Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Понимающая социология Макса Вебера



План:

1. Краткая биографическая справка. Основные труды. Основные понятия, разработанные Вебером.

1ая часть. Теоретико-методологические положения социологии М. Вебера

2. Методология социального исследования: понимающая социология

- а) социологический номинализм: теория и методология социального действия индивида (актора);

- б) методологический принцип «отнесение к ценности»;

- в) методология мировоззренческого анализа;

- г) методология конструирования «идеальных типов»;

- д) методология рационального анализа.

3. Методы социологии

а) Методы понимания

б) Методы анализа. Метод причинного анализа

4. Объект социологии

5. Понятие социальности

6. Предмет исследования. Типы социального действия

7. Задачи социологии

8. Этика ученого исследователя

2ая часть. Основные положения социологической теории М. Вебера

1. Понятие человека – актора – субъекта социальной реальности.

2. Общество. Взаимоотношение человека и общества.

3. Социальный прогресс (развитие)

4. Веберовская модель капитализма.

5. Типология общества.

6. Социология господства.

7. Идеальный тип бюрократии.

8. Класс и социальный статус.

9. Социология религии.

10. Значение вклада М. Вебера в мировую социологию.

11. Вопросы и задания

12. Список литературы.

Краткая биографическая справка. Основные труды М. Вебера. Основные понятия, разработанные М. Вебером

Биографическая справка:

Макс Вебер (1864-1920) великий немецкий социолог, один из самых крупных ученых с мировым именем, самый цитируемый социолог. Он относится к тем универсальным умам, которые внесли серьезный вклад в развитие таких знаний об обществе, как: философия, история, культурология, политика, экономика, религия, право. Родился в состоятельной семье промышленника. Получил блестящее университетское образование в области права. Занимался профессорской деятельностью. Интересовался политикой: во время первой мировой войны (1914) принимал участие в организации госпиталей.

Идейными учителями Вебера были Кант и его последователи неокантианцы: Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Х. Дильтей. Тесно взаимодействовал с Ф. Тённисом, Г. Зиммелем.

Находясь под их влиянием, М. Вебер выступил против господствовавшего в социологии натурализма и разработал принципиально новую парадигму изучения социальной реальности – понимающую социологию.

Основные труды М. Вебера:

«Протестантская этика и дух капитализма» (1904)

«О некоторых категориях понимающей социологии» (1913)

«Политика как призвание и профессия» (1919)

«Наука как профессия» (1920)

«Хозяйственная этика мировых религий» (1915)

«Хозяйство и общество» (1922, издано после смерти женой)

Основные понятия, разработанные М. Вебером

Социальное действие. Целерациональное действие. Ценностно-рациональное действие. Аффективное действие. Традиционное действие.

Понимающая методология. Идеальные типы, ценностный анализ. Рациональность.

Методы понимания: прямое непосредственное понимание, интерпретативное понимание, причинное объяснение

Методы анализа: причинный, ценностный, мировоззренческий, рациональный, социологическое воображение, типизация социальных действий, конструирование идеальных типов.

Идеальные типы господства: легитимное господство, аффективное господство, традиционное господство, идеальный тип бюрократии.

Рациональный капитализм.

Рациональная религия. Протестантская этика труда.

1ая часть. Теоретико-методологические положения социологии М. Вебера

2. Методология социального исследования: понимающая социология

(Работы Вебера: «Объективность социально-научного и социально-политического познания», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия»).

Вебер является основоположником принципиально нового теоретико-методологического подхода к исследованию социального поведения/действия человека – понимающей социологии.

«Самым ценным в творческом наследии Вебера является углубленная проработка методологических понятий, являющихся исследовательским инструментом социолога»[1]. «Однако наиболее ценен его вклад в разработку методологии»[2].

Вебер считал, что социальную реальность создает сам человек, своими действиями. У человека есть свои мотивы, интересы. Социолог должен понять, что движет людьми, почему человек совершает социальные действия. Понять человека изнутри, через мотивацию его поведения. Поняв природу и смысл человеческих действий, можно понять и общество, которое состоит из людей. «Понять движение атома мы не можем, а понять поведение человека можно».

