Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 24 страница



“Чаитанйа-чаритамрите” сказано, что тот, кто поклоняется Верховному Господу и в

то же время хочет материального наслаждения, противоречив в своих желаниях.

Преданное служение Верховному Господу и поклонение полубогу не могут быть

равнозначны, ибо поклонение полубогу имеет материальную природу, а преданное

служение Верховному Господу полностью духовно.

Для живого существа, стремящегося вернуться к Господу,

материальные желания являются препятствиями. Поэтому чистый преданный не

обретает материальных благ, которых желают не очень разумные живые существа,

предпочитающие поклоняться полубогам материального мира, а не посвящать себя

преданному служению Верховному Господу.

антават ту пхалам тешамтад бхаватй алпа-медхасам

деван дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи

анта-ват - бренный; ту - но; пхалам - плоды;

тешам - их; тат - тот; бхавати - становится;

алпа-медхасам - тех, кто обладает небольшим разумом; деван - полубогам;

дева-йаджах - поклоняющиеся полубогам; йанти - идут; мат - Мой;

бхактах - преданные; йанти - идут; мам - Мне; апи - также.

Скудоумные люди поклоняются полубогам, и обретаемые ими плоды

ограниченны и преходящи. Те, кто поклоняются полубогам, попадают на планеты

полубогов, но Мои преданные слуги в конце концов достигают Моей высшей

планеты.

КОММЕНТАРИЙ: Некоторые комментаторы “Гиты” утверждают, что

поклоняющиеся полубогам могут достичь Верховного Господа, но здесь ясно

сказано, что поклоняющиеся полубогам попадают на различные планетные системы,

где пребывают различные полубоги, как, например, поклоняющиеся солнцу попадают

на Солнце, а почитающие полубога луны достигают Луны. Точно так же, всякий, кто

желает поклоняться такому полубогу, как Индра, может попасть на соответствующую

планету. Нельзя сказать, что каждый, независимо от того, какому полубогу он

поклоняется, достигает Верховной Личности Бога. Это опровергается в настоящем

стихе, ибо здесь ясно сказано, что поклоняющиеся полубогам отправляются на

различные планеты материального мира, а преданные слуги, преданные Верховного

Господа отправляются прямо на высшую планету Личности Бога.

Здесь может возникнуть вопрос: раз полубоги являются различными

частями тела Всевышнего, то не будет ли та же самая цель достигнута, если

поклоняться им? Однако поклоняющиеся полубогам не слишом умны, ибо они не

знают, какой части тела следует предоставлять пищу. Некоторые из них столь

глупы, что утверждают, будто есть много частей тела, которым следует давать

пищу, и что для этого существует множество способов. Это не очень умно. Разве

может кто-нибудь принимать пищу через уши или глаза? Такие люди не знают, что

полубоги являются различными частями вселенского тела Верховного Господа, и в

своем неведении полагают, что каждый полубог есть сам по себе Бог и соперник

Верховного Господа.

Частями Верховного Господа являются не только полубоги, но и

обыкновенные живые существа. В “Шримад-Бхагаватам” говорится, что брахманы

являются головой Верховного Господа, кшатрии - Его руками,

вайшьи - Его животом и шудры - ногами все они исполняют различные

функции. Если живое существо, независимо от своего положения, знает, что и

полубоги, и оно само суть неотъемлемые части Верховного Господа, то его знание

совершенно. Однако если оно не понимает этого, то попадает на различные

планеты, где обитают полубоги. Преданный же достигает иной цели.

Результаты, получаемые как следствие благословений полубогов,

преходящи, поскольку в этом материальном мире преходящими являются и планеты, и

полубоги, и те, кто им поклоняется. В этом стихе ясно сказано, что все плоды,

обретаемые поклонением полубогам, не вечны, и потому лишь неразумные живые

существа обращаются к полубогам. Поскольку чистый преданный, занятый преданным

служением Верховному Господу, в сознании Кришны, достигает вечного блаженного

существования, исполненного знания, его достижения и достижения тех, кто

поклоняются полубогам, различны. Верховный Господь безграничен, Его

благосклонность беспредельна, Его милость бесконечна. И милость Верховного

Господа по отношению к Его чистым преданным безгранична.

