Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Архитектоника изучает соотношение между главными и подчиненными элементами сценария, связь между отдельными частями и функциональное значение этих частей, т.е. рассматривает конструкционную основу сценария. Если мы говорим об архитектонике сценария, необходимо отметить ее связь с архитектоникой драматургического произведения. Основную схему, которая всегда должна присутствовать в таком произведении, принято называть гегелевской триадой, поскольку именно Гегель в свое время обратил внимание на необходимость именно следующих трех компонентов:
1) начало борьбы; 2) ход борьбы; 3) результат борьбы.
Первыми же трактами по теории драмы являлись работы Аристотеля, который определил структуру драмы, состоящую из шести частей:
· сказание (фабула);
· характеры («этос», «нравственная направленность деятельности персонажей);
· речь («лексис»);
· мысль («дианоя», «способ мышления персонажей»);
· зрелище (сценическая интерпретация драмы);
· мелос (синтез слова и музыки в греческом театре).
Аристотель так же выделил три основных момента:начало, середину и конец,- всегда родившиеся и развивающиеся из единства действия.
Проблемы композиционного построения драматургического произведения рассматривались в работах Буало «Об искусстве поэзии», Д. Дидро «Трактат о драматургической поэзии», Лессинга «Гамбургская драматургия», Фрейгата «Техника драмы», в работах М.В. Ломоносова и т.д.
Сценарий всегда состоит из эпизодов, именно это эпизодное построение драматургия сценариев переняла у драматических произведений. Каждый эпизод сценария должен иметь свою внутреннюю наполненность и закончиться прежде, чем начнется следующий. Отсюда можно говорить, что движение мысли автора к сверхзадаче всегда идет от эпизода к эпизоду.
Но необходимо так же отметить, что в сценариях существуют еще меры членения, большая и меньшая, чем эпизод.
Эпизод – внутренне (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в которой единицы сценической информации сюжетно и тематически связаны.
Единицы сценической информации – любые элементы театрализованных представлений и праздников, подвергающие зрителя чувственному и психологическому воздействию.
-32-
конкретные факты и события, реальные образы, которые волнуют эту общность. Чтобы раскрыть важные социальные вопросы на доходчивом для аудитории материале, сценаристу необходимо наличие фактического материала.
Факты жизни - реальные факты и события, происшедшие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, а также реальные события, зафиксированные в документах - фотографиях, магнитофонных записях, письмах, официальных документах.
Используя в сценариях культурно-досуговых программ искусство как выразительное средство, мы иллюстрируем основной сюжет или усиливаем с помощью уже существующих образов силу тех или иных компонентов сценария.
Факты искусства - все жанровое разнообразие произведений искусства, а также их фрагменты (музыкальные, поэтические, хореографические, пластические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов, номера различных видов и жанров любительского и профессионального искусства).[19]
Очень часто удачно вмонтированный факт искусства может быть сердцевиной эпизода. Кажется, что не так трудно подобрать «факт искусства», отвечающий идее сценария и становящийся частью единого целого. Но на самом деле это сложная задача, которая требует от сценариста умения сочетать идею, темпо-ритм, художественную образность и выразительность всех компонентов сценария.
Анализ «фактов жизни» и «фактов искусства», в которых сценарист ищет подтверждение своих авторских позиций, является продолжением движения от конкретной отправной точки, в качестве которой принято считать сверхзадачу.
В настоящее время существует три приема использования «фактов жизни» и «фактов искусства» в культурно-досуговых программах:
· Иллюстративный. В случае использования этого приема «факты жизни» имеют в себе цель подтвердить «факты искусства», усилить тем самым агитационное влияние данного произведения.
· Комментаторский. «Факты искусства» комментируются «фактами жизни».
· Ассоциативный. Сочетание в эпизодах «фактов жизни» и «фактов искусства» производится по ассоциативному методу.
-25-
- динамические декорации - основанные на движении, перемещении и трансформации, приобретающие разный семантический смысл в тех или иных эпизодах и блоках сценического представления;
- игровые декорации - художественные детали (реквизит, атрибутика), используемые исполнителями и имеющие функциональное значение в сценическом действии;
- световые декорации - эффекты, создающие атмосферу сценического действия - дождя, снега, ночи, сумерек, утреннего восхода;
- фото-видеодекорации - современный эффективный способ оформления сценического пространства с помощью проекционной аппаратуры;
- внерамповые декорации - декоративные элементы, вынесенные за пределы традиционного сценического пространства. Это декоративное оформление клубных залов и гостиных, пространственной среды улиц, двориков, площадей, парков.
В условиях культурно-досуговой деятельности местом проведения программы может быть сцена, площадка на открытом воздухе - парк, стадион, улица, дворик, а также нетрадиционные площадки - зал музея, кафе и другое. При организации пространства и мизансценического расположения участников программы необходимо учитывать и расположение зрительской аудитории, создающее вместе досуговое действо, основным критерием которого выступает комфортность всех элементов взаимодействия - восприятия, общения и активного участия.
