Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[177] В этом убеждены были все без исключения комментаторы "Санкхья-карики" (ст. 2), и даже один из наиболее лояльных среди них к брахманской "ортодоксии", Вачаспати Мишра, не без иронии замечал (с позиций санкхьяиков), что благочестивые совершители жертвоприношений, требующих заклания животных, будут, купаясь в озере нектара, терпеть искорку огня страданий за убийство животных.
[178] Панчавинша-брахмана XVI.3.3, 15.5.
[179] Гусейнов А.A. Античная этика. М., 2003, С. 240. Ср. весьма удачную экспозицию скептической этики в соответствующем "параграфе" в целом (там же. С. 238-246).
[180] Сама формулировка мотивации воздержания от суждений по этическим вопросам у систематизатора скептицизма Секста Эмпирика (раздел "Противэтиков" всочи-нении "Против ученых") поразительно напоминает монолог "скользкого угря" по "Брахмаджала-сутте", в котором он отказывается характеризовать что-либо как благое и не-благое (см. § 9): "Не уловивши блага, он (догматик. - В.Ш.) будет сильно тревожиться от желания овладеть им, а достигнув его, никогда не успокоится вследствие избытка радости или заботы о полученном" и "он (скептик. - В.Ш.) будет жить счастливо и безмятежно, не возносясь при благе как благе и не унижаясь при зле как зле, бодро встречая неизбежно случающееся", так как "нельзя счастливо жить том)', кто предполагает существование каких-либо благ или зол по природе". - Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1976. С. 26-27.
[181] От этого следует отличать обнаруживающуюся в буддийских классификациях "этических объектов" общеиндийскую одержимость таксономиями и другими форма-листическим'и процедурами.
[182] Правда, античная этика знает и более "натуралистически нейтральное" видение области нравственного, когда, например, Аристотель в "Никомаховой этике" (1103 а) утверждает, что "добродетели существуют в нас не от природы и не вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся". - Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 78. Тем не менее жизнь в согласии с природой (которая, правда, не всегда однозначно трактовалась) была едва ли не преобладающим критерием правильной жизни для античных этиков.
[183] Основное, базовое нравственное чувство - чувство ответственности - по определению предполагает континуальное Я (которое испытывает чувство раскаяния или, напротив, удовлетворенности за содеянное им в прошлом), а элементарная уже нравственная самооценка - представление о свободе субъекта нравственного действия, которое исключает на теоретическом уровне возможность сведения его к автономным сериям психосоматических функций, жестко подчиненных каузальным связям, и требует допущения онтологически отдельного от них субстанциального духовного центра самосознания.
[184] Нельзя не обратить внимания и на то, что в приписываемом Будде отказе от категорических нравственных оценок в пользу гипотетических (см. § 1, гл. III) мы также имеем дело с метаэтической постановкой вопроса.
[185] Обсуждение этого изыскания русского буддолога содержится в книге: Шохин В.К. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998. С. 90-92; ср. также: Шохин В.К. "Категорический императив брахманов" в философской компаративистике // Материалы VIII Международных Кантовских чтений, посвященных 275-летию И. Канта. Калининград, 1999. С. 100-101.
[186] Нумерация хадисов из "шести книг" приводится согласно CISCO (CD v. 2.0. GISCO (Sakhr), 1997), из остальных сборников - согласно ал-Мактаба ал-алфиййа ли-с-сунна ан-набавиййа (CDv. 1.5at-Turath, 1999).
[187] Коранический текст дан в переводах Г.С. Саблукова или И.Ю. Крачковского. Когда ни один из вариантов не подходит по контексту, мы даем свой перевод.
[188] Гомер. Илиада / Пер. Н. Гнедича. М., 1978. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского. М., 2000. Здесь и далее ссылки на поэмы Гомера будут даваться в тексте сокращенным указанием названия, песни и стихов.
[189] Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960. С. 180.
[190] См.: Hoffman M. Die ethische Terminologie bei Homer, Hesiod und altenjambogra-phen. Tubingen, 1914.