авйактам вйактим апаннамманйанте мам абуддхайах

парам бхавам аджананто мамавйайам ануттамам

авйактам - непроявленная; вйактим - личность;

апаннам - достигнувшая; манйанте - думают; мам - обо Мне;

абуддхайах - неРАЗУМные люди; парам - высшее;

бхавам - существование; аджанантах - не зная; мама - Мой;

авйайам - нетленная; ануттамам - прекраснейшая.

Неразумные люди, не знающие Меня в совершенстве, думают, что

Я, Верховная Личность Бога, Кришна, прежде был безличным, а теперь обрел эту

личностную форму. Вследствие ничтожности их знания, они не ведают о Моей

высшей, нетленной природе.

КОММЕНТАРИЙ: Поклоняющиеся полубогам уже описывались как не

слишком умные люди, а здесь аналогичным образом описываются имперсоналисты.

Здесь Господь Кришна в Своей личностной форме говорит с Арджуной, но все равно,

по своему невежеству, имперсоналисты утверждают, что, в конечном итоге,

Верховный Господь не имеет формы. Йамуначарйа, великий преданный Господа,

принадлежащий к парампаре Рамануджачарйи, написал в связи с этим два стиха,

очень уместных в данном случае. Он говорит:

твам шила-рупа-чаритаих парама-пракриштаих

саттвена саттвикатайа прабалаишча шастраих

пракхйата-даива-парамартха-видам матаишча

наивасура-пракритайах прабхаванти боддхум

“Мой дорогой Господь, преданные, подобные Вйасадеве и Нараде, знают,

что Ты - Личность Бога. Изучив различные ведические источники, можно

постичь Твои черты, Твою форму, Твои деяния, и таким образом прийти к пониманию

того, что Ты - Верховная Личность Бога. Но те, кто пребывают в гунах

страсти и невежества, демоны, неверующие, не могут постичь Тебя. Они не

способны познать Тебя. Какого бы совершенства такие неверующие ни достигли в

обсуждении “Веданты”, Упанишад и другой ведической литературы, у них нет шансов

познать Личность Бога”. (Стотра-ратна, 12).

В “Брахма-самхите” сказано, что Личность Бога нельзя постичь,

лишь изучая “Веданту”. Личность Всевышнего можно познать исключительно милостью

Его. Поэтому в настоящем стихе ясно утверждается, что не только поклоняющиеся

полубогам не слишком умны, но также и те неверующие, которые изучают “Веданту”

и спекулируют на темы ведической литературы, не обладая истинным сознанием

Кришны, тоже не отличаются высоким интеллектом, и для них невозможно постижение

личностной природы Бога. Лица, придерживающиеся мнения, что Абсолютная истина

безлична, охарактеризованы словом абуддхайах, что означает “те, кто не

познали высший аспект Абсолютной истины”. В “Шримад-Бхагаватам” утверждается,

что высшая реализация начинается с безличного Брахмана, затем переходит к

локализованной Параматме, а наивысшей ступенью в познании Абсолютной истины

является Личность Бога. Современные имперсоналисты не слишком умны, ибо они

даже не следуют учению своего великого предшественника, Шанкарачарйи, который

особо подчеркивал тот факт, что Кришна есть Верховная Личность Бога.

Имперсоналисты, таким образом, не обладая знанием Высшей истины, полагают, что

Кришна является всего лишь сыном Деваки и Васудевы, просто принцем, или же

могущественным живым существом. Такое мнение также осуждается в “Бхагавад-гите”

(9.11): Аваджананти мам мудха манушим танум ашритам. “Лишь глупцы считают

Меня обыкновенной личностью”.

