Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различных периодов Священной истории. 8 страница



Два месяца сбор (оливок),

Два месяца сев (зерновых),

Два месяца поздний сев,

Один месяц обмолот льна,

Один месяц жатва ячменя,

Один месяц жатва и праздники,

Два месяца сбор винограда,

Один месяц сбор летних плодов.

Резкие перемены археологически фиксируются со времени Соломона - Израильская держава тогда становится активным участником многих событий древней истории, и потому мы имеем массу сведений об этом периоде. Активная строительная (3 Цар. V-IX) и торговая деятельность (3 Цар. IX, 26-28; X, 28-29) Соломона основывалась на союзе с тирским царем Хирамом I (3 Цар. IX, 10-14). Ко времени Давида и Соломона Тир превратился в крупную торговую, произошло это в силу следующих событий. В XIII-XII вв. до Р.Х. вторжение израильтян и филистимлян сократили территорию ханаанеев, которые все более концентрировались в Финикии. Во время одного из набегов филистимлян был разрушен Сидон, жители которого переселились в Тир.

К северу от Финикии погиб Угарит. Тир, который и до этого, вероятно, активно участвовал в западных связях Восточносредиземноморского побережья, теперь стал главным центром западной торговли и западных путешествий. К тому же именно в этом городе после временного разрушения Сидона собралось особенно много населения, и это демографическое напряжение надо было снять выселением части людей за море. Это, возможно, и вызвало начало активной колонизационной деятельности Тира. В результате первого этапа колонизации в разных местах Средиземного и Эгейского морей возникли тирские колонии. Золото и серебро, притекавшие в Тир из отдаленных районов Западного Средиземноморья и севера Эгеиды, обогатили этот город. Торговля с западом в значительной степени обеспечивалась сохранившейся сетью факторий и колоний. Эти колонии стали частью Тирской державы, выплачивая дань тирскому царю.

Подобный расцвет Финикии связывают с именем тирского царя Хирама I (969-936). В 20 лет он стал царем, отодвинув суффетов (судей). Создавал огромные постройки, осваивал Кипр. Им было начато построение Тартеса (Фарсис) в Испании, где производилась добыча золота, серебра, меди и железа. Отсюда шли корабли в Британию за оловом и далее – за янтарем. Хирам был и великим строителем - восточную часть острова Тира он расширил, присыпав целую часть, в греческое время называвшуюся Еврихором и служившую площадью для базаров и народных собраний. Раскопки действительно обнаружили здесь насыпной песок вместо скалы древних частей. Стоявший на особом островке храм Ваала небесного он соединил с городом, засыпав пролив, и пожертвовал в этот храм золотую колонну. Кроме того, о нем сообщают, что он ходил против африканской Утики, не желавшей платить податей. Финикийские колонии существовали в дельте Нила и Персидском заливе. Тир - был центром мировой торговли, в которой участвовал и Соломон (3 Цар. X, 22).

Совместные экспедиции израильтян и финикийцев на финикийских кораблях (рис.50)

в Африку (страна Офир - эфиопское побережье Красного моря) привели к контактам с царством Сава (Шеба) (3 Цар. X, 1-13). Это государство находилось на юго-востоке Аравии, на территории нынешнего Йемена. Сава разбогатела на торговле специями, золотом и драгоценными камнями со странами Средиземноморья. В X в. царица Савская посетила Соломона. В Марибе - древней столице Савы - археологи нашли остатки древней плотины и развалины храма лунного бога (его изображение см. на рис.51).

Найдены здесь и надписи на южно-семитском алфавите. В ходе раскопок 1999 г. были найдены развалины величественного дворца правителей этой части Древнего Востока.

Масштабы предприятий Соломона стали понятны после многолетних раскопок Н. Глюка в заливе Акаба "в Ецион-Гевере, что при Елафе" (3 Цар. IX, 26). В 1938 г. американской экспедицией производились раскопки в Тель-эль-Хелейфэ на берегу Акабского залива. Тогда был открыт древний город Эцион-Гебер (впоследствии Эйлат). Здесь было обнаружено здание плавильни с соответствующим оборудованием.

