Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Питер Бергер и Томас Лукман как представители ИП. Социальное конструирование реальности



1. Краткая биографическая справка.

Питер Людвиг Бергер (17 марта 1929, Вена) — австрийский лютеранский теолог и социолог, живущий в США, представитель социально-конструктивистскогонаправления в социологии.

Бергер родился в Триесте, Италия, вырос в Вене и эмигрировал в США после Второй мировой войны. В 1949 он закончил Вагнер Колледж со степенью бакалавраискусства. Продолжил своё образование в New School of Social Research в Нью-Йорке (магистерская степень в 1950 году и докторская — в 1952 году). В 1955 и 1956 сотрудничал с Evangelische Akademie в Германии. Между 1956 и 1958 Бергер ассистент в Университете Северной Каролины; между 1958 и 1963 старший преподаватель Hartford Theological Seminary. На следующих этапах своей карьеры преподавал в New School for Social Research, Рутгерском университете, и Бостон Колледже.

С 1981 Бергер преподаватель социологии и теологии в Бостонском университете, а с 1985 года также руководитель Института исследования экономической культуры, который он превратил несколько лет назад в Институт культуры, религии и мировых проблем.

Томас Лукман (14 октября 1927, Югославия) — немецкий социолог, профессор социологии университета в Констанце (ФРГ), ученик и последователь Альфреда Шюца, ведущий представитель феноменологического знания социологии, автор многих работ по социологии повседневности, социологии морали, один из известнейших социологов мира.

Родился в горной местности, там, где сейчас находится Словения, а тогда это была Словенская часть Югославии. До 1918 г., когда родители и еще раньше их предки — наполовину тирольцы, на половину словенцы — жили в этих местах, эта территория принадлежала Австро-Венгерской Империи. Пошел в начальную школу в маленьком провинциальном городке, а в гимназии учился уже в Любляне. В 1941 г. родной город был захвачен Германией, а Любляну контролировали итальянцы. Продолжал обучение в немецких школах в Каринтии и Вене. В конце войны, окончив курсы подготовки планеристов, некоторое время служил в немецких военно-воздушных силах. После войны недолго учился в Австрии, в Вене и Инсбруке. В начале 1950-х годов эмигрировал в США. После переезда в Штаты продолжил учиться и работать. Работал с женой, которую он встретил незадолго до отъезда из Европы (ее отец был родом из Латвии, профессор музыки из Риги, мать — полячка, из рода Чарторыжских). Потом появились дети, две девочки. Скажем так, не без трудностей они оба учились в аспирантуре Новой Школы Социальных Исследований в Нью-Йорке (New School of Social Research). Так как он работал дворником, оставалось больше времени на учебу, чем у его жены, которая работала секретаршей полный рабочий день. В результате он защитил PhD в тот же год, когда она получила степень магистра. До этого Лукман стал магистром философии в той же Новой Школе. После этого переключился на социологию.

Основные труды:

П. Бергер:

· «Шум торжественных ассамблей»

· «Двусмысленное видение»

· «Приглашение в социологию»

· «Священная завеса»

· «Слухи об ангелах»

Т. Лукман:

· «Социология языка»

· «Проблема религии в современном обществе»

· «Структуры жизненного мира» (1973, в соавторстве с А. Шютцем),

· «Философия, социальные науки и повседневность»

Общая работа Бергера и Лукмана- «Социальное конструрирование реальности. Трактат по социологии знания». Теория Бергера и Лукмана связана с анализом социального конструирования реальности, а ее предметом являются процессы и механизмы, посредством которых происходит возникновение, функционирование и распространение знания в обществе[78].

Ключевые категории: Социология повседневности, рефлексия, понятие повседневности и повседневной жизни, дуальность структуры, социология повседневности, социализация длинною в жизнь, первичная, вторичная социализация.

2. Объект исследования, социальная реальность.

Объектом социологии (по Бергеру и Лукману) является - общество, как дуальная социальная реальность.

Социальное как объект исследования не есть некое обособленное поле человеческой деятельности. Социологический подход включает в себя процесс «видения сквозь» фасад социальных структур - процесс, который можно проиллюстрировать примерами повседневного опыта людей, живущих в больших городах[79].

Общество конструируется в результате взаимодействий в повседневной жизни. Однако сконструированный социальный порядок в силу естественной установки сознания воспринимается индивидами как объективная реальность – система норм и правил, которые необходимо усвоить и которым необходимо следовать. Эту двойственность общества, представляющего собой одновременно и «субъективные смыслы» и «объективную фактичность», Бергер и Лукман в совместной работе «Социальное конструирование реальности» (1966) представили как особенность социальной реальности, для которой характерны три момента:

1) общество – человеческий продукт,

2) общество – объективная реальность,

3) человек – социальный продукт

Вместе с тем, общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений.

Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира [80]. «Будучи социологами, мы делаем эту реальность объектом своего анализа.»

3. Предмет исследования.

Предметом исследования является раскрытие механизма объективации и механизма объективации явления социализации. Бергер и Лукман считают, что социализация проходит всю жизнь. Вторичная социализация – ресоциализация - легитимация.

4. Методы исследования.

Метод, который мы считаем наиболее соответствующим прояснению оснований знания в повседневной жизни - феноменологический анализ, чисто описательный метод, и как таковой - "эмпирический", а не "научный", насколько мы понимаем природу эмпирических наук. Феноменологический анализ повседневной жизни, или, скорее, даже ее субъективного восприятия, воздерживается от причинных и генетических гипотез так же, как и от утверждений относительно онтологического статуса анализируемых феноменов.[81] Реальность повседневной жизни не просто полна объективаций, она и возможна лишь благодаря им. Особый и очень важный случай объективации представляет собой процесс обозначения (сигнификация), т. е. сознание человеком знаков. Знак отличается от других объективаций своей явной интенцией быть показателем субъективных значений.