В действительности, никто не может познать Кришну, не служа Ему с

преданностью и любовью, и не развивая в себе сознания Кришны. “Бхагаватам”

(10.14.29) подтверждает это:

атхапи те дева падамбуджа-двайа-

прасада-лешанугрихита эва хи

джанати таттвам бхагаван махимно

на чанйа эко 'пи чирам вичинван

“Господь мой, если человеку выпадает счастье снискать хоть частичку

Твоей милости, у Твоих лотосных стоп, он сможет осознать величие Твоей

личности. Но те, кто просто спекулируют, пытаясь постичь Верховную Личность

Бога, не могут познать Тебя, даже и изучая Веды многие годы”. Нельзя постичь

Верховную Личность Бога, Кришну, как и Его форму, качества или имя, лишь

прибегая к умственным спекуляциям или обсуждая ведическую литературу. Познать

Его можно только с помощью преданного служения. Только тот, кто полностью

отдает себя сознанию Кришны, начиная с повторения маха-мантры - Харе

Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама,

Харе Харе - способен постичь Верховную Личность Бога. Имперсоналисты, не

являющиеся преданными, полагают, что Кришна обладает телом, образованным

материальной природой, и что все Его деяния, Его форма и все остальное есть

майа. Такие имперсоналисты называются майавади. Они не знают конечной

истины.

В двадцатом стихе ясно сказано: камаис таис таир хрита-джнанах

прападйанте 'нйа-деватах - “Те, кто ослеплены вожделением, поклоняются

различным полубогам”. Всеми признается, что помимо Верховной Личности Бога

существуют полубоги, в чьем распоряжении находятся различные планеты, и у

Господа также есть своя планета. Как говорится в двадцать третьем стихе, деван

дева-йаджо йанти мад-бхакта йанти мам апи - “Поклоняющиеся полубогам

попадают на различные планеты этих полубогов, а те, кто поклоняются Господу

Кришне, отправляются на планету Кришналоку”. Несмотря на ясность этих

утверждений, недалекие имперсоналисты продолжают настаивать, что Господь не

имеет другой формы, кроме той, что ему навязывают. Разве, изучая “Гиту”, можно

заключить, что полубоги и их обители имеют безличный характер? Совершенно ясно,

что ни полубоги, ни Кришна, Верховная Личность Бога, не безличны. Все

они - личности; Господь Кришна - Верховная Личность Бога, и у Него

есть Своя планета, а у полубогов - свои.

Таким образом, возражение монистов, что высшая истина не имеет

формы, а что форма ей навязывается, неверны. Здесь ясно говорится, что это не

так. Из “Гиты” мы можем четко понять, что формы полубогов и форма Верховного

Господа существуют одновременно, и что Господь Кришна есть сач-чид-ананда,

вечное блаженное знание. Веды также подтверждают, что Высшая Абсолютная истина

есть ананда-майо 'бхйасат, или что Господь по природе Своей исполнен

блаженной радости, и что Он есть источник бесчисленных благоприятных свойств. В

“Гите” Господь также говорит, что, несмотря на то, что Он аджа (нерожденный),

Он являет себя. Таковы факты, которые мы должны уяснить из “Бхагавад-гиты”. Мы

не способны понять, каким образом Верховная Личность Бога может быть безличной;

теория имперсоналистов-монистов о том, что форма Господва лишь навязывается

Ему, является ложной, как можно заключить из утверждений “Гиты”. Отсюда ясно,

что Высшая абсолютная истина, Господь Кришна, обладает как формой, так и

личностью.

нахам пракашах сарвасйа йога-майа-самавритах

мудхо 'йам набхиджанати локо мам аджам авйайам

на - не; ахам - Я; пракашах - проявляюсь;

сарвасйа - каждому; йога-майа - внутренней силой;

самавритах - покрытый; мудхах - глупый; айам - эти; на - не;

абхиджанати - может понять; локах - люди; мам - Меня;

аджам - нерожденного; авйайам - неисчерпаемого.

