Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государственно-политическое становление Великого княжества Литовского 6 страница



Руководителей Польши, которая в середине XIV в. уже присоединила Юго-Западную (Галицко-Волынскую) Русь, это вполне устраивало, так как открывалась возможность расширить свои владения за счет ВКЛ. Бралась в расчет и возможность объединить силы Польши и ВКЛ, дабы остановить экспансию крестоносцев В связи с этим поляки решили выдать за Ягайло наследницу польской короны Ядвигу и пригласить литовского князя на польский престол1. В 1384 г. сначала в Креве, а затем в Вильно и Волко-выске начались переговоры о женитьбе Ягайло на Ядвиге. Когда же голову 12-летней наследницы увенчала королевская корона, как в Краков, так и в Витебск, бывший тогда резиденцией великого князя литовского, зачастили специальные посланники. И та и другая стороны видели множество причин, которые склоняли ослабевшую за период правления Людовика венгерского и польского, а затем и бескоролевья Польшу к сближению и даже союзу (унии) с также ослабленным внутренней борьбой Великим княжеством. Одной из них являлся и тот факт, что в конце XIV в. укрепились политическое положение и значение Москвы как центра объединения всех русских земель. В западнорусских землях, входивших в ВКЛ, усилилась тяга к Москве. В них имелась сильная русофильская партия, стремившаяся к объединению ВКЛ и Московского княжества на почве православия. Москва, ставшая к этому времени хранительницей православной ортодоксии, привлекала православных белорусов, хранивших веру как символ этнического самоутверждения. В пользу же полонофильских настроений говорило то, что и Польше, и Великому княжеству угрожали крестоносцы Сказалось и стремление польских феодалов, как и литовских, усилить свое положение в белорусских, украинских и русских землях. Но была и еще одна стратегическая цель этой унии. Польских магнатов не смущало, что королем Польши становился, как они считали, малообразованный литовец. Они великолепно понимали, что в их стране король должен подчиняться шляхте, а не наоборот. Главное было в том, что границы романо-германского, католического влияния сдвигались на восток, с Вислы на Днепр.

В начале лета 1385 г. три больших посольства - Великого княжества, Польши и Венгрии - собрались в Крево. Переговоры велись неторопливо, и к 14 августа были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение в жены Ядвиги и королевской короны. Великий князь

1 В 1382 г умер Людовик Венгерский, бывший одновременно и королем польским. Вопреки его воле польские вельможи решили присягнуть не сыну чешского короля и немецкого императора Сигизмунду, а второй дочери Людовика, Ядвиге, и выбрать ей мужа.


обещал креститься по католическому обряду, окрестить своих родственников и подданных, возместить нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского» [9, с. 273]. Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга, герцога Австрийского на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону1.

На съезде в Волковыске в 1385 г. условия унии были скорректированы: в соединенных государствах должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя; сначала таковым будет Ягайло, а затем -прямой потомок его и Ядвиги; ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными. Внутреннее управление в каждой из стран - раздельное. И в Польше, и в Великом княжестве - свои войска, правительство и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры [5, с. 89]. Вместе с Ягайло акт унии подписал ряд «старших князей» Скиргайло, Витовт, Корибут, Лингвен - все братья Ягайло. Они пообещали навсегда присоединить свои земли, литовские и русские, к Короне Польской. Ягайло потребовал от всех удельных князей присяжных грамот на верность «королю, королеве и короне польской», что по нормам феодального права означало переход этих князей вместе с подвластными им землями в подданство к польскому королю (134, 77).

11 января 1386 г. польское посольство вручило князю Ягайло документ, утверждавший, что он избран «королем и обладателем» королевства Польского. Великий князь, хорошо зная сложную политическую и общественную ситуацию в Польше, потребовал подтверждения этого акта «обществом». 2 февраля в Люблине представители «народу шляхетского» заявили Ягайло в присутствии его многочисленной родни и знати, что выбирают его своим «господином». Только после этого величественно-пышная процессия во главе с Ягайло направилась в Краков. В пути Ягайло принимал польских князей и вельмож, прибывавших со всех концов Польши с заверениями в почтении и покорности. Среди них находился и тайный посланец Ядвиги, которому королева поручила тщательно присмотреться к «восточному дикарю и страшилищу», как характеризовали Ягайло его противники. Узнав об этом, Ягайло пригласил этого осведомителя помыться вместе с ним в бане,

1 Эти условия дали основание ряду ученых считать, что польской стороной уже в XV в распространялся сфабрикованный документ, выдававшийся за оригинал Кревского соглашения.