Отсюда и понимающая социология М. Вебера. Суть ее: изучать общество через человека. В этом принципиальное отличие от СПФ, где общество изучается через социальные институты.

Основные положения методологии понимающей социологии:

а) Социологический номинализм. Теория и методология социального действия индивида (актора)

Исходной единицей анализа выступает индивид и его социальное действие. Социальное действие индивида выступает первичной клеточкой, социальным атомом, формирующим социальную реальность. Теория социального действия дает инструментальное объяснение поведения людей.

Поскольку индивид действует осмысленно, необходимо понять субъективный смысл, выявить мотивацию поведения.

Суть этой методологии состоит, во-первых, в том, чтобы как можно глубже вникнуть в субъективный смысл человеческого действия, во-вторых, провести научный социологический анализ социального поведения индивида.

Теория и методология социального действия М. Вебера является ключом для понимания и анализа:

· типа общественного устройства

· типа капиталистического способа ведения хозяйства

· типа господства

· типа религии.

б) Методологический принцип «отнесение к ценности»

Вебер считал, что социология должна быть объективной наукой, свободной от субъективных оценочных суждений исследователя (исследователь может иметь свои убеждения, но они не должны вторгаться в научные исследования).

Вместе с тем, Вебер не отказывается от ценностей вообще, наоборот, его понимающая социология базируется на ценностном анализе.

Методологический принцип «отнесение к ценности» Вебер заимствовал у В. Виндельбанда и Г. Риккерта, которые использовали понятие ценности для выявления специфики «наук о культуре» в сравнении с науками о природе и рассматривали этот принцип на общефилософском методологическом уровне. Вебер же придал ценностному анализу конкретно социологическое методологическое содержание.

Методологический принцип «отнесение к ценности» Вебер использует для обоснования научности социологического метода понимания. Мир ценностей, с которым связан человек, одновременно плод коллективного и индивидуального творчества. С одной стороны, ценности могут рассматриваться на уровне общества и выступать как надсубъективные, значимые для всех (или определенных социальных групп), как абсолютные значения – и тем самым помогают исследователю выходит за пределы субъективности. Каждое общество имеет свою культуру, свою систему верований и ценностей – и только через нее можно понять человека. Поэтому Вебер считал, что социолог: может понять мотивы и смыслы человеческого действия только анализируя их в широком контексте – через призму социокультурных конкретно исторических особенностей развития общества.

С другой стороны, ценности носят сугубо личностный характер и играют важную роль в жизни человека. «Никто не может своим воздействием заставить человека признать ценность, если последний сам не признает ее за таковую» (Вебер).

Проблема выбора ценностей связана с мировоззренческой позицией и этикой убеждения индивида. Чтобы осмыслить и понять социальное поведение, необходимо понять общую концепцию жизни, которой индивид руководствуется, выяснить его представления о смысле своего существования.

Вебер раскрывает сущность социологического подхода «отнесения к ценностям» в «понимающей социологии», который означает:

· рассмотрение ценностей в роли мотиватора конкретных человеческих действий:

· рассмотрение ценностей конкретных социальных групп, разных сословий, социальных слоев, разных поколений и эпох;

· рассмотрение роли ценностей и их влияния на модели повседневного жизненного поведения конкретных социальных субъектов.

в) Методология мировоззренческого анализа

Работы Вебера: «Протестантская этика и дух капитализма», «Социология религии», «Хозяйство и общество» раскрывают основные принципы и сущность методологии мировоззренческого анализа.

Он показал, что идеальные факторы – мировоззренческие, религиозные, идейно-нравственные, ценностные – столь же значимо влияют на поведение людей, как и экономические, политические, социальные.

М. Вебер первым поставил социологическую проблему влияния мировоззрения на социальные организации, социальные процессы и индивидуальное поведение.