Я никогда не являюсь перед теми, кто глупы и невежественны.

От них Я сокрыт Своей внутренней энергией, и потому они не знают, что

Я - нерожденный и непогрешимый.

КОММЕНТАРИЙ: Можно задать вопрос, почему Кришна во время Своего

пребывания на земле был видим каждому, а сейчас Он не являет Себя всем? В

действительности же Кришна никогда не являл Себя всем. Когда Он присутствовал на

земле, лишь немногие люди были способны понять, что Он - Верховная

Личность Бога. На собрании Куру, когда Шишупала выступил против избрания Кришны

главой собрания, Бхишма встал на сторону Кришны и провозгласил Его Верховным

Господом. Пандавы и еще несколько человек знали, что Он - Верховный

Господь, но это не было известно всем. Он не открылся неверующим и обыкновенным

людям. Поэтому в “Гите” Кришна говорит, что все люди, за исключением Его чистых

преданных, считают Его подобным себе. Лишь Своим преданным Он явил Себя в

качестве источника всего наслаждения. Однако для всех других, неразумных

неверующих, Он оставался сокрытым Своей внутренней энергией.

В молитвах Кунти в “Шримад-Бхагаватам” (1.8.19) говорится, что

Господь сокрыт завесой йога-майи, и поэтому обычные люди не в состоянии

постичь Его. Об этой завесе йога-майи также говорится в “Ишопанишад”

(мантра 15) где преданный взывает:

хиранмайена патрена сатйасйапихитам мукхам

тат твам пушанн апаврину сатйа-дхармайа дриштайе

“О мой Господь, на Тебе зиждется вся вселенная, и преданное служение

Тебе есть наивысший религиозный принцип. Поэтому я молю Тебя послужить опорой и

для меня. Твоя трансцендентная форма покрыта йога-майей. Брахмаджйоти есть

покрытие Твоей внутренней силы. Будь милостив и устрани это ослепительное

сияние, которое не позволяет мне увидеть Твою сач-чид-ананда-виграху, Твою

вечную форму блаженства и знания”. Верховная Личность Бога в Своей

трансцендентной форме блаженства и знания покрыт внутренней энергией

брахмаджйоти, и вследствие этого неразумные имперсоналисты не могут увидеть

Всевышнего.

Также в “Шримад-Бхагаватам” (10.4.7) приведена молитва Брахмы:

“О Верховная Личность Бога, о Параматма, о Владыка всех тайн, кто может

измерить Твое могущество и оценить Твои лилы в этом мире? Твоя внутренная

сила постоянно разрастается, и потому никто не способен постичь Тебя.

Образованные ученые могут исследовать атомную структуру материального мира или

даже планеты, но все равно им не измерить Твою энергию и могущество, несмотря

на то, что Ты предстаешь перед ними”. Верховная Личность Бога, Господь Кришна,

не только нерожден, но также Он и авйайа, неисчерпаем. Его вечной формой

является блаженство и знание, и все Его энергии неисчерпаемы.

ведахам саматитани вартаманани чарджуна

бхавишйани ча бхутани мам ту веда на кашчана

веда - знаю; ахам - Я; саматитани - глубоко в

прошлом; вартаманани - настоящее; ча - и; арджуна - о Арджуна;

бхавишйани - будущее; ча - также; бхутани - все живые существа;

мам - Мне; ту - не; веда - знает; на - не;

кашчана - любой.

О Арджуна, будучи Верховной Личностью Бога, Я знаю все, что

происходило в прошлом, все, что происходит в настоящем, и все, что еще должно

свершиться. Я также знаю всех живых существ - Меня же не знает никто.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно излагается вопрос о личностном и

безличностном. Если бы Кришна, образ Верховной Личности Бога, являлся майей,

или имел материальную природу, как считают имперсоналисты, то Он, подобно

живому существу, должен был бы менять Свое тело и забывать все о Своей

прошедшей жизни. Любое существо, имеющее материальное тело, не может помнить

свою прошлую жизнь, не может предсказать свою будущую жизнь и последствия своей

настоящей жизни, т.е. оно не способно знать о событиях прошлого, настоящего и

будущего. Не освободившись от материальной скверны, нельзя узнать прошлое,

настоящее и будущее.

