Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различных периодов Священной истории. 6 страница



Еще одно возражение против записи Закона Моисеем основывалось на предположении, что в то время у израильтян не существовало письменности. Возражение это во-первых было вызвано господствовавшим в XIX в. мнении об Исходе в XV в. до Р.Х., а во-вторых слабостью знаний о культуре Ханаана времени среднего и позднего бронзового века. Со временем это предубеждение стало рассеиваться: в 1905 г. на Синае сэр Флиндерс Петри нашел надпись на семитском языке ≈ 1800 г. до Р.Х. - вместе с иероглифами; в 1929 г. в Гезере Гарстанг нашел ручку от кувшина ≈ 2000 - 1600 гг. до Р.Х. с семитской надписью; в 1930 г. проф. Э. Грант из Гарвардского колледжа нашел в Бет-Шемеше фрагмент кувшина с синайскими письменами ≈ 1800 г. до Р.Х.; в 1934 г. В Лахисе Д. Л. Старки нашел расписной кувшин с синайской надписью ок.1500 г. до Р.Х.; в 1939 г. В. Ф. Олбрайт опубликовал разбор текста, нанесенного древнейшим ханаанским силлабическим письмом на бронзовом обломке (м.б. ножа), происходящим из раскопок Библа. Текст содержит нечто вроде заклинания, обращенного в защиту некоей собственности автора текста, и датируется не позднее XII в. до Р.Х.

В начале 1980-х, на базе исследований Нельдеке и Лидзбарского, после открытия протосинайских текстов А. Гардинер выдвинул гипотезу, что буквы алфавита представляют собой египетские иероглифы, получившие на семитском языке и фонетическое значение по акрофоническому принципу, то есть по первой букве названия. Само возникновение подобного типа письма исследователь видел в приспособлении древнеегипетской письменности для фиксации семитской речи при владычестве гиксосов в Египте (рис.33).

Но в 1999 г. египтологи Йельского университета Джон и Дебора Дарнел нашли в Вади эль-Хол более раннее алфавитное семитское письмо, датируемое приблизительно XIX в. до Р.Х. Сейчас, после долгих десятилетий палеографических исследований история возникновения алфавитной письменности. Еще со II фазы среднего бронзового века по всему восточному Средиземноморью употреблялась алфавитная система письма, известная как "протоханаанейская", впервые документированная находками в Рас-Шамре в прибрежной полосы Сирии. Дата ее появления дискуссиона и иногда связывается со средним бронзовым веком (более вероятно начало позднего). В.Ф. Олбрайт допускал возможность отдельных пиктографических экспериментов в Палестине и Сирии еще в конце IV тыс. до Р.Х., то есть в период формирования наиболее ранней пиктографической письменности в Месопотамии и иероглифического письма в Египте. При этом он имеет в виду несколько десятков оттисков печатей на сосудах из позднеэнеолитического некрополя Библа, справедливо отмечая необходимость предельной осторожности при решении вопроса о связи их с дальнейшим развитием письменности.

Не позднее конца III тыс. до Р.Х. в Библе появляется алфавит силлабического (слогового) характера, представленный на фрагменте каменной стелы, бронзовых табличках и базе статуэтки египетского стиля из раскопок основного исследователя Библа французского археолога М. Дюнана. Число его знаков колебалось между 126 и 150. В самой Палестине найден пока лишь один образец такого письма - надпись на стеле из Моава, близкой по времени знаменитой стеле аккадского царя Нарам Суэна последней четверти III тыс. до Р.Х.

Третьим явился угартский клинописный алфавитный алфавит, представленный уже сотями глиняных табличек, найденными в основном в Рас-Шамре и Минет эль-Бейде в прибрежной Сирии. Известны находки подобных надписей и в Палестине - среди них на глиняной табличке из Вефсамиса XIV в. до Р.Х. и на медном ноже того же времени с горы Фавор. Отмечается некоторое отличие палестинских надписей от угаритских, в том числе - написание справа налево. Весьма интересно, что такое же написание имеет и одна табличка из Угарита, хотя стандартом служило написание слева направо. В.Ф. Олбрайт допускал появление этого алфавита ранее XIV в. до Р.Х., поскольку он успел уже подвергнуться легким изменениям перед использованием в хурритской письменности. Им же подчеркнуты воздействия на процесс сложения первой алфавитной письменности развитых уже традиций аккадской клинописи и египетского письма.

