Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области Дальнего Востока России 1 страница



История и культура народов Дальнего Востока России.

учебное пособие = http://abc.vvsu.ru/Books/u_region/default.asp

Автор: Кочешков Н.В.

Редактор: Александрова Л.И.

Пособие содержит основные сведения о коренных малочисленных народностях Дальнего Востока России. В нем показано историко-этнографическое районирование этого обширного региона и дана характеристика этнической истории, семейного быта и занятий, материальной и духовной культуры каждой народности.

Для студентов гуманитарных факультетов дальневосточных ВУЗов.

Содержание:

ПРЕДИСЛОВИЕ

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Литература

АЛЕУТЫ. Литература

АЛЮТОРЦЫ. Литература

ИТЕЛЬМЕНЫ. Литература

КОРЯКИ. Литература

НАНАЙЦЫ. Литература

НЕГИДАЛЬЦЫ. Литература

НИВХИ. Литература

ОРОКИ. Литература

ОРОЧИ. Литература

УДЭГЕЙЦЫ. Литература

УЛЬЧИ. Литература

ЧУКЧИ. Литература

ЭВЕНКИ АМУРСКИЕ. Литература

ЭВЕНЫ. Литература

ЭСКИМОСЫ АЗИАТСКИЕ. Литература

ЮКАГИРЫ. Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

В предлагаемом справочно-учебном пособии рассматривается история и культура малочисленных аборигенных народов, проживающих на территории Дальнего Востока России: алеутов, алюторцев, ительменов, коряков, нанайцев, негидальцев, нивхов, ороков, орочей, удэгейцев, ульчей, чукчей, эвенков, эвенов, эскимосов и юкагиров.

Культурное многообразие и этническая карта Дальнего Востока формировались многие столетия под влиянием различных факторов: окружающей cреды, хозяйственной деятельности, миграций, завоеваний, колонизации, государственной политики, миссионерства и т.д.

Наиболее драматические перемены в жизни аборигенных народов пришлись на ХХ век. Широкие масштабы приобрели урбанизация и модернизация их образа жизни, особенно во 2-й половине столетия. С одной стороны, осуществлялись целенаправленные усилия и программы в области национального образования, подготовки кадров, развития престижных институтов культурного направления, например, письменности (ранее бесписьменные народы получили свою национальную письменность – это коряки, нанайцы, нивхи, чукчи, эскимосы, эвенки и эвены). Но с другой стороны, народы Дальнего Востока пережили общероссийскую трагедию гигантского социального эксперимента, который обернулся для них ужасами войн, репрессий и насильственных сселений из "бесперспективных" мелких селений и стойбищ в крупные поселки, принудительной и жестокой коллективизации хозяйства, разрушительного хозяйствования на земле предков, жесткого политико-идеологического диктата. Большой ущерб среде обитания и состоянию традиционных систем оленеводства, рыболовства, морского зверобойного промысла малочисленных народностей нанесли широкомасштабные и нередко малоэффективные экономические проекты, а также деятельность военно-промышленных ведомств.

За последние годы политической либерализации и начавшихся демократических преобразований возникли национально-культурные ассоциации, возрождаются некоторые народные традиции, искусство и ремесла, древние обычаи и ритуалы. На уровне федеральных органов власти рождаются важные законы, указы, постановления и программы по защите прав и интересов малочисленных народностей Севера. Однако эти хорошие мероприятия осуществляются на Дальнем Востоке медленно, мало что делается для улучшения жизни и сохранения культуры этих народностей, для защиты прав и удовлетворения запросов этносов, не имеющих территориальных автономий.

Очень важным в этих условиях является распространение полных и достоверных знаний о культуре, обычаях и традициях, населяющих наш Дальний Восток народов. Для того, чтобы понять особенности современного положения аборигенов региона, нужно быть знакомым с их происхождением и этнической историей.