[191] Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 30.
[192] Jaeger W. Paideia. Berlin, 1936. Bd 1. S. 82.
[193] Гесиод. Труды и дни / Пер. В. Вересаева // Полн. собр. текстов. М., 2001. С. 42. В дальнейшем ссылки на "Труды и дни" будут даваться в тексте указанием порядкового номера строк.
[194] В древнегреческом оригинале Эмеуйт в точном смысле означает боязнь воздаяния.
[195] Асфодели и мальва - растительная пища бедняков.
[196] Диоген Лазртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 66. Далее ссылки на это издание даются в тексте указанием книг (римская цифра) и абзаца (арабская цифра).
[197] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 93. Далее изречения Семи мудрецов даются по этому изданию.
[198] Snell В. Leben und Meinimgen der Sieben Weisen, 1943. S. 27.
[199] Плутарх. Моралии. М., 1999. С. 387.
[200] Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 230.
[201] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. 4.1. С. 120. Далее ссылки на это издание будут даны в тексте указанием аббревиатуры (ФРГФ) и страниц.
[202] Как показал отечественный исследователь А.В. Лебедев ("???: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель" // Вестник древней истории. 1978. № 1, 2), милетцы использовали слово "апейрон" только как прилагательное, его субстантивация происходит не раньше IV века до н.э.
[203] Слова, заключенные в квадратные скобки, в оригинале отсутствуют и добавлены переводчиком для уяснения смысла.
[204] Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 86.
[205] Платон. Горгий // Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 341.
[206] Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 422-423.
[207] Аристотель Большая этика. 1182а // Аристотель. Соч. Т. 4. С. 296.
[208] Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 419.
[209] Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986. С. 10.
[210] Здесь и далее Демокрит цитируется в переводах С.Я. Лурье по книге: Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. С. 373. Ссылки на это издание в дальнейшем будут даваться в тексте указанием страниц.
[211] Эта проблема как раз на примере этики Демокрита рассматривается в работе: Дробниикий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967. Гл. I. § 1.
[212] Маковельский А.О. Софисты. Баку, 1940-1941. Вып. 1. С. 15.
[213] Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968, Т. 1. С. 200.
[214] Платон. Соч. Т. 1.С.203.
[215] Платон. Соч. Т. 1. С. 204.
[216] Там же. С. 204-205.
[217] Лурье С.Я. Антифонт. М., 1925. С. 64.
[218] Маковелъский А.О. Софисты: Соч. Вып. II. С. 91.
[219] Там же. С. 41.
[220] Маковельский А.О. Софисты. Вып. II. С. 44.
[221] Там же. С. 87.
[222] Маковелъский А.О. Софисты. Вып. II. С. 19.
[223] Там же. С. 70.
[224] Аристотель. Метафизика. 1078b // Аристотель. Соч. Т. 1. С. 327.
[225] Платон. Соч. Т. 1. С. 119.
[226] Плaтон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 119. В дальнейшем ссылки на это издание будут даваться в тексте цифрами, из которых первая обозначает том, следующая - страницы.
[227] Аристотель. Соч. Т. 4. С. 297.
[228] Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.; Л., 1935. С. 119.
[229] Jaeger W. Paideia. Berlin, 1944. В. 2. S. 128.
[230] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 40. С. 57.
[231] Здесь и далее Платон цитируется в тексте указанием тома (первая цифра) и страницы (вторая цифра) по изданию: Платон. Собр. соч.: В Зт. М., 1968-1972.
[232] Гадамер Г.Г. Диалектическая этика Платона. СПб., 2000. С. 122.
[233] Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1.
[234] Этимологически название тюрьмы совпадает с обозначением одной из четырех кардинальных добродетелей, а именно с умеренностью или благоразумием (sophrosyne).
[235] Лосев А. Ф. Комментарии к "Законам" // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3(2). С. 597.
