Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На боковых рельефах с одной стороны изображена сидящая фигура женщины, закутанной в плащ, перед курильщицей, с другой стороны —
обнаженная девушка, играющая на флейте. Это служительницы культа Афродиты. Рельеф трона Людовизи невысокий, но мастер превосходно передал пластику тела и многочисленных складок одежд. Рисунок тонкий и " точный. Реалистически трактованные подушки, на которых сидят служительницы, мелкая прибрежная галька под ногами Ор придают всей сцене убедительную конкретность.
Краснофигурные вазы. Замечательным художественным явлением первых десятилетий 5 в. до и. э. остаются, как и в 6 в. до н. э., аттические расписные вазы.
В Афинах, как сказано, работало много гончарных мастерских. Владельцы некоторых из них собирали у себя замечательных художников. Такими превосходными мастерскими были мастерские Эвфрония, мастера, работавшего еще и в 6 в. до н. э., Гиерона, Клеофрада, Брига, Пистоксена и многих других. Вазы, выходившие из этих мастерских, подписывались, как правило, именем владельца, а часто и именем художника.
Художники первой половины 5 в. до н. э. постепенно добиваются более правильного рисунка лица в фас, глаза в профиль, фигуры в профиль и в три четверти.
Наряду с краснофигурной техникой получают в 5 в. до н. э. широкое распространение сосуды с белой сплошной обмазкой, на которой лаком наносится рисунок. Белый фон давал возможность писать не только черным лаком и темным пурпуром, но и желтой, коричневой, красной и даже синей красками, что позволяло мастеру вазовой росписи ближе всего подойти к колориту монументальной и станковой живописи. Примером такой росписи может служить фрагмент чаши из мастерской Пистоксена (ок. 489 г. до н. э., Афины, Музей Акрополя). На чаше изображена сцена убийства Орфея фракиянкой. Рисунок выполнен тонкими линиями и очень тщательно. Голова молодого Орфея классического типа поразительно походит на голову дельфийского возницы.се
Полигнот. Греческое искусство второй четверти 5 в. до н. э. формировалось под влиянием величайшего греческого живописца Полигнота. Этот мастер с поразительной художественной силой выразил в грандиозных композициях пафос греческих побед. Его монументальные росписи в храмах и общественных зданиях Платей, Дельф и Афин утрачены безвозвратно, но сохранившиеся подробные античные описания его картин, а также художественные произведения разного рода, созданные под его влиянием, позволяют определить характер творчества этого гения. Деятельность его продолжается в период от 470 до 440 г. до и. а. Будучи родом с острова Фасоса, он работал во многих городах ив Афинах получил за свои росписи права афинского гражданства.
Его рисунок был выразителен и красив. Полигнот, кроме точно охарактеризованного движения, делал первые попытки передать и мимику лица. Он смог посредством жеста и мимики достаточно убедительно показать своих героев в печали, скорби и отчаянии, ужасе и изумлении. Полиглот умел ярко охарактеризовать возраст человека и даже такое состояние, как умирание.
Полигнот разработал развитие группы — фигуры объединены не только действием, но и общим настроением. Он стал все больше вводить в картину пейзаж и, главное, показывать почву под ногами действующих лиц. Особенной заслугой его является новое решение многофигурной композиции: старое размещение фигур в виде фриза стесняло развитие реалистических приемов. Полигнот стал размещать фигуры на разных уровнях плоскости картины, как бы на склоне горы; сохраняя общий масштаб для всех фигур, посредством изображения неровной линии почвы объединял фигуры в отдельные сцены. Некоторые фигуры были частью скрыты возвышением почвы, что тоже было новостью в греческом искусстве. Композиционные приемы Полиглота, богатейшее разнообразие художественных мотивов и положений отдельных фигур были неисчерпаемым источником для последующих поколений художников. Письменные источники указывают, что Полигнот пользовался четырьмя красками: черной, белой, желтой, красной; из них можно было составить множество тонов. Но живопись Полигнота скорее можно назвать монументальным раскрашенным рисунком.
Стиль его произведений был возвышенный, и Аристотель особенно подчеркивал высокую идейность произведений Полигнота, считая его живописцем, хорошо раскрывающим характер героев, и мастером, на произведения которого (в нравоучительных целях) должна смотреть молодежь, так как Полигнот умеет в них выразить этический характер изображенного лица.
Особенно прославились стенные росписи Полигнота в Дедьфах и Афинах. В Дельфах, в портике-лесхе*, построенном городом Книдом, художник написал две огромные многофигурные картины: «Разрушенный Ил ион» и «Одиссей в подземном царстве». В Афинах в храмах находились его росписи, исполненные вместе с его учениками Миконом и Панэном: «Битвы греков с амазонками, борьба греков с кентаврами». Микон и Панэн самостоятельно выполнили роспись «Битва при Марафоне».
Картины Полигнота и его учеников исчезли безвозвратно, но представление о некоторых особенностях его стиля дает нам ряд расписных ваз, краснофигурных и с белым фоном, отзвуки его композиции звучат в творчестве даже таких мастеров, как Фидий, который, по преданию, учился у Полигнота.
Наиболее яркое представление о композиционном новшестве Полигнота дает роспись на краснофигурном кратере из Орвието (Париж, Лувр) работы неизвестного художника, названного в науке Мастер Ниобид. На одной
____________________________________________________________
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1113 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!