Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования



Формы сотрудничества и сотворчества субъектов педагогического процесса ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников. Сопровождение ребенка в процессе его музыкального развития: кто и как?

М узыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Процесс музыкального развития ребенка – это взаимодействие и взаимообусловленность фундаментальных факторов: — собственная природа ребенка (внутренний мир); — внешняя среда (внешний мир); — музыкальная деятельность ребенка.

Музыкальное образование детей дошкольного возраста включает: — совокупность сформированных эмоциональных, интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств ребенка; — достижение им определенного уровня музыкальной культуры.

Музыкальная культура дошкольника включает:
— эмоциональную отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства;
— музыкально-образное мышление и воображение; — опыт творческой музыкальной деятельности;
— музыкально-эстетическое сознание.

Музыкальное образование – это музыкальное воспитание и музыкальное обучение.
Музыкальное воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе присвоения нравственно-эстетического содержания музыки.
Музыкальное обучение – процесс передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.

Средства музыкальной выразительности
1. Интонация, передающая эмоциональное состояние, настроение музыкального произведения.
2. Тембр – окраска звука. 3. Ритм – последовательность звуков одинаковой и различной длительности.
4. Темп – скорость исполнения музыки. 5. Лад – упорядоченное соотношение звуков по высоте (мажор и минор). 6. Динамика – сила звучания музыки. 7. Регистр – ряд звуков, близких по тембровой окраске.
8. Мелодия – музыкальная мысль, выраженная посредством звуков в ладовом и метроритмическом отношениях. 9. Гармония – объединение звуков в созвучия.

Содержание музыкального образования детей дошкольного возраста:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке; 2) музыкальные знания, умения и навыки;
3) опыт музыкально-творческой деятельности.

Формы организации музыкальной деятельности в ДОО:
Занятия — основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Главная задача — вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.

Содержание музыкальных занятий в ДОО:
Типовое включает все виды музыкальной деятельности.
В доминантном преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности (танцевально-ритмическая деятельность, песенное исполнительство).
На тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды музыкальной деятельности.
Комплексное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (интегрированное).

Музыка в повседневной жизни ДОО:
— использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения, игры, утренняя гимнастика);
— различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы), — праздничные утренники.

Методы музыкального образования детей дошкольного возраста -Это способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
Основные методы — наглядный, словесный и практический.
Каждый из трех методов должен применяться с нарастанием проблемности
:
от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) посредством закрепления, упражнения, создания поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). Создание проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений.

Наглядный метод (на глядно-слуховой и наглядно-зрительный)
Наглядно-слуховой — ведущий метод музыкального воспитания — исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Варианты проблемного использования наглядно-слухового метода (создание проблемной ситуации): — сопоставить «живое» звучание и грамзапись;
— сравнить 2-3 произведения, контрастных между собой.
Наглядно-зрительный метод имеет вспомогательное значение (картины, рисунки, карточки).
Примеры проблемного использования данного метода: — выбрать из трех картин одну, соответствующую характеру музыки; — сравнить с картиной 2-3 музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию.

Словесный метод — беседа, рассказ, пояснение, разъяснение и др.
Особенность метода в музыкальном воспитании: требуется не бытовая, а образная речь. В данном случае педагог должен владеть яркой, грамотной, выразительной, эмоциональной речью.

Практический метод — показ исполнительских приемов в пении, движениях, игре на инструментах.
Метод приобретает характер проблемности, когда педагог показывает не один вариант выполнения действий:
— предлагается выбрать из нескольких движений то, которое больше подходит по характеру музыки;
— предлагается самому найти один или несколько вариантов движений в соответствии с музыкой.

Выбор методов зависит от возраста детей:
в младшем дошкольном возрасте велика доля наглядных и практических методов. Детям пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще не развита. Поэтому педагог использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту задачу.
В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, которая стимулирует проявление самостоятельности и творчества. Все указанные методы способствуют музыкальному образованию (т.е. обучению и воспитанию) и музыкальному развитию дошкольников.

Выбор методов определяет и этап работы над музыкальным произведением:
1 этап — ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы.
2 этап — возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в очетании с наглядным и словесным. 3 этап — (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности и творчества.

Вопрос 37

Детская поэзия в дошкольном воспитании, тематика и художественные особенности. Воспитательные и эстетические ценности детской поэзии. Особенности знакомства дошкольников с поэтическими произведениями.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.

Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя.

Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.

У дошкольников слуховая чувствительность развита неодинаково. Физический и речевой слух с возрастом развивается. Воспитателю приходится считаться так же со способностью детей воспринимать речь, с умением сосредоточить внимание и определенное время сохранять его при слушании рассказа.

Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии. Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.

В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений.

Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения.

Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.

Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.

При первом чтении произведения основная задача воспитателя— довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением анализ его можно провести более углубленно, обращая внимание и на средства художественной выразительности.

Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.

Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза», на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.

Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.

При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.

После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.

Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Анализ сказки и творческая деятельность с детьми дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Формирование у ребенка эмоционально -нравственного отношения. В процессе приобщения детей к поэзии, необходимо так организовать деятельность, чтобы дать ребенку возможность эмоционально пережить произведение. Ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает. В области детской поэзии ребенок учится самостоятельно создавать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемых ситуациях. Формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием "эстетический вкус". В дошкольном детстве формируются нравственно-эстетические предпосылки вкуса. Формируя эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности. О сформированности такого отношения свидетельствует степень сознательности, которая проявляется в детских оценках и мотивировках. Умение оценить различные ситуации в жизни, в отношениях между людьми, в природе, художественных произведениях.

Ознакомление дошкольников с поэтическими произведениями. Поэтические произведения: Обостряют чувства,Открывают богатство интонаций и звукового состава слова, развивают чувство ритма, рифмы, Развивают творческое воображение, юмор, Помогают увидеть и выразить в словах впечатления от окружающего мира.

Задачи: Учить слушать, воспринимать, понимать и оценивать художественные произведения. Научить воспринимать в единстве: содержание и поэтическую форму. Научить выразительно воспроизводить стихотворения.

Выделяются два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. Произвольному запоминанию надо учить детей(более быстрое обогащение речи, способствует интенсивному развитию эстетических чувств, укрепляет память): Дети должны уметь ставить цель – запомнить текст, и эта цель должна быть понятна и конкретна. Вызывать интерес к содержанию стихотворения, совершенству его формы. Дети легко запоминают поэтические произведения, если в них есть близкие им образы, ребенок сам может перевоплощаться в образ произведения) Близость стихотворения детским интересам, индивидуальным вкусам. Дошкольники лучше запоминают стихотворения, где описываются образы детей. Интерес к художественному изобразительному творчеству. Возможность проявить свои творческие способности. Характер оценочных суждений педагога. Выразительность чтения стихотворения взрослыми. Систематичность обучения Овладение детьми способами, приемами запоминания. (неоднократное прослушивание, повторение текста, установление последовательной логической связи между отдельными частями). Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством. Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей. С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

БИЛЕТ 26

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)1 подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО нацеливает на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жѐсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях. 1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.5 Таким образом, при создании развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее - РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

· образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

· двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

· различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий. «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития» 2. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» 3. 2 П.3., п.п.3.6.3., Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013. 3 Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014 г.6 Назначение и цели организации РППС ДОО В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

· охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.7

· построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.

· создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

· открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

· построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

· создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда 8 обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно- пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Основные принципы организации РППС ДОО Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка4. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

· Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том 4 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; П. 1.2.-1.6., П.3.2.ПП. 3.2.5., Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013.9 числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

· Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

· Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

· Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

· Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.). Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям. В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково- исследовательскую детскую деятельность. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

· Соответствие общеобразовательной программе ДОО;

· Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;

· Соответствие возрастным возможностям детей;

· Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

· Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

· Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

· Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

· Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН6. С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса

основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.

2. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5. Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявленные «Программой воспитания в детском саду».

Какие это требования.

1. Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.

2. Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразит и неповторимости живых организмов.

4. Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.

Младшая группа.

Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части стебель, листья ярко – обильные и долго цветущие. Это обыкновенная или зональная герань, вечно цветущая бегония, бальзамин, аспидистра, фикус, фиалки и так далее.

Привлекают внимание детей и растения имеющие пестро – окрашенные листья – аукуба, колеусы. Аукуба имеет достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым меложным приемам поддерживания растений в чистоте.

Из названных видов для наблюдения в течение года вносится 3 – 4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, в том, чтобы дети могли научиться находить одинаковые растения.

Средняя группа.

Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддерживания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья. В дополнение к растениям младшей группы в среднюю помещают алоэ или аспарагус или агаву, бегонию – реже, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6 – 8 видов растений.

Старшая группа.

Дети должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы, клубнелуковицы. Это могут быть 2- 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, эпифилиум, кливия.