[236] В дальнейшем при цитировании этических сочинений Аристотеля мы будем придерживаться установившейся формы: сокращенное название произведения (EN - "Никомахова этика"; ЕЕ - "Эвдемова этика"; ММ - "Большая этика"); книга (римская Цифра), затем выносимая на поля рубрикация - страница и столбец принятого за образец беккеровского издания.
[237] Блаженством (makarhotes) в отличие от счастья (eudaimonia) в древнегреческом языке обозначалось состояние божественной жизни. "Однако Аристотель не придерживается твердо этой языковой традиции; он может назвать город или человека "блаженным" (selig), а бога - "счастливым" (glucklich) (RitterJ. Metaphysik und Politik. Frankfurt a/M., 1969. S. 57).
[238] У Еврипида было две трагедии об Алкмеоне, которые не сохранились. Суть истории, о которой шла речь, состояла в следующем: Амфиарий не желал идти в поход против Фив, но его уговорила подкупленная с этой целью его жена Эрифила. Амфиарий завещал своему сыну Алкмеону, что если поход провалится и он не вернется из него, то прежде чем собрать новый поход, чтобы отомстить за отца, он должен убить мать. Алкмеон так и поступил и, предводительствуя Эпигонами, захватил Фивы.
[239] Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. Т. 4. С. 378.
[240] Термин "dikaiosyni", который обычно на современные языки, как и Э. Радло-вым на русский язык, переводится как "справедливость", в последнем издании Аристотеля Н.В. Брагинской переведен как "правосудность".
[241] Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 236. Дальше в главе ссылки на это издание будет даваться в тексте указанием страниц.
[242] Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995. С. 173.
[243] Фрагменты ранних стоиков. М., 1998. С. 91.
[244] Столяров А.А. Стоя и стоицизм. С. 188.
[245] Лосев А.Ф. История античной эстетики: ранний эллинизм. М., 1979. С. 168.
[246] Лосев А.Ф. История античной эстетики...
[247] Вестник древней истории. 1976. № 1. С. 244.
[248] Вестник древней истории. 1976. № 1. С. 239.
[249] Там же. С. 38.
[250] Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1975. С. 62.
[251] Там же. С. 282.
[252] Там же. С. 271.
[253] "Цит. по: Беседы Эпиктета / Пер. Г.А. Таротяна. М., 1997. С. 26.
[254] Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. М., 1975-1976. Т. 2. С. 209. Далее в главе ссылки на это издание будут даваться в тексте указанием тома (первая цифра) и страницы (вторая цифра).
[255] Десять так называемых скептических тропов - аргументов против возможности точного знания - были сформулированы Энесидемом из Кноса (I в. до н. э.). См.: Diog. L. VIII, 79-88; см. также Секст Эмпирик: 2, 2.39-242.
[256] Плотин. Эннеады. Киев, 1995; Эннеады-2. Киев, 1996. Ссылки на Плотина даются по этому изданию в тесте указанием порядковых номеров эннеад (первая римская цифра), трактата и главы (вторая и третья арабские цифры).
[257] Издатели цитируемого нами двухтомника избранных трактатов Плотина на русском языке называют Духом то, что специалистами чаще переводилось как Ум (nus -нус).
[258] Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О Жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. С. 438.
[259] Порфирий. Жизнь Плотина. С. 431.
[260] Порфирий. Жизнь Плотина. С. 427.
[261] Рефлекс этой коллизии мы обнаруживаем в моральной философии Канта, где традиционные для античной рациональной этики предметы интеллектуального созерцания - Бог и свобода - парадоксальным образом стали объектами веры. Можно с достаточной уверенностью утверждать, что открытием умопостигаемого измерения вещей, остающегося тайной для рассудочного взгляда, Кант обязан не только Платону, но и схоластике.
[262] Григорий Нисский. Об устроении человека / Пер., прим. и послесловие В.М. Лурье. СПб., 1995. С. 50.