В ходе второго сезона раскопок (1939 г.) стало ясно, что город имеет четыре наслоения, из которых первое датируется X - IX в. до Р.Х. т.е. временем Давида и Соломона. Важнейшим результатом второго сезона стала расчистка мощных оборонительных стен, сложенных из сырца. Обнаружено было много остатков производства бронзы и железа. Среди остатков третьего слоя (эпоха Разделенных царств) особо интересны древнееврейские надписи VIII - V вв. до Р.Х., подтвердившие его использование и в этом периоде (см. 4 Цар.).

Дальнейшие раскопки привели Н. Глюка к следующим выводам. Из Ецион-Гевера шли пути к копям и плавильням Синая, большим и малым, легко опознаваемым по черным шлакам и отвалам. Крупный пункт - Хирбет Нахаш (Медные руины) сохранил остатки сырья, отходов производства и продукции. Рядом проходят медноносные жилы Умм-аль-Амад. У самого залива Акаба (библ. Елаф) найдено около 20 плавильных печей. Судя по меняющимся надписям - древнееврейским и идумейским - Ецион-Гевер был местом постоянной борьбы между Израилем и Идумеей.

При Соломоне разработки, видимо, достигли максимального размаха. Пища доставлялась из Израиля, дрова - с гор Идумеи. Эцион-Гебер был и морским портом Соломона. Расширение власти Соломона хорошо проиллюстрировано цепью крепостей (около 50), исследованных в Негеве - вплоть до Кадес-Варни на Синае. Тогда же на плоскогорье Негева, у водных источников находившихся на пути из Иерусалима в Ецион-Гевер возникли земледельческие поселения колена Симеонова, обеспечивавшие непрерывность государственной территории, представленной на рис.52.

Карта этих поселений, обследованных Н. Глюком, представлена на рис.53.

Согласно Св. Писанию эпоха Соломона была временем осуществления огромной строительной программы, что вполне подтверждается данными библейской археологии. Наиболее известное сооружение того периода храм Иерусалимский.

О храме Соломона, описание которого находится в 3 Цар. VI-VII, мы можем говорить лишь на основании косвенных археологических данных в силу того обстоятельства, что хотя от этого строения ничего и не осталось, однако сейчас мы можем составить представление о нем на основании исследований других культовых построек Сиро-Палестинского региона. Как упоминалось выше, Соломонов храм, построенный финикийскими мастерами, повторял общие формы храмов, традиционные для ханаанейской храмовой архитектуры того времени: трехчастная схема с расположением всех трех компонентов на одной оси. Подобная схема храмов утвердилась во Святой Земле еще в конце среднего бронзового века, и во времена Патриархов стала основной для создания храмов в Эбле, Мегиддо, Сихеме и проч. Удержалась эта схема в культовых постройках финикийцев и карфагенян, а в Сирии просуществовала до VIII-го века до Р.Х. (храм в Тель Тайнате). Заимствования безусловны: к примеру фланкировавшие вход в храм медные колонны Иахин и Воаз, не имевшие параллелей в скинии Моисеевой, часто являлись принадлежностью финикийско-ханаанейских культовых сооружений. В святилищах Тель Тайната и Джибана колонны эти находятся в притворе, а у финикийцев, понимавших их как столбы Мелькарта (Геракла, Геркулеса) - у входа (храм в Асоре, см. также глиняную модель храма из Тель эль-Фары - рис.54).

На рис.55 показаны предполагаемые реконструкции храма Соломона, сделанные на основании вышеупомянутых аналогов.

Ханаанейскими традициями, общими для всего Восточного Средиземноморья, было обусловлено также широкое употребление кедра при построении храма Соломонова - подобные свидетельства представляют святилища в Лахише и Тель Квазиле.

Храмы Сиро-Палестинского региона широко представляют и другие особенности храма Соломонова: орнаментальные решетки, пальметки, плоды и цветы, цветы и бордюры - в виде инкрустаций, резьбы по дереву и кости и т.д. (см. 3 Цар. VI, 18-22).