Он исходил из следующих принципов:

· Направленность интересов человека обусловлена не экономическими причинами, а мировоззрением; наоборот, экономическое поведение человека зависит от его мировоззрения;

· Интерес человека к той или иной деятельности неотделим от системы ценностей и целостного взгляда на бытие, на смысл жизни;

· Чтобы осмыслить и понять позицию субъекта, необходимо понять общую концепцию жизни, которой он руководствуется, выяснить, как он понимает смысл жизни;

· Поведение людей в различных обществах может быть понято лишь в рамках их общего концептуального представления о своем существовании.

Например, что сделал М. Вебер на основе методологии мировоззренческого анализа:

· Установил интеллектуальное и духовное соответствие между духом протестантской этики и духом капитализма

· Показал воздействие религиозных факторов на формирование капитализма, на экономическое поведение индивидов.

Мировоззренческий подход к анализу поведения людей необходим, чтобы лучше понять смысл действий человека, мотивацию поведения.

г) Методология конструирования «идеальных типов»

С помощью понятия «идеальный тип» Вебер создает обобщающие понятия, позволившие показать, что метод понимания в социологии обладает достаточно высоким уровнем абстракции и обобщения. С помощью методологии «идеального типа» Вебер показывает, что генерализирующий метод не обладает монополией на научность, и индивидуализирующий метод также имеет основания относиться к научному методу.

«Идеальные типы» конструируются мыслительными усилиями исследователя

· безотносительно ко времени, пространству или исторической эпохе;

· безотносительно религиозных, мировоззренческих, эстетических, моральных ориентиров, отражающих дух времени.

Эти вышеназванные факторы учитывает историческая наука, стремясь провести казуальный анализ индивидуальных, наиболее важных культурных особенностей времени, она создает «генетические идеальные типы», отражающие «Интерес эпохи», например, «Средневековый город», «Кальвинизм», «Культура капитализма» и другие типы, локализованные во времени и пространстве. Это знание, ограниченное социально-исторической детерминацией, нельзя отнести к общезначимому.

«Идеальные типы» в социологии служат средством обобщения и выделения таких определенных элементов действительности, которые характеризуют сущность понятия в чистом (идеальном) виде, вне времени и вне пространства, и которые «имеют силу во все исторические эпохи в любой точке земного шара».

Социологическими «идеальными типами», например, являются модели господства, разработанные Вебером: рациональный, харизматический, традиционный; или идеальные типы социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.

Идеальные типы - это не цель познания, а средство, метод познания, который позволяет:

1. Сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях.

2. Рассматривать это явление или действие вне времени и пространства, т.е. независимо от конкретных локальных условий.

3. Сопоставить идеальный нереальный образ с реальным развитием. Это необходимо для того, чтобы понять, насколько реальное явление или действие обладает общими закономерностями и отличительными особенностями, обусловленными культурно-историческими условиями и воздействием самой личности.

д) Методология рационального анализа

Категория рациональности – центральная категория методологического подхода в рамках интерпретативной парадигмы Вебера. Рациональный – осознанный, целесообразный, обоснованный в противовес иррациональному, основанному на чувствах, инстинктах, эмоциях.

Методология рационального анализа составляет основу понимающей социологии М. Вебера. Идея рационализма является также центральной во взгляде Вебера на общество, его историю и будущее.

Рационализация рассматривается Вебером как всемирно-исторический процесс и определяет вектор развития человечества. Человечество движется от мифологического состояния к «расколдовыванию мира».

Ядром процесса рационализации выступает социальное действие человека и его смысловая мотивация. Рационализируется мировоззрение, ориентированное на успех, образ жизни людей; рационализация оказывает воздействие на общественные и политические институты, на экономику.

Методологический принцип рациональности применяется при анализе идеальных типов:

· поведения людей и их социальных действий – «целерациональное действие»;

· политики – «либеральный тип власти» и «рациональная бюрократия»;

· экономики – капиталистический способ производства, основанный на рациональном хозяйстве – «рациональный капитализм»;

· религии – протестантизм, как наиболее рациональный тип.

Рассмотрим теперь, как Вебер использует разработанные им теоретико-методологические подходы понимающей социологии в процессе исследования таких проблем социологии, как: человек, общество и их взаимоотношения; власть (господство), капитализм, класс, социальный статус, религия, социальный прогресс, типология общества.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1726 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...