Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эскимосы азиатские



Эскимосы (самоназвание – "юпигыт", "югыт" – "настоящие люди"). Численность в Российской Федерации – 1,7 тысяч человек. Живут смешанно с чукчами на восточном побережье Чукотки и острове Врангеля. Живут также в США (35 тысяч), Канаде (26 тысяч человек, самоназвание – "инуит") и на острове Гренландия (самоназвание "каладлит", 45 тысяч человек). Язык эскимосский, имеет три диалектные группы: "навукагмит" ("науканцы", живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия); "унгазигмит" ("чаплинцы", расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Проведения и в поселке Уэлькаль); "сиренигмит" (“сиреникцы", жители поселка Сиреники).

Происхождение эскимосов дискуссионно. По-видимому, их прародиной был крайний северо-восток Азии, где они были расселены более широко, чем теперь (по реки Анадырь и Чаунской губы на западе) и откуда началось их продвижение через Берингов пролив на северо-запад Америки. С эскимосами связывают берингоморскую (1-е тысячелетие н.э.) и пунукскую (2-е тысячелетие) археологические куль-туры. Первые исторические упоминания эскимосов – середина XVII в. Их часто называли "сидячими" или "пешими" чукчами. До середины XIX в. контакты с русскими были слабыми. С конца XIX в. развиваются торговые отношения с русскими и американцами.

Основное традиционное занятие – охота на морского зверя, главным образом, на моржа и тюленя. Развитая до середины XIX в. добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Основное орудие – копье и гарпун с костяным наконечником, с середины XIX в. распространяется огнестрельное оружие. Моржа промышляли весной на плавучих льдинах, летом – на байдарах или били копьем на лежбищах, с помощью хлопушки из китового уса, имитирующей голос касатки, выгоняли из воды на берег. Тюленей били гарпунами и дротиками в воде с каяков, на льду, подползая с накинутой тюленьей шкурой, подстерегали у проруби. На китов охотились коллективно на нескольких байдарах с гарпунами. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами, с середины XIX в. возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приемы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Св. Лаврентия.

Традиционная пища эскимосов – моржовое, тюленье и китовое мясо – мороженое, квашеное, вяленое, вареное. Кожу кита ели сырой. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

Первоначально эскимосы жили крупными поселениями в полуземлянках "нын’лю", бытовавших до середины XIX в. В XVII-XVIII вв. под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур – "мын’тыг’ак". Стены яранг часто обкладывали дерном, делали из камней или досок. Летнее жилище – четырехугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. С конца XIX в. у зажиточных эскимосов распространяются дощатые дома, покупаемые у американских торговцев. До начала XIX в. сохранялись общинные дома – большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде – кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до середины XIX в. дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Лыжи-"ракетки" делались из двух планок, скрепленных на концах и разведенных в середине двумя поперечными распорками, так что получалась рама, по конфигурации близкая к овалу. Пустое пространство между планками переплеталось ремнями из нерпичьей кожи. Носок этих лыж длиною 60-70 см при ширине 15-25 см был слабо загнут и тупее задника. Планки подбивались снизу костяными пластинками, чтобы облегчить ходьбу по ледяным глыбам и по неровной местности. Лодка-каяк представляла собой решетчатый остов из продольного бруска, шпангоутов, бортовых дуг и поперечных планок, соединяющих борта. За исключением небольшого круглого отверстия сверху, остов весь обтягивался кожей. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными веслами. Бытовали и многовесельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов ("ан’япик").

До конца XIX в. эскимосы носили глухую одежду – кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. Наружную сторону кухлянки обычно окрашивали в цвет охры, а ворот обшивали полоской меха камчатского бобра. Затем, с развитием обмена с чукчами-оленеводами, одежда стала шиться из оленьего меха. Кухлянка ("аткук") – зимой – двойная, летом – одинарная, мехом внутрь – была короткой и подпоясывалась на бедрах поясом ("тафси"). Женская одежда – двойной меховой комбинезон (к’ал’ывагын") такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой как мужской, так и женской была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок. По швам ее украшали кусочками шерсти моржа, окрашенной в красный и синий цвета, на рукава и подол нашивали полоски цветной кожи, низ обшивали каймой из птичьих шкурок. Позднее стали шить камлейки из покупных тканей, мужские – из однотонных, женские – из цветных. Головные уборы – двойные капоры и круглые шапки из птичьих шкурок и полосок нерпичьих кишок надевали только в дороге. Традиционная обувь – меховые унты ("камгык") с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужские унты – до середины голени, женские – до колена. У кожаной обуви поршневидной формы носок выкроен значительно больше подъема ноги, имеет вид "пузыря". Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины – выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин – кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин – сложные геометрические узоры на лице и на руках. Для защиты от болезней применялось также раскраска лица охрой и графитом.