после чего агент доносил королеве, что «у Ягайло тело складное и пристойное, взгляд веселый и лицо сухощавое, совсем не противный, как то другие рассказывают, в обхождении важен и смотрит государем» [9, с. 268].

Огромный обоз с богатствами, сопровождавший Ягайло, помог склонить на его сторону не только шляхту, но и большинство простолюдинов. Не поскупился Ягайло также на подарки королеве и многочисленному ее двору, щедро одарив их золотом, серебром, драгоценными камнями и дорогими тканями. Эти дары свидетельствовали о высоком уровне экономического развития ВКЛ, богатстве белорусских и литовских земель.

В связи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католика православный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали участие и его родственники, в том числе и Витовт, уже в который раз сменивший веру. Однако не все князья из окружения Ягайло согласились на перемену веры. Северский князь Федор Сангушко, новогрудский Дмитрий Корибут, слуцкий Владимир Ольгердович, пинский Василий, Мстиславский Симеон Пингвин остались православными. Через четыре дня состоялось бракосочетание новоявленного Владислава с Ядвигой. Затем Ягайло в окружении князей и рыцарства с большой пышностью направился из замка в собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям столицы и ее городскому совету1.

Уния 1385 г. не являлась только династическо-персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся как «монарх обеих стран» После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Однако фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Ягайло оказался не в состоянии (а, возможно, и не хотел) полностью выполнить свои обязательства перед поляками и соединить ВКЛ с Польшей в одно государство. Уже в привилее Ягайло 1387 г.

1 Некоторые историки (136, 152) считают, что Ягайло не только предал своего дядю Кейстута в грязном кревском деле, но и сдал ВКЛ ради польской короны


говорилось о государственно-политической независимости ВКЛ. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, во многом самостоятельной жизнью. ВКЛ сохранило свои финансы, войско, символику, проводило собственную внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.

И если бы акт 1385 г. соблюдался полностью, то не пришлось бы к вопросу об унии возвращаться больше десяти раз. Исторические документы свидетельствуют, что он обсуждался в 1401, 1413, 1447, 1451, 1453, 1501, 1503, 1564, 1566 и 1567 гг Тем не менее именно Кревская уния на века предопределила геополитическую ситуацию в этом регионе: одно из крупнейших европейских государственных образований, полиэтническое Великое княжество Литовское с православным населением на большей части территории подпадало под власть польского короля. Уния положила начало тесной и во многом драматической связи исторических судеб белорусов, украинцев, поляков и литовцев на последующие четыреста лет. Она способствовала постоянному расширению влияния Польши на Великое княжество Литовское. До 1385 г. в развитии Великого княжества доминировало белорусское начало, что проявлялось в первую очередь в культуре, государственном, официальном статусе белорусского языка. Им пользовались не только канцелярия и великокняжеский двор, но и феодальная верхушка. Широкое распространение, в том числе и на этнических литовских землях, получила кириллическая письменность. Но после Кревской унии начался тот процесс, который привел в конце XVII в. к запрещению белорусского языка в официальном делопроизводстве и замене его именно, польским.

Соотношение восточной (православно-византийской) и западной (римско-католической) конфессий на белорусских землях до второй половины XIV в. было в пользу православия, которое играло определяющую роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, являлось главным фактором, удерживающим Белую (Западную) Русь в православной цивилизации. Но после Кревской унии стали постепенно усиливаться позиции католицизма. Он приходил в ВКЛ как «польская вера», а с ее распространением постепенно усиливалось влияние польского права, польского языка и польской культуры, русская и литовская культуры стали агрессивно вытесняться. Начались практически не прекращавшиеся гонения на православие, попытки подать ее как неистинную, мужицкую веру, веру «схизматиков». Крещенный первоначально по византийскому обряду белорусский народ со временем стал поликонфессиональным, чему способствовали прежде всего политика правящих кругов и привилегии для католиков в Великом княжестве Литовском.

Вместе с тем в конце XIV - первой половине XV в. Кревская уния играла прогрессивную роль, объединяя силы обеих сторон в борьбе с агрессией


крестоносцев, представлявшей смертельную опасность для ВКЛ и Польши. Важнейшим результатом такого объединения была победа над Орденом, достигнутая на полях под Грюнвальдом (славянское название Дубровно) в 1410 г.