[263] Можно вспомнить, что и античная этика в широком смысле не сводится к книжной, писаной традиции диалогов Платона, "Этики" Аристотеля и стоических трактатов - она включает в себя и живую нравственную материю, формирующую нормы языческой праведности, - это мифологические персонажи, исторические и легендарные образы полубожественных людей, магов и чудотворцев, нравственных подвижников (семь мудрецов, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон, Диоген, Кратет и Гиппархия, Аполлоний Тианский).
[264] Patrologiae Cursus Completus. Асе. J.P. Migne. Series graeca, t. 94, col. 1057A.
[265] Правда, их признание не мешало последующей европейской моральной философии постоянно дезавуировать этот "скандал" для рассудочной морали. Например, если Кант и признает нормативность заповеди милосердия, то вовсе не в форме переживания, в какой она собственно и выступает, но только как рассудочную идею, идеал разума, которому надо подчинить чувства. Следовательно, надо быть разумно милосердным, что противоречит самому этому понятию, обращенному к сердцу. Наверное, можно пожалеть, что эта важнейшая сторона христианского нравственного идеала (ведь если она пристала Богу, то и для человека является не только не предосудительной, но и обязательной) оказалась во многом маргинальной для европейской моральной философии, но зато она питала художественный дух европейской культуры.
[266] Швейцер А. Жизнь и мысли. М., 1990.
[267] До слуха русскоязычного читателя острота Павлова парадокса доходит в уже смягченной форме синодального перевода: "искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою", где в неоднозначной семантике слова "клятва" все-таки звучит еще мотив "проклятия", тем более что далее речь идет о "проклятом на древе" (в греческом тексте Септуагинты "katara" - проклятие, хула, то же означает и латинское male-dictus ("проклятый)", англ. curse в соответствующих фрагментах в латинской и английской версиях Нового Завета). Но полностью заглушить его невозможно, потому что он коренится в самих мировоззренческих и богословских основаниях Посланий. В них впервые предметом размышления становится превосходящая всякую рассудочность тайна отношения Творца к твари и мистерия Боговоплощения - то, что апостол называл "скандалом", а позже Кьеркегор - "возмущением".
[268] Швейцер А. Жизнь и мысли. С. 353.
[269] Философская энциклопедия: В 5 т. М. 1960-1970. Т. 5. Ст. "Христианство".
[270] Цит. по: Киприан Архимандрит. Патрология I. Париж; М., 1996. С. 32.
[271] "Итоги тысячелетнего развития". М., 1992. Кн. 1. С. 304.
[272] "Итоги тысячелетнего развития". С. 305.
[273] Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
[274] Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
[275] Там же. С. 85.
[276] Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. С. 14.
[277] Воспитанники Канта не всегда вспоминают, что категорический императив, идея долга, "разум, осуществляющий насилие над природой" и многое другое из арсенала принудительной морали, о котором говорит великий моралист, с его точки зрения все же не выражают подлинного духа этики, которая для Канта есть учение о свободе ("Основы метафизики нравственности"). Эту свободу, воплощаемую в чистом, т.е. недосягаемом для смертного, идеале он связывает с понятием "святой воли". Для него такая свобода в эмпирическом мире только умозрительна, хотя любое проявление нравственности уже предполагает реальное участие умопостигаемой свободы. В ней полностью снята идея долга и любая принудительная мотивация. Субъект достигает единства со своей умопостигаемой природой и его действия оказываются абсолютно спонтанными. Это действительно райское, подлинно праздничное, сатурнальное состояние человека, выраженное сухим языком философии.
[278] Иером. Антоний (Блум). "О созерцании и подвиге" Цит. по: Хоружий С. К феноменологии аскезы. М., 1998. С. 122.
[279] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие, М., 1991. С. 149.
[280] Там же. С. 149-150.
[281] Еп. Феофан Затворник. Умное делание о молитве Иисусовой // Сборник поучений Св. Отцов и опытных делателей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 108.
[282] Там же. С. 100.
[283] Цит. по: A.J. Wensinck. Mistic treatises bi Isaakjf Nineveh. Amsterdam, 1923. P. 210.
[284] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви... С. 137.