Поэтому в предлагаемом учебном и справочном пособии даны статьи о каждом из 16 народов. В них содержатся следующие сведения: название народа, принятое в русском языке, и самоназвание; основная территория расселения и общая численность народа; язык и его диалекты, характер письменности (если таковая имеется); этногенез и краткая этническая история; традиционные занятия и их современное состояние; традиционные поселения и жилище, одежда, пища, социальное устройство; духовная культура (народные и фольклорные праздники, искусство, верования). Каждая статья дополнена списком рекомендуемой литературы.

Настоящее пособие предназначено для научных работников, преподавателей, студентов, практических работников и вообще для всех тех, кто интересуется жизнью и бытом, культурой и искусством народов, живущих на территории российского Дальнего Востока.

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Понятие хозяйственно-культурных типов (ХКТ) обозначает типы культуры, сложившиеся вследствие сходных природных условий и исторически меняющихся видов хозяйства этносов, что выражалось в выработке сходных культурных признаков.

Понятие историко-культурных областей (ИКО), или историко-этнографических областей, обозначает территории, живущие в пределах, которых этносы, вследствие общих природных условий, исторических судеб в тесных культурных связей, обретают общие черты традиционной культуры. Сложившиеся ИКО более устойчивы, чем ХКТ; они обычно сохраняются и при переходе в промышленную стадию развития, что позволяет чаще использовать это понятие для характеристики современной этнографической ситуации.

На Дальнем Востоке России сформировалось несколько ХКТ.

На северо-восточной окраине тундры – по побережью Чукотского и Берингового морей около 1 тысячелетия до н. э. сформировался уже ХКТ арктических охотников на морского зверя – моржей, тюленей и китов, ныне представленных у части чукчей, коряков и у эскимосов. Подсобное значение у них имеет рыболовство и собирательство. Обилие мяса и рыбы позволило перейти к оседлому образу жизни и развить здесь упряжное собаководство как основной вид транспорта. Традиционное охотничье оружие – копья, гарпуны с поплавками. Для передвижения по воде делали легкие лодки из шкур на деревянном каркасе – плоскодонные открытые байдары и одноместные челны-каяки, наглухо обтянутые кожей с отверстием для гребца, позднее стали применяться деревянные баркасы и ружья. Древнейший тип жилища – полуземлянка с бревенчатыми или дерновыми стенами на каркасе из китовых костей. Позднее распространились жилища типа яранг. Одежда была подобна одежде оленеводов, изготавливалась из приобретаемых у них шкур оленя, а также из шкур и кишок морских животных.

В зоне тундры (Чукотка, Камчатка, север Хабаровского края) сложился ХКТ охотников и оленеводов тундры. В этой зоне издавна обитают юкагиры, чукчи и коряки. Основным средством жизнеобеспечения этих народов является северный олень. Специализированная охота на оленя появилась на Чукотке во II тысячелетии до н. э., на Камчатке – несколько позднее. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, переходя на новые пастбища по мере того, как олени выедают корм; зимой откочевывают в лесотундру, где легче укрыться от пурги и где оленям легче добывать корм. Жилище оленеводов – цилиндрическо-коническая яранга, основной тип одежды – кухлянка (глухая меховая куртка) и штаны. Зимняя одежда и обувь шьется из меха (мехом внутрь и наружу), летняя – из оленьей замши (ровдуги).

На севере Приамурья и Приморья сложился ХКТ охотников лесной (таежной зоны). Эвенки, эвены, удэгейцы охотились с помощью луков, копий, а также разнообразных ловушек, капканов, силков. С началом контактов с русскими основное значение приобрела товарная пушная охота, распространилось огнестрельное оружие. Группы, живущие по рекам, специализировались на рыболовстве. У эвенов и эвенков, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, было развито транспортное оленеводство (олени использовались и для верховой езды, и под вьюк), жилище кочевников – переносной конический чум. У оседлых групп зимним жилищем служит срубный дом или полуземлянка с очагом из жердей, обмазанных глиной. Летнее жилище – корьевые чумы, шалаши. Для таежных охотников характерна распашная одежда, зимняя – меховая, летняя – матерчатая.