Междоусобная борьба

Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли ВКЛ к Польше, оттеснив при этом белорусских и литовских феодалов на второстепенные роли. И хотя Владислав-Ягайло начал поддерживать польско-католическую экспансию, ввести ВКЛ в состав Польского королевства оказалось не так-то просто. Уния плохо воспринималась не только большинством православного населения, боявшегося экспансии католического костела, но и представителями языческой литовской знати, желавшей сохранить свою независимость. Значительная часть белорусских и литовских феодалов не хотела мириться с ущемлением политической и государственной самостоятельности Великого княжества. Среди части литовских феодалов стала распространяться популярная теория происхождения литовских князей и бояр от легендарного римлянина Палемона и его спутников. При этом доказывалась древность Литовского государства, обосновывалось его право на независимое существование, подчеркивалось превосходство литовской шляхты над польской. Если верить «Хронике Быховца», литовские магнаты на съезде в Луцке заявляли: «мы шляхта старая, римская», а поляки «были люди простые» и гербы свои приобрели от чехов «великими дары» [7, т. 32, с 153].

На территории Беларуси продолжалась борьба против Ягайло и его политики, в результате чего король и польские магнаты вынуждены были отказаться от инкорпорации ВКЛ в Польшу, как это следовало из точного смысла акта 1385 г Андрей Ольгердович, набрав ливонских рыцарей и латгальских воинов, при поддержке князя смоленского Святослава ударил на Великое княжество. Он заявил при этом, что Ягайло, приняв католичество, не может быть властителем Литвы и Руси. Нападение отличалось особой жестокостью. Особенно усердствовал в зверствах смоленский князь Святослав. Летописи рассказывают ужасы про его неистовства: «Мучиша христиан иже ни в поганых ратех то не слышах таковых мук. Мучаше христиан сбираху и запираху во избах и зажигаху. А другие великие храмы очепы поднимаху и пленников под стены кладаху главами и зажигаху. А иные жены и дети на коле тыкаху» [61, № 1, 1996, с. 33]. Полочане во главе с Андреем Горбатым отстояли свой город, однако Андрей полоцкий занял города и замки Дрисса, Друя, Лукомль Святослав Смоленский осадил Витебск, Оршу и Мстиславль. В то же время в пределы ВКЛ ворвался отдельный отряд ливонских крестоносцев, который дошел до Вильно и


Ошмян Стремясь укрепить союз с крестоносцами, Андрей Ольгердович подписал акт о передаче «Полоцкого королевства» в вечное владение ливонскому магистру, который гарантировал опеку Ордена над полоцким князем и его наследниками. Одновременно Андрей получал Полоцкую землю в качестве лена из рук магистра.

Собрав войско, трокский князь Скиргайло, брестско-гродненский Витовт, новгород-северский Корибут выступили к Мстиславлю, который осаждали войска смоленского князя Святослава. В кровавой и страшной битве смоляне вместе со своими союзниками - крестоносцами были разгромлены. Святослав со многими своими боярами погиб, его сыновья Глеб и Юрий попали в плен После этого войска Великого княжества ударили на Полоцк, взяли его, а князя Андрея Ольгердовича, захваченного в Лукомле, заковали в цепи и отослали к королю В Полоцке стал княжить Скиргайло, в смоленском княжестве он «посадил» своего ставленника Установление контроля ВКЛ над Смоленском имело важные политико-международные последствия. Оно сблизило Москву и Тверь, заключивших антилитовский союз. Их поддержал также и рязанский князь Олег

Осенью 1386 г. Ягайло навестил в Витебске свою мать, посетил Полоцк и другие города Великого княжества. Целью этой поездки, несомненно, было разъяснение своей будущей политики в новой ситуации с тем, чтобы развеять враждебное отношение к себе как к государственному деятелю. Скорее всего, не везде находил он должное понимание и поддержку. Обстановку накалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду «страны свои Литвы и Руси». И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите значительное число представителей католического духовенства, насторожились язычники и православные Многие стали убегать из Великого княжества преимущественно в московские и рязанские земли. Именно в это время религиозные проблемы в княжестве приобрели серьезное политическое звучание.