[285] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви... С. 126.
[286] Patrologiae Cursus Completus. Acc.J.P. Migne. Series giaeca, t. 91.
[287] Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 54.
[288] Там же. С. 167.
[289] См.: Хоружий С. К феноменологии аскезы. М., 1998. С. I
[290] Момент различения человеческой и божественной воль важен также и для понимания парадокса протестантской этики, в которой универсальная сакрализация мира вместо того, чтобы упразднить все хоть какие-то человеческие начала в подвиге веры (на чем настаивал Лютер), приводит к исключительному развитию моралистического духа: не оставляя места для специфически человеческого, она вытесняет его в сакральную сферу и наделяет прерогативами абсолюта (обмирщение священного - это другая, более наглядная, сторона того же процесса). В то же время восточная мистика в трактовке образа святого предельно сужает пространство для самореализации морального субъекта.
[291] Св. Григорий Полона. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1996. II, 2, 19.
[292] Известный термин "синдереза" представляет собой транскрипцию латинского "synderesis", которым, в свою очередь, передается греческое "sunteresis"-"бдение". Его латинская версия введена в богословскую литературу св. Иеронимом: он называет ее "искрой совести" (scintilla conscientiae) в падшей душе. Далее это понятие использовали Петр Ломбардский и св. Бонавентура. Последний различал "совесть" и "синдерезу".
[293] Главы о любви, сотница II, 17 и III, 4 // Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993. Кн. 1-2.
[294] Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1996. I, 3, 18.
[295] Цит. по: Флоровский Г.В. Догмат и история. М., 1998. С. 190.
[296] См. Гусейнов А.А. и Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
[297] Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию, 6.
[298] Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию, 6.
[299] Aнсеяьм Кентерберийский. Соч. М., 1995.
[300] Св. Бернар Клервоский. О благодати и свободной воле // Средние века. М., 1982. Вып. 45.
[301] Абеляр Петр. Теологические трактаты. М., 1995. С. 249.
[302] Абеляр Петр. Теологические трактаты. С. 225.
[303] Там же. С. 280.
[304] Абеляр Петр. Теологические трактаты. С. 278-279.
[305] Жильсон Этъен. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского // Избранное. М.; СПб., 1999. Т. 1. С. 461.
[306] Блаженный Иоанн Дунc Скот. Избранное / Сост. и общая редакция Г.Г. Майорова. М., 2001. С. 445.
[307] Оккам Уильям. Избранное. М., 2002. С. 103.
[308] От лат. perfectio - завершение.
[309] Окончательно понятие морали как совокупности надличных и социально зафиксированных норм складывается в утилитаризме - у Дж.С. Милля и после него входит в обиход специальных морально-философских рассуждений.
[310] Ваяла Л. Об истинном и ложном благе [I, XXXIII- XXXIV] // Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. С. 112-113.
[311] Там же [I, XXXVII, 1]. C. 114.
[312] Валла Л. Там же [II, VIII, 2: 1]. С. 139.
[313] Там же [II, VIII, 8]. С. 141.
[314] Там же [III, IX, 2]. С. 224. (В русском переводе Библии ни в одном из соответствующих мест слово "наслаждение" не используется).
[315] Волна Л. Там же [III, IX, 3]. С. 225.
[316] Валла Л. Там же [III, X, 1]. С. 225.
[317] Там же[Ш, XIII, 7]. С. 231.
[318] Очерк философского мировоззрения Бруно см.: Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения [гл. XI. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно]. М., 1980. С. 264-300; Визгин В.П. Бруно // Новая философская энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 313-315. О жизни Дж. Бруно и в особенности суде над ним см.: Дж. Бруно и инквизиция // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1950. С. 325-388.
[319] Современное русское издание: Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997 (по изданию: СПб., 1914).
[320] Современное издание: Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев, 1996 (с предисловием: Сикирич Е. Джордано Бруно: "О героическом энтузиазме", или о борьбе против бездарности). Здесь ссылки даются по предыдущему изданию: Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Пер. с итал. Я. Емельянова (прозаический текст), Ю. Верховского и А. Эфроса (стихотворения). М., 1953.