То что кладка храма Соломонова была также финикийской, говорит тот факт, что парадные каменные постройки, распространившиеся в Израиле только лишь с этого времени, обычно следуют финикийской строительной практике (чередование продольного и поперечного положения длинных и узких каменных блоков).

Херувимы храма Соломонова имели еще более распространенное употребление в библейских странах. Это были не крылатые дети, известные по виллам Помпей, а крылатые быки или львы с человеческими головами (рис.56).

Смысл их употребления во Святом святых объясняется частыми находками царских тронов, представлявших собой сиденье, укрепленное между двумя херувимами. Отражая эту традицию, авторы книг Ветхого Завета восседание на херувимах воспринимают как свидетельство царской власти. То, что для них Бог Израилев виделся Царем, восседающим на херувимах (т.е. на царском троне) (1 Цар. IV, 4), объясняет, возможно, безбоязненность восприятия Соломоном и его окружением финикийских традиций для сооружения храма Единому Богу: при сохранении всех вышеприведенных особенностей, важнейшим отличием храма Соломонова от финикийских святилищ было то, что в самом святом помещении, где ханаанейский храм предполагал размещение фигуры божества либо его символа, находился трон, на котором восседал Невидимый Царь Израилев, реальное присутствие Которого во Своем храме и на Своем престоле (троне), было общим убеждением ветхозаветной церкви. В этом случае подножие ног Божиих, которому призывает поклоняться Псалмопевец - Ковчег Завета. Подобное понимание херувима (тельца) объясняет также и то, почему культ тельцов в десятиколенном царстве не стал совершенно языческим - поклонение, по мнению многих библеистов воздавалось не тельцу-херуву, а Восседавшему на нем Единому Богу.

Раскопки объяснили также слова о том, что окна в храме Соломоновом были "глухие с откосами" (3 Цар. VI, 4) - судя по сохранившимся финикийским параллелям - это окна бойничного типа - широкие внутри помещения и узкие - снаружи.

Долгое время библеистов смущал вопрос о том, как могли тяжелейшие каменные блоки храма Соломонова, вытесанные заранее, фиксироваться так, что "ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его" (3 Цар. VI, 7). Ответ дала практика финикийских строителей, собиравших значительные сооружения из заранее заготовленных блоков, фиксировавшихся распорками из сухого дерева, потом разбухавшего от естественной влажности. Вполне возможно, на эту практику указывает стих 3 Цар. VI, 10, не совсем понятый масоретами.

Интересно, что текст LXX лучше передает особенности отделки Соломонова храма, чем текст масоретский. Последние, не знавшие традиций давно прошедших времен, так адаптировали к своему пониманию некоторые особенности, оставшиеся в прошлом, что наш синодальный текст, следующий масоретскому, иногда приводит читателя в тупиковую ситуацию. Так, в 3 Цар. VI, 18 сообщается о том, что кедровая обшивка внутренних стен храма была покрыта резьбой, а стих 22 говорит о том, что эта внутренняя поверхность была покрыта золотом - что давало некоторым толкователям считать, что золотые листы накрыли резную обшивку. В действительности же храмы того времени украшались внутри и резьбой и золотой инкрустацией, как о том и свидетельствует Септуагинта. Также и пол в храме был не выложен золотом, как говорит масоретский текст, но им инкрустировн - вполне возможно точно так же, как храм в Мегиддо, пол которого был покрыт звездами Давида.

Точно так же вызывало сомнение сообщение, что массивные двери храма были изготовлены из золота (3 Цар. VII, 50) - ведь это столь мягкий материал, что петли не выдержали бы продолжительного употребления. Ответ заключается в том, что золотой инкрустацией, скорее всего, были покрыты и двери храма, а на железных петлях были видимо золотые накладки.

О том, как была устроена крыша храма Соломонова (ведь она не должна была протекать), говорят раскопки святилища в Вефсамисе: сверху насыпали слой вулканического туфа, утрамбовывали глиной, а далее клали слой известковой глины, закатывавшейся каменным катком.