И действительно, с принятием Ягайло католичества стала меняться социально-политическая и правовая ситуация в белорусских землях Великого княжества Чтобы укрепить свое положение, «король польский, великий князь литовский и преемник Руси» Ягайло в 1387 г. издал привилей (законодательный акт), который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную политическую и экономическую элиту эти привилегии не распространялись. Такой недальновидный, вызывающе пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт не только вызвал недовольство, но и породил «антилитовские настроения» Тем более, что договор 1401 г. снова противопоставлял феодалов католического


вероисповедания православным. В постановлении Городельского сейма 1413 г. устанавливалось, что только «католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. Православные феодалы лишались права избрания великого князя. Его могли избирать только «господа и шляхтичи земли литовской, сторонники христианской религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другие поганые» [8, с. 123]. Здесь же подтверждался запрет на браки между католиками и православными.

Католическому духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что Ягайло стал следовать их советам. С целью ускорения католизации государства он в 1387 г. не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными владениями с людьми - примерно 50-60 деревень с 600 дымами подданного населения. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы. Около 1390 г. они были заложены в Бресте и Минске. В феврале 1387 г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось крещение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества.

Ягайло столкнулся со сложной внешнеполитической проблемой. Габсбурги начали доказывать в духовном суде в Риме незаконность его брака с Ядвигой, а значит, и провозглашения его королем польским. Польские судьи, в свою очередь, признали, что единственным законным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Урбана VI и крестоносцы. Они утверждали, что принятие Ягайло католической веры лживое, как и крещение им Литвы. Поддерживавшая Ягайло часть духовенства, и особенно епископ краковский Петр и епископ познанский Доброгост, в свою очередь, представили папе перечень необыкновенно щедрых пожертвований короля вилен-скому епископству, отдаленным костелам. Передана была папе и богатая «десятина» от крещеных подданных короля Ягайло. Знал папа, конечно же, и о том, что во всех делах христианизации языческого населения личное участие принимал Ягайло, почти год безвыездно находившийся в Великом княжестве. Трудно сказать, что явилось решающим для папы, однако весной 1388 г. Ягайло и Ядвига получили благословение и поздравительную буллу папы римского. Это означало, что наивысшим авторитетом того времени литовско-белорусский великий князь, ставший королем польским, ставился в один ряд с королями других держав.

Во всех делах этого периода Ягайло опирался на помощь своего брата трокского князя Скиргайпо-Ивана, который, кстати, к этому времени был православным и никогда уже не отступался от этой веры. С ним Ягайло делил власть в стране и после смерти Кейстута отдал брату его удел. Уезжая осенью 1387 г. в Краков, Ягайло, как отмечено в «Хронике Быховца»,


«...губернатором поставил в Вильно и на Великом княжестве Литовском брата своего Скиргайлу» [9, с. 281], подняв его «выше всех братьев». И действительно, Ягайло увеличил его владения. В 1387 г. он придал ему к Трокскому княжеству еще и Полоцкое, отнятое у Андрея Ольгердовича, а также Минск и ряд других белорусских волостей. В выданной по этому случаю грамоте Ягайло обязался не отнимать у Скиргайло его владений, не слушать и не давать веры лихим людям, которые будут доносить на него, держать его выше всех братьев и слушать его больше, чем других, никому не давать в обиду и т.п. Кроме того, Ягайло старался ублаготворить бояр, даря им новые права и вольности.

Усиление влияния Скиргайло и возвышение его фактически до второго лица в Великом княжестве с неодобрением было встречено Витовтом, которому к тому же король не дал обещанную часть Волынской земли с городом Владимиром. Этим сразу же воспользовались силы, заинтересованные в возрождении междоусобицы. Ягайло донесли в Краков, что Витовт будто бы переписывается с московским князем и не иначе как готовит измену. Люди короля переняли возле Витебска посланца Витовта в Москву, и Ягайло, не стесняясь в средствах, допросил его, стремясь добиться нужных показаний. Витовту также постоянно нашептывали «доброжелатели», что слуги Скиргайло готовят лично против него заговор. Из-за всего этого в отношениях Олыердовичей и Кейстутовичей снова стала усиливаться напряженность, готовая вот-вот вылиться во враждебность и братоубийственную войну.

