Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хронологические рамки и гносеологические предпосылки появления понимающей социологии



С. А. Губина

Интерпретативная парадигма

Москва

2014 г.

Составитель С. А. Губина

УДК

ББК

Г932

Рецензент:

Доктор философских наук, профессор кафедры социологии Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева

С. Г. Спасибенко

Г932 Интерпретативная парадигма: учебно-методическое пособие. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. 2014 –..с.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Учебно-методическое пособие подготовлено в рамках учебной дисциплины «Парадигмы в социологии», читаемого студентам, обучающимся по направлению 040100 бакалавриат Социология в 6 и 7 семестрах для подготовки преддипломного проекта. В данном пособии дается общая характеристика парадигмы и методические требования к раскрытию основных положений ИП. Особое внимание уделяется теоретическим концепциям и методологическим подходам и методам социологического исследования и анализа в рамках ИП и показаны возможности их применения при написании курсовой работы, а затем в рамках дипломной работы. Даются методические рекомендации и образцы написания отчета и курсовой работы по интерпретативной парадигме.

Предназначается для студентов бакалавров, магистров и аспирантов, изучающих социологию.

УДК …

ББК …

Рекомендовано методической комиссией Ученого совета Института проблем химии и устойчивого развития

ÓРоссийский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева, 2014

ÓГубина С. А., 2014

Тема 1. Общая характеристика интерпретативной парадигмы. Сравнительный анализ СФП и ИП

План:

1. Хронологические рамки и гносеологические предпосылки появления понимающей социологии.

2. Определение социальной реальности.

3. Объект исследования.

4. Предмет исследования.

5. Ключевые понятия и основные категории.

6. Методология и методы.

7. Достоинства и недостатки интерпретативной парадигмы.

Хронологические рамки и гносеологические предпосылки появления понимающей социологии.

Какие же теоретико-методологические источники послужили основанием создания понимающей социологии? Если социология Франции, Англии опиралась на достижения естественных наук и стремилась использовать их методы, то немецкая социология исходила из отечественных достижений в области философии и теории познания. В качестве методологической основы она использовала не биологию, не физику, а философскую теорию познания и теоретические учения Канта, Гегеля, Маркса, а также неокантианцев. Значительный вклад в идейно-теоретическое обоснование немецкой социологии внесли ученые философы – В. Дильтей (1833-1911 гг.), и представители Баденской школы неокантианства – Г. Риккерт (1863-1936 гг.), В. Виндельбанд (1848-1915). Они разделили науки о природе и науки об обществе и по предмету, и по методу; тем самым заложили основы новой гносеологической парадигмы, проводившей резкую грань между миром природы и миром общества.

В. Дильтей первым разделил науки о природе и науки о духе, различающиеся предметом исследования: естественные науки изучают природу, а социогуманитарные науки – науки о духе, изучают свободную деятельность человека, преследующего свои цели. Естественные науки объясняют природные явления, а главным средством гуманитарного познания является «понимание». Основной тезис Дильтея: «Мы объясняем природу, но мы понимаем духовную жизнь». Методом изучения внутреннего мира человека является эмпатия, сопереживание, интуиция.

Представители баденской школы Г. Риккерт и В. Виндельбанд продолжили разделение наук о духе и о природе на основе методов познания, т.е. методологии: науки о природе – естественные науки, изучают законы природы, соответственно, и метод изучения номотетический (от «номос» – закон), законополагающий, т.е. объясняющий.

Науки об обществе – это науки о событиях, исторических фактах, которые следует как можно подробнее описать, выявить особенное, понять. Идеографический метод – метод, описывающий с помощью письменных, языковых знаков нечто особенное (феномены).

В естественных науках номотетический закон открывает то, что повторяется через причину и следствие, через связи и отношения и стремится познать общие черты явления, т.е. используется генерализирующий метод.

В исторических науках идеографический метод в противоположность генерализирующему является индивидуализирующим, т.к. стремится познать частные особенности явления, которые неповторимы, но из которых складывается история. В истории отображаются однократные индивидуальные события (феномены), являющиеся результатом деятельности человека. Значит, можно понять душевные переживания людей, их цели и устремления.

Таким образом, принципиальное отличие естественнонаучного номотетического метода познания от общенаучного идеографического метода состоит в том, что первый проявляет интерес к общему и использует метод объяснения, а второй к частному, опираясь на метод понимания.

Немецкая социология использовала вывод Риккерта о специфике методологии исторических наук и применила методологию понимания к социологии как науке о человеке и его социальном действии.

Риккерт вводит понятие ценностей. Ценности надсубъективны, отражают объективный смысл, оказывают влияние на бытие. История как наука не является простой копией действительности, набором событий, фактов, здесь важно понять происходящие событие, а это возможно благодаря ценности. Ценность позволяет выявить из множества событий и фактов главное, отделить существенное от несущественного; лишь благодаря ценности мы замечаем один процесс и отодвигаем на задний план другой. Таким образом, ценностный анализ позволяет выстроить объективную картину мира.

Баденская школа неокантианства (Виндельбанд) разрабатывала понятие формы: вычленение из всей совокупности социальных явлений особого рода фактов, которые можно объединить в чистые формальные понятия, отдельные от содержания, в которых живут эти формы.

Все эти методологические положения: о специфике предмета и метода социогуманитарного знания, методология ценностного анализа, понятие формы – использовала немецкая социология для создания в социологии новой парадигмы изучения социальной реальности через человека – понимающей социологии.

Большой вклад в разработку понимающей парадигмы внесли немецкие социологи Ф. Тённис и Г. Зиммель. М. Вебер довел до логического конца теоретико-методологическое обоснование новой парадигмы социологического знания.

Основные представители. Основатель парадигмы М. Вебер (начало ХХ в.) и его теория социального действия. Вклад Г. Зиммеля, Дж. Мида, А. Щюца, Э. Гофмана, Г. Гарфинкеля, П. Бергера и Т. Лукмана вплоть до второй половины ХХ века. Зиммель.Теория интеракции. В 30-е годы ХХ в.Дж. Мид. Теория символического интеракционизма. Э. Гофман. Теория драматургического подхода и самопрезентации (60-70 г.г. ХХ века). Феноменология А. Щюца. Социология повседневности. (60-70 г.г. ХХ века). Г. Гарфинкель. Этнометодология. (70-80-е г.г. ХХ века). П. Бергер и Т. Лукман (80-е г.г. ХХ в.). Конструирование социальной реальности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 537 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...