Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Веберовская модель капитализма



(«История хозяйства», «Протестантская этика и дух капитализма»)

Веберовская модель капитализма была ответом на вопрос о путях развития Германии в конце 19-го – начале 20-го века. В это время Германия была одной из самых отсталых стран Европы (в 4-5 раз отставала от Англии и Америки). В ней преобладало аграрное юнкерское хозяйство.

Вебер выступал за индустриальное капиталистическое развитие Германии. Стремился ответить на центральный вопрос эпохи: Что такое современное капиталистическое общество? Что самое главное определяет суть капитализма?

По Конту: суть капитализма определяла научная организация труда.

У Спенсера: свободная конкуренция.

У Маркса: погоня за прибылью. По Веберу отличительный признак капитализма касается способа ведения хозяйства. Западный цивилизованный капитализм отличается рациональностью – рациональной капиталистической организацией труда и производства.

Вебер отмечает, что стремление к прибыли было во все времена, у всех народов. Определенная категория людей занимается торговлей, грабежом, спекуляцией с древнейших времен. Но этот экономический тип человека-авантюриста не создал цивилизованный индустриальный промышленный капитализм, который возник на Западе. Капитализм Западной Европы – рациональный капитализм. Нерациональный капитализм, который существовал у всех народов во все времена, имел целью добыть капитал, а средством обогащения выступают удача, случай, (русское) чудо, ловкость, авантюра, обман. Ему (нерациональному капитализму) соответствует экономический человек торгового типа, отличающийся аморальностью, непорядочностью, беззастенчивостью, бесцеремонностью. Такой нерациональный капитализм существовал всегда, когда появлялась возможность делать деньги на перепродаже готовой продукции. В Западной же Европе появился промышленный капитализм. Средство накопления капитала – промышленный труд (индустриальный). Цель – использование денег для дальнейшего развития. Ему соответствует экономический человек второго типа, для него характерно трудолюбие, способность трезво оценивать ситуацию, активность, инициативность, прилежность, чувство исполнения долга в рамках своего призвания. Рациональный капитализм Западной Европы сформировался благодаря экономическому человеку второго типа. Предшественник такого человека – духовный капитализм (протестантская религия, протестантская этика труда).

Согласно протестантской этике, у каждого человека на Земле есть свое предназначение, которое он должен выполнять наиболее усердно. Предпринимательская деятельность как и другая тоже угодна Богу. Чем более он трудится в области своего призвания, тем более он угоден Богу. Спасение человека от его грехов в его усердном труде, труд – посредник между человеком и Богом.

Вебер, анализируя мотивацию труда на основе оплаты труда, пришел к выводу, что ни повышение оплаты за труд, ни, наоборот, резкое снижение оплаты труда не имело такой результативности, как мотивация труда, основанная на Спасении. Протестантская этика труда затронула глубинные пласты смысла существования человека, его жизни на Земле и Спасения после Смерти. Труд – усердный, добросовестный – не ради наживы – а ради успеха дела, каким человек занимается – вот в чем Спасение. Такой труд оказался самым производительным и результатом его явился новый цивилизованный капитализм.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 485 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...