Интересно, что несоответствие в описании давира в 3 Цар. и у пророка Иезекииля, считавшего, что давир отделялся от храма трехметровой стеной (Иез. XLI, 3), объясняется общей Сиро-Палестинской практикой отделения Святого святых каменной стеной.

Точно также раскопки храмов в Араде и Бейт-Шане объясняют то, почему высота Святого святых на пять метров меньше, чем высота всего храма: в Араде и Бейт-Шане Святое святых находилось на возвышении, куда шли ступени.

Археологические раскопки показали и то, как из 12 камней складывался жертвенник. Жертвенники в Араде, Мегиддо, Дане и Вирсавии, увенчанные рогатыми венцами, состояли из трех рядов камней - причем в каждом ряду их было четыре. Эти жертвенники примечательны и тем, что их создатели поступали по-фарисейски - исполняя лишь букву закона, повелевавшего создать "жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа" (Втор. XXVII, 5; Ис. Нав. VIII, 31) - камни жертвенников обработаны, но не железом, орудия из которого уже прочно вошли в быт израильтян, а с помощью бронзовых пил.

Находка этих жертвенников разрешила еще одно недоумение библеистов: согласно 2 Пар. IV, 1, жертвенник в храме Соломоновом был не каменный, а медный, или по некоторым спискам - бронзовым. Кроме того, что это не соответствует повелению о создании жертвенника из камня, совершенно непонятно, как такой жертвенник мог выдерживать огонь, круглосуточно на нем горевший (Лев. VI, 12). Непонятно это было из-за того, что температура горения ок. 1000 градусов, а ведь при 840 градусах медь размягчается, а при 1010 градусах - плавится. Ответ заключается в том, что жертвенник храма Соломонова, так же как и жертвенники неканонических святилищ, скорее всего был каменным, но подобно им был увенчан массивной бронзовой либо медной окантовкой с рогами.

Для реконструкции храма Соломонова важно и то, что обмеры найденных жертвенников свидетельствуют, что при создании культовых сооружений израильтяне пользовались не обыкновенным "локтем" в 43,2 см, а относящимся к израильской праистории египетским царским локтем - т.е. "в локоть с ладонью" (Иез. XL, 5). Так как все размеры найденных жертвенников кратны египетскому стандарту в 52,3 см, то следует предположить, что и размеры храма Соломонова были несколько больше тех, о которых говорили прежние исследователи.

Кроме величественного храма эпоха царя Соломона ознаменовалась возведением и иных сооружений - до наших дней сохранились в трех разных местах фрагменты го­родских стен и ворот этого времени. Это остатки древних Гезера, Хацора и Мегиддо. В переч­не строительных работ Соломона (3 Цар. IX,15) эти города названы сразу после Иерусалима. Каждый из них был окружен двойной стеной,состоящей из параллельных кладок. Пространство между внутренней и внешней стеной было разделено перемычками на ряд внутренних помещений-казематов. Ворота защищали две квадратные башни, надстроенные над стеной (в Газере и Мегиддо) или примыка­ющие к ней (в Хацоре). За ними с обеих сторон прохода располагалось по три сторожевых помещения. На­верху, над воротами, возможно, бы­ли дополнительные перекрытия. В Газере и Мегиддо внешние во­рота находились почти перпендику­лярно к внутренним - известная хитрость, облегчающая защиту го­рода. Все укрепления строились по схожему плану.

В Мегиддо к Соломонову времени относится создание огромного строительного комплекса, идентифицированного рядом исследователей, начиная с открывшего его в 1928 г. П. Гая, как царские конюшни. Они, по их мнению, соответствовали библейским сведениям о строительстве Соломоном городов для колесниц и городов для конницы (3 Цар. IX, 19) и о наличии у него тысяч колесниц и всадников, которых разместил он по колесничным городам, об особом внимании его к лошадям, которых "приводили из Египта и из Кувы" (3 Цар. X, 28).

Конюшни были рассчитаны на одновременное содержание более чем 450 лошадей (рис.57).

