Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сравнительный анализ основных положений представителей ИП



  1. Хронологические рамки. Основные труды
М. Вебер (1864-1920) является одним из крупных социологов конца XIX — начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие науки. · «Протестантская этика и дух капитализма» (1904) · «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913) · «Политика как призвание и профессия» (1919) · «Наука как профессия» (1920) · «Хозяйственная этика мировых религий» (1915) · «Хозяйство и общество» (1922, издано после смерти женой)
Г. Зиммель 1. (1858—1918) · «Проблема социологии» · «Философия денег» · «Конфликт современной культуры» · «Социологии дифференциации» · «Введение моральной науки: критерии…»  
Дж. Мид 1. (1863—1931) · «От жеста к символу» · «Разум. Самость и общество: с точки зрения социального бихевеоризма» · «Азия» · «Интернализованные другие и самость»  
Ч. Кули (1864– 1929) · «Человеческая природа и социальный порядок» (1902); · «Социальная организация» (1909); · «Социальный процесс» (1918); · «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). · «Теория зеркального Я» · «Социальная самость» · «Первичные группы»  
А. Шюц 1. (1899—1959) · «Возвращающийся домой» · «Формирование понятий и теория в общественных понятиях» · «Структура жизненного мира» · «Феноменология социального мира»  
Г. Гарфинкель 1. (1917-...) · «Исследование по этнометодологии»  
Бергер и Лукман (1929-...) и (1927-...) «Социальное конструирование реальности»
Э. Гофман 1. (1902—1982) · «Представление себя другими в повседневной жизни»
  2. Объект исследования
М. Вебер -действие. Специфическим объектом понимающей социологии мы считаем не любой вид «внутреннего состояния» или внешнего отношения, а действие. Социальное действие 1. мотивировано, имеет смысл, значение, которое ему придает сам субъект, 2. ориентировано на других. может быть: 1) целерациональным 2)ценностно-рациональным 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным  
Г. Зиммель - изучение социального взаимодействия на 2х уровнях 1) микроуровне 2) макроуровне. Общество создается взаимодействие людей два аспекта социального взаимодействия: содержание и форму. Содержание интеракции составляют интересы, цели и мотивы взаимодействующих субъектов.
Дж. Мид - интеракция, носит смысловое или символическое взаимодействие. По Миду все участники интеракции наделяют используемые символы общим языком, понятным каждому их них, что позволяет адекватно оценивать поступки друг друга. Более того, благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других, что в свою очередь, упрощает адаптацию к их взаимным ожиданиям
Ч. Кули -малые группы с их социальными связи. Социализация личности
А. Шюц - повседневность, социальная реальность на микроуровне, которая создается в повседневности и как мы о ней думаем
Г. Гарфинкель - фоновые ожидания, отдельный индивид, создающий социальную реальность, неосознанные методы взаимодействия индивидов.
Бергер и Лукман - повседневность, социальная реальность на микроуровне, повседневном уровне.
Э. Гофман - повседневное поведение людей, их взаимодействие на повседневном уровне
  3. Предмет исследования
М. Вебер -изучение субъективных смыслов индивидов о своих действиях, их анализ и типизация с целью понимания, интерпретации и объяснения его мотивов.
Г. Зиммель -как создается интеракция, механизм ее возникновения- реакция на поведение других
Дж. Мид -адекватное понимание символов
Ч. Кули - межличностное взаимодействие.
А. Шюц -как выработать социальную реальность; сам процесс формирования феноменов, т.е. каким образом люди категоризируют социальную реальность, придают определенные значения и смыслы социальным явлениям, как выражаются общие смыслы и значения, и в какой степени они разделяются участниками взаимодействия.
Г. Гарфинкель -изучение взаимодействия между людьми, способы наделения смыслом ситуаций и действий
Бергер и Лукман - конструирование социальной реальности, взаимосвязь между человеком в обществе и обществом в человеке (раскрытие механизма объективации субъективных смыслов и значений). Механизмы: знания, социализация (она проходит всю жизнь; Бергер и Лукман ввели понятие вторичной социализации, ресоциализации, легитимизации – способ оправдания и объяснения социальной реальности).
Э. Гофман - взаимодействие людей лицом к лицу через символическую интеракцию.
  4. Основные категории
М. Вебер · социальное действие: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное · мотивы социального действия. · социальное отношение (так как является необходимым элементом социального действия). · понимающая социология · рациональный капитализм · идеальный тип
Г. Зиммель · модели поведения · социальные типы · понятие формы · процессы творческого взаимодействия, где задействованы рациональные и иррациональные силы человека · малая группа · интеракция · разработал категория социальная дифференциация · понятие формы: нечто целостное, формы социального взаимодействия людей
Дж. Мид · межиндивидуальное взаимодействие · социальный акт · Обобщенный другой – представляет собой совокупность ценностей, норм, стандартов поведения, принятых в обществе и значимых для самого индивида (с точки зрения СФП ценности и нормы существуют объективно вне индивида) · значимые символы · язык · рефлексия · Коммуникативное воздействие · самость
Ч. Кули · Межиндивидуальное взаимодействие
А. Шюц · жизненный мир,повседневный мир · социальный мир · социальная реальность
Г. Гарфинкель · язык повседневности · конверсационный анализ (анализ разговоров) · непроговоренные аспекты коммуникации · провокационная стратегия исследования.
