Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пребывание в Предании как Богообщение. Церковь как истинная хранительница Св. Предания



Апостолы, получившие от Христа богооткровенную Истину, не сообщали ее каждому человеку в отдельности, но вверили Церкви. Сщмч. Ириней Лионский пишет: " Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни ". Поэтому Церковь, по выражению "Пространного Катихизиса", есть " верное хранилище Священного Предания ".

Только Церковь обладает богодарованными средствами для сообщения благодати, то есть таинствами. " Она — не просто место, где сберегается божественное благовестие и хранится апостольское свидетельство; она — то место, где Сам Христос продолжает Свой искупительный подвиг, а Дух Святой, Дух Истины, непрестанно "научает всему и напоминает все" (Ин.14,26), сказанное Господом Иисусом Христом " (Прот. Георгий Флоровский). Поэтому, по словам ап. Павла, Церковь есть " столп и утверждение истины " (1 Тим.3,15).

Конечно, и вне Церкви можно сохранять букву учения, и даже пытаться строить свою жизнь в соответствии с ним, но вне Церкви нет и не может быть преемственного сообщения благодати и освящения. А без этого невозможно ни правильное понимание учения, ни подлинный опыт духовной жизни, ибо " буква убивает, а дух животворит " (2 Кор.3,6).

Что значит «изучать Предание»?

Изучение Св. Предания не есть внешний по отношению к самому Преданию процесс, предание познается только «изнутри». Если понимать изучение Предания как исследование "памятников церковной культуры", то его предметом станет не само Предание, а то, что в той или иной мере создавалось Преданием. Т.е., по выражению В.Н.Лосского, мы будем изучать " не самую реку, а те пески, хотя бы и золотые, которые она отлагает в своем течении ".

Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в «поток» Предания, то есть войти в Церковь. " Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им", — писал прот. Г. Флоровский. Таким образом, цель жизни христианина — овладеть Преданием, стать самому живым носителем Предания, сделаться звеном в непрерывной цепи передачи Богооткровенной Истины.

О СВ. ПИСАНИИ

По определению "Пространного Катихизиса", Св. Писанием называются " книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею ".

Библия — это множественное число греческого слова "библос", что означает «книга». Таким образом, буквальное значение слова "Библия" — книги. Отличительным признаком книг Св. Писания является их богодухновенность.

Слово «богодухновенность» означает, что единственным подлинным автором этих книг является Сам Бог. Существует неверное понимание богодухновенности: например, иногда считается, что написание священных книг всецело принадлежит человеку, а действие Духа Святого сводится лишь к предохранению автора от заблуждений. Фактически такое понимание ведет к отрицанию богодухновенности как таковой, ибо со стороны своего содержания священные книги оказываются произведениями чисто человеческими.

Противоположная крайность - когда авторы священных книг рассматриваются как некие автоматы, механически выполняющие волю всецело владеющего ими Божества. Конечно, Бог вдохновляет авторов священных книг, влагает в их сознание определенное догматическое и нравственное содержание. Но личная самостоятельность человека при этом не устраняется. По мысли свт. Василия Великого, воздействие Духа Святого на пророка, в противоположность демонскому влиянию, состояло в просвещении умственных способностей человека, а не их подавлении. «Невозможно, чтобы Дух Премудрости делал человека лишенным ума». Поэтому библейские книги значительно разнятся и по стилю, и по языку, передавая индивидуальные особенности их авторов.

Отличие книг Св. Писания от прочих произведений отчасти можно выразить посредством таких понятий, как авторство и соавторство. В творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве автора, субъекта творчества выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека, помогает ему. В случае создания священных книг подлинным автором является Сам Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только воплощает, впрочем, не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли соавтора.

При изучении Св. Писания необходимо иметь в виду, что оно имеет две стороны — Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в том, что Св. Писание заключает в себе богооткровенную Истину. Сторона же человеческая — в том, что эта вечная, неизменная Истина выражена на языке людей определенной эпохи, принадлежавших к определенной культуре. Говоря, что Св. Писание содержит неизменную богооткровенную Истину, необходимо четко понимать, что это утверждение относится к вероучительным истинам, но не к излагаемым в Библии естественнонаучным или историческим представлениям.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 240 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...