У народов Приморья (негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи), Сахалина (нивхи, ороки) и Камчатки (ительмены), живших по низовьям рек, основным занятием было оседлое рыболовство. Характерны рыболовные сети из волокон крапивы. На базе рыболовства было развито транспортное собаководство. Охота имела вспомогательное значение. Существовал пушной промысел, а на морском побережье – зверобойный промысел. Зимой оседлые приморские рыболовы жили в землянках и полуземлянках с верхним и боковым входами, летом – в каркасных жилищах, крытых корой, в шалашах, в чумах и др. Одежда – халаты с застежкой на правом боку и штаны, была распространена одежда из рыбьей кожи и меха.

На Дальнем Востоке России историко-культурную область представляют Чукотско-Камчатская ИКО и Амуро-Сахалинская ИКО.

Чукотско-Камчатская ИКО занимает северо-восток России и населена чукчами, коряками, эскимосами, ительменами, относящимися к ХКТ тундровых оленеводов, охотников на морского зверя и приморских рыболовов. Культура сложилась под воздействием этих типов хозяйства. Основные типы жилища – полуземлянка у оседлых групп и яранга со спальным пологом – у кочевых. Распространена дугокопыльная нарта (копылья в виде дуги соединяют полозья между собой, сиденье крепится к вершинам дуг). Для народного декоративного искусства характерны аппликация мехом и вышивка оленьим волосом, у приморских жителей – резьба по моржовой кости, промысловые праздники, круговые танцы. Прослеживаются связи с эскимосским и индейским населением северо-запада Северной Америки (например, мифологические сюжеты о Вороне).

Амуро-Сахалинская ИКО охватывает этническую территорию тунгусо-маньчжурских народов: нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, ороков, негидальцев, а также своеобразных в языковом отношении нивхов. Большинство их относится к ХКТ приморских рыболовов с развитым на основе рыболовства транспортным собаководством. Распространены прямокопыльные нарты с двусторонне загнутыми полозьями. Удэгейцы и часть ороков занимаются, в основном, охотой, причем ороки – с использованием вьючных оленей. Прослеживается центрально-азиатское влияние: мужские и женские правозапашные халаты, мужские островерхие шапки, жилища типа китайской фанзы, отапливающиеся каном, орнаментальные мотивы и др. Распространены промысловые культы, включая медвежий культ, шаманизм.

Рассмотренные выше формы традиционной культуры подверглись в новое и новейшее время коренным изменениям, как вследствие общего прогресса хозяйства, так и вследствие контактов с основным носителем этих изменений – русским населением, все более расселявшимся по Дальнему Востоку. Общей чертой этих изменений у малочисленных коренных народов было сокращение используемых территорий из-за внедрения различных видов промышленного производства, а также его интенсификации за счет повсеместного распространения мототранспортных средств, огнестрельного оружия и других современных орудий. Все это почти разрушило традиционный уклад и виды хозяйства и привело к тяжелым экологическим последствиям. Повсеместно распространились черты унифицированной культуры – стандартные дома, одежда так называемого "городского типа". Традиционная одежда сохраняется там, где она доказала свое преимущество, например, меховая одежда у жителей тундры.

Литература

Левин М.Г. Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока. – М., 1958; Этногенез народов Севера. – М., 1980; Этническая история народов Севера. – М., 1982; Чебоксаров Н.Н., Левин М.Г. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // Сов. этнография. 1955. № 4; Чебоксаров Н.Н. Историко-этнографическое районирование Дальнего Востока // Проблемы истории Дальнего Востока. – Владивосток, 1969; Народы Дальнего Востока СССР в XVII-XX вв. Историко-этнографические очерки. – М., 1985; Козлов В.И. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области // Народы России: Энциклопедия. – М., 1994. С. 462-465.

АЛЕУТЫ

Алеуты (самоназвание – "алеуты", "унанганы") – коренные обитатели Алеутских островов, юго-западной оконечности полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островов. Общая их численность – примерно 6 тысяч человек без эскимосов юго-западной и южной Аляски, которые иногда причисляют себя к алеутам. Большинство алеутов живут в США, и только 644 человека – на территории России (Перепись 1989 г.), преимущественно на Командорских островах.