Бергер и Лукман · повседневность · рефлексия · дуальность социальной реальности · знание как основа конструирования социальной реальности · социализация длиною в жизнь (первичная, вторичная, ресоциализация, интернационализация, легитимация) · релевантность и модернизация знания · значимые и референтные лица · толерантность
Э. Гофман · Социальное взаимодействие · Самопрезентация · Представление на сцене и за кулисами · Небербальная коммуникация  
  5. Понимание социальной реальности
М. Вебер - создается социальным действием индивида, рассматривал на микроуровне
Г. Зиммель - возникает в результате взаимодействия, интеракции
Дж. Мид - возникает когда есть ответные действия и они поняты; социальная интеракция невозможна если нет понимания символа
Ч. Кули - развивается из контактов с сознанием других людей, через общение. Социальная реальность содержит глубокие идеи, носящие на первый взгляд субъективный характер
А. Шюц - социальная реальная реальность создается в повседневности, так, как мы о ней думаем, через интерсубъективное знание.
Г. Гарфинкель - «конструируется» в процессе речевой коммуникации, не обладает объективными процессами
Бергер и Лукман -социальная реальность дуальна: объективная (существует вне индивида – соц. структуры, общество) и субъективная (создается смыслами и социальными действиями субъектов)
Э. Гофман - с помощью социального взаимодействия
  6. Методология и методы
М. Вебер -понимающая социология, социологический номиналим, методологический принцип «отнесение к ценности», методология мировоззренческого анализа, методология конструирования «идеальных типов» 1)метод ценностного анализа- метод непосредственного понимания смысла, как понимает его сам субъект. Если смысл действия понятен самому субъекту – таковым он будет и для исследователя. Метод интерпретации субъективных смыслов Выявление мотивов конкретного социального действия, как их объясняет сам актор. метод причинного объяснения мотивов: что инициировало данные мотивы, которые побудили к соответствующему социальному действию -Метод причинного анализа- изучает причинные связи, стремиться объяснить: как все происходило; как система верований и образ мыслей обусловили социальное поведение; как определенные организации воздействуют друг на друга. -Метод социологического воображения. Социолог использует, чтобы заглянуть за видимое проявление конкретного социального действия и увидеть связи между социальными действиями людей, их мотивами, причинами и достигнутыми результатами, которые, как правило, латентны и не лежат на поверхности. -Конструкции конструкций Первая конструкции – смысл, которой придает сам субъект своему действию. Социолог должен создать свою конструкцию, должен типизировать и объяснять социальное действие, осмыслить в широком социокультурном контексте
Г. Зиммель - методологический релятивизм: все относительно, исследователь все знания об обществе относительно правильны, не могут носить объективный характер · социальной геометрии (изучение социального пространства, дистанции, учет числа или размера участников социального взаимодействия, времени) · социального воображения · погружения во внутренний мир · понимания и интерпретации социальных смыслов -познание по аналогии- понимание другого через свой опыт -выявление общих признаков переживания -выявление степени осознанности индивидом своих действий
Дж. Мид -символический интеракционизм · метод понимания другого · принятия роли другого · исполнение роли другого
Ч. Кули - «Теория зеркального Я». · метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическим самонаблюдением.
А. Шюц -феноменологическая социология · Механизм повседневных типизаций- в повседневной жизни человек бессознательно руководит мнением, что его партнеры по взаимодействию видят и понимают мир таким же, как он сам. · Метод «конструкции конструкций». Это научные представления о типичных моделях поведения в реальной жизни; они надстраиваются над конструкциями первого уровня и поэтому называются «конструкции второго уровня». Иными словами, исследователь упорядочивает типические модели и на их основе конструирует некие идеальные модели типического деятеля, приписывая им ряд типичных идей, намерений, целей. · Метод идеальных моделей интеракций.
Г. Гарфинкель -этнометодология · анализ разговоров, или конверсационный анализ, — предполагает исследование способов организации разговорного общения в разных средах · использование провокационной стратегии. Она базируется на прерывании привычных форм взаимодействия для выяснения социального порядка, по поводу которого участники общения обычно не рефлексируют.  
