Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феноменологическая социология Альфреда Шюца



1. Краткая биографическая справка, основные труды

Альфред Шюц (19 апреля 1889 - 20 мая 1959) - австрийский социолог и философ еврейского происхождения, основоположник феноменологической социологии. Родился в Вене, где учил законоведение. Изучал юриспруденцию и экономику, вместе сХайеком и Фон Мизесом, среди прочих. Служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным занятиям. В 1939 г. в связи с «аншлюсом» Австрии Шюц эмигрировал в Соединенные Штаты, где смог вступить в нью-йоркскую Новую Школу Социального Исследования. Его вдохновляли Анри Бергсон, венская экономическая школа и мышление Эдмунда Гуссерля, его прямого наставника. Здесь он долгое время преподавал и работал над своими книгами, не имея полноправной научной должности (он получил такую должность лишь в 1952 г.)

С 1952 Альфред Шюц стал профессором социологии нью-йоркской Новой школы социальных исследований.

Опираясь на свою теорию, Шюц исследовал структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного сознания, структуру человеческого общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы методологии и процедуры социального познания. Результаты этих исследований изложенные в большом количестве изданий его работ в 1970—1980, широко распространялись среди профессиональных социологов.

Основные труды:

· «Избранные статьи» (1971)

· «Феноменология социального мира» (1972)

· «Структуры жизненного мира» (1974)

· «Возвращающийся домой»

· «Структура повседневного мышления»

· «Формирование понятия и теории в общественных науках»

· «Размышления о проблеме релевантности»

· «О множественных реальностях»

· «Символ, реальность и общество»

Ключевые понятия: Жизненный мир; повседневный мир(повседневность); социальный мир; обыденное знание, знание здравого смысла; географическая ситуация; жизненный опыт и его универсальный смысл; концепция интерсубъективного мира; мы-группа, они-группа; типические модели поведения.

2. Объект исследования.

Повседневность, социальная реальность на микроуровне (индивид или социальная группа)

3. Социальная реальность.

Создается в повседневности, в быту, субъектом на основе здравого смысла. Социальная реальность – это повседневность как поле очевидного, не подвергающегося сомнению социального опыта, где социальный мир воспринимается в обыденно – типизированном виде.

4. Предмет исследования.

Здравый смысл. Предмет направлен на исследование механизмов формирования представлений, смыслов, сознаний о повседневном мире. Эти представления формируются на основе здравого смысла.

Механизмы формирования: 1) из личного опыта человека (личная биография)

2)опыт домашних групп (интерсубъективный опыт других)

Взаимодействие личного и интерсубъективного опыта создает здравый смысл, который вырабатывает успешную коммуникацию.

5. Методология и методы.

1) Социальная реальность создается действиями индивидов.

2) Индивид создает социальную реальность исходя из своих представлений, смыслов

3) Индивидуальное представление складывается на основе опыта других людей (домашней группы к которой принадлежит индивид). Домашняя группа определяет жизнь индивида его жизненную стратегию.

Домашняя группа – это то, где человек существует. Живет, это может быть всё что угодно: семья, работа, тюрьма и т.д. (но самая главная, по мнению Щюца – это концепция дома).

Концепция дом а посвящена описанию и анализу взаимопонимания между людьми после возвращения домой человека. Концепция дома дает возможность к социальному исследованию поведения различных групп людей выключенных на длительное время из привычной для них жизни и затем включенных обратно. (Например, путешественники, заключенные, студенты, космонавты и др.)

4) Для оценки социальных действий каждый индивид использует ту шкалу измерений ценностей, которая характерна для данной домашней группы.

5) Человек одной группы (домашней) видит объекты иначе, чем человек из другой группы (например, домашней).

Методы изучения.

Биографический метод.

С помощью него можно изучать представления людей, деятельность, поведение, обусловленное их биографической ситуацией. И то, как люди из разных биографий объясняют одно и то же явление.

И здесь возникает разногласие.

С одной стороны Щюц говорит о том что домашняя группа это единица изучения повседневной жизни, а с другой стороны для него важна каждая биография, тоесть изучение на уровне отдельного индивида. Отсюда вытекает объект социологии по Щюцу: изучение повседневной жизни на двух уровнях - 1) На уровне группы; 2) На уровне отдельного индивида.

6. Феноменологическая социология.

Основной тезис социальной феноменологии Шюца: социология должна работать над раскрытием, посредством которых акторы внутренне субъективными способами организуют свою повседневную деятельность и конструируют «обыденное знание».

Повседневное знание, в отличие от научного, нельзя изучать абстрактными методами. Социальный порядок — результат общего предположения об общности мира, но без разновидности нормативного консенсуса, принятого функционализмом.

«Действие» (action) будет означать предварительно обдуманное действующим человеческое поведение, т.е. поведение, основанное на заранее составленном проекте » [70].