В свое время на вопрос: откуда пришли предки алеутов в те места, где они сегодня живут, – ученые отвечали, что их прародиной является северо-восточное побережье Азии или Аляска. Однако исследования Г.Ф. Дебеца, М.Г. Левина, Н.Н. Дикова, А.П. Окладникова, Р.С. Васильевского и других отечественных ученых позволяют говорить, что алеуты со всеми их особенностями физического типа, языка и культуры сформировались на той территории, где застали их первые европейцы, а именно на Алеутских островах и полуострове Аляска.

Алеуты отнесены антропологами к арктической (эскимосской) расе большой монголоидной расы. По этнографическим особенностям они делятся на две группы – восточную и западную. Соответственно этому в их языке существовало два диалекта: восточный, или уналашкинский, на котором говорили жители Лисьих островов и полуострова Аляска, и западный, или аттовский, которым владели алеуты западной половины островной цепи. Восточная группа превосходила западную более, чем в два раза. В настоящее время родной язык сохранили немногие, перешли на русский, английский языки.

Заселение предками алеутов основной части их территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тысяч лет назад. Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 г. С 1799 г. территория алеутов управлялась Российско-Американской компанией, которая в начале XIX в. организовала переселение части алеутов на необитаемые Командорские и Прибылова острова. Алеуты были обращены в православие и испытали сильное влияние русской культуры. В 1867 г. Алеутские острова и Аляска были проданы США. На территории России алеуты оставались только на Командорах (на островах Беринга и Медном, Камчатская область). Этническая история командорских алеутов тесно связана с русской культурой, влияние которой на материальные и духовные традиции алеутов с годами усиливалось. Сегодня командорские алеуты живут единой для всей страны хозяйственной и культурной жизнью, сохраняя при этом этническое самосознание и некоторые особенности традиционной культуры.

Основные занятия алеутов до контактов с европейцами – охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и др.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки – многовесельные байдары, одно-, двухлючные байдарки.

К середине XVIII в. существовали имущественная и социальная дифференциация. Селения алеутов обычно состояли из 2-4 больших полуземлянок, в которых проживало от 10 до 40 семей.

Традиционная мужская и женская одежда алеутов – парка – длинная глухая одежда из меха котика, калана, птичьих шкурок. Поверх парки надевалась камлейка – глухая одежда из кишок морских животных с рукавами и капюшоном. Обувь – торбаса (сапоги из кож морских животных). Охотники носили деревянные шляпы – конические или с открытым верхом, с удлиненным большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьими усами, перьями и пр. Основная традиционная пища – мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья.

Русский миссионер и этнограф отец Иннокентий (И.Е. Вениаминов) застал у алеутов первой половины XIX в. веру в духов, шаманство, с которыми они сравнительно легко расстались, всем сердцем и всей душой восприняв христианскую православную веру.

Вплоть до начала ХХ в. у алеутов продолжалось развитие традиционной духовной культуры – песенно-танцевального искусства, фольклора (мифологический эпос о Вороне и др.), народного декоративного искусства. Затем многие из этих традиций оказались забытыми. И если в 1981 г. на Командорах был создан Алеутский национальный фольклорный ансамбль "Унанган", в репертуар которого вошли традиционные песни и танцы, а также музыкально-хореографические композиции по фольклорным сюжетам, то многие традиционные виды народного декоративного искусства (искусство плетения из травы орнаментированных сумок, кошельков, головных уборов и искусство резьбы по кости и росписи по дереву) почти полностью исчезли.

Еще в 1928 г. Командорские острова были выделены в Алеутский национальный район, но в 1937 г. этот район был ликвидирован. Ныне он восстановлен, делаются попытки восстановления среди алеутов как традиционных, так и новых отраслей хозяйства: звероводства (разведение норки), животноводства и огородничества.

