Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Список иллюстраций 9 страница



[68] Ernest Bosc. Dictionnaire d'Orientalisme, d'Occultisme et de Psychologie. Tome I: art. Alchimie. — Эрнест Боек. Словарь по ориентализму, оккультизму и психологии. Т. I, ст. «Алхимия».

[69] Шеврёль завещал свою герметическую библиотеку Музею истории наук.

[70] См. La Revue. № 18, 15 septembre 1912, p. 162 et suiv.

[71] * В оригинале — Menédléïer. Опечатка? — В.К.

[72] «Je sais tout». La fabrication de l’or est-elle possible? — «Я знаю всё». Можно ли изготовлять золото?, № 194, 15 fevrier, 1922.

[73] * способ действия (лат.).

[74] * Игра слов: выражение «au grand cabaret» звучит как «О большое и К с чертой».

[75] * au lion d'or (в золотом льве) и «au lit on dort» (спят в кровати).

[76] Edourd Fournier. Enigmes des rues de Paris. — Эдуар Фурнье. Загадки парижских улиц. Paris, E. Dentu, 1860.

[77] * Слово «беременность» (grossesse) звучит по-французски как «большая "эс"».

[78] Слово кабала (cabale) представляет собой видоизменённое греческое χαρβάν (тот, кто изъясняется на варварском наречии).

[79] Налицо полное изобразительное и смысловое соответствие с кабалистическими гравюрами некоторых старинных книг, в частности Сна Полифила. Царь Соломон всегда представлялся на них в виде руки, державшей ветку ивы (saule à main — Salomon). Ромашка (marguerite) означала меня жалеет (me regrette) и т.д. Именно таким образом следует разбирать Слова и изречения Пантагрюэля и Гаргантюа, дабы узнать скрытое в произведении такого могущественного посвящённого, каким был Рабле.

[80] * от греч. αχρααματιχοζ — предназначенный для слушания. Речь идёт об искусстве передавать свои мысли зашифрованным образом.

[81] Эта небольшая книжка форматом в одну шестнадцатую, прекрасно выполненная, но без указания места издания и фамилии издателя, вышла в свет в 1753г.

[82] J.-L.Dartois. Le Néo-latinisme. — Ж.-Л.Дартуа. Неолатинизм. Paris, Société des Auteurs-Editeurs, 1909, p. 6.

[83] «Латинский язык — ужасающая смесь примитивных азиатских наречий, с лингвистической точки зрения — не более чем посредник, нечто вроде занавеса, закрывающего мировую сцену; он представляется широкомасштабным подлогом, облегчённым иной фонетикой, маскировавшей обеднение нашего языка — процесс, произошедший уже после Аллии, во время сенонской оккупации (390-345 гг. до Р.Х.)» — A.Champrosay. Les Illuminés de Cabarose. — А.Шампросе. Иллюминаты из Кабароза. Paris, 1920, p. 54.

[84] De Cyrano Bergerac. L'Autre Monde. Histoire comique des Etats et Empires du So.leil. — Де Сирано Бержерак. Другой мир. Комическая история государств и империй Солнца. Paris, Bauche, 1910; J.-J, Pauvert éditeur, Paris, 1962, présentation de C.Mettra et J.Suyeux, p. 170.

[85] Св. Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев, к которому принадлежал и знаменитый Адепт Роджер Бэкон, прекрасно знал герметическую кабалу, ведь он умел разговаривать с птицами.

[86] Perroquet, prêtre. La vie et le Martyre du Docteur Illuminé, le Bienheureux Raymond Lulle. — Перроке, аббат. Жизнь и мученичество блестящего доктора, блаженного Раймонда Луллия. Vendôme, 1667.

[87] Armand Parrot. Roger Bacon, sa personne, son génie, ses œuvres et ses contemporains. — Арман Парро. Роджер Бэкон, его личность, его гений, его труды и его современники. Paris, A.Picard, 1894, р. 48 et 49.

[88] См. Epist. De Laude sacrœ Scripturœ, ad Clement IV. — Письмо Клименту IV с похвалой Священному Писанию. — De Gérando. Histoire comparée des systèmes de Philosophie. — Де Жерандо. Сравнительная история философских систем. Т. IV, ch. XXVII, р. 541. — Histoire littéraire de la France. — Литературная история Франции. Т. XX, р. 233-234.