«Рациональное действие» на уровне здравого смысла – это всегда действие в рамках непроблематизированного и неопределенного набора типизаций мотивов, средств и целей, способов действия и персон, его выполняющих, принимаемых в качестве само собой разумеющихся. Они, однако, принимаются как сами собой разумеющиеся не только самим действующим, но и его партнером[71].

Основной задачей социальных наук является развитие метода, позволяющего осуществлять объективные операции с субъективными значениями человеческого действия, и что идеальные объекты социальных наук, описывающие социальную реальность, должны быть совместимы с объектами обыденного мышления людей в повседневной жизни[72].

Феноменологическая социология [73]

В отношении изучения привычных интерпретаций и устойчивых смыслов действий альтернативной символическому интеракционизму парадигмой является феноменологическая социология. Это подход, основывающийся на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих действия друг друга смыслом, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реальность – социальные феномены. Социальная реальность конструируется, хотя большей частью непреднамеренно, в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации как очевидных, естественных.

Образцами постановки и решения исследовательских проблем для приверженцев концепции феноменологической социологии служат работы выдающегося австрийского философа и социолога Альфреда Шюца (1899–1959) и его учеников – немецкого социолога Томаса Лукмана (р. 1927) и американских социологов Питера Бергера (р. 1929) и Гарольда Гарфинкеля (р. 1917).

Шюц в работе «Смысловая структура социального мира» (1932), используя идеи феноменологической философии германского мыслителя Э. Гуссерля, сформулировал концепцию социальной феноменологии как изучения тех представлений, которые образуют общество как «горизонт жизненного мира» – сферу опыта, доступного индивидам в их повседневной жизни. Жизненный мир не является предметом размышлений, люди просто переживают его как очевидную реальность. Объективность вещей, действий, событий в мире повседневности – это естественная установка индивидуального сознания. Субъективные переживания, индивидуальный опыт объективирует язык, при помощи которого люди обозначают и определяют любые явления.

Интерпретация ситуаций взаимодействия и действий его участников как типичных превращает взаимодействие в социальный порядок – устойчивую структуру. Социальная структура с точки зрения феноменологической социологии представляет собой всю сумму типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. Таким образом, общество конструируется в результате взаимодействий в повседневной жизни.

Однако сконструированный социальный порядок в силу естественной установки сознания воспринимается индивидами как объективная реальность – система норм и правил, которые необходимо усвоить и которым необходимо следовать.

7. Задачи социологии.

Задача социологии - изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам[74].

1)Задача социолога (по Щюцу) – создать конструкцию конструкции. 1 конструкция – то, что создал человек первого порядка. 2 конструкция – конструкция 2-ого порядка. Нужно дать идеальные модели научного знания о повседневности.

2)Изучить биографическую ситуацию.

3)Изучить домашнюю группу.

4)Выявить мотивы поведения людей

- они обусловлены опытом домашней группы

- проектирование будущего мира

8. Значение вклада в социологию.

Шюц в своем основном труде «Феноменология социального мира» (1932) выдвинул собственную концепцию понимающей социологии, пытаясь решить применительно к сфере социального знания по­ставленную Гуссерлем задачу - восстановить связь абстрактных научных по­нятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Эта новая социология оказа­лась, по сути дела, систематическим описанием, с точки зрения дейст­вующего индивида, структур социального мира, каким он является в ходе и посредством самой этой деятельности, или, другими словами, она оказалась систематическим описанием познания социального мира в процессе деятельности. Подходя с этой последней точки зрения, со­циологию Шюца по справедливости можно назвать социологией позна­ния. Шюц проводил свою позицию весьма последовательно, просле­живая процесс социального познания от субъективно подразумеваемо­го смысла изолированного действия до претендующих на объектив­ность понятий социальных наук. Тем самым он пытался связать науку со здравым смыслом, с миром повседневного знания и опыта (некото­рые из вариантов феноменологической социологии, основывающиеся на идеях Шюца, не случайно носят имя "социологии повседневности"). Выявление такой связи крайне важно, но в то же время и опасно, ибо оно лишает науку свойственной ей ауры объективности и исключи­тельности и показывает, что обыденное и научное познание социаль­ного мира в принципе неразделимы. Научное познание тем самым релятивизируется. В обнаружении, систематическом анализе и изложе­нии этого достаточно двусмысленного факта состоит главная заслуга Шюца в области теоретической социологии.

Достоинства:

- Главным достоинством Щюца, я считаю, было то, что он изучал конструкцию конструкции. 1 конструкция – то, что создал человек первого порядка. 2 конструкция – конструкция 2-ого порядка- то, что создано ученым, разработка идеальной модели научного знания о повседневности.

- У него объектом социологии выступает не отдельный индивид, его действия, а повседневная жизнь на микроуровне. 1) На уровне группы; 2) На уровне отдельного индивида.

- Так же нельзя не указать в достоинствах то, что Щюц придавал большое значение биографическому методу. Он считал, что с помощью него можно изучать представления людей, деятельность, поведение, обусловленное их биографической ситуацией. И то, как люди из разных биографий объясняют одно и то же явление.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 4174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...