В 1389 г. по инициативе королевы Ядвиги в Люблине состоялась встреча Скиргайло и Витовта. Последний обязался не слушать доносы и во всем помогать двоюродным братьям, однако, возвратившись в Луцк, начал готовить против них выступление. Собрав многих князей и бояр ВКЛ, он начал «перед ними печаловаться» по поводу того, что чужестранцы завладели Великим княжеством. Князья и бояре с полным пониманием и сочувствием отнеслись к сетованиям Витовта и приняли решение овладеть Вильно. Витовт нашел также всеобщее сочувствие и поддержку среди населения ВКЛ, так как заявил о необходимости восстановления независимости ВКЛ. Собрав в Гродно значительное войско, он напал на Вильно, но взять замки не смог и вместе со своей семьей направился в Черск к князю Янушу и своей сестре Анне-Дануте. Однако мазовецкие властители не захотели портить отношения с Краковом и Вильно и в помощи Витовту отказали. Тогда он при посредничестве плоцкого князя Земовита вступил в переговоры с Ольгер-довичами. Однако Ягайло, в отличие от Скиргайло, занял по отношению к мятежнику непримиримую позицию. Последний волей-неволей был вынужден в конце 1389 г. с семьей и многочисленной свитой направиться к крестоносцам. Те, исходя из своих стратегических интересов ослабления как Великого княжества, так и Польши, приняли его. Однако, помня


недавнюю измену Витовта, они на этот раз взяли в качестве заложников его жену Анну, сестру Рингалу, брата Сигизмунда, а также сотню свитских бояр. Кроме того от Витовта потребовали торжественной присяги и подписания заверений, что после утверждения в Великом княжестве он будет верным подданным Ордена. Еще одним требованием крестоносцев было возвращение долгов за содержание, оружие и продовольствие, которые он получит. Витовт на все условия согласился, присягнул на Священном Писании и при многочисленных свидетелях подписал все необходимые документы.

Сепаратистские устремления Витовта нашли поддержку у значительной части населения Великого княжества. К нему потянулись и бояре, и простые люди. В этом выражалась позиция литовских и белорусских феодалов, стремившихся восстановить свою политическую роль в Великом княжестве, а социальных низов - улучшить свое положение и получить награду после победы. И те и другие поддержали борьбу Витовта с Ягайло, которая продолжалась до 1392 г. Крестоносцы также готовились к наступлению. Они объявили о предстоящем походе во всей Европе, и рыцарство с целью «распространять среди язычников и схизматиков правдивую веру Христову» на востоке потянулось в орден. Назревала большая война. Причем она началась в обстановке, когда, как говорится в «Хронике литовской и жемайтской», «наступило разделение на две части. Одна часть бояр и простого народа за Витовта, а другая за Скиргайло стояла и содействовала» [9, с. 286].

В августе 1390 г. 40-тысячное войско под началом Витовта и великого комтура Конрада Валенрода, в том числе и 300 англичан под командованием графа Дерби - будущего короля Генриха IV «...на Троки пошли. Добыли их с замком частыми штурмами, сожгли и разрушили и пошли на Вильно» [9, с. 285]. Недалеко от города на реке Вилии наступавшие встретились с армией Скиргайло, состоявшей из белорусских, литовских воинов и отряда польских рыцарей, присланных Ягайло. Битва была жестокой и продолжительной. «Хроника...» сообщает, что «Литва и Русь отвагой, как то в доме «своем» вылучалися, а немцы оружием и мощью побеждали». И не выдержало напора войско Скиргайло, и побежало «где кто смог» к Вильно.

4 сентября Витовт и Валенрод осадили Вильно. Деревянный замок в Кривом городе защищал гарнизон под началом родного брата Ягайло, князя Мстиславского Коригайло-Казимира. При появлении войска Витовта его сторонники подняли бунт в замке, подожгли его изнутри и набросились на сподвижников Скиргайло. Одновременно осаждавшие ворвались в замок. Немцы схватили князя Коригайло и потащили к Витовту. Тот приказал


отсечь двоюродному брату голову, насадить ее на копье, как бы показывая осажденным, что их ждет, если не сдадутся1.

Каменный Высокий замок устоял. Его с необычайной стойкостью защищали белорусские воины и польский отряд во главе с братом Ягайло пинским князем Наримунтом. Он был душой обороны, крепко бился сам и воодушевлял других. Чтобы обезглавить защитников замка, один из знаменитых крестоносцев вызвал его на поединок. Как человек чести князь, вопреки уговорам осажденных, выехал из замка и вступил в бой. «Хроника...» сообщает, что «когда они выехали в поле, один другого мужественно ударили копьями, Наримунт был сбит с коня копьем». Вопреки правилам рыцарского поединка, его связали и потащили к Витовту Тот приказал Наримунта «за ноги на вязовом дереве подвесить... и стрелами сам собственноручно его расстрелял» Происходило все на глазах у осажденных, но это не поколебало их стойкости. Через три месяца Витовт и его союзники - крестоносцы, убедившись в бесплодности попыток взять замок, сняли осаду и с награбленным добром и пленными ушли в Пруссию и Ливонию.