Своеобразным было традиционное декоративное искусство эскимосов: женщины украшали одежду и обувь, сумочки, коврики, кожаные мячи меховой мозаикой, продергиванием ремешков через разрезы в коже, вышивкой цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером; мужчины вырезали из моржового клыка фигурки китов, тюленей, моржей, украшения в виде цепочек, подвесок, серег, курительные трубки, ведерки, ручки к дорожным мешкам, ножи, уключины для весел. Основными узорами женского искусства были прямоугольники, шевроны, зигзаги, треугольники, косые полоски, волнистые линии, косые крестики, каплевидные фигуры, овалы, У-образные фигуры, напоминающие китовые хвосты, серцевидные и Ж-образные фигуры и составленные из них крестовые розетки; орнамент на костяных предметах — точки, крестики, треугольники, ромбики, квадратики, кружочки. Известны эскимосские мастерицы Аяйя, Имаклик, Кейнемеун, М. Глухих; у истоков профессиональной резьбы по моржовой кости стояли резчики Хухутан и Хотыргин. Современный ведущий мастер гравировки по клыку – Василий Емрыкаин. Известны также гравер Ванкатеин, резчик Унук, скульптор-анималист Вальтыргин.

У эскимосов преобладал патрилинейный счет родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели ("ан’ям’има"), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены ее делили охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли с русскими и американцами. Выделялась торговая верхушка, представители которой иногда становились во главе поселений ("хозяева земли").

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов "туг-ныг ат". Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, ее деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий – "Кошкли" ("Ворон"), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник голов, посвященный охоте на моржей, праздник Кита ("Полъа") и другие. В каждом поселении был шаман или шаманка, семейными ритуалами руководила старейшая женщина. Праздники сопровождались обрядовыми танцами, игровые танцы исполнялись в разное время и по любому поводу. Сюжеты мужских игровых танцев связаны с охотой на морского зверя, женских – со сбором растений и домашними работами.

Эскимосы практически не подвергались христианизации, и поэтому продолжают сохранять анимистические верования, шаманство, промысловые культы.

Российские педагоги и ученые помогли эскимосам создать в 1932-1937 гг. свою национальную письменность сперва на основе латинской, а затем – на основе русской графики. Литературный язык российских эскимосов сформировался на основе чаплинского диалекта. Известны произведения эскимосского писателя Айвангу, поэтов Таисии Чухувы, Александры Париной, Юрия Анко, в том числе переводы их произведений на русский, чукотский и другие языки.

После коллективизации 1930-х гг. у эскимосов были организованы промысловые хозяйства, однако многие традиционные занятия и культура начали простепенно исчезать. И все-таки продолжают сохраняться традиционные верования, шаманство, резьба по кости, женское искусство, национальные песни и танцы. С созданием письменности стала формироваться собственная интеллигенция.

После 1956 г. в результате почти насильственного сселения всех эскимосов в современные крупные поселки, ухудшившейся экологической обстановки и воспитания детей в интернатах в отрыве от семьи развились серьезные негативные явления – разрушение семейных устоев, утрата традиционных хозяйственных навыков, пьянство, снижение рождаемости. В настоящее время эскимосы, увидев жизнь своих сородичей за рубежом, уже больше не хотят мириться с низким уровнем своей жизни. Стал наблюдаться заметный подъем национального самосознания этой народности.

