Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наследие футуризма



ОБЭРИУ, нонконформистская поэзия 50-х (Лианозовская школа), школа московского концептуализма (Пригов, Рубинштейн): заумь, визуализация теста, рукописная книга…

Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. 29 января 1919 г. в Московском городском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов (Сергей Есенин, Р. Ивнев, Анатолий Мариенгоф и В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман и Е. Якулов). А уже на следующий день была опубликована первая Декларация: теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового» — не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Имажинисты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ — вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины». Теоретическое обоснование этого принципа сводилось у имажинистов к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.

Среди исследователей и литературоведов до сих пор идут споры о том, следует ли имажинизм поместить в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, трактуя творческие достижения этой поэтической группы как «интересное явление литературы постсимволизма и как определенный этап развития», или корректнее было бы рассматривать это явление в ряду многочисленных течений и объединений 20-х годов XX века, которые, развиваясь в общем духе авангардизма, не смогли открыть принципиально новых путей развития поэзии и в итоге остались только эпигонами футуризма.

Термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии — имажизма. Однако русских имажинистов нельзя назвать преемниками имажистов. Их теоретическая программа скорее перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря на взаимное порицание этими группами друг друга. Новым было лишь упорство, с которым имажинисты выдвигали образ на первый план и сводили к нему все в поэзии — и содержание и форму. Характерной особенностью развития русской поэзии первых десятилетий XX века являлось то, что каждое литературное направление рождалось под знаком непримиримой борьбы, соперничества со своими предшественниками. Имажинизм обозначил конечной целью своей борьбы «преодоление футуризма», с которым он по сути состоял в родственных отношениях: «Футуризм умер. Да будет ему земля клоунадой». Эстетика скандала: акции имажинистов порой выходили за пределы общепринятых норм поведения: к числу таковых можно отнести и роспись стен Страстного монастыря богохульными надписями, и «переименование» московских улиц (табличка «Тверская» менялась на «Есенинская») и т. п. Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С. Есенина, который входил в костяк объединения.

Хулиган,

Я люблю, когда синие чащи,

Как с тяжелой походкой волы,

Животами, листвой хрипящими,

По коленкам марают стволы.

Вот оно, мое стадо рыжее!

Кто ж воспеть его лучше мог?

Вижу, вижу, как сумерки лижут

Следы человечьих ног.

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин

Зачерпнуть молока берез!

Словно хочет кого придушить

Руками крестов погост!

Бродит черная жуть по холмам,

Злобу вора струит в наш сад,

Только сам я разбойник и хам

И по крови степной конокрад.

Кто видал, как в ночи кипит

Кипяченых черемух рать?

Мне бы в ночь в голубой степи

Где-нибудь с кистенем стоять.

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен.

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

Но не бойся, безумный ветр,

Плюй спокойно листвой по лугам.

Не сотрет меня кличка «поэт»,

Я и в песнях, как ты, хулиган.

К моменту образования группы у него уже была собственная программа, изложенная в трактате «Ключи Марии», где отражается стремление творчески овладевать «органической фигуральностью» русского языка, охарактеризовать «узловую завязь» природного и человеческого начал, вселенскую гармонию. Есенин скоро отошел от имажинизма. С уходом Есенина закончил свое существование и официальный орган имажинистов, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

Необходимо упомянуть об экспрессионизме, предтечей которого считаю творчество Леонида Андреева («Красный смех», «Иуда Искариот», «Жизнь человека»): выражает индивидуальный протест против уродливого мира, все большее отчуждение, чувство бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых покоилась культура. Отказ от иллюзорности пространства, деформация предметов, пристрастие к резким красочным диссонансам, сгущение апокалипсических мотивов. С помощью ярких красок и рваных искаженных форм рисовали жестокость мира. Отрывочная структура прослеживается на всех уровнях текста: на визуальном, образов и мотивов.

Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты (Николай Клюев, Петр Орешин). Крестьяне по происхождению, они посвящали свое творчество зарисовкам картин деревенской жизни, поэтизации крестьянского быта, традиций.

В поэзии того времени были также яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению, например, Максимилиан Волошин, Марина Цветаева (Вечерний альбом, Волшебный фонарь, Из двух книг).

На рубеже веков переживала свой взлет также и сатирическая литература. В 1900-е годы в России издавалось более 250 одних только сатирических журналов — разумеется, это были издания далеко не равноценные, отличающиеся друг от друга как политической направленностью, так и литературно-художественными достоинствами. На этом фоне выделялся журнал «Сатирикон» (первый номер вышел в 1908 году), который стал действительно явлением в литературной жизни России. Смелая политическая сатира, обличение лжи и пошлости в общественной жизни страны соседствовали в журнале с безобидной юмористикой. В разное время в журнале сотрудничали такие авторы, как Аркадий Аверченко, Саша Черный, Тэффи.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 526 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...