Бергер и Лукман -феноменологическая социология · изучать повседневную жизнь, интерсубъективный мир · факторы, определяющие то или иное решение · процесс конструирования социальной реальности
Э. Гофман - понимающая социология, анализ самопрезентаций личности в повседневном взаимодействии · драматургический метод · управление впечатлениями  
  7. задачи социолога
М. Вебер -понимание не просто человеческого поведения, а его значения. Выявить связь между отдельными мотивами и посредством истолкования установить ее подлинный характер.
Г. Зиммель - изучение различных форм обобществления, классификация и анализ форм социальной жизни -анализировать взаимодействие индивидов в единстве формы и содержания, тем самым понять ситуации и деятельность. -обращать внимание на интерпретацию общих смыслов, выработанных участниками в процессе взаимодействия
Дж. Мид · путем изучения символов проникнуть во внутренний смысл взаимодействий · изучать коммуникативную информацию в виде языка, жестов, символов · вести общий смысл и поиск символов коммуникативного взаимодействия
Ч. Кули - исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей
А. Шюц · изучать биографию · изучать домашние группы · изучать другие социальные инстиуты · выявлять мотивы поведения людей
Г. Гарфинкель характеристика методов социологического исследования, связанного с рациональным, корректным языковым описанием практических повседневных социальных взаимодействий
Бергер и Лукман · изучать процессы конструирования социальной реальности · проявлять толерантность
Э. Гофман · изучение исполнения роли человеком; · изучение различных аспектов самопрезентации · учет рамок анализа

Представители ИП полагают, что общество состоит из определенных структур, тем не менее утверждают, что последние есть производное от социальных действий индивидов. Все они изучают действия индивидов в рамках ИП, однако объект изучений каждого представителя разниться в узкой направленности. Если Вебер изучал социальное действие, то Зиммель расширил область изучения социального действия и предложил изучать его на 2х уровнях. В зависимости от объекта исследований, меняется и предмет: Вебер уделял внимание изучению субъективных смыслов индивидов о своих действиях, их анализ и типизация с целью понимания, интерпретации и объяснения его мотивов. Зиммель же в свою очередь пытается понять как создается интеракция, как она происходит, обращается к ответной реакции со стороны другого. Он утверждает в отличие от Вебера, что общество- это взаимодействие, 2 и более людей. Его взгляды на взаимодействия расширяются по сравнению с Вебером: Зиммель говорит, что более того, социальное действие имеет и форму и содержание.

В свою очередь, Дж. Мид добавил, что существует не только взаимодействие, а еще существует его смысловое и символическое значение. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других, что в свою очередь, упрощает адаптацию к их взаимным ожиданиям. Отличие теории Мида от Вебера и Зиммеля заключается в том, что Мид направляет свое внимание на осознание! Осознание символов, поведения. Что человек не просто взаимодействует, но это взаимодействие еще и имеет символический смысл. Вводит понятие рефлексии, он уже делает попытки открытия теории, когда человек не может понять другого, без адекватного понимания символа, так как интеракция носит смысловое значение Согласно Миду, одной из важнейших особенностей рефлексирующего индивида, взаимодействующего с членами своей группы, является способность «принять роль другого» и, тем самым, лучше понять его. Он говорит, в отличие от Вебера и Зиммеля, что интеракция- это не просто взаимодействие, а осознанное понимание другого. Щюц же представляет социальную реальность и ее создание в повседневности, в то время как Гарфинкель говорит, что соц. реальность вообще создает один индивид. Бергер и Лукманн продолжили развивать теорию их предшественников, они задаются вопросом, как конструируется социальная реальность. Отличие в том, что именно они говорят о том, что социальная реальность создается с помощью языка и общения, жизненный опыт накапливается с помощью знаний.

Социальную реальность каждый социолог понимает по-разному. Например, ключевое отличие Мида от Вебера и Зиммеля в том, что он говорит о том, социальная реальность и интеракция невозможны без понимания символа, Шюц определяет социальную реальность совершенно по-иному, что она создается интерсубъективно, так как мы сами ее представляем. Никто из социологов не говорил об этом до Шюца. Гарфинкель близок к Шюцу: социальная реальность по нему не может быть объективна, создается в процессе общения. И только Бергер и Лукман развили концепцию дуальности социальной реальности, что она не может быть только объективной или только субъективной. Она двойственна. Шюц предлагал создавать «конструкции конструкций», т.е. обобщать первоначальный жизненный опыт людей, отрефлексированный и частично упорядоченный и проанализированный ими самими. Для Гарфинкеля же повседневность в ее чистом виде является самодостаточной сущностью, не нуждающейся в специальном конструировании. Разные задачи ставят социологи, если же Вебер и Зиммель частично схожи в своих взглядах по поводу задач социолога, то Мид координально ее меняет и ставят совершенно новые задачи: понимать смысл взаимодействия через символы, жесты. У Шюца совсем иная концепция, он говорит о том, что поступки человека определены мотивацией, так как с помощью опыта он приобрел уроки жизни, поэтому задача социолога сводится к изучению интерсубъективного знания.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 714 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...