Литература

Меновщиков Г.А. Эскимосы: Научно-популярный и историко-этнографический очерк об азиатских эскимосах. – Магадан, 1959; Руденко С.И. Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема. – М.-Л., 1947; Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Древние культуры азиатских эскимосов. Уэленский могильник. – М., 1969; Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Проблемы этнической истории Берингоморья. Эвенский могильник. – М., 1975; Фейнберг Л.А. Общественный строй эскимосов. – М., 1964; Орлова Е.П. Азиатские эскимосы // Известия Всесоюзного Географического общества. 1941. Т. 73. Вып. 2; Крупник И.И., Членов М.А. Динамика этно-лингвистической ситуации у азиатских эскимосов конца XIX в.–1970-х гг. // Сов. этнография. 1979. № 2; Воблов И.К. Эскимосские праздники // Сибирский этнографический сборник. – М.-Л., 1952. Т. 1; Жорницкая М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения северо-востока Сибири. – М., 1983; Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX–начала ХХ в. – М.-Л., 1954; Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX –начала ХХ в.). Народы Севера и Дальнего Востока. – М.-Л., 1963; Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. – М., 1979; Каплан Н.И. Тропою северных оленей. Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. – Л., 1974; Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР (XVIII-ХХ вв.) – Л., 1989; Кочешков Н.В. Эскимосы // Народы России: Энциклопедия. – М., 1994. С. 421-423.

ЮКАГИРЫ

Юкагиры (самоназвания – "одул", "вадул" – "могучий, сильный") – народность России (1 тыс. 112 человек по Переписи 1989 г.). Живут в Нижнеколымском районе (тундренные юкагиры, или "вадул") и в Верхнеколымском районе Якутии, в Среднеканском районе Магаданской области (таежные юкагиры, или "одул"). Говорят на юкагирском языке, диалекты – тундренный и таежный. Распространены также якутский, эвенский и чукотский языки. Местные русские старожилы называют их "омоками". Верующие, в основном, православные, после крещения принимали русские имена и фамилии.

Юкагиры – древнейшее население Крайнего Северо-Востока Азии. Ко времени прихода русских в середине XVII в. юкагиры занимали территорию от Индигирки до Анадыря, насчитывали около 9 тысяч человек. Они подразделялись почти на полтора десятка племен: на яндинцев, ононди, когимэ, омоков, алаев, шоромба, олюбензи, коромоев, анаулов, хлдынцев, чуванцев, омолонцев и др. По разным причинам (ассимиляция с соседями, опустошительные эпидемии, частые военные столкновения) численность юкагиров неуклонно снижалась. Если к концу XVII в. их насчитывалось около 3 тысяч человек, то в первой половине XVIII в. – 1400-1500 человек, по Переписи 1897 г. – 948 человек, в 1927 г. – менее 400 человек. Впервые их прирост отметила Перепись 1970 г. – 617 человек, Перепись 1979 г. показала уже 835 человек.

Основное традиционное занятие юкагиров – полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые юкагиры), на лося, оленя и горного барана (таежные юкагиры). Оленя промышляли с помощью оленя-манщика, поколками на речных переправах, загонами в реки. Охотились также на зайцев и куропаток с помощью петель, летом – на водоплавающую птицу, осенью на реках и озерах ловили рыбу – сетями, запорами и др. Оленеводство имело транспортное значение круглый год. Юкагиры, живущие по соседству с чукчами, ездят на чукотской нарте, верховые вьючные седла подобны эвенским. Лыжи не отличались от эвенских. Крепление на них было двухпетельное с дополнительными боковыми ремешками. По воде передвигались на лодках трех видов: на челноках-долбленках "экчил", на составных челнах "ходол" и на дощатых лодках "карбач".

Древним жилищем юкагиров были полуземлянки "чандал", остовы которых сохранились к моменту прихода русских. Позднее таежные юкагиры жили в конических шалашах, покрытых шкурами (зимой) и корьем — в более теплое время года. Тундровые юкагиры жили в чумах, крытых ровдугой, зимой — оленьими шкурами. До начала XIX в. были известны большие зимние чумы-юрты, вмещавшие до 50-70 человек, заимствованные у эвенов. Конический чум "одун-нимэ" в качестве летнего сохраняется до настоящего времени. В настоящее время большинство юкагиров живет в срубных домах в поселках: Андрюшкино (Нижнеколымский район), Нелемное (Верхнеколымский район), Марково (Магаданская область).

