Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методологическая программа



В конце XX – начале XXI вв., когда накоплен огромный массив фактического материала по истории мировой культуры, идет интенсивный поиск новых теоретических подходов к ее истолкованию. Оригинальная концепция культуры как саморазвивающейся системы, предложенная в книге профессора Петербургского университета Моисея Самойловича Кагана«Философия культуры» (СПб, 1996)[153], является одной из наиболее перспективных попыток такого рода.

Основой развиваемых Каганом взглядов на культуру служит системный подход к ее изучению: культура рассматривается как система человеческой деятельности, охватывающая все ее формы, процессы и продукты. А поскольку в истории человечества происходит постоянное расширение, обогащение, совершенствование способов и средств деятельности, постольку необходимо признать, что культура прогрессивно развивается. Каган – убежденный сторонник идеи культурного прогресса. Развивая эту идею, он опирается на применение к истории культуры принципов синергетики.

Исходный принцип синергетики заключается в том, что развитие систем есть саморазвитие - процесс, детерминированный изнутри, а не извне. Применительно к культуре это означает, что при всех влияниях на нее со стороны внешних условий, движущие силы ее изменения лежат в ней самой. Каган видит эти силы в потребности и способности человека самостоятельно, а не по генетически заложенной программе, как у животных, определять цели и выбирать средства своей деятельности. Обретенная человеком в процессе его выхода из животного состояния свобода изменения своей поведенческой программы ради ее совершенствования лежит в основе развития культуры. Первичной, исходной Каган считает эволюцию материальной культуры. Творчество в сфере материального производства, практической деятельности – это «пусковой механизм», приводящий в действие духовную активность людей, требующий развития науки, философии, морали, искусства и всего образа жизни человека.

В развитии культуры действует тот же закон, который синергетика вскрыла в физических процессах: переход от одного уровня организации к другому совершается через разрушение сложившегося на данном уровне порядка, через временное возрастание беспорядка, и установление нового, более совершенного порядка. В истории культуры, как и в эволюции физических систем, происходит чередование состояний гармонии и хаоса. Из этого следует, что культурно-исторический процесс нельзя описывать в виде рождений и смертей цивилизаций. Во-первых, состояние хаоса служит условием, на основе которого возникает новая гармония, а потому следующий цикл начинается не «с нуля», а является продолжением предыдущего. И, во-вторых, переход от гармонии к хаосу идет не в каком-то одном направлении, а по разным путям одновременно. Так что лишь будущее показывает, какой из путей оказался более перспективным, а какой - менее перспективным или тупиковым.

Изучая прошлое, мы знаем, чем завершился каждый его этап, и это позволяет установить, каковы были аттракторы (гл.13, §6), обусловившие объективный выбор одного (оптимального) из возможных вариантов дальнейшего развития. Исходя из этих методологических установок, Каган ставит целью дать целостное описание историко-культурного процесса, при котором можно выявить закономерности развития культуры.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...