Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
2.1. Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо, (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.)
2.2. Развивать чувство ритма.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме, например «Бордюр» - повторяемость элементов (ритм).
2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться на ней.
2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и
закрепить его в практических упражнениях игрового характера (горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху, вниз).
21 Современное понятие о детской литературе. Специфика детской литературы. Примерное содержание работы воспитателя по формированию круга детского чтения. Организация чтения художественной литературы в ДОО.
Детская литература — это часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентирована на интересы детей-читателей, и поэтому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.
Современное понятие о детской литературе имеет 2 уровня значений. 1 — обиходно-бытовое, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети. Но его называют «детским чтением». 2 научные Различают 3 вида произведений:
1)произведения, прямо адресованные детям (Сказки Чуковского);
2)произведения, созданные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей (сказки Пушкина, Ершова)
; 3)произведения, сочиненные самими детьми.
Детская литература включает:
-устное творчество
-письменно-книжная литература
Специфика детской литературы обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений. Так, малыши предпочитают стихи и сказки, следом за лирикой осваивают они прозу, а позже – и драматургию, вырастающую из детской игры и первых выученных стихов. Тем не менее, нельзя не заметить тематических, стилистических и функциональных различий между произведениями, адресованными детям, и произведениями, рассчитанными на взрослого читателя. Эти различия проявляются тем более явственно, чем более юному читателю адресованы произведения, поэтому представляется уместным говорить о возрастной специфике детской литературы и выделять несколько групп на основании возраста читателя:
1) книги для самых маленьких. Первые детские книги знакомят ребёнка с новыми предметами окружающего мира и помогают развитию речи. Они входят в жизнь ребёнка, ещё не умеющего читать и только начинающего говорить. Её специфика определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Поэтому в небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения - короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А.Барто и К.Чуковского 2) книги для детей 4-7 летПосле трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Литература для старших дошкольников не только знакомит читателей с событиями и явлениями окружающего мира, но и формирует у них. первые этические представления
3) литература для младших школьников, Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни. Их героями обычно становятся сверстники читателей, эти книги рассказывают о том мире, в котором протекает жизнь маленького человека.
4) произведения для подростков. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфликты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики. Отходит на второй план оценочный компонент, поучительность и назидательность: подросток учится мыслить самостоятельно, он не склонен доверять готовым истинам, предпочитая проверять их на собственных ошибках. Характерным примером прозы, адресованной подросткам, стали повести В. П. Крапивина, рассказывающие о непростом периоде взросления и конфликтах подросшего ребёнка с миром взрослых людей.
При формировании круга детского чтения перед воспитателем стоит задача расширить мир писательских имён и названий произведений
При формировании круга детского чтения педагогам необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественнойлитературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам,периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения в совместной деятельности взрослого и детей. Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий. Что должно быть в группе:
➢ Создание условий
➢ Организация книжного уголка, мастерской по ремонту книг «книжкиной больницы»
➢ Создание театрального уголка
➢ Создание мини-музея детской книги
➢ Совместная деятельность с воспитателем
➢ Ознакомлению детей с художественной литературой в режимных моментах
➢ Изготовление книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности по ручному труду (полечим книгу)
➢ Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)
➢ Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование по произведениям художественной литературы)
➢ Словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)
➢ Организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.)
➢ Литературно-музыкальные праздники
➢ Конкурсы
➢ Экскурсии в библиотеку
➢ Посещение музея
3. Самостоятельная деятельность детей
➢ Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку» (см. приложение №1) - старший дошкольный возраст, «Книжный магазин»…
➢ Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…
➢ Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)
4. Организация работы с родителями
➢ Анкетироание
➢ Литературные вечера
➢ Конкурсы
➢ Совместные праздники, досуги
➢ Консультации
➢ Выставки
Вторая младшая группа:
– способствовать формированию интереса к книгам;
– регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книгах, выслушивать высказывания детей, ярко и выразительно рассказывать им осодержании иллюстраций.
Средняя группа:
– объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации;
– зачитывать по просьбе ребенка заинтересовавший его отрывок.
Старшая группа:
– обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации;
– сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению;
– рассказывать детям о своих любимых детских книгах;
– помогать детям рассказывать о своем отношении к конкретному поступку персонажа из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к воспринятому тексту.
Подготовительная к школе группа:
– воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;
– поддерживать желание знакомиться с другими главами «толстой»книги, рассматривать рисунки и оформление книг.
22 Этапы развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые.
Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры -- действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.
Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.
Четвертый этап. Основное содержание игры - это отражение отношений и взаимодействий взрослых друг Первый уровень:
Первый этап
1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;
2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;
3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.
Второй этап:
1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;
2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;
3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.
Третий этап:
1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;
2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;
3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;
4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.
Четвертый этап:
1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;
2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;
3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;
4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.
В процессе игры дети активно используют игрушки. Роль игрушки многофункциональна. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений. с другом. Тематика игр разнообразная она определяется опытом детей.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!