[321] От лат. perfectio - завершение.
[322] Бруно Дж. О героическом энтузиазме [I, III]. С. 62.
[323] Там же. [I, I] С. 34.
[324] Там же. С. 35.
[325] Там же. С. 37.
[326] Бруно говорит о рае, как философ. Рай для него - метафора; как объясняет сам Бруно, "рай обычно обозначает цель, в которой то, что абсолютно в истине и существе, различается от того, что есть подобие, тень и соучастие" (Там же. С. 34-35).
[327] Там же. С. 39.
[328] См.: Платою Пир // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2. С. 81-134.
[329] Бруно Дж. О героическом энтузиазме (I, V). С. 105-106.
[330] Там же. [I, III]. С. 58.
[331] См.: там же [I, III]. С. 52-53.
[332] Там же [I, III]. С. 63-64.
[333] Там же [I, IV]. С. 70.
[334] Бруно Дж. О героическом энтузиазме. С. 143.
[335] Там же [I, IV]. С. 68. Эти идеи Бруно нашли продолжение в философии Шефтсбери - в его рассуждении об энтузиазме, а в большей степени - в учении о солилоквии (См.: Шефтсбери. Эстетические опыты / Сост., пер., коммент. Ал.В. Михайлова. М., 1975). Об этике Шефтсбери см. настоящее издание, раздел шестой, гл. III.
[336] Обзор наиболее значительных высказываний см.: Берлин И. Оригинальность Макиавелли // Человек, 2001. № 2-4 (www.ibmh.msk.su/vivovoco/vv/papeis/ecce/ prince.htm).
[337] См.: Макиавелли Н. Государь [VII] / Пер. Г. Муравьевой // Макиавелли Н. Избр. соч. / Вступит, ст. К. Долгова; сост. Р. Хлодовского; коммент. М. Андреева и Р. Хлодов-ского. М., 1982. С. 323.
[338] Бруно Дж. О героическом энтузиазме [III]. С. 310.
[339] Тамже [ХVШ].С. 352.
[340] Там же
[341] Там же. [XVIII]. С. 351.
[342] Там же[ХШ1].С. 350.
[343] Там же [XXV]. С. 373.
[344] Макиавелли Н. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия [I.IX] / Пер. Р. Хлодов-ского // Макиавелли Н. Указ. соч. С. 399.
[345] Там же [I, II]. С. 384. Большинство современных изданий содержат неполный текст "Рассуждения...". Полный текст приводится в пер. К.А. Тананушко в соч.: Макиавелли Н. Государь; Размышления над первой декадой Тита Ливия. Минск: Харвест, 2003 (не снабженном комментариями).
[346] Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990. С. 81.
[347] См., напр.: Макиавелли Н. Рассуждение... [I, LV]. С. 432.
[348] Там же [I, XI]. С. 407.
[349] Макиавелли Н. Государь [XVII]. С. 349.
[350] Макиавелли Н. Рассуждение... [I, IX]. С. 399.
[351] Наиболее подробное на русском языке исследование жизни, деятельности и мировоззрения М.Лютера дано в книге: Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.: Молодая гвардия, 1984. См. также: Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1991. С. 54-126.
[352] На русском языке есть два перевода этого трактата. Один в пер. с немецкого, который и получил наибольшую известность (О свободе христианина // Лютер М. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. СПб., 2002). Другой в пер. К. Комарова с английского перевода латинского текста, который был направлен Папе (Свобода христианина // Лютер М. Избр. произв. СПб., 1994). Латинский и немецкий тексты имеют ряд содержательных и формальных различий.
[353] Лютер М. О свободе христианина [1] // Лютер М. 95 тезисов. С. 88.
