Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Происхождение орудия (техники) и его роль в антропосоциогенезе



Еще древнегреческий философ Анаксагор (500-428 до н.э.) утверждал, что именно применением своих рук человек превосходит всех остальных животных. Соглашаясь с этим, Аристотель (384-322 до н.э.) считал, однако, что человеческие руки приобретают свой подлинный статус только благодаря человеческому разуму и под его непосредственным воздействием. Может быть, поэтому он не делал упор на орудийную деятельность, на труд как отличительную особенность человека и предпочел определить его как существо, организованное (объединенное) в полисе, т.е. как политическое (гражданское) животное.

В своей философско-исторической концепции арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406) идет еще дальше. Отвергая, по сути дела, принцип креационизма вообще и идею сотворения человека богом в частности, он в своей знаменитой «Мукаддима» рассматривал природу как великое, взаимосвязанное и развивающееся целое, где мир минералов вплотную подводит к растительному миру, а этот последний - к царству животных. При этом развитие в природе происходит под воздействием естественных факторов согласно всеобщему принципу причинности. Именно оно и приводит, в конечном итоге, к появлению человека, который выделился из животного царства благодаря ремеслу (труду) и науке, которые являются «следствием рассудка как сугубо человеческой способности»1. Помимо рассудка человека отличает от остальных животных его рука, которая приспособлена к ремеслам, к созданию и применению различных орудий, в том числе и таких, которые заменяют человеку органы хищных зверей.

«Сила многих бессловесных животных, — пишет Ибн Хальдун, — намного превосходит силу человека. Так, например, сила лошади намного больше силы человека. Точно так же сила осла, быка, льва и слона многократно превосходит его силу. И поскольку животное по своей природе агрессивно, оно обладает специализирующимися на своей защите органами. Между тем, вместо всех этих органов человек обладает рассудком и рукой, которая приспособлена при содействии рассудка к ремеслам, а ремесла снабжают его орудиями, заменяющими ему при защите органы хищных зверей. Так, например, копья заменяют бодающие рога, сабли заменяют режущие когти, щиты заменяют твердые панцири ит. д., включая сюда все остальные органы, которые упомянул Гален в своей книге «Пользы органов»»2.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...