Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
стороне кратера изображена сцена избиения детей Ниобы Аполлоном и Артемидой, а на другой — посещение Гераклом подземного царства. С тонкой наблюдательностью показаны различные эмоции на кратере из Гелы с Орфеем и фракийцами, каждый из которых по-своему реагирует на пение волшебного певца.
Скульптура храма Зевса в Олимпии. Близко по времени и по стилю к Полиглоту стоят скульпторы, украшавшие храм Зевса в Олимпии, метопы и фронтоны которого могут считаться самой значительной монументальной скульптурой второй четверти 5 в. до н. э. Храм был выстроен из известняка, лишь карниз, крыша и скульптуры были выполнены из паросского мрамора и раскрашены. Метопы наружного фриза были украшены бронзовыми позолоченными щитами, а двенадцать метоп над входом в пронаос и описто-дом были с рельефами, изображавшими подвиги Геракла. В метопах чередовались группы в сильном энергичном движении, например Геракл и критский бык или Геракл, Атлас и Гесперида, и группы фигур в спокойном состоянии, это Геракл, подающий Афине убитых стимфалийских птиц, или Геракл, склонившийся над мертвым львом. В метопах не соблюдено одинаковое количество действующих лиц, есть группы из двух или трех фигур или из одной человеческой фигуры и животного, но нигде нет пустых, незаполненных мест. Метопы выполнены высоким рельефом, фигуры четко отделялись одна от другой.
Грандиозные композиции разворачивались на фронтонах храма. На восточном фронтоне рассказан миф о состязании, положившем начало Олимпийским играм (рис. 14). Центр фронтона занимает величественная фигура Зевса, по сторонам которого—главные герои: Эномай с женой Стеропой и Пелопс с невестой Гипподамией. Дальше к углам стоят по четверке коней с колесницами, около которых находятся конюхи, прислужники, старец прорицатель и лежащие юноши — воплощение рек Кладея и Алфея. Сцена изображает момент перед началом состязания Пелоиса и Эномая. Пять стоящих в центре величавых фигур придают всей сцене торжественность, серьезность, что еще ярче оттеняется фигурой сидящего рядом с Гипподамией на земле мальчика-прислужника, с детской непосредственностью очищающего пальцы своей ноги от песка.
Другим настроением проникнут западный фронтон: здесь показана битва лапифов и кентавров на свадьбе Перифоя (рис. 13). Необузданная дикая сила кентавров, энергичность и стремительность бойцов, храбрость защищающихся женщин, ожесточение и боль на лицах, разорванные одежды придают всей сцене жизненную убедительность. В центре — юный, атлетического сложения Аполлон повелевающим жестом указывает, чьей будет победа. По обеим сторонам Аполлона — герои Тезей и Перифой с силой замахнулись на кентавров секирой; далее — фигуры кентавров, от которых отбиваются лапифянки, одна из них — невеста Перифоя. Далее к углам расположены группы кентавров и юношей. У одного юноши, которого кентавр кусает за руку, лицо искажено гримасой боли. Еще ближе к углам находятся замечательные по композиционному решению и мастерству исполнения группы из кентавров, похищаемой им женщины и юноши, нападающего на кентавра. Расположением фигур показаны самые острые моменты схватки.
Мастер сумел использовать узкое пространство углов фронтона и поместил в них по две возлежащие фигуры: старух — матерей кентавров, с тревогой следящих за битвой, и молодых девушек-нимф. Образы безобразных кентавров противопоставлены красоте греков-победителей.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 849 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!