[89] См. l'Illusion et les Fausses Sciences, — Вымыслы и лженауки, — par le professeur Edmond-Marie-Léopold Bouty, — Э.-М.-Л. Бути, — dans la revue Science et Vie, — журнал Наука и жизнь, — decembre 1913.

[90] Исходя из чистого трёххлористого золота, которое, в свою очередь, выделяется из золотохлористоводородной кислоты и медленно осаждается в некоей «дождевой воде» смесью цинковой соли и карбоната калия. В дождевой воде, которую в определённое время собирают в цинковый сосуд, образуется рубинового цвета коллоид. Путём диализа коллоид отделяется от кристаллоидов, в чём мы сами неоднократно убеждались на практике.

[91] Cosmopolite ou Nouvelle Lumière chimique. — Космополит, или Новое освещение химии. — Paris, Jean d'Houry, 1669.

[92] Вульгарными химиками автор называет здесь архимиков и спагириков, отличая их от настоящих алхимиков, которых он именует также Адептами (от Adeptus — тот, кто достиг, стяжал) или химическими Философами.

[93] Nicolas Grosparmy. L'Abrégé de Théoricque et le Secret des Secretz. — Николя Гроспарми. Краткое изложение теории и Тайна Тайн. — Ms. de la Bibl. nat. №№ 12246, 12298, 12299, 14789, 19072. Bibl. de l’Arsenal, № 2516 (166 S.A.F.). Rennes, 160, 161.

[94] Batsdorff. Le Filet d'Ariadne. — Батсдорф. Нить Ариадны. — Paris, Laurent d'Houry, 1695, p. 2.

[95] Clavicula Hermeticœ Scientiœ, ab hyperboreo quodam horis subsecivis consignata Anno 1732. — Ключи к Герметической философии... — Amstelodami, Petrus Mortieri, 1751, p. 51.

[96] Отметим одну любопытную деталь, которая исключает возможность использовать этот способ в промышленных масштабах. Тут налицо обратная зависимость выхода от количества вводимого в реакцию металла: чем оно больше, тем меньше выход. Точно так же очень мало золота выделяют и из смеси металлов и солей. Опыт, как правило, успешен при манипулировании с несколькими граммами исходного вещества, но стоит увеличить его количество в десять раз, и зачастую ничего не получается. Мы долго искали причину подобной странности, пока не обнаружили, что она кроется в поведении растворителей по мере достижения насыщения. Осадок начинает выпадать вскоре после начала процесса и выпадает вплоть до его середины; затем он вновь растворяется, частично или полностью в зависимости от объёма кислоты.

[97] ГеберVII в своей Сумме совершенств магистерия (Summa perfectionis Маgisterii) пишет о воздействии духов на вещества следующее: «О сын нашего учения, — восклицает он, — если вы хотите подвергнуть тела тем или иным изменениям, сделать это можно лишь с помощью духов (per spiritus ipsos fieri necesse esi). Когда духи закрепляются на телах, те теряют свою форму и природу, становятся другими. При последующем разделении духи либо удаляются одни (тогда тела, на которых те фиксировались, остаются как были), либо вместе с телами.

[98] Стекло становится красным в прямом свете и зелёным в отражённом.

[99] * мёртвая голова (лат.), т.е. осадок.

[100] Les Douze Clefs de la Philosophie. —Двенадцать ключей к Философии. — Paris, Pierre Moët, 1659, liv. 1, p. 34; Editions de Minuit, 1956, p. 85. — Фулканелли. Цит. по: ДКМ. С. 60-61. — О.Ф.

[101] J.-A.Pantheus. Art et Theoria Transmutationis Metallicœ cum Voarchadumia. — Ж.-А.Пантей. Искусство и теория трансмутации металлов приёмами древней химии. Veneunt: Vivantium Gautherorium, 1550.

[102] Доктор С.Бакстрем был членом герметического общества, основанного Адептом де Шазалем, который во время французской революции жил на острове Маврикий в Индийском океане.

[103] Винцент де Поль родился в Пу, близ Дака, в 1581 г. Биографы называют датой рождения 1576г., хотя он сам неоднократно приводит в письмах свой возраст. Путаница возникла в связи с тем, что с согласия прелатов, действовавших наперекор решениям Тридентского собора, было объявлено, что Винцента де Поля рукоположили в сан священника (в 1600 г.) двадцатичетырёхлетним, между тем как на самом деле ему к тому времени стукнуло лишь девятнадцать.

