Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Драматургическая социология Ирвина Гофмана



1. Краткая биографическая справка, основные труды.

Ирвин (Эрвин) Гофман (11 июня 1922г. Мэнвилл, Альберта, Канада - 19 ноября 1982г. Филадельфия, США) – американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии. 73-й президент Американской социологической ассоциации. Наиболее значительным вкладом Гоффмана в социологию является его исследование о символическом взаимодействии в игровой форме, которое он начал в 1959 году, когда вышла его книга «Представление себя другим в повседневной жизни», и не прекращал на протяжении всей жизни, расширяя сферу исследования.

Гоффман родился 11 июня 1922 года в Мэннвилле в провинции Альберта, в семье Макса и Анны Гоффман. Когда он был ребенком, семья Гоффмана вернулась в провинцию Манитоба. Сестра Фрэнсис Бэй говорила, что в детстве Эрвинг был большим шутником и они никогда не думали, что он достигнет каких-либо успехов.

Начав свой путь в среднетехническом училище св. Джона в Дофине в провинции Манитоба, он избрал своей специальностью химию в Университете Манитобы в 1939 году. В 1945 году в Университете Торонто (где он встречался с одной из основательниц сетевого анализа в социологии Элизабет Ботт) получил степень бакалавра гуманитарных наук, а в Университете Чикаго в 1949 и 1953 году — степень магистра гуманитарных наук и доктора философии. В 1952 году провёл год на Шетлендских островах, собирая материал о жизни локального сообщества для диссертации, которую защитил в 1953 году.

В 1952 году женился на Анжелике Чоат, от которой у него родился один сын, Том. Анжелика Чоат, по профессии психолог, часто испытывая эмоциональные проблемы и потребность в психиатрической помощи, покончила с собой в 1964 году. Вероятно, интерес Гоффмана к психиатрическим клиникам был связан с опытом пребывания его жены в них. С 1954 года жил вВашингтоне, проводил много времени в психиатрических клиниках, наблюдая за пациентами этих «узилищ» (так называлась его книга, вышедшая в 1961).

В 1981 году женился на канадке Джиллиан Санкофф, которая занималась лингвистикой и от которой у него родилась дочь, Элис. Его сестра Фрэнсис Бэй успешно сделала карьеру актрисы и вела напряженную жизнь, играя роли второго плана в многочисленных телевизионных шоу и кинофильмах с 1970-х по 1990-е годы. Наибольшую известность ей принесла роль «мраморно-ржаной» леди в комедийном телесериале Сейнфелда.

20 ноября 1982 года Гоффман скончался от рака желудка.

Основные труды:

· «Представление себя другим в повседневной жизни» (1956)

· «Стигма»

· «Анализ рамок деятельности» (1974)

Основные категории, разработанные И. Гофманом: Социальное Я и творческое Я, самопрезентация, механизмы управления драматическим взаимодействием, невербальные коммуникации, представление на сцене и за кулисами, предметная среда. Методологическая категория: фокус социологического исследования определяет перспективы исследования.

2. Объект исследования.

Объект – повседневная жизнь людей как актёров, разыгрывающих друг перед другом спектакль, стремящихся произвести впечатления.

3. Предмет исследования.

Предмет – механизмы управления впечатлениями (невербальные средства коммуникации, предметная среда. Управление впечатлениями, контроль за ситуацией, использование новых средств достижения, с применением для этого и вербальную и невербальную среду.

4. Методология и методы. Драматургический подход.

И. Гофман использовал драматургический подход – метод изучения взаимодействия людей, разыгрывание определенных ролей на сцене жизни. Тут автор обращал внимание, что очень важно различать социальную роль и её исполнение.

Социолог использует качественные методы: включенное наблюдение, нарративное интервью, биографический метод, глубинное интервью.