Комплекс включал параллельные отсеки, каждый из них имел центральный проход шириной 3 м, фланкированный двумя рядами каменных столбов, служивших и для поддержки крыши, и, как свидетельствует специальные отверстия в них, для привязи лошадей. За столбами шли трехметровые проходы для вывода последних. Полы были вымощены булыжником или покрыты слоем дробленого известняка. В каждом отсеке находилось 30 лошадей.

Вефсамис - первоначально ханаанейский город, полностью сожженный в Давидово время и построенный при Соломоне заново по новому плану. Создана окружившая город казематная стена толщиной 4,1 м, за которой, повторяя ее форму, шла кольцевая дорога. Густая застройка была подчинена радиальному расположению улиц.

О масштабах строительной деятельности Соломона, свидетельствует и такое значительное мероприятие, как создание Милло (заполнения ложбины между городом Давида и Храмовой горой), создание или совершенствование систем водоснабжения в Иерусалиме, Мегиддо, Хацоре (Асоре), Гезере, Гибеоне (Гаваоне), Араде, Беэр-Шеве (Вирсавии), Иокнеаме, Ивлеаме, Кадеш-Барнеа (Кадес-Варни), свидетельствующих как о высоком развитии инженерного искусства, так и о способности консолидации больших средств и масс населения необходимых для этих построек.

О том как создавались подобные трудовые ресурсы также есть косвенные археологические свидетельства: наличие государственных рабов в эпоху Давида и Соломона подтверждается раскопками Н. Глюка в Эцион-Гевере. Сопоставление литературных данных и исследование библейской и вавилонской терминологии, характеризующей несвободное население и формы принудительного труда, свидетельтвует о том, что в Израиле и Иудее государственные рабы использовались как в ремесленном производстве, так и на строительных работах. Они рекрутировались, скорее всего, из военнопленных и их потомков, а также из хананеев и идумеев.

Говоря о царе Давиде, нельзя обойти молчанием то значение, которое имели археологические находки для подтверждения авторства Давида, Соломона и других допленных составителей псалмов, а также для доказательства неповрежденности текста Псалтири.

Библеисты XIX - нач. XX в. пытались определить метр еврейских стихов исходя из представлений о европейском стихосложении. Широко использовались такие термины как “2+2” или “метр 3+2”, указывающие, что дистих имеет два ударных слога в каждой строке, или что за тремя долями следуют две. Если строка не подходила под гипотетический метр, ее часто исправляли, и Biblia Hebraicaизобилует пометками исправления “m cs” (metri causa - “ради метра”). Однако эти теории получили свое развитие до обнаружения угаритской поэзии. Греческую и латинскую поэзию можно “сканировать”, определив ритм кратких и долгих слогов, а затем полученному ритмическому рисунку каждой строки дать название. Использовались такие термины, как “ямбический пентаметр” (пять стоп, каждая из которых - ямб или чередование безударного или ударного слогов) или “дактилический гекзаметр” (шесть стоп, каждая из которых - дактиль), то есть два ударных и один безударный слог и т.д. Такие термины иногда прилагались к еврейской поэзии, однако ученые сегодня признают, что это невозможно без навязывания стихотворного рисунка или серьезного изменения текста.

С 1929 г. в Рас Шамре (древнем Угарите) было найдено множество глиняных табличек, содержащих религиозные тексты, включая большое количество поэзии, довольно похожей на поэзию Ветхого Завета. К табличкам не прикасались с тех пор, как они были погребены при разрушении угаритской библиотеки в XIV в. до Р.Х., поэтому отсутствует возможность последующих изменений, сделанных редакторами или писцами. Следовательно, они представляют собой чистые факты, на которых можно строить теорию западносемитской литературы. Ввиду угаритских исследований более невозможно предполагать в еврейской поэзии наличие широко развитой ритмической структуры, такой как ямбические или анапестные столпы. Широкомасштабное исправление “ради ритма” более неприемлемо. Полное пренебрежение к соединенным словам для того, чтобы приспособить текст к заданной метрической схеме, как это делается в Biblia Hebraica, также не может быть принято. Однако признать определенную структуру ударений, которая образуется естественным образом из слов или групп слов в строках, несомненно, необходимо. Эта структура, однако, не может быть более регулярной, чем структура угаритской поэзии.