[104] Согласно аббату Петену (Агиографический словарь в Энциклопедии Миня, Paris, 1850), Винцент де Поль основал в Марселе больницу для каторжников, в Париже дома сирот (Orphelins), дочерей провидения (Filles de la Providence), дочерей креста (Filles de la Croix), больницу Иисуса, приют для найдёнышей, больницу Сальпетриер (Salpêtrière) для бедных. «Кроме того, он основал больницу Сент-Рен (Sainte-Renne) в Бургундии и помог многим провинциям, опустошённым голодом и чумой; милостыня, которую он отправил в Лотарингию и Шампань, составила около двух миллионов».

[105]...если бы я одарил его целой горой золота (итал.).

[106] Нам неизвестно, почему историки и биографы упорно придерживаются взятого с потолка написания «Винцент де Поль». Святой и без частицы «де» благороднее всех благородных. Все его послания подписаны «Деполь». Так же написана его фамилия в масонском документе, воспроизведённом в Словаре по оккультизму Е.Дезерми и Адриана Базиля (Angers, Lachèse, 1897). Не нужно удивляться, что ложа, следующая принципам благотворительности и высшего братства, которым руководствовалось масонство XVIII в., отдаёт себя под формальное покровительство великого филантропа. Этот документ, помеченный 14 февраля 1835 г., вышел из ложи Спасение, Сила, Единство Капитула учеников святого Винцента Деполя, приписанной к парижской ложе «Восток» и основанной в 1777 г.

[107] Вряд ли можно ошибиться относительно природы сплава, так как серебро вызывает обесцвечивание золота, которое трудно не заметить. Когда металлы сплавляются в равном весовом отношении, сплав обесцвечивается почти полностью и кажется белым.

[108] * электрум — сплав золота с серебром.

[109] Василий Валентин настаивает на необходимости придать золоту избыток Серы. «Золото не окрашивает, — говорит он, — если предварительно не окрашено само».

[110] Jacques Tesson ou Le Tesson. Le Grand et excellent Œuvre des Sages, contenant trois traités ou dialogues: Dialogues du Lyon verd, du grand Thériaque et du Régime. — Жак Тессон или Ле Тессон. Великое и превосходное Делание Мудрецов, содержащее три трактата или диалога: диалоги о зелёном Льве, о противоядии и о режиме работы. Ms. du XVIIe siècle. Biblioth. de Lyon, № 971 (900).

[111] См.: de Formeville. Notice sur une maison du XVIe siècle à Lisieux, — де Формевиль. Заметка об одном доме XVI в. в Лизьё, — dessinée et lithographiée par Challamel. Paris, Janet et Koepplin; Lisieux, Pigeon, 1834.

[112] См. Bibl. nat., ms. 14789 (3032): La Clef des Secrets de Philosophie, de Pierre Vicot, prêtre. — Ключ к тайнам Философии священника Пьера Вико, — XVIe siècle.

[113] В Кратком обозрении вопросов теории Николя де Гроспарми приводит точную дату завершения этой своей работы: «Труд сей был закончен и последняя точка была поставлена, — сообщает он, — 29 декабря 1449 г.». Cf. bibl. de Rennes, ms. 158 (125), p. 111.

[114] См. Charles Vérel. Les Alchimistes de Flers. — Шарль Верель. Алхимики из Флера. Alençon, 1889, in-8° de 34p., in: Bulletin de la Société historique et archeologique de l’Orme.

[115] Alfred de Caix. Notice sur quelques alchimistes normands. — Альфред де Ке. Сообщение о некоторых нормандских алхимиках. — Caen. F. Le Blanc-Hardel, 1868.

[116] Comte Hector de la Ferrière. Histoire de Flers, ses seigneurs, son industrie, — граф Гектор де ля Феррьер. История Флера, его владетели, его промыслы. — Paris, Dumoulin, 1855.

[117] Laroque. Histoire de la maison d'Harcourt. — Ларок. История дома д'Аркуров, — t. II, p. 1148.

[118] Архив замка Флер.