Подготовительная группа.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – это формирование элементарных знаний о существенной зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света), чтобы дети усвоили, как поливать различные растения в зависимости от условий их обитания в естественной среде. В уголке природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве. Кактусы (1 – 2 вида) требующие очень небольшой и резкой поливки, традесканция с большой потребностью во влаге, узамбарские фиалки, поливать, которые следует весьма умеренно. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящийся в это время на родине в относительном покое – герани, фуксии и другие. В зависимости от условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы и условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых – амариллия, кливия, драцена. Первый период зимы для этих растений – период покоя, в это время их почти прекращают поливать. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения: камнеломка, хлорофитум. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся из других частей растений, уса у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума и так далее.

БИЛЕТ 27

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

2. Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

3. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;

3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

Дидактическая игра «Звуковые прятки»

Игра предназначена для детей от 6 лет, играть могут от двух человек. Если дети играют самостоятельно, то необходимо контролировать ход игры взрослым.

Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания

Материал: мяч.

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т.д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.

Дидактическая игра «Эхо»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут от двух человек.

Цель игры: развивать фонематический слух

Материал: эта игра словесная, поэтому в качестве материала используются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.

Ход игры: перед игрой необходимо рассказать детям (ребёнку), что такое эхо. Вы слышали когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадёте в горное ущелье и скажете: «Здравствуй, эхо!», — то оно ответит вам так же: «Здравствуй, эхо!», — потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого, можно предложить игру, в которой дети (ребёнок) будет исполнять роль эха, т.е. они должны будут в точности повторять любой звук, который услышат.

Дидактическая игра «Слова»

Эта игра знакома всем с детства. Её разновидности – «Города», «Имена» и т.д. Играть могут дети от 6 лет, в составе не менее двух человек.

Цель игры: развитие фонематического слуха. Закреплять умение детей слышать первые и последние звуки в слове; расширять словарный состав ребёнка.

Материал: это чисто словесная игра.

Ход игры: дети должны по очереди называть любые существительные с условием, что следующий ребёнок называет слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Например, первый ребёнок назвал «лампа», значит второй должен придумать слово, начинающееся на «а», например, «арбуз»; следующий называет слово на «з», например, «замок», далее – на «к» — «ком» и т.д. Проигрывает тот, кто не сможет подобрать последующее слово.

Автоматизация звука Ш, Щ

ИГРА «Шарики»

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле вразброс изобразите воздушные шарики разных цветов без ниточек, под ними нарисуйте девочку. После того, как ребенок произнес слово с отрабатываемым звуком Ш или Щ, попросите его дорисовать ниточку к шарику.

Инструкция к игре. У Маши было день рождение и ей подарили много шариков. Но играя с ними, девочка оборвала все ниточки у шаров. Ей очень грустно, так как шарики улетают. Давай «привяжем» ниточки к шарикам. Чтобы ниточки на шариках держались крепко, нужно четко и правильно произнести слова со звуком Ш. Далее вы говорите слова, ребенок повторяет и дорисовывает ниточки шарикам.

При дифференциации звуков Ш, Щ на игровом поле нарисуйте шарики синего и зеленого цвета. При произнесении слова со звуком Ш, ребенок дорисовывает ниточку синему шарику (синий цвет символизирует твердость согласного звука), а при произнесении слова со звуком Щ – зеленому шарику (зеленый цвет символизирует мягкость согласного звука).

Автоматизация звука Ж

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле изобразите большого жука с красными крылышками. Во время произношения слов на отрабатываемый звук ребенок рисует черным фломастером кружочки на крылышках жука, «украшая» их. В конце игры спросите у ребенка, что за жук у вас получился (божья коровка).

Инструкция к игре. Жил-был жук, он любил летать и петь песенки: ж-ж-ж. однажды прошел сильный дождик и случилась беда: смыла водичка у жука «нарядный костюм». Грустно стало жучку, перестал он петь и летать. Давай украсим жука. Вспомни и произнеси слова на звук Ж. А после каждого произнесенного слова дорисуй на крылышки жучка черные кружочки.

Вопрос 16

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Что бы сделать обучение грамоте в школе успешным, необходимо часть умений сформировать еще в саду.

В обучении грамоте можно выделить 2 линии, чтение и письмо – это виды речевой деятельности, основа для которых является – устная речь.

Чтение – это раскодирование, букв символов в звучащую речь.

Письмо – это, закодирование устной речи с помощью буквенной системы.

Русское письмо звуко – буквенное, чтение опирается на слоговый принцип.

Устная речь – это вид речи складывающейся из реплик, слов, звуков. Как правило эмоционально окрашенное и выразительное.

Содержание к подготовке грамоте:

1) Ознакомление детей с предложением, как смысловой единицей речи.