В отличие от обычного человека, Господь Кришна, согласно Его

собственным ясным утверждениям, обладает полным знанием того, что произошло в

прошлом, того, что происходит в настоящем, и того, что случится в будущем. Из

четвертой главы мы видели, что Господь Кришна помнит, как миллионы лет тому

назад Он обучал Вивасвана, бога солнца. Кришна знает каждое живое существо,

поскольку Он пребывает в сердце каждого в форме Параматмы. Тем не менее,

несмотря на Его присутствие в сердце каждого в форме Параматмы и Его

существование как Верховной Личности Бога, неразумные люди, даже если они

способны осознать имперсонального Брахмана, не могут постичь Шри Кришну как

Высшую личность. Безусловно, трансцендентное тело Шри Кришны нетленно. Он

подобен солнцу, а майа подобна облаку. В материальном мире мы видим, что

существуют солнце, облака, а также различные звезды и планеты. Облака могут на

некоторое время скрыть солнце, звезды и планеты от наших несовершенных глаз,

однако в действительности облака их не закрывают. Точно так же майа не

способна сокрыть Всевышнего. Благодаря Своей внутренней силе Он делается

недоступным для восприятия неразумных людей. Как сказано в третьем стихе этой

главы, среди многих миллионов и миллионов людей некоторые стремятся к

совершенству в этой человеческой форме жизни, а среди многих тысяч таких

совершенных людей едва ли найдется один, способный понять истинную природу

Господа Кришны. Даже тот, кто поднялся на высокую ступень совершенства,

постигнув безличного Брахмана или же локализованную Параматму, не может познать

Верховную Личность Бога Шри Кришну, не будучи в сознании Кришны.

иччха-двеша-самуттхена двандва-мохена бхарата

сарва-бхутани саммохамсарге йанти парантапа

иччха - желания; двеша - ненависти;

самуттхена - рожденный из; двандва - двойственность;

мохена - иллюзией; бхарата - о потомок Бхараты; сарва - все;

бхутани - живые существа; саммохам - в заблуждении;

сарге - рождаясь; йанти - идут; парантапа - о покоритель врагов.

О потомок Бхараты, о покоритель врагов, все живые существа

рождаются в неведении, введенные в заблуждение двойственностью, проистекающей

из желания и ненависти.

КОММЕНТАРИЙ: Естественным изначальным положением живого существа

является положение подчиненного Верховному Господу, который есть чистое знание.

Когда живое существо оказывается в заблуждении, отделяющем его от этого чистого

знания, оно попадает под власть иллюзорной энергии и становится неспособным

постичь Верховную Личность Бога. Иллюзорная энергия проявлятся в двойственности

желания и ненависти. Вследствие желания и ненависти невежественное существо

хочет стать единым со Верховным Господом и завидует положению Кришны как

Верховной Личности Бога. Чистые преданные, не обманутые и не оскверненные

желанием и ненавистью, могут понять, что Господь Шри Кришна являет Себя

посредством Своих внутренних энергий, но те, кого эта двойственость и

собственное невежество вводят в заблуждение, полагают, будто Верховная Личность

Бога есть порождение материальных энергий. В этом их беда. Характерно, что

жизнь таких заблуждающихся людей проходит в двойственности позора и чести,

страдания и счастья, мужского и женского, хорошего и плохого, удовлетворения и

боли, и т.д. Им свойственны мысли: “Это моя жена. Это мой дом. Я хозяин этого

дома. Я муж этой женщины”. Такова двойственность, присущая заблуждению. У того,

кто сбит с толку подобной двойственностью, совершенно отсутствует разум, и

потому он не может постичь Верховную Личность Бога.