[119] Рукописи Гроспарми, Валуа и Вико в Реннской библиотеке (ms. 160 (124); fol. 90). Livre second de Me Pierre de Vitecoq, prebstre. — Вторая книга Пьера де Виткока, священника: «Я обращаюсь к вам, благородный и отважный шевалье, и вам препоручаю самую большую тайну из всех известных людям...» Fol. 139, Récapitulation de Me Pierre Vicot, prebstre. — Краткое слово Пьера Вико, священника, с предисловием, адресованным «Благородному и благочестивому шевалье», сыну Николя Валуа.

[120] Творения Гроспарми, Валуа и Вико. Bibl. nat., mss. 12246 (2526), 12298 et 12299 (435), XVIIe siècle. — Bibl. de l’Arsenal, ms. 2516 (166, S.A.F.), XVIIe siècle. — Cf. bibl. de Rennes, ms. 160 (124), fol. 139: «Далее следует краткое слово Пьера Вико, священника..., где подытоживаются предыдущие писания, которые он написал для назидания сына Ле Валуа после смерти его отца».

[121] Eugène de Robillard de Beaurepaire. Caen illustré, son histoire, ses monuments. — Эжен де Робийар де Бопер. Альбом о Кане. История города и его достопримечательностей. — Caen, F. Leblanc-Hardel, 1896, р, 436.

[122] На прекрасном южном фасаде в глубине двора есть отметка — 1535 г.

[123] Это Слово Божие есть Verbum demissum Тревизана и Утерянное Слово средневековых вольных каменщиков. Оно означает тайный материал Делания, для отыскания которого требуется Дар Божий. По поводу природы тайного материала, его названия и способа обработки Философы единодушно хранят непроницаемое молчание. Очевидно, что барельеф с надписью имел отношение к так называемому субъекту Мудрецов (sujet des sages) и, вероятно, к способу его обработки. Так, в Делание, равно как и в усадьбу Эсковиля, проникали через символическую дверь Великого Коня.

[124] * Побеждённый Марсий умолк (лат.).

[125] На стенах домов, где жили алхимики, помимо других герметических эмблем часто встречаются изображения музыкантов или музыкальных инструментов. Дело в том, что ученики Гермеса по ходу своей работы именовали алхимическую науку музыкальным искусством.

[126] Презираемый труд всё одолевает (лат.).

[127] Cf. Basile Valentin. Les Douze Clefs de la Philosophie. — Василий Валентин. Двенадцать ключей к Философии. — Editions de Minuit, 1956, neuvième figure, p. 185. — Фулканелли.

См. также.: ДКМ. С. 110. — О.Ф.

[128] Лк. 3:16, 17; Мк. 1:6, 7, 8; Ин. 1:32-34.

[129] * Посети недра земли, и, очищая, обрящешь скрытый камень (лат.).

[130] Отк. 10:1-4, 8, 9. В нескольких вариантах, подчёркивающих её герметический смысл, эта очень поучительная притча воспроизведена в Vision survenue en songeant à Ben Adam, au temps du règne du roy d'Adama, laquelle a esté mise en lumière par Floretus à Bethabor. — Видение, возникшее при размышлении о Бен Адаме во времена царствования государя Адама и рассказанное Флоретусом в Бетаборе. — Bibl. de l’Arsenal, ms. 3022 (168, S.A.F.), p. 14. Вот отрывок из текста, который может нас заинтересовать:

«И вновь услышал я обращённый ко мне голос с неба, глаголющий: Иди возьми сию раскрытую книгу из рук ангела, стоящего на море и на земле. Я пошёл к ангелу и сказал ему: дай мне эту книгу. И я взял книгу из рук ангела и дал ему проглотить её. Когда он её съел, в животе у него начались такие сильные колики, что он весь почернел как уголь, и пока он был чёрный, солнце засияло как в самый жаркий полдень и превратило чёрного ангела в белого, как мрамор; когда же солнце встало в зените, он стал красный, как огонь. И тут всё исчезло...

И с места, где говорил ангел, поднялась рука, и в ней стакан с красно-розовым порошком. И я услышал громкий голос, глаголющий:

Следуйте естеству, следуйте естеству!»

[131] * стеклянное масло (лат.).

[132] * кабалистически: or y vit (ор и ви) — в нём обитает золото, и vitriol (витриол).