Традиционная одежда юкагиров совпадала по форме с эвенской: она имела два клина треугольной формы и напоминала кафтан. Наряду с этой была одежда эвенкийского типа с двумя прямоугольными клиньями и имела свою специфику в украшениях, в материале и частично в покрое. Спинку юкагирского кафтана часто кроили отдельно от полок. Кроме того, от вершины прямоугольных клиньев, расположенных на спинке, делали надрезы по направлению к бокам одежды. Эти надрезы зашивались в сборки и поверх украшались нашивками из цветных полосок материи. В отличие от эвенкийской, в одежде юкагиров была другая гамма цветовой отделки, кроме того, она украшалась не бисером, а вышивкой оленьим волосом, аппликацией из кожаных и матерчатых полосок и оловянными литыми бляшками. Под кафтан надевали нагрудник, богато орнаментированный у женщин, и короткие штаны. Летняя обувь шилась из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зимой – высокие торбаса из оленьих камусов, чулки из оленьего или заячьего меха. Головные уборы шились капорообразной формы шести различных покроев: первый покрой состоял из продольной полосы и двух боковых лопастей, покрывающих уши и щеки; второй покрой состоял из поперечной полосы, проходящей по темени головы, и отдельно вшитого полукруглого куска, прикрывающего затылок; третий покрой был эвенского типа в виде чепца, плотно облегающего голову, с полукруглой вставкой на макушке; четвертый покрой – верхнеколымский, схож с капорами северных якутов (широкая опушка из короткошерстного меха и приподнятая конусообразная макушка); капор пятого покроя напоминал эвенский чепец с круглым отверстием на макушке; капор шестого покроя совпадал с чукотским и корякским, состоял из трех частей (продольной, ромбовидной, закрывающей темя и затылок головы, и двух лопастей, покрывающих уши). Шили капоры из оленьего меха и ровдуги, украшали вышивкой из цветных ниток и белого оленьего подшейного волоса, полосками разноцветной кожи и красного сукна, бисером и металлическими бляшками.

Основной пищей юкагиров было мясо и рыба. Мясо диких оленей и лосей варили, зимой ели в виде строганины. Весной и летом мясо вялили. Длинные тонкие пласты мяса коптили над костром, затем вялили на солнце. Сушеное мясо разрезали на небольшие кусочки и нанизывали на жильные нитки. В таком виде мясо хранилось в амбарах на сваях. Зимой его варили. Летом рыбу варили обычно без соли. Значительная часть летнего улова шла на приготовление юколы. Мелкую рыбу пекли около костра на тальниковых колышках. Зимой ели сырую мороженую рыбу. В сыром свежем виде ели брюшки, налимью печень, а рыбьи потроха и икру жарили. Из икры, смешанной с рыбой, пекли лепешки.

Подсобное значение имело собирательство. В пищу использовался дикий лук и кедровые орехи. Большим подспорьем зимой служила лиственничная заболонь. Ягоды брусники, черенки шиповника запасали на зиму и хранили в берестяных ведрах.

Традиционная юкагирская семья – большая патриархальная. Брак, в основном, матрилокальный, женщина занимала в семье высокое положение. Существовал обычай левирата, с конца XIX в. распространился институт калыма. Были характерны обычаи избегания (табу на общение свекра с невесткой, отца с женатым сыном и др.). Большую роль играли обычаи, связанные с огнем: запрещалось передавать посторонним огонь из очага, проходить между очагом и главой семьи и т.п.

Дохристианские верования — культы духов-хозяев, солнца, лося, духов предков. Христианство распространяется с XVII в. Летом около Петрова дня юкагиры устраивали праздники, приплывая на лодках к Верхнеколымску. Значительное место в фольклоре занимают предания, рассказы и сказки. Фольклор юкагиров впервые собран В.И. Иохельсоном и издан в 1900 году.

В XIX в. среди большинства юкагиров были пропулярны тунгусские танцы: взявшись за руки, мужчины и женщины составляли хоровод и кружились по ходу солнца. Делая различные па, танцоры выкрикивали отдельные, часто повторявшиеся слова. Бытовал и парный танец без хоровода. Танцоры, стоя друг перед другом, взмахивали руками-крыльями и “курлыкали”: ганг-ганг-кли-кли. Немало своеобразия сохранилось в юкагирских танцах, во время которых танцоры подражали ворчанию котика или тюленя, имитировали их телодвижения.