Вторым палестинским алфавитом, появившимся в тот же период, явился линейный финикийский алфавит, давший начало большинству поздних письменных систем, как европейских, так и ближневосточных. Исследования алфавита позволили В.Ф. Олбрайту обосновать его датировку серединой II тыс. до Р.Х. - и принадлежность ханаанейскому диалекту западно-семитских языков. Таким образом, во время Исхода относившийся к западносемитской группе язык потомков Иакова имел свою собственную систему письма, которой, очевидно, и воспользовался Моисей.

Не избегла возражений рационалистической критики и та часть писаний Моисея, в которой было отражено предание Церкви Праотцев, в особенности родословия и другие исторические подробности. Ученым XIX в., выросшим в письменной культуре казалась невозможной точная устная передача сведений подобного рода. Сейчас же мы обладаем массой схожих исторических примеров.

Так священная книга индуизма Ригведа, составленнаяв во втором тысячелетии до Р.Х., в течение тысяч лет изучалась наизусть, передаваясь из уст в уста. Записанный около тысячи лет назад ее текст лишь только подтвердил факт многовековой неподвижной устной традиции.

Возражения против неуместности кровавого культа в честь Единого Бога снимаются не только сведениями о подлинной жестокости ханаанских культов - чего стоит лишь находки в 1940 - 1949 гг. Мак Алистером при раскопках высот в Гезере и Мегиддо множества горшков с остатками человеческих жертвоприношений - детских костей, но и ранее упоминавшимся мнением как учителей времен Второго Храма, так и отцов Церкви о том, что установление ветхозаветного культа вызвано было лишь домостроительством Бога, позволившего приносить Себе жертвы, к которым уже привыкли и пристрастились язычествовавшие израильтяне.

Подтверждением этого мнения являются находки в Рас-Шамре, древнем Угарите, семитском государстве предпатриархальной эпохи. Здесь мы находим все особенности ветхозаветного культа: жертва за грех, мирные жертвы с употреблением тех же животных, жертвы первых плодов. Отличие Синайского законодательства лишь в том, что приносить их можно только Богу Израилеву.

Те же угаритские тексты дают нам и образцы договоров, которым следует и форма Синайского завета (в древнееврейском - договора):

1) Историческое введение.

2) Требования.

3) Наставление о том, как хранить документ и передавать гласности его содержание.

4) Гарантии выполнения.

6) Штрафные санкции - проклятия.

7) Поощрение - благословение.

Подобная же форма договоров между правителем и народом свойственна и для современных Моисею хеттских текстов, найденных в столице державы Хатти. Большинство элементов этой формы присутствуют в текстах, рассказывающих о Синайском завете, особенно (Исх. XX, 1-17):

(1) Преамбула (определяющая автора и приводящая его титулы): "Я Господь, Бог твой" (ст. 2а).

(2) Исторический пролог (указывающий предыдущие отношения между сторонами и подчеркивающий щедрость правителя к вассалам; эта щедрость является основанием для благодарности вассала и его будущей верности и послушания): "Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" (ст. 26).

(3) Условия договора, состоящие из:

(а) основного требования союза и верности: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх. XX, 3);

(б) частных условий по действию договора (Исх. XX, 4 -17).

(4) Положения о:

(а) хранении текста (договора хранились в храме): скрижали, содержащие договор ст. 1-17, были помещены в ковчег завета (Исх. XXV, 16; Втор. X, 1-5).

(б) периодическом общественным чтении: (Втор. XXXI, 10-13).

(5) Проклятия и благословения (налагаемые на вассала за нарушение или соблюдение договора): (Втор. XXVIII, 1-14) (благословения), 28, 15-68 (проклятия).