[133] «Франциска I называют Отцом изящной словесности (Père des Lettres) из-за его протекции двум-трём писателям, но не будем забывать, что этот Отец изящной словесности в 1535 г. под страхом виселицы запретил книгопечатание, затем установил цензуру, дабы воспрепятствовать распространению и продаже уже отпечатанных книг, что он предоставил Сорбонне право надзирать за состоянием умов, что после королевского указа владелец старой книги, запрещённой учёными мужами Сорбонны, подлежал смертной казни, если книгу находили у него дома, где подручные Сорбонны имели право производить обыск. Во всё время своего царствования Франциск I проявлял себя врагом независимой мысли и просвещения, а также ярым покровителем самых неистовых богословов и защитником схоластических бредней, враждебных истинному духу христианской религии. Вот вам и поощрение наук и изящной словесности! Франциск I — не более чем блистательный безумец, позор и несчастье Франции». — Abbé de Montgaillard. Histoire de France. — Аббат де Монгайяр. История Франции. — Paris, Moutardier, 1827, t. I, p. 183.

[134] Limojon de Saint-Didier. Lettre aux vrays Disciples d’Hermès, dans le Triomphe Hermetique. — Лиможон де Сен-Дидье. Письмо истинным ученикам Гермеса в Герметическом триумфе. — Amsterdam. Henry Wetstein, 1699, p. 150.

[135] * de cristal — также хрустальный, из хрусталя. — В.К.

[136] Les Douze Clefs de Philosophie de Frère Basile Valentin, religieux de 1'Ordre Sainct Benoist, traictant de la vraye Medecine metallique. — Двенадцать ключей к Философии брата Василия Валентина, монаха-бенидиктинца, где он рассуждает об истинном лекарстве для металлов. — Paris, Pierre Moët, 1659, Xe clef, p. 121; Editions de Minuit, 1956, p. 200.

[137] Cosmopolite ou Nouvelle Lumière Chymique. — Космополит, или Новое освещение химии. — Paris, J. d'Houry, 1669. — Traité du sel. — Трактат о Соли, p. 64.

[138] См. ms. lat. 5614 в национальной библиотеке. Манускрипт содержит трактаты древних Философов, третий из которых носит название Modus faciendi Optimam Ceram rubeam. — Способ изготовления великого красного воска. — Фулканелли.

Cire — кабалистически sir; Философский Камень — «великий красный царь». — В.К.

[139] * Амфитеатр вечной мудрости (лат.).

[140] После выпаривания одного литра морской воды, нагревания полученных кристаллов до полной дегидратации и их прокаливания в фарфоровой чашке явственно различается характерный запах йода.

[141] J.-F.Henckel. Flora Saturnisans. — И.-Ф.Хенкель. Сатурническая флора. — Paris, J.-T.Hérissant, 1760, chap, vin, p. 158.

[142] характерный запах карбамата аммония (carbamate d’ammoniaque).

[143] Edourd Foumier. Enigmes des rues de Paris. — Эдуар Фурнье. Загадки парижских улиц. — Paris, E.Dentu, 1860.

[144] Мы отождествляем его с мамврийским дубом (Chêne de Membré) — на герметическом языке дубом обрубленным (Chêne démembré).

[145] Le Livre de Messire Guill. de Mandeville. — Книга мессира Г. де Мандевиля. — Bibl. nat. ms. 8392, fol. 157.

[146] Les Trois Libvres de I'Art du Potier, du Cavalier Cyprian Piccolpassi. — Три книги об Искусстве горшечника кавалера Киприана Пикольпасси, — translatés par Claudius Popelyn, Parisien. Paris, Librairie Internationale, 1861.

[147] * Да будет бесплодным (лат.).

[148] Сборник документов об Авиньоне. Bibl. de Carpentras, ras. № 917, fol. 168.

[149] Греческое слово Рыба образуется по первым буквам слов фразы: 'Ιησοϋζ Χριστόζ Θεοϋ Υιőζ Σωτήρ, что означает: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Слово 'Ιχθύζ часто можно видеть в римских катакомбах, оно фигурирует также на мозаиках церкви св. Аполлинария в Равенне, где помещено на вершине Звёздного креста, над латинской надписью SALUS MUNDI с буквами А и Ω по бокам.

[150] * Цит. по: ДКМ. С. 133. — О.Ф.

[151] * Дух Божий носился над водами (лат.).

[152] Лк. 8:18.

[153] Cicero. De Natura Deorum. — Цицерон. О природе богов. I, 10, p. 348.

