11, 13.
[775] Лопатин Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Там же. С. 97.
[776] Лопатин Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни. С. 100.
[777] Лопатин Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни. С. 117.
[778] Вопросы философии и психологии. 1897. № 36 (1). С. 155.
[779] Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 188. Справедливости ради следует отметить, что отдельные критики обвиняли этику Соловьева в публицистичности и проповедничестве, в "преобладании субъективной фантазии над трезвой мыслью" (Чичерин Б.Н. О началах этики // Вопросы философии и психологии. 1897. № 39 (4). С. 630). Однако, на наш взгляд, прав был Радлов, заметивший, что Соловьев смотрит на свое сочинение ("Оправдание добра") не только как на теоретический трактат, но и как на нравоучительный труд и что в этом отношении этика Соловьева "примыкает как последнее звено к целому ряду посланий и поучений, которыми переполнена вся древняя Русь и которые в измененной форме и с обновленным содержанием продолжают существовать до настоящего времени". См.: Радлов Э.Л. Указ. соч. С. 188.
[780] Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 340.
[781] См.: Колубовский Я.Н. Философский ежегодник. Обзор кн. ст. и заметок, преимущественно на рус. яз., имеющих отношение к философским знаниям. М., 1894-1896.
[782] Флоровский Г. Указ. соч. С. 453.
[783] Бердяев Н.А. Письма к П.Б. Струве // Вопросы философии, 1993. № 4. С. 150, 151, 154.
[784] Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 36.
[785] Струве П.Б. Предисловие // Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. М., 1999. С. 35.
[786] Струве П.Б. Предисловие. С. 49.
[787] Там же. С. 64.
[788] Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 140-141.
[789] Струве П. Б. Указ. соч. С. 50-51.
[790] Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Указ. соч. С. 81.
[791] Там же. С. 83.
[792] Новгородцев П.И. О философском движении наших дней // Новый Путь, 1904. № 10. С. 67.
[793] Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. С. 135.
[794] См.: Православная мысль. Париж, 1951. Вып. 8. С. 53.
[795] Булгаков СИ. Два града: В 2 т. М., 1911. Т. 2. С. 35.
[796] Бердяев Н.А. Указ. соч. С, 121.
[797] Грань между собственно религиозной этикой и этикой трансцендентно-философского типа весьма тонка и размыта. Тем не менее разграничение этих двух направлений позволяет зафиксировать различие между философско-этической автономией и теономией морали.
[798] Сорокин П.А. Преступление и кара. Подвиг и награда. СПб., 1999. С. 49.
[799] Необходимо учитывать, что Луначарский занимался в семинаре у Рихарда Авенариуса в Цюрихском университете, что наложило существенный отпечаток на его нравственные искания и, в частности, на его концепцию "позитивного этического идеализма".
[800] Коллонтай Л.М. Проблема нравственности с позитивной точки зрения // Образование. 1905. № 9. С. 93.
[801] Акселърод (Ортодокс)Л.И. Философия и общественность. Простые законы нравственности и права //Дело, 1916. № 1. С. 52-53.
[802] Например, "Вольная академия духовной культуры", "Вольное содружество духовных течений", "Братство святой Софии", "Русское антропософское общество" и др. Устав общества "Вольной академии духовной культуры", инициатором образования которого был НА. Бердяев, ставил своей задачей "изучение духовной культуры во всех ее проявлениях и формах, в том числе и в области этической мысли".
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 275 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!