Социальный запас знания дифференцирует реальность по степени знакомства. Он дает сложную и подробную информацию о тех секторах повседневкой жизни, с которыми я часто имею дело, и гораздо более общую и неточную - об удаленных секторах. Так, мое знание собственной профессии и ее мира - очень специальное, глубокое и полное, тогда как о профессиональных мирах других людей я имею довольно поверхностное знание. Социальный запас знания предоставляет в мое распоряжение схемы типизации, необходимые для большинства обыденных дел повседневной жизни - не только типизаций других людей, которые обсуждались раньше, но и типизаций любого рода событий и опыта, как социальных, так и природных[82].

Передача смысла института основана на социальном признании этого института в качестве перманентного решения перманентной проблемы данной общности. Объективированные значения институциональной деятельности воспринимаются как «знание» и передаются в качестве такового. Некоторая часть этого знания считается релевантной для всех, другая - лишь для определенных типов людей.

Роли представляют институциональный порядок на двух уровнях. Во-первых, исполнение роли представляет самое себя. Например, участвовать в процессе вынесения приговора - значит представлять роль судьи. Индивид, выносящий приговор, действует не «по своей воле», но как судья. Во-вторых, роль представляет институциональную обусловленность поведения. Роль судьи связана с другими ролями, вся совокупность которых составляет институт права. Судья действует как представитель этого института.

Анализ ролей особенно важен для социологии знания, так как он раскрывает связь между макроскопическими смысловыми универсумами, объективированными в обществе, и способами, посредством которых эти универсумы становятся субъективно реальными для индивидов.

Легитимация создает новые значения, служащие для интеграции тех значений, которые уже свойственны различным институциональным процессам. Функция легитимации заключается в том, чтобы сделать объективно доступными и субъективно вероятными уже институционализированные объективации «первого порядка». Интеграция, а значит, и проблема субъективной вероятности имеют отношение к двум уровням. Во-первых, институциональный порядок во всей своей целостности должен иметь смысл для всех участников различных институциональных процессов. Во-вторых, вся жизнь индивида, последовательно проходящего различные ступени институционального порядка, должна быть субъективно осмысленной. Легитимация «объясняет» институциональный порядок, придавая когнитивную обоснованность объективированным значениям. Легитимация оправдывает институциональный порядок, придавая нормативный характер ею практическим императивам. Важно понять, что легитимация имеет когнитивный и нормативный аспекты. Иначе говоря, легитимация - это не просто вопрос ценностей. Она всегда включает также и «знание».

5. Основные теории и задачи социолога.

Социальная работа независимо от ее теоретического обоснования - это особый вид общественной практики. Социология - не практика, а попытка понять. Социолог во многом похож на разведчика. Его работа заключается в том, чтобы с предельной достоверностью описывать некоторый театр социальных действий.

Теория Бергера и Лукмана связана с анализом социального конструирования реальности, а ее предметом являются процессы и механизмы, посредством которых происходит возникновение, функционирование и распространение знания в обществе.

Социальная структура с точки зрения феноменологической социологии представляет собой всю сумму типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия[83]. Таким образом, общество конструируется в результате взаимодействий в повседневной жизни.

Однако сконструированный социальный порядок в силу естественной установки сознания воспринимается индивидами как объективная реальность – система норм и правил, которые необходимо усвоить и которым необходимо следовать. Эту двойственность общества, представляющего собой одновременно и «субъективные смыслы» и «объективную фактичность».

Задачи социолога:

Социолог должен исходить из равенства всех жизненных миров

Проявлять толерантность

Относиться уважительно к знаниям других людей

Исследовать процессы конструирования социальной реальности

6. Общество.

Общество, по Бергеру и Лукману,обладает объективной фактичностью:

«Общество - человеческий продукт. Общество – объективная реальность. Человек - социальный продукт» [84].

Вместе с тем, общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений.

7. Вклад в социологию.

Хотя Бергер и Лукман в равной мере принадлежат к феноменологической социологии и являются учениками Шюца, между ними имеются немалые различия. Если Лукман довольно последователен и органичен в своей ориентации на феноменологию, будучи методологом, разрабатывающим проблемы «протосоциологии» или «социологии жизненного мира», то Бергера можно назвать эмпириком в хорошем смысле этого слова. От разработки теоретико-методологических принципов он переходит к конкретным явлениям, структурам, институтам. При этом он использует не только феноменологию Гуссерля и Шюца, но в равной степени теории и методы других философов и социологов, прежде всего М. Вебера. В «Социальном конструировании реальности» одни главы написаны при большом участии Лукмана, любителя тщательного описания всякого рода «типизации», тогда как «расшифровки» социологических категорий на конкретном материале принадлежат, скорее, Бергеру. Но книга представляет собой единое целое, и различие ориентации и установок соавторов ведет не к эклектике, а к плодотворному синтезу абстрактной теории и эмпирического знания.

Теоретическая новизна предлагаемого подхода виделась авторам в том, что они предложили рассматривать проблематику возникновения общества в диалектическом процессе конструирования объективно и субъективно релевантного знания именно в контексте социологии знания. А это, в свою очередь, открывало возможность нового «прочтения» тех концепций общества, которые в тот период подвергались значительной критике, поскольку разворачивались лишь в рамках теоретической социологии.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2666 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...