Издавна, занимаясь тундренным кочевым оленеводством, охотой и рыболовством, юкагиры сумели создать свое оригинальное народное декоративное искусство, до сих пор пока еще не изученное. В российских этнографических музеях имеются небольшие юкагирские коллекции, исследование которых дает возможность выявить в этом искусстве своеобразные этнические традиции. Главная особенность женского искусства юкагиров – очень скромный, глухой, темноватый колорит в декоре одежды, поясов, нагрудников, рукавиц, подвесок, футляров и отсутствие броских, контрастных, ярких красок, присущих соседям юкагиров – якутам, эвенкам. Орнаментике женского искусства присущи строгие геометрические и стилизованные растительные мотивы. Когда-то было развито и мужское искусство юкагиров, выражавшееся в создании художественных изделий из дерева, металла, кости, рога и других твердых материалов. Мелкой геометрической резьбой мастера украшали разнообразные коробки, гребни, женские кроильные доски, ручки ложек и другие бытовые предметы. Орнамент состоял из характерных для юкагиров перекрещенных ромбов, треугольников и зигзагов, окрашенных иногда в черный, красно-коричневый и белый цвета. Юкагиры хорошо знали кузнечное дело, которому выучились, вероятно, у якутов, знали и секреты художественной обработки дерева. На деревянных коробках они вырезали фигуры лосей, оленей, медведей. Контурные фигуры животных отличаются тонко очерченным профилем и отлично переданным движением, исполненными реалистически.

Ярко выраженными чертами своеобразия отличались так называемые “берестяные письма” юкагирских девушек, эти уникальные образчики пиктографического письма. Изображения на “берестяных письмах” весьма условны и не имеют аналогий в искусстве других народностей Севера. Они отличаются не только системой трактовки образа человека, но и самой манерой графического изображения мыслей и чувств, уз любви и дружбы, различных оттенков симпатий. Это — своеобразная система знаков, разработанная молодыми юкагирами, она находит свое выражение и объяснение в традиционных нормах общественного поведения. Согласно этим нормам девушка не имела права выражать чувство своей любви к мужчине словами. Зато столь необычная “переписка” девушек с молодыми людьми не возбранялась, что давало возможность высказать любимому все свои интимные мысли, чувства, переживания. Изображения выполнялись на внутренней стороне бересты кончиком железного ножа. В число изображений входили человек, жилище и целая серия условных знаков, с помощью которых передавались те или иные отношения между молодыми юкагирами.

В 1970-х годах была разработана юкагирским ученым-филологом Г.Н. Куриловым письменность на основе русской графики. Известный писатель, ученый и общественный деятель Н.И. Спиридонов (1906-1938), современный писатель С.Н. Курилов, лингвист и поэт Г.Н. Курилов.

Современные юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством и коневодством, а верхнеколымские юкагиры – еще и огородничеством, клеточным звероводством. Вместо совхозов в настоящее время воссоздаются крупные родовые общины – “Чайла” (“Рассвет”) и “Юкагир”, им выделены традиционные для хозяйственной деятельности территории, оказывается финансовая поддержка. В декабре 1992 г. созданы Совет старейшин и фонд возрождения юкагирского народа. Но это пока еще первые положительные симптомы. Необходимо и далее делать, пока еще не совсем поздно, все возможное для сохранения самой юкагирской народности, для спасения одной из древнейших оленеводческих цивилизаций Северной Азии.

Литература

Иохельсон В.И. По рекам Ясачной и Коркодону. Древний юкагирский быт и письмена. – Спб., 1898; Иохельсон В.И. Бродячие роды тундры между реками Индигиркой и Колымой, их этнический состав, наречие, быт, брачные и иные обычаи и взаимодействие различных племенных элементов. – Спб., 1900; Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. Ч. 1. – Спб., 1900; Историко-этнографический атлас Сибири. – М.-Л., 1961; Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. – М., 1960; Гурвич И.С. Этническая история северо-востока Сибири. – М., 1966; Юкагиры. Историко-этнографический очерк. – Новосибирск, 1975; Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? – М., 1970; Кочешков Н.В. Народное декоративное искусство юкагиров и его этнические традиции // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. – Новосибирск, 1995; Горохов С.Н., Жорницкая М.Я. Юкагиры // Народы России: Энциклопедия. – М., 1994. С. 428-429.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1404 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...