Г. Л. Гинсберг указал, что у западносемитских поэтов был стандартный "арсенал", устойчивых синонимических пар, которые встречаются постоянно и, как правило, в том же порядке. Существует двадцать шесть подобных пар, в том числе: r’s "голова" - qdqd "темя"; ’rs "земля" - ’pr "прах"; yd "рука" - ymn "десница"; ‘yb "враг" - sr "противник, притеснитель"; ‘ lp "тысяча" - rbb "десять тысяч". Эти и другие аналоги используются и поэтических частях Ветхого Завета.

Еще одно заслуживающее внимания явление - использование последовательных чисел, то есть конструкции "х, х+1: Однажды сказал Бог, И дважды услышал я это (Пс. LXI, 12).

Таким образом, нельзя не согласиться со следующим выводом В. Ф. Олбрайта:

“В свете угаритских остатков ханаанейской религиозной литературы, многие псалмы могут быть отодвинуты назад к ранним временам Израиля, не позднее X века. Поэтому нет уже необходимости отказываться от дат, связанных с именем Давида в отношении этих псалмов”. Кроме доказательства неповрежденности текста Псалтири, библейская археология дала некоторые представления о древневосточных музыкальных инструментах, использовавшихся в храмовом богослужении - тимпанов, арф, псалтирей (рис.58),

труб (рис.59),

систр и кимвалов (рис.60).

Б).Разделенные царства.

ИЗРАИЛЬ.

Эпоха разделенных царств была временем подъема материальной культуры израильтян и иудеев - это прекрасно иллюстрируют археологические находки 1950 - 1990-х. годов, причем основную часть находок дала Северная держава, являвшаяся наследником государственных, культурных и производственных, но не духовных традиций царства Соломонова (рис.61).

В ремесленном производстве имела место порайонная специализация: Эцион-Гебер был центром металлургии меди, Эйн-Геди - сосредоточением производстваблаговоний, в Дебире (совр. Тель-эд-Дувейр), где раскопаны 20 - 30 красильных мастерских, развивалось ткацкое и красильное дело и т.д. Основными партнерами были Финикия, Египет, Междуречье, а также Южная Аравия, чему доказательство найденные в Палестине южноаравийские изделия.

Развитие специализированного ремесла и торговли, интенсивное строительство крепостей способствовали новому расцвету городской жизни. В Х-VI вв. до Р.Х. были восстановлены многие разрушенные ханаанейские города и возникли новые. Преобладали маленькие поселения, площадью 0,4 -1 га и снаселением в несколько сот человек, и средние, площадью 2,5-4 га и населением 2000-4000 человек.

В Мегиддо Й. Ядином в 1960-х годах найдены склады и водная система, сооруженные при царе Ахаве. На рис.62

представлен план Мегиддо того времени: 1- городские ворота; 2 - конюшни; 3 - дворец; 4 - водная шахта. Раскопаны также израильские слои в Йокнеаме (западнее Мегиддо), Сихеме и Гезере - городах, разрушенных при падении Самарии (4 Цар. XVII, 5-6).

В Хацоре (Асоре) в 1969-70 гг. Й. Ядин раскопал водную шахту IX в. до Р.Х., высеченную в скале, с подземной галереей. В это время здесь были произведены значительные перестройки, коснувшиеся, прежде всего царского и административного кварталов, что обусловило накопление здесь пяти слоев между распадом Единого царства и ассирийским вторжением. Они отражают серию разрушений города, связанных с локальными войнами как с иноплеменными группами (арамеями Дамасского царства), так и с царями Иудеи, а далее и с катастрофическим нашествием ассирийских войск. Несмотря на это, территория города в период Ахава резко возрастала и к середине IX в. до Р.Х. вдвое превысила Асор Соломонова времени. И здесь казематная стена была сменена более мощной цельной стеной с выступами и углублениями. Внутри нее особая оборонительная система отделяла от остального города правительственную цитадель, ворота которой украшали полупилястры с протоэолийскими капителями. В цитадели находился ряд общественных построек, предназначенных для царской администрации. Цитадель располагалась в западной части холма. В восточной же открыты большие общественные склады и хранилища. Обширный комплекс с двумя рядами столбов в одной из построек по плану близок конюшням Мегиддо, но обилие каменных полок и камер для помещения сосудов и множество сосудов в смежных помещениях свидетельствуют о существовании здесь скорее крупного хранилища. Жилые дома различных планов густо располагались вдоль улиц. В ходе перестроек VIII до Р.Х. в них были превращены и некоторые хранилища. Грандиозная систем водоснабжения Асора с общей глубиной до 40 м была создана также в это время.