В договор включались также положения о формальной клятве, в которой вассал клялся в послушании, и о религиозной церемонии, часто с кровавыми жертвами, в которой утверждался завет (ср. Исх. XXIV). Договор носил личный характер и имел вид, диалога "Я - Ты".

В свете исторических данных снисхождением к верованиям израильтян вполне можно считать и закон о чистых и нечистых животных, и повеление об обрезании. Разделение на животных чистых и нечистых было усвоено еще задолго до Синайского законодательства (Быт. VII, 2, 3, 8), но судя по текстам Рас-Шамры, чистые животные - это те, что могут быть принесены в жертвы, хотя в пищу допускались и нечистые. Повеление израильтянам вкушать только чистых животных, приносимых язычниками своим богам, было наглядным напоминанием преамбулы Синайского Завета: "вы будете у Меня царством священников и народом святым" (Исх. XIX, 16).

Точно так же и обрезание, практиковавшееся в стране Исхода фараонами и жрецами, и запрещенное всем иным, было заповедано, как знак этого завета.

Особым видом Божия домостроительства был и закон о посвящении Богу и выкупе первенцев (Исх. XIV, 11-16) - теперь в жертву приносились только первенцы животных, а не дети, как то бывало у родственных израильтянам западных семитов. В свете археологических же данных совершенно нелепо выглядят прежние обвинения законодательства Моисеева, находящие, кстати, соответствие в законах Хаммурапи, действовавших на родине Авраама:

"Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость".

"Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз".

"Если человек выбил зуб человеку... до должны ему выбить зуб".

"Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему".(Втор. XIX, 21). Наказания в соседних языческих культурах эпохи патриархов бывали куда более жестокими. Так, в древнем Египте грабителей могил и храмов сажали на кол, прелюбодеев отдавали на съедение крокодилу. За другие преступления следовали такие наказания: 100 ударов, 50 ран, отрезание языка, отрезание носа и ушей, каторжные работы. Декрет фараона - угнетателя израильтян Сети I из Наури, кроме отрезания носа и ушей предусматривает и следующее наказание: "сто ударов и пять рваных ран".

Так же в сторону большей жестокости наказаний отличаются от закона Моисеева законы другой части цивилизованного мира времен Моисея - Междуречья. Приводимые ниже сравнения хорошо показывают человеколюбивый, насколько это было в то время возможно, характер Синайского Законодательства.

Законы Хаммурапи.

Старовавилонский период. Первая XVIII в. до Р.Х. - эпоха патриархов.

"Если человек клятвенно обвинил человек а, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит".

"Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтобы быть свидетелем неправды" (Исх. XXIII, 1).

"Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из рук его краденое, должен быть убит".

"Если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили" (Числ. V, 6-7).

"Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит"

"Укравший должен заплатить, а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им" (Исх. XXII, 3) "Когда же будешь отпускать его на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад своих, от гумна твоего и от точила твоего" (Втор. XVI, 13-14).

"Если человек сделал пролом в доме другого человека, то перед этим проломом человек должен быть убит".

"Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь" (Исх. XXII, 2-3).

"Если шинкарка не принимала зерно в качестве цены за сикеру или принимала серебро большой гирей, или уменьшала эквивалент сикеры по отношению к эквиваленту зерна, то эту шинкарку должно изобличить и бросить ее в воду".

"Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и во измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный" (Исх. XIX, 35-36).

"Если шинкарка, в доме которой собрались преступники не схватила этих преступников и не привела их во дворец к властям, то эта шинкарка должна быть убита".

"Не ходи переносчиком в народе твоем" (Лев. XIX, 16).

"Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра... Если эта женщина умерла, то должны убить его дочь".

"Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя"

"Дети не должны быть наказываемы смертью за отцов"(Втор. XXIV, 16).

"Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки"

"Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет... не притесняй его" (Втор. XXIII, 15-16).

"Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего" (Лев. XXV, 43).

Среднеассирийские законы(вторая половина II тыс. до Р.Х.)

"Если человек заболел или умер, а его жена украла нечто в его доме и передала это человеку... то эту жену человека, а также и получателя, должно убить".