[154] Мы уже отмечали, что бафомет иногда походил на существо с бычьей головой. В этом виде его отождествляли с водной стихией, которую олицетворял Нептун, главное олимпийское морское божество. Ποσειδών (Посейдон) и впрямь скрывается под маской быка, буйвола или коровы, т.е. лунных символов. Греческое имя Нептуна происходит от Βοϋζ, генитива слова Βοόζ (bœuf, taureau, бык, буйвол) и εϊδοζ, έίδωλον (image, spectre ou simulacre, образ, обличье или подобие).

[155] A propos du Dictionnaire des Controverses historiques, par S.-F.Jehan. — О Словаре спорных исторических вопросов С.-Ф.Жеана, Paris, 1866.

[156] * производящая природа (лат.).

[157] * неведомый Бог (лат.).

[158] Мы сохраняем для цветка лилии древнее правописание lys, чтобы провести чёткую грань между геральдической эмблемой, где нарисован цветок ириса (fleur d'iris), и полевой лилией (lis), атрибутом Девы Марии.

[159] * очистительный (лат).

[160] * древо познания (лат).

[161] Это прекрасное произведение искусства создано в 1590г. скульптором Хуаном де Арфе.

[162] * Цит. по: Платон. Сочинения в трёх томах. Т. 3, ч. 1. Тимей. — Пер. С.С.Аверинцева. — М., 1971. С. 502.

[163] По-гречески Θύρσοζ. Этому названию Адепты предпочитают его синоним, лучше отражающий научную истину и экспериментальные факты — Θυρσόλογχοζ. В этом случае более заметна весьма показательная связь между жезлом Аарона и копьём Ареса.

[164] Адепт подразумевает здесь алхимические металлы, полученные в результате реинкрудации (réincrudation), или возвращения обычных металлических веществ в простое состояние.

[165] * Веков К.А. буквально переводит её имя: Дóбра. — О.Ф.

[166] Трактат, перепечатанный в Герметическом триумфе Лиможона де Сен-Дидье. — Le Triomphe hermétique de Limojon de Saint-Didier. Amsterdam, Henry Wetstein, 1699, et Jacques Desbordes, 1710, p. 18.

[167] В античности петух был атрибутом бога Меркурия. Греки называли его άλέχτωρ, что иногда означало девственницу (vierge), иногда — супругу (épouse), характерные определения для первой и второй Ртути; с кабалистической точки зрения, άλέχτωρ сопрягается с άλεχτοζ — то, что не должно или не может быть сказано, тайное, таинственное.

[168] По-гречески сосуд — άγγεϊον (также тело, le corps); корень этого слова — άγγοζ (матка, utérus).

[169] Вода есть жидкая или меркуриальная фаза изначального состояния металла. Затем, вследствие осушающего действия Серы, стремящейся поглотить Ртуть, металлы постепенно густеют. Греческое 'Αχελωζ относится к любому течению или реке.

[170] Εύηνίοζ — мягкий (doux), лёгкий (facile). Следует заметить, что речь тут не идёт о растворении компонентов золота. Геракл не входит в речную воду, а Деянира переправляется через реку верхом на кентавре. Тема аллегорической переправы через Эвен — мягкое лёгкое растворение камня.

[171] Греческое 'Ιόλεια, образованное из 'Ιόζ (яд, venin) и λεια (добыча, пожива, butin, proie). Иола — иероглиф первоматерии (matière première), сильного яда, по утверждению Мудрецов, из которого делают великое лекарство (grande médecine). Оно растворяет обычные металлы, делая их жертвой яда, меняющего их природу и разлагающего их. Поэтому Мастер должен остерегаться соединять полученную подобным образом Серу с металлическим золотом. Геракл, хотя и стремится завладеть Иолой, брака с ней не заключает.

[172] От греческого Αϊθω вы (сжигать, воспламенять, пылать, brûler, enflammer, être ardent).

[173] Cf. Fulcanelli. Le Mystère des Cathédrales. — Фулканелли. Тайна соборов. — Paris, J. Schemit, 1926, p. 67; J.-J.Pauvert, Paris, 1964, p. 115.