- Составление собственных предложений.

- Составление схемы к предложению.

- Составление предложений по схеме и т. д.

2) Ознакомление детей со словом.

- Выделение слов в речи, в предложении.

- Деление слов на слоги.

3) Ознакомление со звуковым строением слов.

- Определение количества звуков в слове.

- Распознавание гласных с согласных звуков и их характеристика

- Составление звуковой схемы слова.

- Вычленение звука в начале, середине, конце слова.

- Придумывание слов с определенным звуком.

4) Ознакомление с буквами и принципом чтения.

5) Подготовка руки к письму.

ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМЕННЫМ БУКВАМ – НЕЛЬЗЯ

ЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собою по смыслу и выражающих законченную мысль.

1) Составление схемы:

Примеры: Мы пришли учиться.

Наша Таня громко плачет.

Мальчик пошел в школу.

2) Придумывание предложения по схеме.

3) Распространение простого предложения.

Например: Ёжик бежал.

Маленький ёжик бежал. (Какой? Ёжик – маленький, добавляем слово в предложение)

Маленький ёжик бежал по лесу. (Где? – по лесу, добавляем в предложение)

Маленький ёжик быстро бежал по лесу. (Как бежал ёжик? – быстро).

Маленький ёжик быстро бежал по лесу днем. (Когда ёжик бежал? - днем, добавляем в предложение).

4) Деление текста на предложения.

5) Составление предложений из слов (слов не более 5).

6) Придумывание предложений по картинке.

7) Составление текста из предложений.

Начинать обучению анализу предложений стоит с простых предложений из 2 – 3 слов. Для анализа использовать наглядно – действенные методы:

- рассматривание игрушек

- демонстрация действий с игрушками

- рассматривание картинок, картин и т. д.

- пространственное моделирование.

В основе обучения лежит следующее:

- четкое произнесение предложения.

- выделение слов голосом

- счет слов в предложении (Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое слово идет потом)

-моделирование предложений по схемам.

ИГРЫ:

«Хор» - все дети хором называют свои слова, и обсуждают совместно с педагогом, почему не понятен смысл предложения.

«Живые слова» - вызываются несколько детей, каждому дается слово, они его показывают и называют.

«Путаница» - нескольким детям даются слова, они меняются местами с помощью педагога, другие дети ставят их в правильном порядке.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ И ЕГО СЛОГОВЫМ СТРОЕНИЕМ

СЛОГ – значимая часть слова, обязательно имеющая в своем составе гласный звук.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЧЛЕНЕНИЮ СЛОВ НА СЛОГИ:

1) Сначала берутся двухсложные слова, произношение и написание которых совпадают. ПРИМЕР: ма – ма, па – па, дя – дя и др.

2) Водится трех и четырех сложные слова с открытыми слогами

ПРИМЕР: ка – ре – та, мо – ло –ко идр.

3) Вводят слова имеющие в своей структуре закрытый слог

ПРИМЕР: па – ра – ход, ве – ло – си – пед и др.

4) Анализируются односложные слова

ПРИМЕР: лес, дом, ток, мел и др.

После усвоения понятия слог, часть слова, вводится термин – ударение.

Ударение вводится с использованием игровых приемов, например «ГРОМОУДАРЯЛКИНА».

Сначала используются двухсложные слова, для коррекции ошибочного ударения выполняется проверка в быстром темпе.

Демонстрации смысло – различительной функции УДАРЕНИЯ, проводится в игре, например: «Шутки Ударялкина». З (а) мок – зам (о) к, кр (у) жки – кружк (и, Гв (о) здики – гвозд (и) ки.

На протяжении обучения слоговому анализу – используют следующие методы:

- счет слогов в слове (с хлопками)

- схематическое изображение слогов состава слова.

- придумывание слов к схеме

- установление соответствия слова – схема

- превращение коротких слов в длинные и наоборот. Например: лиса – лисица.

- намеренные ошибки в предложениях предложенные педагогом.

- перестановка слогов в слове. Например: мышка – камыш, банка – кабан.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА

ЗВУКИ И БУКВЫ РУССКОЙ РЕЧИ

В русском языке 33 буквы, 10 – гласных, 21 – согласных, 2 знака – Ь и Ъ.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

Глухие и звонкие согласные бывают – парные и не парные:

З –с, г - к, д – т, б - п, ж – ш, в – ф – ПАРНЫЕ

Р, М, Н, Л, Й – НЕ ПАРНЫЕ (сонорные)

Х, Ч, Ц, Щ- ГЛУХИЕ НЕ ПАРНЫЕ

Твердые и мягкие согласные

Б – БЬ, П – ПЬ, З – ЗЬ, М – МЬ… парные

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие – Ч, Щ, Й.