Литература

Вениаминов Иннокентий. Записки об островах Уналашкинского отдела. Ч. 1-3. – СПб., 1840; Ляпунова Р.Г. Очерки по этнографии алеутов. – Л., 1975; Ляпунова Р.Г. Алеуты. Очерки этнической истории. – Л., 1987; Ляпунова Р.Г. Алеуты // Народы России: Энциклопедия. – М., 1994. С. 81-82; Рациональное природопользование на Командорских островах (состояние и охрана экосистем, проблемы экономического и этнокультурного развития). – М., 1987; Складников А.П., Василевский Р.С. По Аляске и Алеутским островам. – Новосибирск, 1976; Этногенез народов Севера. – М., 1980; Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX в. – М.-Л., 1954; Кочешков Н.В. Этнические традициив декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР (XVIII – XX вв.). – Л., 1989.

АЛЮТОРЦЫ

Алюторцы (самоназвание – "алутальу") – этнографическая группа коряков в Российской Федерации, на севере Корякского автономного округа, Камчатской области. Численность – около 3 тысяч человек. Язык – алюторский.

Традиционные поселки оседлых алюторцев – Тымлат, Кичита, Анапка, Вывенка, Тиличики, Култушино, Олюторка, Хаилино и Ветвей – располагались на восточном побережье Камчатского перешейка (Парапольского дола), от залива Корфа на севере до мыса Тымлат на юге, на западном побережье – поселок Рекинники (ныне сохранились только Тымлат, Вывенка, Хаилино). Кочевые алюторцы обитали также на восточном побережье, но при перекочевках переходили за хребет на западное. Некоторые исследователи считают алюторцев самостоятельным этносом. Этническое обособление алюторцев от коряков происходило под значительным языковым и культурным влиянием эскимосов.

Традиционное хозяйство – сочетание оленеводства с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Оленеводы-кочевники имели тесные экономические и родственные связи с оседлыми алюторцами. Рыболовством алюторцы занимались с середины июня до середины сентября. Во время наибольшего хода рыбы (кеты, горбуши и других крупных лососевых) переселялись на устья рек и ловили рыбу неводом, объединяясь по принципу родства и свойства в довольно крупные артели. Большая часть улова шла на юколу (основная пища алюторцев), а также на корм для собак, которых держали как ездовых животных. Рыбу потрошили и вешали для просушки на особые вешала: высохшую рыбу складывали в амбары и шалаши, крытые сухой травой и установленные на высоких сваях. Морским промыслом алюторцы занимались в весенний и осенний сезоны. На нартах, запряженных собаками, с ружьями и копьями, артелью в 7-8 человек выезжали на морской лед за 5-10 км от берега. Мясо и жир морского зверя – лахтака или нерпы – либо сразу же употреблялись в пищу, либо запасались впрок. Жир служил также для освещения. Из шкуры лахтака выделывали ремни, подошвы для обуви. Продукты морской охоты также обменивались на оленьи шкуры и мясо. С декабря по февраль охотились на пушного зверя: лисицу, росомаху, выдру, зайца, горностая. Оленеводство кочевых алюторцев было мелкотабунным. Стадо являлось коллективной собственностью 4-6 хозяев, связанных между собою узами родства или свойства, доля каждого совладельца соответствовала доле остальных. Почти каждый оседлый алюторец имел одного или нескольких оленей в стаде его кочующего родственника.

По суше передвигались на нартах, в которые запрягали собак или оленей. Для лучшего скольжения нарт по весеннему талому снегу полозья подбивали китовыми костями, полозья оленьих нарт – китовым усом. Для ходьбы по снегу и по льду применяются ступательные лыжи. Для передвижения по воде алюторцы использовали многоместные кожаные байдары и долбленные челноки-баты.

Поселки алюторцев располагались обычно по берегам рек на возвышенных местах, откуда хорошо просматривались окрестности. До XIX в. единственным видом жилища были полуземлянки, состоявшие из основания с вертикальными стенами в форме восьмиугольника, свода-кровли в виде усеченного конуса и наружного щита-заслона, напоминающего огромную воронку. Входили и выходили по бревенчатой лестнице через квадратное отверстие в центре кровли, служившее также и дымоходом, и световым проемом. В полуземлянке проживало 3-5 семей (22-25 человек). На летниках сооружали палаткообразные шалаши со входом в наклонной стене. На деревянный решетчатый остов параллельно земле вокруг остова клали связанные из травы маты. В каждом поселке алюторцев были так называемые балаганы, или юкольники – конусообразные сооружения на столбах, предназначавшиеся для хранения заготовлявшихся летом продуктов и некоторых хозяйственных предметов.