"Если жена человека украла нечто в доме другого человека... Если угодно ее мужу, он отдаст краденое и тем выкупит ее и он отрежет ей уши. А если ее мужу неугодно выкупить ее, хозяин украденной вещи может... женщину забрать и отрезать ей нос".

"Человек может бить свою жену, таскать за волосы, повреждать и прокалывать ее уши. Вины в том нет".

Закон же Моисеев предписывает защиту невинной жены (Втор. XXII, 13-19).

Единственное преступление, которого не знают языческие народы патриархального периода, но за которое следует по законодательству Синайскому наказание смертью - отступления в сфере религиозной: поклонение чуждым богам (Исх. XXII), хуление Имени Божия (Лев. XXIV, 16), нарушение субботы (Исх. XXXI, 16).

Завоевание Святой Земли.

Важнейшими историческими событиями этого времени явились вторжения с севера и востока и расселение в Палестине значительных групп израильских племен, а с запада - Народов моря.

Археологические свидетельства тому многочисленны; так, вся территория огромного по тем временам Хацора была опустошена, и на руинах возникли лишь отдельные, более убогие одноэтажные домишки завоевателей; подверглись полному разрушению также Иерихон, Гай (современный ат-Тель), Дебир (по-видимому, Тель-Бейт-Мирсим) и др. В то же время, наиболее важные города ханаанеев не были подчинены израильскими племенами. Часть из них, как, например, Гаваон (город ханаанейского племени хиввитов (гаваониты Синодального текста)), вступили с завоевателями в союзные отношения.

Таким образом, завоеватели освоили по преимуществу лишь ранее слабозаселенное нагорье; долины остались в значительной мере в руках ханаанеев. Мало того, ханаанейские города-государства, по-видимому, не без успеха переходили в контрнаступление, так что лишенные первоначального импульса и начавшие разобщаться между собой израильские племена, теснимые к тому же степняками из-за Иордана, оказались в довольно трудном положении. Хотя многие ханаанейские города-государства погибли, оставшиеся могли наносить неприятелю серьезные поражения. Израильтянам нечего было ему противопоставить, кроме численности своей пехоты, но для использования этого преимущества как раз и нужна была сплоченность; ее создавала общая для всех колен опасность враждебного окружения.

Библейская письменная традиция совершенно не упоминает о двух важнейших событиях, совпавших по времени с заселением Палестины израильтянами: о возобновившемся египетском наступлениинаПалестину, и о вторжении "Народов моря" на ее побережье.

Египетский фараон Мернептах совершил поход на Палестину в последней четверти XIII в. до Р.Х., по-видимому, в связи с той борьбой, которую он вел с "Народами моря". Главным объектом похода был укрепленный город Газру (Гезер), однако нашествию подверглись и некоторые другие области Палестины. Надпись Мернептаха гласит: "Ханаан разорен всяческой бедой, Аскалон и Гезер захвачены, Иеноам сровнен с землей, Израиль уничтожен, и семени его больше нет, Хурри (египетское обозначение Святой Земли) стала вдовой из-за Египта". Это - первое в истории упоминание Израиля письменным источником - как видим, в глазах фараоновских властей он далеко не занимал тогда всей Палестины. И после Мернептаха, вплоть до Рамсеса VI (третья четверть XII в. до Р.Х.), имеются археологические свидетельства египетского влияния в Палестине, но время египетского владычества здесь миновало. Поход Рамсеса III, направленный на то, чтобы остановить нашествие "Народов моря", видимо, затронул лишь палестинское побережье (около 1180— 1175 гг. до Р.Х.)

Уже начиная с XIV в. до Р.Х. эти народы упоминаются в египетских источниках, включая амарнскую переписку, то как наемники, то как противники на суше и на море. В XIII - XII вв. до Р.Х. войны египтян с Народами моря приняли ожесточенный и затяжной характер. Они отражены целой серией свидетельств, среди которых наиболее выразительны рельефы и надписи времени фараона Рамсеса III (первая половина XII в. до Р.Х.), сохранившиеся в Мединет-Абу на Среднем Ниле

(рис.34).