Гофман воплотил в социологической теории шекспировскую строфу: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». Социодраматический подход является версией символического интеракционизма. И. Гофман понимал социальное «Я» не как собственность актора, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой. Также как в театре, в социальной жизни важны костюмы, в которых мы играем роли, реквизит сцены, декорации. Но главная роль, конечно принадлежит нашим партнерам по сцене и публике. Когда индивиды взаимодействуют, они хотят изобразить определенное понимание своего «Я», которое будет принято другими. Однако они понимают, что часть аудитории или неудачные партнеры могут сорвать спектакль. Социальные ситуации – это драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать определенное впечатление.

И. Гофман отводит важную роль управлению впечатлениями в социальном взаимодействии, поэтому его теорию иногда называют теорией управления впечатлениями. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Человек в своих действиях проявляет заинтересованность в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Он влияет на ситуацию не непосредственно, но создает впечатление, которое вызывает у других желание поступить в соответствии с его замыслами.

Основная идея драматургического подхода И.Гофмана состоит в проведении аналогии между социальным миром и миром театра, а социальные роли аналогичны театральным ролям, которые разыгрываются для произведения соответствующего впечатления на участников общения и ответа на их ожидания.

Субъект, по Гофману, рационален и гибок в своих действиях. Он выстраивает свою линию поведения в режиме обмена взаимными впечатлениями с окружающими. В результате обмена человек получает нечто ему необходимое[66].

Ирвин Гоффман, ученик Мида, считается создателем драматургической социологии - одной из разновидностей символического интеракционизма и понимающей социологии. У Э. Гоффмана мир взаимодействия людей - поле игры, замысел которой надо установить посредством социологического исследования. В основе социодраматургической перспективы лежит сравнение повседневного мира с театральным действием. Социальное взаимодействие он представлял как непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы в качестве акторов играем самих себя. Каждый человек в течение дня играем несколько ролей - дома, на работе, учебе, транспорте и т.д. Но в отличие от литературного театра, в «театре жизни» конец пьесы неизвестен и ее нельзя переиграть заново.

Важным аспектом драматургического подхода служит так называемый анализ жизненного опыта в определенных «рамках» (frame analysis) или «драматургическая перспектива» при исследовании деятельности. И. Гофман полагал, что любая деятельность (а соответственно и весь жизненный опыт реальных людей) должна быть рассмотрена с точки зрения определенной перспективы, угла зрения или «фокуса камеры», посредством которой ее рассматривают.

5. Индивид и общество (взаимодействие).

Когда индивид оказывается в присутствии других людей, последние обычно осуществляют поиск адекватной информации о нем или используют уже имеющуюся информацию. Информация об индивиде помогает окружающим определить ситуацию, дает им возможность заранее знать, что он будет ожидать от них и что они могут ожидать от него. Получив такую информацию, окружающие будут знать, как наилучшим образом вести себя для того, чтобы вызвать у него желаемую для них реакцию.

«Способность индивида к самовыражению (и тем са­мым его способность производить впечатление на дру­гих) содержит, по-видимому, два совершенно разных вида знаковой активности: произвольное самовыражение, ко­торым он дает информацию о себе, и непроизвольное са­мовыражение, которым он выдает себя. Первое вклю­чает вербальные символы или их заменители, использу­емые общепризнанно и индивидуально, чтобы передавать информацию, о которой известно, что индивид и другие связывают ее с данными символами. Это и есть «комму­никация» в традиционном и узком смысле. Второе вклю­чает обширную область человеческого действия, которую другие могут рассматривать как симптоматику самого дей­ствующего лица, когда имеются основания ожидать, что данное действие было предпринято по иным соображе­ниям, чем просто передача информации этим способом. Как мы увидим, такое различение значимо лишь перво­начально, ибо, будьте уверены, индивид может передавать намеренную дезинформацию, пользуясь обоими этими ти­пами коммуникации: при первом в ход идет прямой об­ман, при втором — притворство». [67]

Для правильного реагирования на действия другого индивиду очень важна первая информация, полученная об этом другом. Автор рассматривает такие составляющие первой информации:

· самоподача индивида;

· придерживание им уже представленного и «избегание отговорок»;

· возможность возникновения дополнений и изменений к первоначальному образу;

· развитие дальнейших действий индивида из его начальных позиций;

· взгляд на традиционное общение как на действие, в котором индивид делает свой выбор в начале знакомства и в дальнейшем придерживается этой линии общения с другими людьми.