[354] Там же [12]. С. 93. См. также: Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения / Отв. ред. В.В. Соколов; пер. и коммент. Ю.М. Каган. М., 1986. С. 393-396. В этом трактате Лютер углубляет свое положение: Ветхий завет состоит из законов и угроз, в то время как Новый Завет - из обетовании и увещеваний (Там же. С. 408).
[355] Лютер М. О свободе христианина [20]. С. 99.
[356] Там же [21]. С. 99.
[357] Там же[23].С. 100-101.
[358] Там же [26]. С. 103.
[359] Там же [28]. С. 105-106.
[360] См.: Лютер М. Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа // Лютер М. Избр. произв. С. 126, 127.
[361] Там же. С. 123.
[362] Эразм Роттердамский. Диатриба о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. С. 233.
[363] Эразм Роттердамский. Гипераспистес [1] // Эразм Роттердамский. Философские произведения. С. 575.
[364] Лютер М. О рабстве воли. С. 334.
[365] Там же. С. 385.
[366] Там же. С. 386-393. Этот аргумент Лютера приобретает особый интерес в соотнесении с проблемой, поставленной два с половиной столетия спустя Д. Юмом. В ней Юм указывал на ошибочность выведения долженствовательных суждений из описательных суждений (См. наст. соч. С. 622-626).
[367] Лютер М. О рабстве воли. С. 406.
[368] Там же. С. 407.
[369] Большинство аргументов Лютера Эразм с достоинством оспаривает в ответном полемическом сочинении - "Гипераспистес".
[370] Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное / Вступит, ст., составл., примеч. В.П. Филатова. М., 1991. С. 572.
[371] См.: Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994.
[372] Декарт Р. Первоначала философии, § 7 // Указ. соч. Т. 1. С. 316.
[373] Декарт Р. Первоначала философии. Предисловие. С. 309.
[374] Там же.
[375] Там же. С. 308.
[376] Декарт Р. Рассуждение о методе, III // Указ. соч. Т. 1. С. 263.
[377] Там же.
[378] Декарт Р. Первоначала философии. С. 264.
[379] Там же.
[380] Там же. С. 265.
[381] Декарт - Елизавете, 4 августа 1645 года // Указ. соч. Т. 2. С. 507.
[382] Декарт Р. Рассуждение о методе, II // Указ. соч. С. 260.
[383] Идея добродетели как "привычки души" (высказанная Аристотелем и воспринятая ранними стоиками) высказывается и в "Страстях души" (Указ. соч. Т. 1. § 161. С. 552).
[384] Там же, § 148. С. 546.
[385] Декарт Р. Первоначала философии. С. 328.
[386] См. об источниках мировоззрения Спинозы: Виндыьбанд В. История Новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Просвещения. М., 2000. С. 218-226; а также: Винделъбанд В. Памяти Спинозы // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995. С. 83, 86.
[387] Основные философские работы Спинозы и его избранная переписка опубликованы, в том числе в современных изданиях. Главное произведение, "Этика", размещена в Интернете, см. http://www.philosophy.ru/libra17/spinoza/Ol/OO.l1tml.
[388] Спиноза Б. Этика [V. Т. 32, королларий] / Пер. с лат. Н.А. Иванцова // Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 610.
[389] Шелер М. Спиноза // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 62.
[390] Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума / Пер. с лат. Я.М. Боровского // Указ. соч. Т. 1. С. 324.
[391] Спиноза Б. Этика [IV. Т. 46]. С. 560. В другом месте Спиноза выражает это положение иначе: "...души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием" (Там же [IV. Прибавл. Гл. XI]. С. 583).
[392] Там же [V. Т. 10, схолия]. С. 597-598.
[393] См. также: Там же [V. Т. 41]. С. 616.
[394] Там же [III. Т. 22, кор.]. С. 541. В этом учении Спиноза, как и в других частях своей философии, опирался на Декарта, в свою очередь развивавшего традицию, идущую от мыслителей Возрождения - Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, однако в особенности Б. Телезио (1508-1588), который рассматривал самосохранение движущей силой всего бытия, а цель его видел в самосовершенствовании.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 292 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!