Традиционная пища алюторцев – толкушка готовилась в специальном деревянном корытце. Вяленое мясо с кореньями растирали пестиком, добавляли жир и ягоды, пока не получалась густая вязкая масса. Из крови оленя, смешанной с содержимым оленьего желудка, варили похлебку. Сырыми съедались свежие почки, хрящи и костный мозг оленя. Оседлые алюторцы широко употребляли в пищу мясо и жир морских животных и свежую рыбу, которую варили или жарили на вертеле у костра. Зимой шла в пищу строганина – тонко наструганная мороженая рыба.

Основным видом одежды алюторцев в XIX-начале ХХ вв. была кухлянка, сшитая из оленьих шкур, меховые зимние штаны из шкур тюленей, меховая шапка-малахай, торбаса. Женская одежда состояла из комбинезона "кэркэр" из оленьей кожи и "гагагли" – легкой кухлянки. Зимняя обувь шилась из оленьих камусов, а демисезонная – из кож тюленей и оленьей замши.

Долго сохранялась традиционная религия: шаманизм, культ предков, духов-хозяев природных объектов, морских промыслов. Постепенная христианизация алюторцев происходила с середины XVIII в. В поселке Тиличики была открыта церковно-приходская школа, в которой в 1915 г. обучалось около 40 детей.

У алюторцев было развито искусство резьбы и гравировки по моржовому клыку, унаследованное от эскимосов (ныне утрачено). Из моржового клыка и рога горного барана алюторцы выделывали украшенные миниатюрной скульптурой и орнаментом трубки, ложки, ковши, игрушки. До настоящего времени сохранилось женское искусство алюторцев, связанное с художественной обработкой меха, кожи, птичьих шкурок. Мастерицы меховой мозаики, аппликации, вышивки бисером Н.И. Эвгур, М.Н. Чечулина, Я.А. Тнельхут, Е.С. Тытимгав и другие продолжают создавать кухлянки, гагагли, кэркэры, торбаса, рукавицы, головные уборы, коврики, сумочки, широко используя мех оленя, выдры, собаки, росомахи, нерпы, олений камус и пыжик, ровдугу, вышивку цветным бисером и нитками из оленьих сухожилий.

В советский период алюторцы становились учителями, врачами, геологами, зоотехниками, механизаторами. В связи с резким ухудшением за последние 10-15 лет экологической обстановки неуклонно снижается поголовье и продуктивность оленьих стад, а в результате непродуманного насильственного переселения алюторцев в более крупные поселки и невнимания властей к их материальным и духовным запросам исчезают традиции национальной культуры и искусства, проявляются негативные тенденции, ведущие к серьезному снижению рождаемости и к повышенной смертности.

Литература

Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Т. 1. – Спб., 1900; Стебницкий С.Н. Алюторский диалект нымыланского (корякского) языка // Советский Север. 1938. № 1; Стебницкий С.Н. Нымыланы-алюторцы: к вопросу о происхождении оленеводства у южных коряков // Советская этнография. 1938. № 1; Антропова В.В. Культура и быт коряков. – Л., 1971; Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков – Л., 1973; Вдовин И.С. Жертвенные места коряков и их историко-этнографическое значение // Сб. МАЭ. Т. 27. – Л., 1971; История и культура коряков. – СПб., 1993; Смирнова Л.И. Миниатюрная корякская скульптура их кости и дерева//Страны и народы Востока. Вып. 13. Кн. 2. – М., 1972; Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР (XVIII-XX вв.). – Л., 1989; Кочешков Н.В. Алюторцы // Народы России: Энциклопедия. – М., 1994. С. 85-86.