[174] Среди сцен Сотворения мира на северном портале Шартрского собора есть сцена (XIII в.) с Адамом и Евой. Искуситель у их ног имеет вид присевшего на передние лапы чудовища, у которого голова и туловище собаки, а хвост змеи. Это символ Серы, соединённой с Ртутью в изначальной субстанции Хаоса (сатаны). — Фулканелли.

«Сатана» значит противник, противление. — В.К.

[175] Римляне называли ворона Phœbeius ales, птицей Аполлона, или солнечной (Φοϊβοζ) птицей. Среди химер собора Нотр-Дам де Пари на балюстраде верхних галерей есть странный ворон, видимый лишь наполовину.

[176] Jean-Joachim d'Estinguel d’Ingrofont. Traitez du Cosmopolite nouvellement découverts. — Жан-Жоашен д'Эстингуэль д'Енгрофон. Недавно найденные трактаты Космополита. — Paris, Laurent d'Houry, 1961, Lettre II, p. 46.

[177] рыба-прилипала (лат.)

[178] Об этой детской игрушке, основном предмете ludus puerorum см. в Тайне соборов. — Jean-Jacques Pauvert, p. 51.

[179] * Зола или пепел (cendre) — важный алхимический символ, о значении которого достаточно сказано у Эжена Канселье. См.: КЭА. С. 115, 170, 266. — О.Ф.

[180] В эпиграмме на философию (1538 г.) Жильбер Дюше упоминает Рабле среди приверженцев божественной науки:

In primus sane Rabelæsum, principem eundem

Supremum in studiis diva tua sophia.

Первый среди первых в изучении

Твоей божественной мудрости, конечно же, Рабле.

[181] Н.Clouzot. Vie de Rabelais, notice biographique, écrite pour l’edition des Œuvres de Rabelais. — А.Клузо. Жизнь Рабле, биографический очерк к Сочинениям Рабле. — Paris, Gamier frères, 1926.

[182] Jean Astruc. Mémoires pour servir à l’Histoire de la Faculté de Médecine de Montpellier. — Жан Астрюк. Заметки к истории медицинского факультета Монпелье. — Paris, 1767, p. 153.

[183] «Quod autem Lullius Mediolani et fuerit et chimica ibi tractaverit notissimum est, ostenditurque adhuc domus illic nobili isto habitatore quondam superbiens; in cujus vestibule conspicuæ figuræ, naturæque ingenium artemque chimici satis demonstrant» (Olaüs Borrichius, De Ortu et Progressu Chemiœ, p. 133).

[184] Филибер де л'Орм был посвящён в сан каноника 5 сентября 1550 г., примерно тогда же, когда Рабле. Архитектор сложил этот сан в 1555 г., но его имя часто встречается в соборных капитульных книгах.

[185] Перевод В. Каспарова.

[186] Г-н де Рошбрюн, родившийся в Фонтене-ле-Конт в 1824г. и умерший в замке Тер-Нёв в 1900г., был дедом теперешнего владельца замка г-на де Фонтенью.

[187] Луи д'Эстиссаку было тогда пятьдесят шесть лет.

[188] * Родившись, мы ежедневно умираем (лат.).

[189] Lettre aux Vrays Disciples d'Hermes dans le Triomphe hermetique. — Письмо истинным ученикам Гермеса в Герметическом триумфе, p. 143.

[190] «Если золото в одиннадцатикратном соотношении соединяется с ней (водой), оно извергает своё семя и, ослабев, умирает; сталь при этом оплодотворяется и рождает сына светлее отца».

[191] В средневековых текстах алхимию нередко определяют как музыкальное искусство. Этим объясняется изображение двух музыкантов рядом с балясинами, завершающими верхний этаж усадьбы Саламандры в Лизьё. Музыканты воспроизведены также на доме Адама и Евы в Ле Мане, их можно встретить на амьенском соборе (короли-музыканты верхней галереи) и на жилище графов Шампанских в Реймсе, которое обычно называют домом музыкантов. На одной из иллюстраций к Amphitheatrum Sapientice Æternte (Амфитеатр вечной мудрости) Генриха Кунрата (1610 г.) представлено внутреннее убранство роскошной лаборатории. В центре её — стол с музыкальными инструментами и партитурами. В греческом μουσίκοζ корень μοϋσα (muse, муза) — слово, произошедшее от μϋθοζ (fable, apologue, allégorie, притча, аллегория), что означает также дух (esprit), скрытый смысл (sens caché) рассказа.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...