Воины Народов моря изображены в "пернатых" или рогатых шлемах, с кинжалами, длинными мечами, копьями и дротиками, большими круглыми щитами. Они сражались пешими или на колесницах, большие колеса которых имели четыре спицы. За ними следовали тяжелые телеги на сплошных деревянных колесах с семьями воинов и домашним скарбом (рис.35):

следовательно, речь идет здесь о миграциях, а не временных разбойных нападениях. Корабли же Народов моря имели одну центральную мачту и один парус, нос и корма украшались изображениями птичьих голов. А. Мазар подчеркивает, что особенности изображений отдельных воинов позволяют связывать последних с Кипром.

Из Народов моря нам наиболее известны "Филистимляне из Кафтора" (Крита), переселившиеся на Восток в так называемый "последворцовый период" Критской цивилизации (1450 - 1100 гг. до Р.Х.). Известное еще Гомеру наименование жителей Крита - пеласги, приобрело в египетских текстах форму "пуласти". Этот народ Библия называет "пелешет" - филистимляне. На Крите пеласги - филистимляне в жертву богам приносили не только животных, но и людей. В Кноссе обнаружено подземное помещение со множеством больших сосудов, заполненных расчлененными частями детских скелетов со следами скобления и зарубками на некоторых костях и без каких-либо следов огня - детей раздирали и поедали. В античную эпоху подобный ритуал сохранялся в экстатическом культе Зевса Критского и его сына Диониса, культовыми эпитетами которого были "Сыроядящий" и "Человекорастерзыватель". Из литературных источников можно заключить, что куреты - жрецы Зевса Критского были каннибалами.

Согласно античной традиции, до Крита пеласги обитали на Балканах. Авторы V в. до Р.Х. говорили об обширном пеласгийском царстве, охватывавшем Пелопоннес, об обитании пеласгов в Аттике, а также на побережье Малой Азии и на Крите. Некотрые современные лингвисты, опираясь на дошедшие до нас имена пеласгов и названия их городов, и некоторые другие косвенные данные, считают, что они говорили на индоевропейском языке. Их культура была тесно связана родственными ей культурами народов, охватывавшими территорию современной Болгарии, Румынии, Молдавии и Украины. Египетские надписи перечисляют наряду с филистимлянами ряд прочих групп Народов моря: шерданы из района Сард, позже заселившие Сардинию, шакалаша из района Сагалоссос в Писидии, акайваша (ахейцы), турша (этруски), дануна (данан - данайцы), чаккаль (сицилийцы). Последние частично осели севернее филистимлян, около города Дора (южнее современной Хайфы и мыса Кармель), но, по-видимому, очень быстро слились с местным семитским населением; последний раз они встречаются в отчете о морском путешествии египтянина Унамона (Ун-Аманы).

Различные группы Народов моря упоминаются в египетских источниках как расселившиеся в Египте и в Палестине, где главными их городами названы Аскалон (Ашкелон), Азот (Ашдод), Газа (Газру), Аккарон (Экрон) и Геф (Гат).

Ашдод - наиболее выразительный пример сложения филистимлянского города, его дальнейшей судьбы. Он возник на руинах ханаанейского города позднего бронзового века и первоначально не был укреплен, хотя уже тогда - в XIII в. до Р.Х. отличался густотой застройки и правильной планировкой. Площадь его составляла 8 га. В слоях XII - XI (XII - XI вв. до Р.Х.) город значительно разросся и был укреплен, причем основанием для мощной оборонительной стены послужили остатки фортификаций позднего бронзового века. К концу XI в. до Р.Х. площадь города достигла 40 га.

Экрон на изначальной фазе филистимлянского города (первая половина XII в. до Р.Х.) занимал около 20 га, и здесь эта фаза (слой VII) отмечена отсутствием укреплений и максимальной насыщенностью керамикой позднемикенского типа. Позднее в слоях VI - IV (середина XII - начало X в. до Р.Х.) появились фортификации, общественные здания, мастерские и двухцветная керамика.