Естественно, Ягайло не остался в стороне от этих событий. Как отмечается в «Хронике...», «король Ягайло сначала пошел к замкам, где Витовт посадил немцев». После длительного штурма была взята Брестская крепость. «С большими трудностями» была добыта и Каменецкая. После этого Ягайло пошел на Гродно, куда на помощь ему прибыл Скиргайло вместе с киевским князем Владимиром и Корибутом-Дмитрием из Новгорода-Северского. Витовт с прусскими крестоносцами пришел на помощь осажденным. Но через 50 дней осады Гродно был взят королевскими войсками. Одновременно союзник Ягайло, мазовецкий князь Януш, занял Дрогичин, Вельск, Сураж и другие более мелкие крепости.

Это не остановило Витовта в его стремлении не только утвердиться, но и захватить владения родственников. Поскольку в оказании ему дальнейшей поддержки крестоносцы не проявляли энтузиазма, он подтвердил свои прежние территориальные уступки и «заложил им землю Жемайтскую за триста тысяч золотых». Соглашение, которое называлось «вечным миром», было подписано и скреплено печатями 12 октября 1389 г. на Неманском

1 В то время подобные взаимоотношения, когда отец шел на сына, родные братья сходились на поле сечи, племянник убивал дядю и т.п, воспринимались как само собой разумеющиеся Тем более, когда это была борьба за власть, а по представлениям того времени для этого подходили асе средства, даже и такие, которые сегодня считаются аморальными и бесчеловечными. Это же относится и к смене веры. Витовт перешел в католичество в 1382 г., затем через короткое время - в православие, а в 1385 г. - опять в католичество


острове Салине. Оформлялось оно чрезвычайно торжественно: присутствовали сам великий князь Витовт, великий магистр Тевтонского (Прусского) и магистр Ливонского орденов, маршалки, комтуры и братья-рыцари этих орденов, а в свите Витовта - паны-рада, князья и бояре-рыцари. По свидетельству представителя крестоносцев Кибурта, среди них были князья Юрий Пинский, Михаил Заславский, Александр Стародубский, Иван Голь-шанский, Иван Друцкий. Витовт и весь его двор говорили по-белорусски. В мае 1404 г. Витовт подтвердил условия этого соглашения. Он, конечно же, рассчитывал не только на крестоносцев и западных рыцарей, которым щедро платил, но и прежде всего на поддержку населения Великого княжества, особенно его западной части, где пользовался авторитетом и популярностью. Кроме того, Кейстутовича поддерживала Полотчина.

В сентябре 1391 г. начался новый поход Витовта и Валенрода на Великое княжество. На Вильно двинулась 46-тысячная, вооруженная «пушками и иными многими приспособлениями» армия. Всему окружающему миру было объявлено о походе, который принесет окончательную победу христианскому рыцарству над «язычниками и еретиками». Хотя вскоре великий магистр с основными своими силами повернул назад, в Пруссию, Витовт с же-майтскими, полоцкими хоругвями и немцами-наемниками продолжил войну. Ему удалось разбить под Вильно войско Скиргайло, сжечь Кривой город.

Для спасения своей власти в ВКЛ Ягайло расставил польские гарнизоны чуть ли не во всех городах княжества. Но жители, соединяясь с войсками Витовта, нападали на польские отряды и истребляли их. С целью лишения Витовта поддержки литовцев Ягайло назначил его брата князя Керновского Вигунта великим князем Литовским. Однако Вигунт в это время умер.

Проанализировав ситуацию, Ягайло и его союзники пришли к выводу, что вооруженная борьба с Витовтом может затянуться на долгие годы и кроме унижения, а то и подчинения крестоносцам Великого княжества ничего не даст. Решено было начать переговоры с Кейстутовичем. Проявив политическую зрелость и мудрость, умение отходить от максималистских доктрин и находить достойные компромиссы, король обратился к нему: «Не губи больше той земли... отечества свое и наше, пойди, брат, до нас на согласие и в великую любовь братнюю Возьми себе великое княжение в Вильно, престол великого дяди своего Ольгерда и отца своего, великого князя Кейстута» [9, с. 257].





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...