Согласные звуки – это звуки при произношении которых воздушная струя встречает преграду (зубы, губы). Согласные звуки не умеют петь – объяснение для детей 4 – 5 лет, 5 – 6 лет дети объясняют – воздух встречает преграду.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

Гласные звуки – это звуки при произношении которых воздушная струя выходит свободно.

4 -5 гласные умеют петь

5 – 6 они умеют петь потому, что нет преграды воздух выходит свободно.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ – А, О, Э, У, Ы. Я, Ё, Е, Ю, И – йотированные гласные. Я – йа, Ё – йо, Е – йэ, Ю – йу.

Подводить детей к звуковому анализу – начинают, приблизительно в средней группе. Важно научить их воспринимать слово, как комплекс звуков, т. е. научить слышать отдельные звуки.

Основным способом выделения звуков в слове является его особое произнесение – с интонационным, особо подчеркнутым выделением одного звука:

А- ИСТ, Д – Д – Д – Д – ом. Этому надо учить детей и родителей.

Овладению способом интонационного выделения звуков, помогают приёмы сравнения звуков с «песенками»:

«Песенка ветра» - ш – ш – ш

«Песенка насоса» - с – с – с

«Песенка жука» - ж – ж – ж

«Песенка комарика» - з – з – з

«Песенка моторчика» - р – р- р-р

Последовательность работы со звуковым анализом

1) СЛОВО

Начало середина конец

НАПРИМЕР: Игра «Поймай звук» - слово УТКА (определить местоположение звука – У в данном слове) – в начале

Слово МУХА (определить местоположения звука – У в данном слове) – в середине

Слово КЕНГУРУ (определить местоположение звука – У в данном слове) – середина и конец (предварительно определить сколько звуков – У в слове по количеству)

Слово РАГУ (определить местоположение звука – У в данном слове) – в конце

2) Составление звуковых схем:

Слова с твердыми согласными

ДОМ ЛИСА

Особое внимание надо уделить словам с мягким и твердым знаком: ЛОСЬ КОНЬКИ

3) Характеристика каждого звука в слове: Гласный – согласный звонкий – глухой, ударный – безударный, твёрдый – мягкий – узнаем у детей с помощью вопроса КАКОЙ ЗВУК?

4) Игры со звуковым составом слова.

- Соответствие: картинка – звуковая схема.

- собрать слово из звуков.

- Волшебное превращение (река – реки).

- Какая буква спряталась? (цветным квадратом закрывается буква)

К сложным случаям звукового анализа относят:

1) Слова с мягким знаком (Ь) – на конце или в середине;

2) Слова с йотированными гласными – ЯКОРЬ;

3) Слова с разделительным Ь и Ъ знаком – ВЬЮГА, ВАРЕНЬЕ.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

В русском языке процесс чтения строится по слоговому принципу, т. е. основой для чтения выступает слог.

СЛОГИ

Открытые ПА, СУ Закрытые АП, ОЛ Замкнутые САН, РОЛ

Слоги со стечением согласных

ВЗГЛЯД, ВЗДОР.

Обучение чтению начинают с закрытых слогов, а так же с сочетания гласных букв.

Буквосочетание гласных вводится следующим образом:

- Посмотри внимательно на первую букву, не называй её. Ты её помнишь? Аналогично на вторую букву. А теперь мы споем эти буквы. Послушай, как буду петь я А___У (тянем каждый звук, обращаем внимание ребенка на свои губы. Давай споем вместе. Поставь свой пальчик под первую букву и спой её.

Закрытые слоги идентичны в прочтении.

На следующем этапе вводятся двухсложные слова и предложения из таких слов. Если ребенок забывает первый слог, можно вернуться к началу слова и прочитать ещё раз в быстром темпе.

При введении гласной И, сначала новая буква отрабатывается в закрытых слогах, и только потом обращается внимание детей, на то что буква И имеет смягчающие свойства.

СЫ – СИ, МЫ – МИ, НЫ – НИ, РЫ – РИ.

Первая «Е» - йотированная буква, также вводится в закрытых слогах, а за тем через сравнение с - И – показывается её умение смягчать согласные.

ВИ-ВЕ, СИ – СЕ, ЛИ – ЛЕ

В самом конце обучения вводится – Ъ – Ь знаки.

Ъ – знак вводится последним из всех букв.

При чтении можно использовать следующие приемы работы:

- пропевание слогов и слов,

- хоровое чтение,

- чтение без звука.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 675 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.114 с)...