В Аскалоне филистимлянский слой сохранился очень слабо. Отдельные города и открытые поселки пришельцев известны и в других районах Палестины - как в прибрежной долине, так и Центральном нагорье и долинах рек. Подавляющее их большинство основано на месте ханаанейских городов или египетских крепостей. Лишь в единичных случаях города Народов моря создавались заново (Тель Квазиль). Тяготение их к побережью обуславливалось и самим фактом морских миграций, а также военной и торговой активностью мигрантов на морских путях. Особенно интересен филистимлянский культовый центр, открытый в Тель Квазиле и остающийся до сего времени единственным комплексом такого рода. Здесь были вскрыты остатки трех последовательных храмов. Древнейший (слой XII) представлял собой кирпичную квадратную конструкцию размерами 6,4×6,6 м с входом с востока, одним залом с подиумом, статуей божества напротив входа и скамьями вдоль стен. В примыкавшем к нему дворе отмечено скопление золы и костей жертвенных животных.

В слоне XI остатки этого храма были перекрыты каменной, несколько большей постройкой с входом в северо-восточном углу, также со скамьями и с выделенной в противоположном входу углу комнатой. С запада к храму примыкало небольшое дополнительное святилище. Такие внутренние святилища не характерны для ханаанейских храмов, но известны в Эгейе и на Кипре.

С безусловными микенскими традициями связываются и немногочисленные образцы филистимлянской культовой глиняной пластики. Она представлена как резко стилизованными изображениями сидящей женщины (скорее всего - богини), так и реалистическими фигурками скорбящей женщины с поднятыми руками.

Единичные находки нерасшифрованных надписей на каменных печатях позволяют предположить использование филистимлянами письменной системы эгейского круга.

Самостоятельность и некоторая культурная специфика филистимлянских городов сохранились и в первой половине I тыс. до Р.Х.

Исследователи XIX - нач. XX вв., придерживавшиеся ранней датировки Исхода часто ссылались на найденные в 1887 г. документы Амарнского архива, содержавшего дипломатическую переписку Аменхотепа III и Аменхотепа IV с их союзниками и подчиненными государствами передней Азии около 1400-1350 гг. Ряд писем был написан царями городов-государств Палестины и Сирии, в которых они умоляли о помощи против захватчиков - хапиру, которые вторглись в земли фараона, предупреждали, что если немедленно не будет прислана помощь, то его земли будут потеряны.

Отождествление хапиру с евреями было заманчивым, и ряд ученых XIX в. приняли его. Однако невозможно толковать большинство указаний на хапиру, как относящиеся к евреям. Более того, это хронологически невозможно. Если Исход произошел в 1446 г., то в это время евреи находились в Синайской пустыне; однако Аменхотеп II (1438-1412) утверждает, что во время своего похода в Сирию и Палестину он захватил 89600 пленных, среди которых было три тысячи "Апиру". Если же Исход произошел в 1250 г., то во времена Аменхотепа евреи были еще в Египте.

Исходя из этого, а также из того факта, что к началу XX в. не было найдено археологических подтверждений завоевания Святой Земли в XV в. до Р.Х., критики Библии либо просто отвергали всякую историчность библейского повествования о времени Иисуса Навина, либо выдвигали альтернативные теории. Так, в 1920-х годах немецким ученым Альтом было предложена так называемая "теория проникновения", сторонники которой видели появление израильтян в Египте как многолетний процесс инфильтрации слабосвязанных между собой западносемитских племен. Историческую параллель этим событиям последователи Альта видели в покорении аморреями Вавилонии, о котором свидетельствуют лишь надписи на клинописных табличках, но никак не остатки разрушенных городов.

Когда признание получила поздняя датировка Исхода (1270-1250 г. до Р.Х.), В. Ф. Олбрайтом и учениками его школы были предприняты усилия для отыскания археологического подтверждения завоевания Святой Земли в конце XIII в. до Р.Х. В активе исследователей первоначально были лишь стела фараона Мернептаха, и чаша с надписью, относящейся к четвертому году правления Мернептаха (1230 г. до Р.Х.), найденная Дж. Л. Старки и О. Тафнелом в нижнем уровне пожаров в Лахисе. Таким образом, можно было считать, что в конце XIII в. до Р.Х., во время правления Мернептаха Израиль появился во Святой Земле, но его приход сопровождался разрушением городов - в данном случае Лахиса, сожженного несколько ранее похода Мернептаха возможно израильтянами.