Свет - одно из эффективнейших художественно-постановочных средств, тесно связанное с декоративным оформлением сценического представления. Современная светопроекционная аппаратура значительно расширяет возможности создания сценических эффектов от иллюстративного декорирования, создания общего зрелищного фона до самоценного, самостоятельного светодействия, дополняющего и раскрывающего отдельные элементы содержания представления и его целостный художественный образ. Свет, соединенный с музыкой, создает уникальный образный эффект, органично синтезирующий визуально-зрелищную и звуковую выразительность. Современная проекционная аппаратура позволяет создавать динамические светоэффекты - движение облаков, падающего снега, летящих птиц, игры цвета и многое другое, что значительно дополняет и углубляет темпо-ритмическую основу и общую эмоциональную атмосферу сценического представления. Технология использования света требует наличия современной светоаппаратуры, гибкой системы централизованного управления, специалистов-светотехников и создания в процессе режиссерско-постановочной деятельности светопартитуры - организационно-постановочного документа, отражающего использование световых эффектов во времении пространстве сценического представления.
-26-
Особыми художественно-декоративными свойствами обладает костюм. Костюм всегда был частью вещественного окружения человека, отражая его бытие, национальный характер, городскую или деревенскую среду, сословные различия. Костюм, как явление стремительно меняющейся моды, выступал идеалом красоты, проявляющейся в восприятии человеческого тела, в манере одеваться, двигаться, танцевать. Древние греки в костюме стремились отразить совершенство человеческого тела -пропорциональность, гармонию соотношения частей и целого.
Сценический костюм - это одновременно и элемент пластики, и зрелищно-декоративный элемент, отражающий целостный образ действующего персонажа, сообщающий ему и предопределяющий его характер, манеры общения к поведения. Костюмы, используемые в сценической постановке, можно условно представить такими видами - исторический костюм, современный, народный (национальный), ретро-костюм, официальный, вечерний, повседневный, праздничный, клубный костюм, маскарадный, костюм-техно, костюм-трансформер, сказочно-фантастический и другие.
Данная «классификация» костюма, не основываясь на каком-либо определенном признаке, все же содержит некий набор правил, которые должен учитывать режиссер-постановщик, отбирая костюмы для своего сценического представления. Так, например, исторический или национальный костюмы могут быть аутентичными (подлинными) или стилизованными, отражающими общие, но типичные черты костюма того или иного времени; ретро-костюм отражает относительно недавно ушедшее историческое время и может быть подлинным,или стилизованным отдельными деталями; парадный (официальный) костюм требует строгого соблюдения цветовой гаммы; вечернему костюму свойственна романтичность и некая раскованность формы; маскарадный - полная замена имиджа действующего лица; костюмы для постановки представлений-сказок определяются жанром сказки и могут быть смоделированы художником-дизайнером на основе своих творческих представлений о персонажах сказки в тех или иных предлагаемых обстоятельствах.
Музыку формально можно считать вторым, после живого слова, значимым выразительным средством, обеспечивающим художественную направленность культурно-досуговой программы. Однако музыка в драматургии программы занимает практически все ее «пространство», выполняя при этом важные смысловые и композиционные функции, часто отводя другим выразительным средствам фрагментарное место.
Музыка дает возможность более глубоко вскрыть эмоционально-смысловой подтекст содержания программы, акцентировать внимание зрительской аудитории на ее узловых событийных моментах, подчеркнуть эмоциональную природу социального конфликта отражаемого события,
-31-
В сценариях культурно-досуговых программ сверхзадача является педагогической целью, основным звеном сценария. Именно сверхзадача определяет способы воздействия для достижения результата. Поэтому создание сценария – художественный, психолого-педагогический и агитационный процесс. Сквозное действие спектакля напрямую связано с конфликтом. Вскрыв конфликт пьесы, драматург определяет противоборствующие стороны. Тот путь борьбы, который, по мнению постановщика, направлен на достижение поставленной цели, который устремлен к сверхзадаче спектакля, через который осуществляется призыв к зрительному залу, вот этот путь борьбы и будет сквозным действием спектакля. Те же устремления, которые направлены на подрыв сверхзадачи, которые противоборствуют ее торжеству и осуществлению, - они-то и являются контрсквозным действием.
Конфликт существует только в процессе борьбы двух сторон, и развивается по определенным законам, включающих в себя событийный ряд, который является этапами развития сквозного действия. Сквозное действие в отличии от сверхзадачи начинается с поднятием занавеса и заканчивается с закрытием его. Все события спектакля проходят на глазах у зрителя, и связываются между собой сквозным действием, которое ведет их к сверхзадаче.
Сквозное действие спектакля связано с темой пьесы, ибо тема, как проблема, является зародышем конфликта. В спектакле же тема становится содержанием сквозного и контрсквозного действий, ясно обнаруживая две стороны проблемы: за и против. И в каждом событии, в этапах событийного ряда борются силы сквозного и контрсквозного действия, материализуя тему-проблему пьесы.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!