ИТЕЛЬМЕНЫ

Ительмены (самоназвание – "итенъмн" – "местный житель") – народность России, расселившаяся преимущественно на востоке полуострова Камчатка (в Тигильском районе Корякского автономного округа). Общая их численность – 2 тыс. 481 человек (Перепись 1989 г.). Часть их расселена на западе Камчатки, а также по разным краям и областям Дальнего Востока. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Говорят на ительменском языке (устаревшее название – "камчадальский") чукотско-камчатской языковой семьи. Диалекты: напанский, седанский, сопочновский, хайрюзовский. Распространен также русский язык, ставший для большинства ительменов родным.

Первые сведения об ительменах, собранные В.В. Атласовым, относятся к концу XVII в. Из материалов В.В. Атласова и из трудов Г.В. Стеллера, С.П. Крашенинникова и других исследователей XVIII в. видно, что основным занятием ительменов было рыболовство и морской зверобойный промысел, дополнявшиеся охотой на пушного зверя и собирательством. Орудиями лова рыбы (главным образом, лососевых) служили крючки и сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Охотились на пушного зверя (соболь, белка) и морских животных (тюлень, котик, киты). Дети и женщины занимались собирательством (ягоды, грибы, дикий лук, другие дикоросы). Орудия производства и охоты изготавливались из камня, кости, рога и дерева. Средствами передвижения служили долбленые лодки-баты "хтым" и плоты из сдвоенных или строенных батов, собачьи упряжки, ступательные лыжи-ракетки.

Формирование ительменов происходило не только на основе местных аборигенных элементов. Значительную роль в этом процессе сыграли выходцы из Прибайкалья, Якутии, Приморья и Приамурья. С 40-х годов XVIII в. началось интенсивное освоение Камчатки русскими, и с этого времени русская культура стала оказывать сильное влияние на быт и культуру ительменов. Все ительмены были обращены в православие, однако долгое время еще сохраняли веру в духов, шаманство. Русские и их потомки постепенно смешивались с ительменами, заимствуя при этом у них многие элементы традиционной культуры.

Ительмены жили оседло, большими поселками. Традиционное жилище зимой – полуземлянка со входом через дымовое отверстие в крыше, летом – свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскаленные камни. В больших количествах заготавливалась лососевая икра – один из любимых продуктов питания ительменов. Значительное место в рационе занимали продукты морского зверобойного промысла и охоты, "сладкая трава" (борщевик), а также кипрей, ягоды, грибы, орехи кедрового стланика, черемша, дикий лук.

Носили ительмены глухую меховую одежду: женщины – комбинезоны, соединенные с широкими шароварами, мужчины – кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обувь – унты и торбаса – изготовляли из камусов, кожи лососевых рыб, шкур тюленей, собак, снежных баранов. Вся обработка материалов, раскрой и пошив одежды и обуви производились женщинами. Они же изготовляли нити из волокон крапивы и сухожилий животных (главным образом, оленей). Шили костяными иглами, а с приходом русских – металлическими. Праздничной плечевой одеждой ительменов являлась парка (меховая одинарная глухая рубаха), вокруг подола, ворота и рукавов которой пришивали так называемый "подзор" и затем обшивали бобровым или собачьим мехом.

Ни один другой народ Северо-Востока Азии не усвоил в такой степени прогрессивные традиции русской культуры, как ительмены. Это нашло свое отражение и в хорошем знании русского языка, и в относительно высокой грамотности еще в XIX в. Даже в народное декоративное искусство народности органично вошли русские материалы и технико-художественные приемы, а также элементы растительного орнамента. Традиционный геометрический мелкий орнамент ительменов включает в свой состав мотивы русского народного орнамента (гирлянды с бутонами и цветами). Орнаментировались меховая одежда, нарты, предметы из кости и металла. Шел процесс взаимодействия двух культур. Если основой влияния русского населения на ительменов был более высокий уровень его материальной и духовной культуры, то ительмены передавали русским пришельцам веками приспособленный к местным природно-географическим условиям хозяйственно-бытовой уклад северян. Сформировался своеобразный синтез положительных элементов двух разных культур.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1496 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...