Поиски других городов, разрушенных в это же время, были не так результативны. Так, в повествовании о завоевании Заиорданья (Числ. XXI), говорится о разрушении городов Дивона (совр. Тель-Дибен) и Есевона (совр. Тель-Хесбен). Однако археологическое подтверждения этому нет - Дивон до раннего железного века (время Судей) не существовал, а в Есевоне до этого времени было незначительное поселение сельского типа.

Раскопки в Заиорданье подтверждают, что до IX-VIII вв. до Р.Х. в Южном Заиорданье, за исключением некоторых поселений, преобладали небольшие поселения земледельцев и стоянки кочевников. Продолжающиеся раскопки Железного века в Эдоме показывают, что большинство из них, в том числе Ароер, Боцра (Восор), и Умм Эль-Бияра были впервые заселены в VIII - VII вв.

Несколько лучше обстояли дела в Ханаане. Были найдены следующие соответствия библейского повествования о завоевании Святой Земли. Разрушены приблизительно в это время (и о них Библией сообщается, что разрушены):

Лахис - разрушен в 1150 г. до Р.Х. (Суд. X, 31-32);

Вефиль - разрушен в конце Поздней бронзы II (Ис. Нав. VIII, 17; Суд. I, 22-28);

Давир (Тель Бейт-Мирсим) - разрушен в конце Поздней бронзы II). (Ис. Нав. X, 38-39; XV, 15-17; Суд. I, 11-13)

Хацор - Разрушен ок. 1200 г. до Р.Х.(Ис. Нав. XI, 10-13).

Все эти поселения были не только разрушены в конце XIII в. до Р.Х., но и заново заселены народом, чья материальная культура была значительно проще и беднее.

Наиболее серьезные подтверждения завоевания Святой Земли были сделаны в ходе раскопок 1980-1990 гг., когда были открыты сотни малых поселений Раннего Железа I конца XIII - XI вв. до Р.Х. от Галилеи - до Северного Негева: это маленькие, неогражденные поселения, основанные большей частью на пустом месте в конце XIII - нач. XII вв. до Р.Х.

А. Церталь производил раскопки поселений на землях Ефрема и Манассии, И. Финкельштейн - на территории колена Ефремова. Некоторые археологи Тель-Авивского университета исследовали долину Шефела и Саронскую низменность. Цви Галь сделал множество подобных находок в Нижней Галилее. Все эти поселения были идентифицированы израильскими археологами как раннеизраильские поселения эпохи Судей. Обычно население такой деревни составляло 30 - 300 человек. Дома четырехкомнатные со внутренним двором, с высеченными в камне цистернами. Для хозяйства поселений свойственно маломасштабное, но интенсивное земледелие и животноводство. Социальная структура значительно проще предыдущих поселений. Нет социального расслоения, богатых кварталов, дворцов, общественных зданий, храмов и святилищ, что вполне соответствует описанию этого времени в книге Судей.

Для подтверждения завоевания Святой Земли важен тот факт, что в 1985 г. Л. Стагер доказал, что, в центральном нагорье после 1200г. до Р.Х.резко возросло количество поселений: в Поздней Бронзе - 23 поселения, в Раннем Железе I - 114 поселений, из которых 97 тогда же и были основаны. Причем поселения Поздней Бронзы 4 - 6 га. - то есть ханаанские города, а поселения Раннего Железа I - раннеизраильские деревни в 0,8 -1,2 га. При этом общая площадь поселений ханаанских городов Поздней Бронзы 70 га. акров, а раннеизраильских деревень - 190 га. Демографы не могут объяснить подобной резкий рост населения естественными причинами - они считают, что произошел резкий приток нового населения - израильтян.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 452 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...