йешам тв анта-гатам папамджананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта бхаджанте мам дридха-вратах

йешам - чей; ту - не; анта-гатам - целиком

искоренен; папам - грех; джананам - людей; пунйа - благочестива;

карманам - чья прежняя деятельность; те - они;

двандва - двойственности; моха - заблуждение; нирмуктах - свободны

от; бхаджанте - преданно служат Господу; мам - Мне;

дридха-вратах - с решимостью.

Люди, совершавшие благочестивые поступки в предшествующих

жизнях и в этой жизни, и чьи греховные действия полностью прекращены, свободны

от двойственности заблуждений и с решимостью отдают себя служению Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе упоминаются те, кто достойны подняться к

трансцендентному уровню. Для грешников, атеистов, глупцов и обманщиков очень

трудно преодолеть двойственность, связанную с желанием и ненавистью. Лишь такой

человек, который жил, придерживаясь регулирующих религиозных принципов,

поступал благочестиво и победил кармические последствия, может принять

преданное служение и постепенно подняться к чистому знанию Верховной Личности

Бога. Тогда, с течением времени, он сможет погружаться в транс, размышляя о

Верховной Личности Бога. Так происходит подъем на духовный уровень. Этот

духовный рост возможен в общении с чистыми преданными, которые могут освободить

человека от иллюзии.

В “Шримад-Бхагаватам” (5.5.2) говорится, что истинно желающий

освобождения должен служить преданным (махат-севам дварам ахур вимуктех), но

тот, кто общается с материалистически настроенными людьми, идет по пути,

ведущем в самую темную область существования (тамо-дварам йошитам

санги-сангам). Все преданные слуги Господа проходят по этой планете лишь для

того, чтобы вывести обусловленные души из неведения. Имперсоналисты не знают,

что, забывая о своем естественном положении подчиненных Верховного Господа, они

грубо нарушают законы Господа. Не восстановив свое естественное положение,

живое существо не может постичь Высшую личность и не может решиться и всецело

посвятить себя трансцендентному любовному служению Господу.

джара-марана-мокшайа мам ашритйа йатанти йе

те брахма тад видух критснам адхйатмам карма чакхилам

джара - от старости; марана - и смерти;

мокшайа - с целью освобождения; мам - во Мне; ашритйа - укрываясь;

йатанти - стремятся; йе - все те, кто; те - такие люди;

брахма - Брахман; тат - фактически тот; видух - они знают;

критснам - всю; адхйатмам - трансцендентную; карма - кармическая

деятельность; ча - также; акхилам - полностью.

Разумные люди, стремящиеся к освобождению от старости и

смерти, находят прибежище во Мне, преданно служа Мне. В действительности они

находятся на уровне Брахмана, ибо обладают полным знанием всего, что касается

трансцендентной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Рождение, смерть, старость и болезни поражают

материальное тело, но они не затрагивают тела духовного. Последнее не

подвержено рождению, смерти, старости и болезням, и потому тот, кто обретает

духовное тело, становится одним из приближенных Верховной Личности Бога и

отдает себя вечному преданному служению, воистину является освобожденным. Ахам

брахмасми: Я есть душа. Говорится, что живое существо должно понимать, что

оно - Брахман, т.е. душа. Такое представление о жизни также относится к

преданному служению, как сказано в этом стихе. Чистые преданные пребывают на

трансцендентном уровне Брахмана и знают все о трансцендентной деятельности.

Преданные, не достигшие еще чистоты, подразделяются на четыре

категории. Служа Господу на трансцендентном уровне, они достигают того, к чему

стремятся, и, милостью Верховного Господа, обретя полное сознание Кришны, они

могут фактически наслаждаться духовным общением со Верховным Господом. Но тот,

кто поклоняется полубогам, никогда не достигает Верховного Господа на Его

высшей планете. Даже те неразумные, кто постигли Брахмана, не могут достичь

высшей планеты Кришны, называемой Голокой Вриндавана. Только те, кто действуют в

сознании Кришны, (мам ашритйа), поистине достойны называться Брахманом, ибо

они стремятся достичь именно планеты Кришны. Такие люди не имеют сомнений

относительно Кришны, и потому они в действительности суть Брахман.