Сообщение Священного Писания о взятии царем Ассирийским Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) целого ряда городов, включая и Асор, и о переселении жителей их в Ассирию (4 Цар. XV, 29) подтверждается и археологическим свидетельствами: слой в третьей четверти VIII в. до Р.Х. показывает разрушение поселения и уменьшение численности его населения - в дальнешем здесь лишь стоял ассирийский ганизон: в Асоре того времени найдены два ассирийских сооружения. Первое - административный комплекс, перекрывший разрушенную израильскую цитадель на вершине холма, оставшегося незастроенным после вторжений. Второе - большой дворец у подножья холма, построенный в типично ассирийском стиле и принадлежавший, возможно, ассирийскому наместнику.

Тель эль-Фара (северная), исследованная в 1950-х - 1960-х годах Роланом де Во представляет собой небольшой город эпохи Разделенных Царств с собственным культовым центром, созданным подобно многим другим вопреки следующему запрету Закона Моисеева: "Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том месте, которое изберет Господь Бог твой в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе сегодня" (Втор. XII, 13-14).

Первые раскопки в столице Изра­ильского царства, Самарии, прово­дились экспедицией Гарвардского университета в 1908-1910 гг. Эк­спедиция Британской школы архе­ологии работала там с 1931 по 1935 г., Кроуфут в 1938г., Кеньон и Сукеник - в 1942г. Раскопки города хотя и велись в значительных масштабах, однако охватили лишь часть царского акрополя (рис.63).

Остальной город затронут ими лишь в незначительной мере. Но и эта вскрытая площадь дала возможность заключить, что степень планирования и строительной активности на акрополе беспрецедентны в архитектурной истории страны за исключением, может быть, Соломонова строительства в Иерусалиме. Для строительства был избран холм с пологим склоном от 430 до 350 м над уровнем моря. Но первоначально застроили лишь часть ее шириной 90 м, и вся она вошла в состав царской резиденции.

План акрополя брал начало в финикийской модели, более следовавшей плоскостной топографии, нежели округлым очертаниям холма Самарии. Чтобы использовать прямоугольный план, архитектор должен был создать плоскую платформу для поддержки массивной опорной стены. Под руинами огромного храма, воз­двигнутого царем Иродом в честь императора Августа, археологи об­наружили остатки дворца-крепости израильских царей. Хотя эти по­стройки использовались строителя­ми храма в качестве фундамента, археологам удалось частично ре­конструировать их. Крепость окру­жали двойные казематные стены. На востоке - ворота. На противо­положной, западной стороне - дворец Ахава и его преемников. И сейчас еще мож­но оценить высокое качество клад­ки точно подогнанных друг к другу каменных блоков.

Внутри царской резиденции выделены два строительных периода. Первый исследователи относят ко времени основателя города Амврия. В это время большая часть акрополя была ограждена стеной толщиной до 1,6 м, не имевшей чисто фортификационного характера, но именно ограждавшей царский квартал и исполнявшей в то же время крепящую функцию: она несколько расширяла верхнюю площадку. Внутри ограды вымощенный битым известняком пол на 4 м превышал уровень окружающих участков. Стена очень сильно разрушена, но остатки ее свидетельствуют о чрезвычайно высоком качестве кладки. Сами постройки за стеной разрушены полностью, однако фундаменты позволяют судить о регулярности и масштабности застройки, обрамлявшей обширный центральный двор.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 709 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...