Подобная последовательность приводит к достижению определенной цели. Таким образом, практическая сторона взаимодействия становится определяющей — это достижение выгоды[68].

И. Гофман ввел термин «отделения от роли», позволяющий включить в рассмотрение варианты индивидуального поведения. Каждый из нас имеет нормированное/ненормированное представление о том, как ведет себя президент, милиционер или преподаватель. Роли тем самым как бы реализуют для нас социальные нормы.

Первоначальная самоподача индивида обязывает его придерживаться того, что он уже представил, и требует от него избегания отговорок. Конечно же, по мере развития взаимодействия, возникают дополнения и изменения в первоначальном информационном состоянии, но важно помнить, чтобы это дальнейшее развитие не только не противоречило начальным позициям, занятым несколькими участниками, а исходило бы из них. Представляется, что индивиду легче в самом начале знакомства сделать выбор того, какой линии обращения требовать от других присутствующих, и продолжать ее придерживаться, чем изменить ту линию обращения, что уже образовалась в ходе взаимодействия.

Взаимодействие (т. е. взаимодействие лицом к лицу) может быть определено как взаимное влияние индивидов на действия друг друга, когда они находятся в присутствии друг друга. « Исполнение» может быть определено как активность данного участника в данных обстоятельствах, которая служит для того, чтобы каким-либо способом повлиять на других участников.

Неизбежное взаимодействие (интеракция) людей в окружающем нас мире, или социальное взаимодействие, возможно определить как единственное, что может быть обнаружено и вычислено в социальных ситуациях - социальной среде, где два и более индивида физически присутствуют, реагируя на действия друг друга. На этом аспекте сознательной жизни и фокусирует Гофман свое внимание, подтверждая, что его задачей на протяжении ряда лет было и остается содействие принятию этой области взаимодействия, взаимодействия лицом-к-лицу как аналитически жизнеспособной. Ее можно назвать... «интеракционным порядком, предпочтительным методом изучения которого является микроанализ [69]».

«Человек отличается от животных в тех отношениях, которые действительно значимы: у животных — инстинкты, у нас — налоги».

«Общество — это сумасшедший дом, которым управляют его пациенты».

В соответствии со взглядами Гофмана, общество не обладает однородной структурой. В различных условиях мы действуем различным образом. Условия, в которых мы вынуждены принимать решения, относятся не к обществу в целом, а обладают собственной спецификой. Гофман рассматривает жизнь как театр, но нам также требуются места, где можно припарковать машину и справить нужду: существует более широкий план, находящийся над уровнем межличностного символического взаимодействия.

6. Задачи социолога.

· изучать не сколько социальные роли, сколько их исполнение;

· изучать формы презентации себя;

· изучать поведение актора при учете рамок анализа.

7. Значение вклада И. Гофмана в социологию.

Наиболее значительным вкладом Гоффмана в социологию является его исследование о символическом взаимодействии в игровой форме, которое он начал в 1959 году, когда вышла его книга «Представление себя другим в повседневной жизни», и не прекращал на протяжении всей жизни, расширяя сферу исследования.

Вклад Гофмана в социологическую теорию заключается в описании надындивидуальных «социальных порядков» или ри­туалов повседневного взаимодействия, которые традиционно соотносились с личностным выбором и, соответственно, рас­сматривались как феномены психологического порядка. В оп­ределенной степени Гофман продолжил чикагскую традицию и открыл повседневность как форму социальной организации, «фабрику» социальностей, где человеческая субъективность, казалось бы, не укладывающаяся в рамки логических объясне­ний, принимает устойчивые рутинные формы. Гофман сделал повседневность предметом абстрактной теории и предложил систему категорий, описывающих логику повседневного обще­ния. Он изучал структуру социальной жизни, развивал общую теорию межличностной интеракции и социальных обменов независимо от вида этой интеракции. На улице, в баре, казино, лифте, зале заседаний развертываются формальные структуры общения, и нет такой ситуации, в которой бы не действовал жесткий социальный порядок.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 5835 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...