Те, кто поклоняются форме, или арче, Господа, или те, кто

занимаются мысленным созерцанием Господа лишь ради освобождения от материальных

пут, милостью Господа также постигают суть Брахмана, адхибхута, как

объясняется Господом в следующей главе.

садхибхутадхидаивам мамсадхийаджнам ча йе видух

прайана-кале 'пи ча мамте видур йукта-четасах

са-адхибхута - движущий принцип материального проявления;

адхидаивам - управляющий всеми полубогами; мам - Меня;

са-адхийаджнам - управляя всеми жертвоприношениями; ча - и;

йе - те; видух - знают; прайана - смерти; кале - во время;

апи - даже; ча - и; мам - Меня; те - они; видух - знают;

йукта-четасах - их ум занят Мною.

Те, кто полностью осознают Меня, кто знают, что Я, Верховный

Господь, есть движущий принцип материального проявления, полубогов и всех форм

жертвоприношений, могут понять и познать Меня, Верховную Личность Бога, даже в

момент смерти.

КОММЕНТАРИЙ: Люди, действующие в сознании Кришны, никогда не

отклоняются с пути полного осознания Верховной Личности Бога. Благодаря

трансцендентной связи в сознании Кришны, человек может понять, каким образом

Верховный Господь выступает в роли движущего принципа материального проявления

и даже полубогов. Постепенно, в процессе этого трансцендентного общения,

обретается твердая вера в Верховную Личность Бога, и во время смерти такой

обладающий сознанием Кришны человек никак не может забыть Его. Естественно, что

он возносится на планету Верховного Господа, Голоку Вриндавана.

В этой главе особо подчеркивается то, каким образом можно

обрести полное сознание Кришны. Началом сознания Кришны служит общение с людьми,

уже обладающими им. Такое общение имеет духовную природу и ставит человека в

непосредственное соприкосновение со Верховным Господом, и Его милостью он

получает возможность понять, что Кришна есть Верховный Господь. В то же время

человек может постичь истинное положение живого существа и то, каким образом

это существо забывает о Кришне и оказывается скованным материальной

деятельностью. С постепенным развитием сознания Кришны в благоприятном общении

живое существо может понять, что из-за своей забывчивости по отношению к Кришне

оно попало в это нынешнее, обусловленное законами материальной природы,

положение. Оно также может узнать, что человеческая форма жизни представляет

собой возможность для восстановления сознания Кришны, и что ее следует

использовать наилучшим образом, для обретения бескорыстной милости Верховного

Господа.

В этой главе обсуждались многие темы: страдающий человек,

любознательный человек, человек, испытывающий материальную нужду; знание

Брахмана, знание Параматмы; освобождение от рождения, смерти и болезней;

поклонение Верховному Господу. Однако тот, кто поистине достиг высокой ступени

сознания Кришны, не хочет следовать этим разным процессам. Он просто отдает себя

непосредственно деятельности в сознании Кришны и тем самым на деле достигает

своего естественного положения вечного слуги Кришны. Пребывая в этом состоянии,

он испытывает удовольствие, слушая и прославляя Верховного Господа, служа Ему с

чистой преданностью. Он убежден в том, что, поступая так, он обретет все, к

чему стремится. Эта стойкая вера называется дридха-врата, и это есть начало

бхакти-йоги, или трансцендентного любовного служения Господу. Таково суждение

всех священных писаний. Седьмая глава “Бхагавад-гиты” - суть этого

убеждения.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к седьмой главе

“Шримад-Бхагавад-гиты”, под названием “Знание Абсолюта”.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Достижение Всевышнего

арджуна увача

ким тад брахма ким адхйатмамким карма пурушоттама

адхибхутам ча ким проктам адхидаивам ким учйате





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 306 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...