Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Подготовка детей дошкольного возраста к овладению графическими навыками письма в разных видах деятельности



Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста.

Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной.
Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисо­вание, штриховку и т. д., у него должны быть сфор­мированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:

· развитая мелкая моторика - способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, доста­точная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев

· развитая зрительно-моторная координация - способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;

· сформированное чувство ритма ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой соб­ственный ритм;

· общая моторная зрелость - необходима для фор­мирования усидчивости, способности поддержи­вать статичную позу;

· развитые зрительное восприятие и зрительное внимание умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и пере­ключать внимание;

· сформированные зрительно-пространственные представления - чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.


Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физ­культурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной актив­ности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространствен­ные представления складываются в процессе пред­метной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.

Организуя работу по развитию графических на­выков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить на­чальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать вос­питаннику более сложные задания, с поэтапной от­работкой каждого вида графических заданий.

При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффек­тивной. Например, почти бесполезно учить ребен­ка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научил­ся обращать внимания на контуры, не может обве­сти контур нарисованного предмета пальцем или карандашом.

Также важным является работа с крупными изображениями (на весь лист формата А4, A3), отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала коль­ца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают вы­полнить требуемое действие в «увеличенном виде».

В этом случае дошкольник хорошо видит и по­нимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опи­раться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше де­талей, условий).

Такой способ подачи материала поможет пред­упредить перенапряжение руки, которое неизбеж­но при работе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий.

Перенапряжение руки во время рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребенка (часто сопровождается наруше­нием ритма дыхания, повышенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза).

Если взрослые не учитывают особенностей ме­тодики формирования графических навыков, то вы­полнение графических заданий стоит дошкольникам таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношение к рисованию, письму, графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, не успешности.

Существенной задачей при формировании гра­фических навыков также является развитие сво­бодных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справ­лялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработан­ных», автоматизированных движений. А плавность и ритм - это важные условия автоматизации лю­бого движения. Кроме того, письмо само по себе - это серия плавных ритмичных движений с одно­временным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки. Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, авто­матизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму.

Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологи­ческих особенностей детей. В начале года желатель­но провести диагностическое занятие - попросить воспитанников выполнить те задания, которые явля­ются целью обучения на данном возрастном этапе. Если ребенок с ними совершенно не справляется, для него следует предусмотреть индивидуализи­рованную программу, основанную на заданиях для более младшего возраста. Если справляется, но не особенно качественно и с помощью взрослого, для него адекватны задачи данного возрастного пери­ода. Если справляется с легкостью, такому ребенку необходимы задания повышенной сложности либо задания следующего возрастного этапа.

С целью эффективной организации работы по формированию графических навыков могут использоваться разные формы образовательной деятель­ности. Но включение графического задания необ­ходимо, прежде всего, в интересную для ребенка деятельность. Так, наиболее органичным для детей раннего и младшего дошкольного возраста будет выполнение графического задания в процессе изготов­ления поделки (например, нарисовать полоски на бумажном фонарике), а также в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает пе­дагог (например, можно предложить воспитанникам нарисовать следы животных, о которых говорилось в сказке).

В старшем возрасте используются те же приемы, но в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (например, учимся рисо­вать иероглифы, как настоящие китайцы, или знаки брайлевской азбуки, как секретный алфавит).

Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. При этом не следует совсем от­казываться от игрового контекста. Можно также опи­раться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым» видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать и расшифровывать послания, во время графического диктанта «искать сокровища» и т. д. Количество «заданий ради задания» должно быть сведено к минимуму.

Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных ре­комендаций при организации данной работы позво­лит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уро­вень их графических навыков был низким.

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

Графический навык предполагает:

o умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).

o легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

o устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

o выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Развиваем графические навыки у детей с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:

•научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,

•научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,

•проводить наклонные линии в различных направлениях,

•проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,

•воспитывать умение сосредотачиваться.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому сейчас в своей работе я использую пальчиковые игры и игры на развития мелкой моторики пальцев рук такие как:
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
• Занятия с пластилином.
• Занятие с конструкторами.
• Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
• Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелом, акварелью.
• Шнуровка.
Кроме пальчиковой игр, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.

Например рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, я использовала в работе следующие приёмы:

Штриховку;

Обведение;

Дорисовывание;

Рисование орнаментов и узоров;

Раскрашивание картинок;

Графические задания, диктанты

Штриховка развивает глазомер, формирует умение видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями, развивает мелкие мышцы пальцев, делает их более послушными.

Дети с удовольствием выполняют предложенные задания. Пишем линии и выполняем штриховку простым карандашом, а для различных заданий на логическое мышление используем цветные карандаши.

На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках.

Целью графических упражнений ставили: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Вопрос 28

Психолого-педагогические условия развития дошкольника как субъекта музыкальной деятельности в контексте ФГОС ДО: социокультурный, педагогический и психологический аспекты. Программы по художественно-эстетическому развития дошкольников (музыкально-художественная деятельность)

Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация нового документа на со­циализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организа­ции (далее - ДОО) формируется как программа пси­холого-педагогической поддержки позитивной со­циализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все об­разовательное содержание программы, в т. ч. и му­зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы­кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры­тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре­ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 650 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...